Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 10 » Скачать Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России. Кораблев, бесплатно
12:24 PM
Скачать Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России. Кораблев, бесплатно
Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России

Диссертация

Автор: Кораблев, Алексей Алексеевич

Название: Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России

Справка: Кораблев, Алексей Алексеевич. Педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1998 119 c. : 61 98-13/763-4

Объем: 119 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

ГЛАВА
I Историко-педагогические проблемы формирования педагогических коллективов
11 Историография проблемы
12 Исторические условия управления кадровым педагогическим потенциалом в России
Выводы по первой главе
ГЛАВА
II Проблемы обеспечения учебного процесса квалифицированными кадрами в современных условиях 60^ ,
21 Профессиональное мастерство учителей и учебно-воспитательный процесс
22 Нормативно-правовая база формирования кадрового педагогического потенциала
23 Повышение квалификации важное условие оптимизации учебного процесса i
Выводы по второй главе

Введение:

Проблема педагогических условий формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России % является одной из наиболее острых в современной педагогической науке и практике. Акцент в сторону гуманитаризации содержания общего образования, увлечение новыми технологиями обучения, связанными главным образом, с интенсификацией интеллектуальной деятельности учащихся и учителей, привели к существенному ослаблению внимания к проблеме педагогических кадров вообще.Дело в том, что осуществление социально-экономических и полити•и ческих реформ в России кардинальным образом изменило смысл и содержание деятельности учителя, способствовало усложнению задач, стоящих перед общеобразовательными учебными заведениями. Отсюда II, очевидно, что педагогические условия формирования кадрового потенциала в современных условиях претерпевают значительные изменения в соответствии с погреб^юстями обновления всей системы образования России. • Характер этих изменений объясняется необходимостью реализации идеи непрерывного образования в аспекте личностного, профессионального самоопределения учителя и перехода к программно-целевому принципу организации деятельносги учреждений с целью обеспечения 1 реализации конкретных программ развития образования.1 Актуальность исследуемой проблемы обусловливается и тем, что cell # годня продолжается обновление содержания и технологий обучения, форм организационно-управленческого взаимодействия образовательных учреждений и органов управления. Актуальным становится создание механизмов, позволяющих обеспечить координацию и взаимодействие различных учебных заведений, реализующих современную программу формирования кадрового потенциала. Очевид1Ю, что в соответствии с этим современные общеобразовательные учебные заведения ориентируются на свою мобильносгь, способность к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочиванию, созданию механизмов, обеспечивающих обратную связь системы с заказчиками и потребителями образовательных услуг, Профамма формирования кадрового потенциала справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития всей системы российского образования.Нарастание в западноевропейских государствах, Северной Америке, Японии и других развитых странах движения за всестороннее обновление общеобразовательной школы привело к возникновению ряда педагогических течений и концепций, которые изучаются родительской и педагогической общественностью и адаптируются к российским условиям. К учителям предъявляются, с одной стороны, гювыпюниые ipe6o-, вания, а с другой - наблюдается не решение вопросов их материального положения и других форм социальной защиты, соответстствующих их профессиональному уровню.В России наибольше распространение получили идеи формирования педагогического потен1Ц1ала, способного по;щерживать образовательные потребности молодежи на уровне гребованим современного общества. Сегодня эти требования, о чем свидетельствует наш анализ, связаны с проведением ряда социально-экономических и политических реформ в России.В этой связи актуальность и обоснованность темы исследования связана прежде всего с особенностями социально-экономической обстановки в стране; во-вторых, с резко изменяюпц1мися запросами общества к системе образования; в-третьих, с необходимостью совершенствования процессов формирования профессионсшьного педагогического кадрового потенциала.Решение указанных проблем требует переосмысления целевых функций системы формирования кадрового потенциала, пересмотра традиционных представлений о ее роли как социального института в жизни педагога, качественно новых подходов к управлению этим процессом.К тому же, сложившаяся традиционная система формирования кадрового педагогического потенциала не может в полном объеме решать^ новые социально-педагогические задачи, связанные с созданием условий для становления личности современного педагога, ориентированного на обп;ечеловеческие ценности.Возникла необходимость учета потребностей различных слоев населения в образовательных услугах с более полной реализацией ресурсов, накопленных самой системой общего образования. • Целостное педагогическое осмысление сложившейся образовательной ситуации приво/1,ит к необходимос1и нахождения действенных путей формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учреждениях России.Данный процесс может быть успенн1ым, при выполнении определенных педагогических условий, среди которых наиболее важными, па наш взгляд, являются: - осознание изменений целей, характера и методов управления системой формирования кадрового педагогического потенциала в обн е^образовательных учреждениях; - децентрализация управления и перераспределение функций федеральных и регионально-муниципальных органов управления образованием: - учета региональных и нацноиалыилх условий и особенност^ей ориентации на прогрессивные тенденции в развитии и управлении образовательными подсистемами.Актуальность данной темы исследования обусловливает и то, что существующая на сегодняшний день, система формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учреждениях России недостаточно обеспечивает подготовку учителя к решению новых учебнообразовательных задач b новых социсшьно-экономических условиях.Целесообразно отметить, что программы по формированию кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях, помимо богатого исторического, педагогического, мегодического опыта, имели тенденции сопровождаться отдельными позитивными и негативными явлениями.В современной системе образования России, на наш взгляд, созрела необходимость создания такой программы формирования кадрового потенциала, которая: - с одной стороны, основывалась бы на объективных критериях роста профессиональной компетентности учителя; - с другой, была бы гуманной, востребованной, доступной и понятной и самим педагогам, учащимся и их родителям.Однако, при всех попытках анализа отдельных проблем по работе с педагогическими кадрами, мы считаем, что недостаточно полно освещены педагогические условия формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях. Современная ситуация в системе российского образования характеризуется общими и "частными" противоречиями. К общим противоречиям относятся: • противоречия между Требованиями обновляющегося общества к педагогу и сложившейся традиционной системе подготовки кадров; • между иеобходимосп.ю построения системы иепрерьпиюго поныП1еиия квалификации, yдoвлeгвop^пoп^eн разнообразие образовательных и культурных запросов лич110сти педагога и отсутствием достаточного количества специальных педагогических учреждений; • между развернувшейся творческой инициативой педагогов "снизу" и определенной инертностью органов управления, отвечающих за процесс формирования педагогического кадрового потенциала; К частным мы относим следующие противоречия: - между необходимостью решения стратегических и тактических проблем развития системы формирования кадрового педагогического потенциала на федеральном и региональном уровнях и отсутствием научно-обоснованных механизмов управления этой системой; - между практико-ориентированной федеральной и региональной системами формирования кадрового потенциала.Все перечисленные обстоятельства с учетом указанных противоречий обусловили выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковые педагогические условия эффективного формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях России? Решение этой проблемы составляет цел.% нашего исследования.Объект исследования - общеобразовательные учреждения.Предмет исследования - педагогические условия по формированию кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях.В соответствии с проблемой, об1>ектом, предметом, целью исследования были определены следующие задачи: • разработать совокупность положений, составляюгцих теоретикометодологическую основу исследования; • осуществить историко-педагогический анализ процесса формирования кадрового педагогического потенциала общеобразовательных учреждений; • опредеяить и обосновать необходимость повышения эффективности педагогических условий для формирования кадрового педагогического потенциала; • опираясь на результаты исследования, разработать научнопрактические рекомендации по основным условиям формирования кадрового потенциала общеобразовательных учреждений.Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование кадрового педагогического потенциала было бы более эффективным, если: • формирование 1?адрового потенциала в современных общеобразовательных учебных заведениях будет связано с наличием таких педагогических условий, которые позволяют как будущим, так и работающим педагогам комфортно, с желанием повышать уровень своей профессиональной квалификации; • педагогические условия формирования кадрового потенциала будут включать: - теоретически обоснованную и выстроенную модель подготовки и повышения квалификации педагогов, реализуемую органами управления на федеральном, региональном и муниципалььюм уровнях; - владение руководителем обра^зовательного учреждения технологией организации педагогически целесообраз.чых образовательновоспитательных действий, направлеш1ых на создание условий обеспечения инновационных процессов в учреждегшях образования, на обновление его идеологии, сфуктуры и оргагшзации.Методологическую и теоретическую основу исследования составили известные положения уч'еных о сунцюсти личности, социальной и эпюкультурной обусловленности ее формирования, деятельностной природе воспитания и развития личности, а также реализация принципов диалектического развития, единства логического и исторического, социальной детерминированности педагогических явлений, общие принципы образования, концептуальные требования к системе образования.Теоретическим фундаментом исследования служили труды известных ученых-педагогов, учителей-практиков, которые в своих публикациях обращались к вопросам, тесно взаимосвязанным с проблемами кадрового потенциала в учебных заведениях. При раскрытии пашей темы мы широко использовали системный подход, сущность которого раскрыта в работах Л.Н.Аверьянова 121, В.Г.Афанасьева /10/, Ю.К.Бабанского /П, 12/, В.П.Веспалько /20, 21/, Вира /24/, И.В.Влауберга /25, 26/, М.С.Кагана /69/, Н.В.Кузьминой тС А.Т.Куракина и Л.И.Новикова /101/, Ю.М.Орлова /129/, Г.Н.Серикова /154, 155/ и многих других. ..Вопросы подготовки и роли высококвалифицированного учителя, без которого не разрешима ни одна проблема, стояп^ая перед об•г н^еством и государством, были подчеркнуты такими видными педагогами, как 51.А.Коменским /76/, Ж.-Ж. Руссо /150/, Г.Песталлоцци 132/, Дж.Локк /108/ и многи1М|и другими. Проблемам подготовки учителя и педагогических кадров в целом придавши! значение и огечествеиные педагоги: К.Д.Ушинский /179/, Л.Н.'Голстой /177/, Н.И.Пирогов /136/, П.Ф.Каптерев/71/, В.И.Водовозов /32/.Следует отметить, что значительный вклад в развитие фундаменTiinbHbix положений методологической основы педагогического образования внесли исследования Ф.Тейлора /175/, Р.Акоффа /6/, Д.Кариеги /73/, В.П.Симонова /158/, В.К.Тарасова /173/, Ф.Макарова /109/.Изучению различных аспектов профессиональной подготовки студентов в педагогических учебных заведениях посвяп^ены работы t> Б.Лрхипова /9/, Б.С.Гершуиского /40, 41/, Б.И.Коионенко /83/, ЛЛ.Смятских /166/, Л.Г.Семупшной /153/, П.В.Худоминского /190/, Т.И.Шамовой /195, 196, 197/. К решению проблемы образования учителя вообще и пос;][евузовскому, в частности, исследователи подходят че-^ рез активизацию познавательной деятельности: Н.Г.Дайри /51/, И.Я.Лернер /104; 105/ и др.; развитие самостоятельности субъекта познания: Е.Я.Голант /44/, М.Н.Скаткни /159/; вооружение знаниями и умениями приобретения новых знаний: А.К.Громцева /48/, Ю.Н.Кулюткин/99/, Е.П .Тонконогая /178/.Специальной методологией являются индвидуально-творческий, дифференцированный, хшчностный, системньн1 и деятельноа1п>1Й подходы.В ходе исследования использовались следуюпще подходы к выбору источников: - изучение научных, педагогических трудов представителей различных направлений и чечеиий в педаго1'ике, в которых идея формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учебных учремодениях находила свое отражение; - анализ трудов авторов, представляюигих наиболее типичные позиции в истории России по данной проблеме; - использование результатов работ по сравнительной педагогике, дающих возможность не вводить значительного количества источников, в частности, официальных документов, материалов зарубежной научно-педагогической литературы, а опираться на научнообоснованные выводы с учетом специфики данного исследования.Источниками исследования являются прежде всего педагогические труды, связанные с проблемами формирования кадрового педагогического потенциала и принадлежащие видным общеизвестным деятелям и педагогам различных стран, написанные в различные исторические периоды, а также нормативно-правовая база формирования кадровою потенциала в современных условиях.Нами также привлекались, как источники, материалы по истории педагогики и воспитательной практики, опубликованные в педагогических журналах "Вопросы воспитания", "Вестник воспитания", "Иа путях к новой пжоле", "Народный учител'", "Свободное воспитание", "Советская педагогика", "Школа", "Частная газета", "Народное образование", "Учительская газета" и другие.При проведении нашего исследования использовсшись и историографические обзоры, библиографические указатели, антологии педагогической мысли.При этом мы, естественно, не ставили задачу - дать исчерпывающий анализ раз-вития педагогических учений. Предметом изучения являлась эволюция педагогических знаний об исследуемой проблеме. Следовательно, в качестве источников был избран лишь тот круг сочинений, в которых идея формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях нашла свое отражение. Привлечение их для исследования способствовало выявлению идеи систематизации, обобщению знаний, связанных с ней, ее развитие.Базой исследования послужили: негосударственное образовательное учреждение "Московская учебная фирма "Рекорд", ее школы-пансионы "Альфа", "Феникс", государственные дошкольные и общеобразовательные учреждения, со1рудничающие с "Рекордом": г.Москвы (137), Московской области (33), г.Санкт-Петербурга (50), Кемеровской области (30), Нижнего Новгорода (21), Новгорода (10), Тверской области (2), Калужской области (5), Краснодарского края (10), Ставропольского края (3), Оренбургской области (15), Иркутской области (2), ХантыМансийского автономного округа (2). Ленинградской области (4), Пензенской области (5).Кроме того, в исследовании отражен опыт работы автора в системе обн^его образования в качестве директора oбп^eoбpaзoвaтeльнoй школы, инспектора школ, начальника отдела педагогических и руководящих кадров, заместителя начальника Управления кадров Министерства просвещения СССР, заместителя начальника Управления подготовки, повышения квалификации и переподготовки педкадров Гособразования СССР, начальника отдела кадров НОУ МУФ "Рекорд" и проректора по нормативно-правовой и кадровой работе Российского Института непрерывного образования.В ходе исследования был использован комплекс взаимосвязанных методов: • самая значительная роль среди них принадлежала различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному. Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи формирования кадрового потенциала в истории России в различные исторические периоды, выявить ее теоретическое оформление и проявление, критически разобраться в существующих характеристиках на современном этапе; • существенная роль отводилась методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции. Они применялись для получения знаний об эволюции, работы над научной информацией, связанной с различными аспектами формирования кадрового потенциала, изложенной в конкретных исследованиях; • использовались противопоставление и контрастирующее сравие ^ ние для выявления отличительных признаков процесса формирования педагогического потенци4ша; • применялась методика сравнительного анализа, развернутая через описание фактов и их объяснение, сопоставление, сравнение и вывод.Исследование проводилось в несколько этапов.На первом этапе (1992-1994 гг.) проводился теоретический анализ философской, социологической, культурологической, исторической, психологической и педагогической литературы по проблеме нашего исследования, разрабатывалась совокупность положений, составляющих его теоретико-методологическую основу, определялись цель и задачи.На втором этапе (1994-1995 гг.) осуществлялась проверка и уточнение общей гипотезы исследования, изучались типичные проблемы школьной жизнедеят®1ьности, моделировались педагогические условия формирования кадрового потенциала в оби^еобразовательных учебных заведениях.На третьем этапе (1996-1997 гг.). уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации диссертации, осуществлялось литературное оформление исследования.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит прежде всего э том, что: - определены важнейише пришщпы подготовки и переподготовки педагогических кадров в вузах и в специальных педагогических учебных учреждениях в системе непрерывного образования; обозначены основные направления ловьпиения квалификации педагогического состава общеобразовательных учебных заведений различных форм собственности; - определена теорегическая значимосгь проблемы профессионш1ьной подготовки учителя через поиск иаилучип1х условий профессионального становления учител>1' с высококачественной реализацией в последующей школьной деятельности своих педагогических функций; - выявлены педагогические условия и принципы формирования кадрового потенциала; - создана модель формирования педагогического коллектива общеобразовательного учреждения.Практическая значимость исследования состоит в том, что: - пересмотрены организационно-педагогические критерии выбора целей образовательной и воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях; - выявлены основные педагогические условия формирования кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях, которые представляют собой совокупность управленческих и педагогических решений для дальнейшей разработки целостной теории и методики формирования педагогических коллек1Ивов; - материалы и выводы исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по теории и ипории педагогики, сосгаилении учебных пособий, руководителями н1кол, студентами педагогических вузов; выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы для оптимизации повын1ения квшшфикации педагогических кадров в масштабах системы непрерывного образования, практическом ренюнии ьадровых вопросов в oбн^eoбpaзoвaтeльныx учреждениях.Достоверность результатов исследова1Н1я обусловлена мегодологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью статистических данных.Хронологические рамки ограничены периодом с 1984 - время ак"тивного реформирования системы образования в России - по 1997 г., когда процесс реформирования еще не закончился, вместе с тем, сам процесс формирования кадрового потенциала значительно обновился с учетом новых социально-экономических условий.На защиту вынесены следующие положения: • современная социопедагогическая ситуация объективно требует обеспечения учебно-воспитательного процесса высококвалифицированными педаг'';^ гическими кадрами с целью принятия наиболее эффективных педагогических решений в образовательно-воспитательном пространстве школы; • важным условием принятия таких зф(|)ективных педагогических решений являегся оптимизация управленческих рен1ений на федеральном, региональном и муниципальном' уровнях, основывающаяся на общ(^педагогической компетенции, представляющая собой единство трех основных компоне1ггов: научнотеоретического и технологического, нравственнопедагогического.Нравственно-педагогический компонент основывается на национально-государственных интересах, на широких гуманитарных социально-профессиональных установках и качеств личности, на уверенности в своей способности оказать педагогическое воздействие на формирование личности учителя. R научно-теоретический компонент входит системное знание проблемы "Педагогические кадры" в историческом плане и в современных условиях, знание характерных особенностей функционирования педагогических коллективов и типичных проблем школьной жизни.Технологический компонент связан с взаимодействием органов управления с учителями, учащимися, родителями, с умением наметить и реализовать соответствующие программы по формированию кадрового потенциала в общеобразовательных учебных заведениях, с умением оценивать результаты эффективности труда. • система подготовки специалистов тесно взаимосвязана с процессом реформирования педагогического сознания и формированием нового менталитета в пределах единого российского педагогического пространства, которые ориентированы на увеличение обраэоиительного иочснциила умнщнхся череа оргннизицию эффективного учебно-воспитательного процесса; • в период обновления и реформирования общеобразовательной , школы, разработки и принятия федеральной программы образования, перехода на новый базисный учебный план и введения государственных стандартов, необходимо обновление всей системы повышения квалификации, в том числе, через систему нормативно-правовых актов, направляемых на формирование действенного кадрового педагогического потенциала.Апробация осуществлялась в выступлениях диссертанта с сообщениями, докладами и тезисами по проблеме формирования кадрового потенциала в современных общеобразовательных учреждениях на научно-практических конференциях и семинарах, на заседаниях педагогических советов общеобразовательных школ в течение 1985-1997 гг. По результатам исследования были подготовлены конкретные методические рекомендации для руководителей школ, сотрудничающих с Российским институтом непрерывного образования (РИНО).Внедрение результатов в практику осуществлялось путем подготовки публикаций научно-теоретической и научно-практической }!аправленности, материалы исследования были внедрены в практику работы органов управления, через систему повышения квалификации руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, сотрудничающих с РИНО. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 223 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30