Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей. Шепелева, Жанна Николаевна бесплатно
11:15 PM
Скачать Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей. Шепелева, Жанна Николаевна бесплатно
Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей

Диссертация

Автор: Шепелева, Жанна Николаевна

Название: Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей

Справка: Шепелева, Жанна Николаевна. Педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Белгород, 2004 228 c. : 61 04-13/2601

Объем: 228 стр.

Информация: Белгород, 2004


Содержание:

Глава 1 Теоретические основы обучения конструированию экономико-математических моделей
11 Основные направления интегрирования экономического и математического образования старшеклассников
12 Конструирование экономико-математических моделей как средство образования школьников: сущность, этапы, особенности
13 Изучение опыта работы школ по обучению учащихся конструированию экономико-математических моделей
Выводы по главе '
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий обучения конструированию экономико-математических моделей в процессе образования школьников
21 Критерии и показатели эффективности использования конструирования экономико-математических моделей в учебном процессе
22 Технология обучения конструированию экономико-математических моделей в процессе образования школьников
23 Педагогические условия обучения конструированию экономико-математических моделей учащихся старших классов
24 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе

Введение:

Актуальность проблемы. Есть различные точки зрения на процессы, происходящие в нашем обществе в настоящий момент. Но независимо от того, как воспринимаются эти процессы, никто не может отрицать того, что экономические условия жизни стали намного сложнее. Эти трудности не могли не вызвать волны нового интереса к математическим методам, применяемым в экономике. Возникла необходимость оценить роль и место математических методов при обучении математике и экономике, выявить условия их применения в учебном процессе общеобразовательной школы.Необходимость радикального обновления содержания образования, в том числе экономического образования школьников, возникла в связи с решением задач развития творческой и предпринимательской инициативы, социально значимых знаний и умений, опыта самостоятельной экономической деятельности. Процесс внедрения математических методов исследования происходит практически во всех науках, технике, в том числе и в области общественных наук и в практической деятельности. Этот процесс получил название математизации научного знания. Математика стала необходимым орудием познания.Актуальность проблемы обусловлена тем, что одним из существенных признаков процесса обучения является познавательная деятельность ученика.Средством познания в обучении становится модель, которая сосредотачивает на себе всю познавательную активность ученика. Существуют различные модели, в которых зафиксирован предыдущий опыт человечества, познанные закономерности. Многие компоненты процесса обучения становятся зависимыми от структуры познавательной деятельности и находят объяснение в свете «модельной» природы обучения. Методы изучения связи моделей с оригиналом углубляют методологическое обоснование учебного процесса, позволяют глубже реализовать научные положения принципов обучения. Эти компоненты в теории являются неразработанными, поэтому в практике связь изучаемой модели с оригиналом не является самостоятельной учебной задачей.Широко известно, что экономическая образованность, экономическая грамотность и экономическое мышление формируются не только при изучении курса экономики, но в не меньшей степени на основе всего комплекса предметов изучаемых в школе. И, прежде всего, это относится к математике.Многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры и начала анализа 911 классов. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: для экономики это инструмент получения новых знаний; для математики же - широкие возможности для практического применения.Вопросам экономической подготовки учащихся, углубленного изучения математики и экономики с иллюстрацией приложений математики к экономике, либо собственно экономическим образованием учащихся посвящены работы А.Ф.Аменда, П.Т.Апанасова, Н.П.Апанасова, Э.С.Беляева, М.В.Владыка, О.С.Газмана, Гараева, Е.Н.Камышанченко, В.В.Костромцовой, Л.Л.Любимова, В.Ф.Любичевой, А.А.Мицкевича, В.М.Монахова, Л.Д.Рябоконевой, Е.В.Савицкой, И.А.Сасовой, В.Д.Симоненко, А.С.Симонова, Н.А.Хоркиной, И.М.Шапиро и многих других.Модели в обучении, моделирование как метод и форма обучения, конструирование и проектирование содержания образования, учебной среды рассматривались в исследованиях Н.Г.Алексеева, В.В.Давыдова, А.И.Креминского, А.К.Марковой, И.Б.Новика, П.И.Образцова, Е.В.Посохиной, Н.Г.Салминой, В.П.Сухова, Л.М.Фридмана, А.Т.Шумилина и др.Проведенный анализ литературы по указанной проблематике показал, что формирование экономико-математического мышления и грамотности школьников в целостном учебно-воспитательном процессе путем обучения конструированию экономико-математических моделей и выявление педагогических условий для этого процесса до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.На современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость во взаимосвязи основ экономического мышления и математической подготовьси. Обобщение материалов, представленных в отечественной и зарубежной литературе, анализ опыта показывают, что обеспечение только одной экономической или только математической грамотности молодежи недостаточно для ее адаптации в новых российских социально-экономических условиях.Таким образом, объективно существуют противоречия между инновационными процессами, проходящими в общественном сознании молодёжи в связи с объективной потребностью в экономико-математическом образовании и сохранением традиционного подхода к передаче экономических и математических знаний; между необходимостью экономико-математической подготовки старшеклассников и недостаточной разработанностью педагогических средств, технологий обучения основам конструирования экономикоматематических моделей.На основании существующих противоречий мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей? Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.Объект исследования - процесс обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей.Предмет исследования - педагогические условия эффективности обучения учащихся старших классов конструированию экономикоматематических моделей в учебном процессе общеобразовательной школы.Исходя из цели, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность, структуру, особенности конструирования экономико-математических моделей как средства обучения школьников.2. Определить критерии и показатели эффективности обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей.3. Выявить совокупность педагогических условий эффективности обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей в учебном процессе общеобразовательной школы.4. Разработать технологию обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей в образовательном процессе, В качестве гипотезы было вьщвинуто предположение о том, что обучение конструированию экономико-математических моделей будет эффективно, если выполнены следующие педагогические условия: • актуализация у школьников личностного смысла к овладению основами конструирования экономико-математических моделей; • реализация комплексности, преемственности и систематичности в изучении ведущих тем программ по математике, экономике в соединении с факультативным курсом; • включение учащихся в учебную и внеучебную деятельность экономического содержания с использованием форм и методов активного обучения; • определение возможностей и пределов интеграции курса математики общеобразовательной школы и отдельных разделов курса экономики на межпредметной основе; • дидактическое обеспечение интегрированного обучения математике и экономике; • развитие экономико-математического мышления школьников.Методологической основой исследования являются: теория оптимизации процесса обучения (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, Н.М.Скаткин и др.); теория познавательной деятельности в трудах философов (Б.С. Гершунский, Л.Н. Пономарев, А.К. Уледов, ), психологов (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Рубинштейн), педагогов (А.Ф.Аменд, В.А.Беликов, И.Я. Лернер, В.И.Лозовая, А.С.Прутченков, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, М.НСкаткин, Б.П.Шемякин, Г.И.Щукина и др.); деятельностный подход и теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.); личностно-ориентированные технологии (Е.В.Бондаревская, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, В.А Сластенин, А.И.Уман, И.СЯкиманская и др.); теория моделирования (СП. Баранов, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, П.И.Образцов, Н.Ф. Талызина, В.А.Штофф и др.).Теоретический фундамент исследования составляют: современные концептуальные положения по изучению конструирования экономикоматематических моделей в учебном процессе, представленные в работах Аршафир-Т. А.К, Э.С. Беляевой, О.А. Боковнева, В.А. Волкова, Гараева, Т.П. Гавриловой, М.В. Крутихина, Л.С. Ла, В.Ф. Любичевой, Н.Б.Мельниковой, Е.Ю. Никонова, М.И. Ромакина, А.С. Симонова, Н.А. Терешина, А.Т. Улимаевой, Е.И.Федоровой, В.В. Фирсова, Н.А. Хоркиной, И.М. Шапиро и др.; труды педагогов-математиков, направленные на построение и изучение математических моделей окружающего мира - А.Д. Александрова, Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогорова, В.М. Монахова; работы по методологии и теории экономического образования в общеобразовательной школе - Л.И. Абалкина, М.В. Владыка, В.Д. Камаева, Е.Н. Камышанченко, М.Л.Левицкого, А.Я. Лившица, В.И. Лозовой, Л.Л. Любимова, А.А.Мицкевича, Е.В.Савицкой, П. Самуэльсона, Фишера и др.Методы и база исследования.Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: • теоретический анализ отечественной и зарубежной научнометодической литературы по проблеме исследования; • анализ школьных программ по математике и экономике, действующих и экспериментальных учебных пособий по математике и экономике; • методы изучения реально складывающегося опыта (анкетирование, интервью, микросочинения, оценивание, рейтинг, изучение практической внешкольной деятельности старших школьников); • наблюдение за ходом учебного процесса; • методы изучения и обобщения педагогического опыта; • метод экспертных оценок; • педагогический эксперимент; • статистическая обработка полученных результатов.Экспериментальная работа проводилась в три этапа на базе средних обш;еобразовательных учреждений №JVb 1,2 и гимназии №3 г.Строитель, Быковской, Завидовской, Кривцовской сельских школ Яковлевского района Белгородской области (107 учителей и 726 учащихся 9-11 классов), на подготовительных курсах для учащихся при БелГУ ( 22 человека), со студентами заочного отделения физико-математического и экономического факультетов БелГУ (78 студентов).Этапы исследования: I этап (1996-2000гг.) - аналитико-проектировочный. Накопление теоретического материала, необходимого для опытно-экспериментальной работы: изучение и анализ научной психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов школ; знакомство с опытом работы школ Белгородской области; подготовка инструментария исследования. На основе разработанных методик было проведено обследование учащихся 9-11 классов и учителей экономики, математики и информатики. По результатам первого этапа определены основные теоретические подходы к изучаемой проблеме, разработаны цели и задачи исследования, определен его объект и предмет, выдвинута гипотеза исследования. Разработана программа и выявлены условия эффективного использования конструирования экономикоматематических моделей в учебном процессе средней школы. II этап (2000-2003гг.) - опытно-экспериментальный. Проведение опытно-экспериментальной работы, в ходе которой апробировалась и уточнялась технология обучения школьников конструированию экономикоматематических моделей, реализовывались педагогические условия ее эффективного функционирования, обобщались результаты исследования. III этап (2003-2004ГГ.) — теоретическое обобщение полученных результатов, их систематизация и статистическая обработка, формулировка основных выводов, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации, подготовка методических рекомендаций.Научная новизна исследования состоит в том, что: • определена сущность, этапы, и особенности процесса конструирования экономико-математических моделей применительно к условиям средней общеобразовательной школы; • разработаны критерии и показатели эффективности использования конструирования экономико-математических моделей в учебном процессе; • разработана технология обучения учащихся конструированию экономикоматематических моделей, в основу которой, положена взаимосвязь непрерывного математического и экономического образования; • определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения школьников конструированию экономикоматематических моделей.Теоретическая значимость исследования заключается в: • разработке концептуальных основ обучения конструированию экономикоматематических моделей в учебном процессе средней школы; • в обосновании конструирования экономико-математических моделей как средства обучения, развития экономико-математического мышления учащихся; • во введении в научный оборот понятия « обучение конструированию экономико-математических моделей».Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении технологии и методических рекомендаций по обучению основам конструирования экономико-математических моделей, разработке факультатива «Конструирование экономико-математических моделей» для старшеклассников и спецкурса «Обучение конструированию экономико-математических моделей» для студентов физико-математического факультета; в возможности использования созданных методических материалов в процессе подготовки учителей математики и экономики, в использовании конструирования экономико-математических моделей не только на уроках математики, но и на олимпиадах, в кружковой и факультативной работе и т.д.; материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей.Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологическими положениями; комплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету и задачам исследования; анализом и учетом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; содержанием проведённой опытно-экспериментальной работы, длительностью проверки результатов эксперимента; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; использованием методов математической статистики для доказательства эффективности проделанной работы.Апробация и внедрение результатов исследования.Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на международных, Всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах: г. Белгород - 2002, 2004гг.; г. Кемерово - 2003, г. Самара 2003 гг. На ежегодных научно-практических конференциях БелГУ, на кафедре педагогики, на аспирантских семинарах. Разработанные в ходе исследования рекомендации по вопросам обз^ения школьников конструированию экономико-математических моделей внедрены в средних школах Белгородской области; используются при проведении занятий со студентами физикоматематического и экономического факультетов БелГУ. На защиту выносятся следующие положения: 1. Обучение конструированию экономико-математических моделей рассматривается нами как целенаправленный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по построению, изучению и применению моделей, обеспечивающий углубление и расширение экономико-математических знаний и умений, развитие их исследовательских интересов и творческих способностей.2. Эффективность обучения старшеклассников конструированию экономико-математическим моделям обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: актуализация у школьников личностного смысла к овладению основами конструирования экономико-математических моделей; реализация комплексности, последовательности и систематичности в изучении ведущих тем программ по математике, экономике в соединении с факультативным курсом; включение учащихся в учебную и внеучебную деятельность экономического содержания с использованием форм и методов активного обучения; определение возможностей и пределов интеграции курса математики общеобразовательной школы и отдельных разделов курса экономики на межпредметной основе; дидактическое обеспечение интегрированного обучения математике и экономике; развитие экономикоматематического мышления школьников.3. Технология обучения конструированию экономико-математических моделей старшеклассников в учебном процессе средней школы включает последовательность четырех этапов: диагностико-проектировочного, структурно-содержательного, операционно-деятельностного, оценночнокорректирующего.4. Критериями оценки эффективности по разработанной технологии обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей являются: усвоение учащимися знаний конструирования экономикоматематических моделей; овладение учащимися умениями конструировать экономико-математические модели; прочность усвоения знаний и умений конструирования экономико-математических моделей. Каждый критерий раскрывается в нескольких показателях.Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализировано состояние научной разработанности тематики и поставлена проблема; определены основные характеристики научного аппарата исследования: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость и формы апробации исследования.В первой главе «Теоретические основы обучения конструированию экономико-математических моделей» проведен анализ исследуемой проблемы в философии, педагогике, в психологии, раскрыта сущность понятий «модель», «конструирование экономико-математических моделей»; определены этапы и особенности конструирования экономико-математических моделей в условиях средней школы; проанализировано состояние проблемы в практике современной школы.Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий обучения конструированию экономикоматематических моделей в процессе образования школьников» определены педагогические условия обучения старшеклассников конструированию экономико-математических моделей, выявлены критерии и показатели эффективности использования конструирования экономико-математических моделей в учебном процессе, представлена технология обучения конструированию экономико-математических моделей. Проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы и показана их динамика в учебном процессе.В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.В приложениях представлены исследовательские и научнопрактические материалы: анкеты для учителей и учащихся, таблицы, отражающие полученные результаты, методические разработки форм организации з^ебной и внеучебной деятельности старшеклассников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031