Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Скачать Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье : На материале Чувашской Республики. бесплатно
3:38 AM
Скачать Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье : На материале Чувашской Республики. бесплатно
Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье : На материале Чувашской Республики

Диссертация

Автор: Николаева, Янина Геннадьевна

Название: Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье : На материале Чувашской Республики

Справка: Николаева, Янина Геннадьевна. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье : На материале Чувашской Республики : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Чебоксары, 2003 217 c. : 61 04-13/603

Объем: 217 стр.

Информация: Чебоксары, 2003


Содержание:

1 ВВЕДЕНИЕ сЗ
Глава
I Теоретическое обоснование процесса воспитания детей в неполной семье и ее функционирования с
11 Функциональная характеристика неполной семьи в отечественной научной литературе с
12 Исследования функционирования неполной семьи в зарубежной литературе с
13 Взаимосвязь воспитания и здоровья членов неполной семьи с
14 Этнопедагогические и исторические аспекты функционирования неполных семей в Чувашской Республике с
Глава
II Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье с
21 Анализ воспитательной ситуации в неполных семьях Чувашской республики с Взаимодействие образовательно-воспитательных учреждений и государственных органов с неполной семьей с Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье с с с ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Семья как институт созданный людьми для удовлетворения жизненных потребностей является естественной основой гармоничного и целостного воспитания личности. Жизнь требует наличия у ребенка, как отца, так и матери, и существование семьи в виде союза мужчины и женщины на протяжении тысячелетий доказывает ее исключительную ценность и незаменимость. Рассматривая мужчину и женщину как воспитателей, необходимо усиливать внимание к психолого-эмоциональным, педагогическим аспектам жизни семьи, в которой важной основой воспитания являются разносторонние внутрисемейные отношения. Именно воспитательная функция является базовой основой семьи, как социально-педагогического института. В современном обществе одной из острых социально-педагогических проблем является рост количества неполных семей с присущими им специфическими особенностями функционирования; нарушение функций воспитания, социализации, материального обеспечения, репродукции и др. По данным переписи населения 1989 года в Чувашии различные типы неполных семей составляли 14,83%, и к настоящему моменту статистика меняется в сторону роста этих показателей. Среди объективных причин пополнения категории неполных семей необходимо отметить сложную, для большинства населения, социально-экономическую ситуацию в стране и проявление женского лидерства в вопросах материального и духовного содержания семьи, связанное с утратой мужчинами монополии на финансовое обеспечение семьи. Большинство исследователей жизнедеятельности неполной семьи полагают, что неполная семья даже при самых благоприятных условиях не обеспечивает гармоничного и полноценного развития детей, так как при этом нарушается естественная среда воспитания, создаваемая совместно отцом и матерью. В то же время отмечается необходимость в разработке комплекса психолого-педагогических мер, направленных на повышение эффективности воспитания в неполной семье с учетом социально-экономических, тендерных, медицинских факторов. Таким образом, неполная семья выступает объектом исследования как общей педагогики, так и других наук, отсюда следует, что воспитательные проблемы должны рассматриваться с различных позиций, и, в частности, огромную помощь в этом может оказать социология. По данным Министерства социальной политики Чувашской Республики 28.261 семья была зарегистрирована в 2001 г. как неполная в реестре слабозащищенных категорий семей с несовершеннолетними детьми, в них проживало 40.496 детей. Основными причинами увеличения количества неполных семей в Чувашской Республике явились следующие: 1) количественный рост разводов. По данным Госкомитета по статистике Чувашской Республики в 1975 году общий коэффициент разводимости на 1000 чел. составлял 1,6 (при общем коэффициенте брачности 10,3). В 2002 году коэффициент брачности составил 6,2, коэффициент разводимости 4,0. Наибольшее количество разводов регистрируют супруги в возрасте 25-39 лет, то есть распадаются пары, имеющие заведомо несовершеннолетних детей. В демографических исследованиях отмечается, что возможность повторного брака разведенных женщин с детьми невелика, а уровень разводимости повторных браков на 75% выше, чем первых. Это свидетельствует о том, что разведенные женщины с детьми, скорее всего, останутся одинокими, то есть, являются стабильным источником пополнения категории неполных семей. 2) рост количества рождений вне официально зарегистрированного брака. По сведениям Госкомитета ЧР по статистике в 2001 г. 66,8 всех детей, рожденных вне брака, были зарегистрированы по заявлению матери и 33,2% по совместному заявлению родителей. Данные показывают, что количество внебрачных рождений за последние годы значительно возросло. Чувашию на общероссийском фоне можно назвать более благополучной: в России процентное соотношение внебрачных детей составило 31,0% (2001 г.), а в Чувашии 19,5%. Кроме того, обратно пропорциональное соотношение доли городского и сельского населения в статистике внебрачной рождаемости свидетельствует о том, что в республике наличествует фактор, сдерживающий рост показателей, а именно этнокультурные традиции чувашского народа, осуждавшие рождение ребенка одинокой матерью, причем в деревнях, где эти традиции сохранились в большей степени, чем в городах, коэффициенты внебрачной рождаемости ниже. Приоритет рождения внебрачных детей в возрастных категориях до 20 лет и после 40 сохранялся до 1998 года, но уже к 2001 году это соотношение было нарушено и теперь является более равномерным по всем возрастным группам. 3) рост смертности мулсчии. С 1987 по 1991 год смертность мужского трудоспособного населения (16-59 лет) не превышала 7 на 1000 человек. С 1992 года показатель мужской смертности резко пошел вверх, в то время как показатель женской смертности снижается: 2000 г. 9,98 (2,56). Растет показатель мужской смертности и по суициду. Потому, неполные семьи, образовавшиеся в результате вдовства, состоят, в основном, из одиноких женщин с детьми. Демографические исследования показывают, что вероятность образования новой семьи для вдовы невелика: они в 10 раз реже вступают в повторный брак, чем в первый, а вдовы, вступившие в повторный брак, разводятся вдвое чаще, чем состоящие в первом браке. Приведенные статистические данные необходимы для уяснения причин образования неполной семьи, которые, в свою очередь, важны для понимания особенностей воспитательной ситуации, актуализации широкого спектра педагогических проблем, возникающими в связи с этим. Воспитание детей в неполных семьях имеет ряд особенностей, которые являются следствием влияния следующих факторов: причины образования такой семьи, психологического состояния матери, взаимоотношений между членами семьи, финансового положения, здоровья членов таких семей и др. Стремительный рост количества неполных семей, с присущими им специфическими особенностями воспитания и социализации детей, создает, именно в силу этих особенностей, противоречивые тенденции развития не только внутри семьи, но формирует общественную среду, оказывая значительное влияние на развитие всего общества. Проблемы неполных семей являются интернациональными, поскольку в центре них оказывается человек с его потребностями и ограниченным набором способов их удовлетворения. Изучение особенностей воспитания детей в неполной семье и ее жизнедеятельности стало предметом исследования различных отраслей наук: педагогики (И.Б.Кочубей, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, В.Сатир, В.А.Сухомлинский и др.), психологии (Е.М.Вроно, А.И.Захаров, И.С.Кон, М.В.Пухова, Г.Фигдор, Э.Г.Эйдемиллер и др.), социологии и демографии (Н.Г.Аристова, СИ.Голод, И.Ф.Дементьева, А.Ф.Калинин, П.П.Романова, А.Б.Синельников, В.А.Сысенко, А.Г.Харчен и др.), медицины (И.Г.Грачева, О.Е.Коновалов, Л.В.Михайлова (Кушнир), Н.А.Шнейдерман, Ю.С.Эрдман и др.), философии (Т.А.Гурко, А.М.Демидов, В.Я.Титаренко и др.), гендерной теории (М.Г.Воронцова, Т.А.Гурко, Л.Г.Лунякова и др.), что обусловлено многоаспектностью проблемы, находящейся на стыке разных наук. Проблема неполной семьи зарубежными учеными рассматривается прежде всего в психологическом, социологическом и гендерном аспектах (П.Амато, Дж.Ардитти, К.Бушанан, А.Джексон, В.Кинг, Дж.Колеман, Е.Маккоби, Макланахан, Р.Саймоне, Ф.Ферстенберг, Е.Хезерингтон и др.). Необходимо отметить то обстоятельство, что в трудах лишь немногих зарубежных ученых неполная семья является предметом собственно педагогического исследования (Дж.Валлерштейн, Х.Келли) и причина в том, что эта проблема активно изучается, в первую очередь, социологами и демографами как ответ на социальный заказ государства. Аналогичная картина наблюдается и в России, что объясняется возрастанием в общественном сознании роли социальноэкономических факторов, приоритетностью экономических программ над воспитательно-образовательными. За последние 15 лет проблематика неполной семьи, несмотря на ее очевидную остроту, исследуется не столь активно (6 диссертационных исследований, из них 3 по педагогике). Данное положение актуализирует наше исследование, которое рассматривает неполную семью как педагогический феномен во взаимосвязи с социальными, экономическими и государственными институтами. В научных исследованиях, как зарубежных, так и отечественных, определение «неполная семья» дается лишь в социальном аспекте, отсюда возникает необходимость в педагогическом определении сложного социальнопедагогического феномена, каким является неполная семья. По нашему определению, неполной семьей в педагогическом контексте следует считать семью одинокого родителя, проживающего с детьми (в отдельных случаях и с ближайшими родственниками) и осуществляющего воспитательный процесс самостоятельно, единолично реализующего функции семьи. Исследователи проблем жизнедеятельности современных неполных семей в России (И.В.Борисова, Т.Ю.Гущина, И.Ф.Дементьева, Л.Г.Лунякова, не разработана и социальноМ.В.Пухова и др.) отмечают недостаточную теоретическую и практическую разработку многих аспектов данной тематики, в частности, теоретическая концепция психолого-педагогического экономического регулирования жизнедеятельности неполной семьи с учетом основных причинно-следственных факторов. Проблемным полем педагогики является воспитание и образование детей в неполной семье. Воспитание в неполной семье имеет свои особенности, отличные от традиционного воспитания, и потому увеличение доли неполных семей, в больших темпах и за короткий срок, приводит к увеличению доли детей, воспитанных при отсутствии значимого для ребенка второго родителя, а это имеет трудно предсказуемые последствия для общества. Отсюда, объективно обнаруживается основное противоречие между потребностью общества и государства в нормальной здоровой семье (разных типов), как основе благополучия и стабильности всего общества, в которой должны счастливо жить и воспитываться дети и теоретико-методической неразработанностью всего комплекса психолого-социально-педагогических проблем воспитания и жизнедеятельности неполных семей в реальной практике. Это обстоятельство затрудняет оказание матерям организационнопедагогической помощи. На основании имеющегося противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования неполная семья как социально-педагогический феномен. Предмет исследования процесс воспитания детей в неполной семье. В основу исследования положена гипотеза о том, что совершенствованию процесса воспитания ребенка в неполной семье совокупность следующих педагогических условий: педагогическая ребенка и психологическая неполной подготовленность семьи и к матери к будет способствовать воспитанию в условиях постоянному самосовершенствованию; оказание педагогической поддержки в разрешении острых психологических проблем неполной семьи; реализация психолого-педагогических установок, регулирующих поведение матери (отца) через осознание трудностей и полное принятие ответственности за результат воспитания ребенка; вовлечение отдельно проживающего отца (матери) в процесс воспитания детей; наличие значимого мужского (женского) окружения, которое могут составлять родственники, тренеры, учителя и т.д.; взаимосвязь воспитания и здоровья членов неполной семьи, в которой одинокая мать (отец) будет внимательна к здоровью своего ребенка и своему собственному, рассматривая здоровье как необходимую часть гармоничного воспитания, что соответствует этнопедагогическим традициям чувашского народа; комплексное, семьей; реализация авторской Программы сохранения семьи; использование этнопедагогических традиций семейного воспитания в современных условиях; адекватное материальное обеспечение неполной семьи. Для осуществления намеченной цели и проверки достоверности выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблемам согласованное взаимодействие образовательновоспитательных учреждений и государственных органов в работе с неполной воспитания детей в неполной семье, раскрыть сущность и содержание понятия «неполная семья». 2. Рассмотреть функциональные характеристики неполной семьи в педагогическом, этнопедагогическом и историческом аспектах. 3. Выявить психолого-педагогические и этнопедагогические особенности процесса воспитания детей в неполной семье. 4. Разработать методы и средства, способствующие формированию благоприятного нравственно-психологического климата в неполных семьях, как условия гармоничного воспитания детей. 5. Выявить и обосновать педагогические условия совершенствования процесса воспитания в неполной семье. Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; о признании человека субъектом общественного развития и высшей социальной ценностью; о многофакторном характере его воспитания; теории системного и личностно-деятельностного подходов к

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 232 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30