Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий. Звягин, Константин Алексеевич бесплатно
11:25 PM
Скачать Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий. Звягин, Константин Алексеевич бесплатно
Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий

Диссертация

Автор: Звягин, Константин Алексеевич

Название: Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий

Справка: Звягин, Константин Алексеевич. Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 2003 176 c. : 61 03-13/1458-4

Объем: 176 стр.

Информация: Челябинск, 2003


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
11 Современная социально-образовательная ситуация, актуализирующая проблему выбора форм организации учебных занятий
12 Развитие представлений об организационных формах обучения в отечественной педагогической теории и практике
13 Модель выбора форм организации учебных занятий
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРА ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
21 Педагогические факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий
22 Управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий

Введение:

Актуальность диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, тремя разнокачественными обстоятельствами.Первое из них выражает социальную потребность в разработке многообразных организационных форм обучения - потребность становящегося в нашей стране демократического, правового и в перспективе информационного, постиндустриального общества. Ведущей особенностью этого общества являются реализация «ресурса свободы», расширение возможностей и «поля выбора» каждого человека, повышение уровня его готовности осуществлять свой выбор, справляться с различными жизненными ситуациями. На это указывают государственные документы, прежде всего: Закон Российской Федерации «Об образовании». Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Стратегия модернизации содержания общего образования и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В них одним из главных предметов проектируемых изменений выступают «формы организации образовательного процесса».Вторым обстоятельством является потребность самой педагогической науки в исследовании данной проблематики в условиях перехода от прежней жестко централизованной, унифицированной системы образования к образовательной системе, отличающейся многообразием в организационном оформлении обучения. В отечественной педагогике только начинает накапливаться опыт подобного перехода. Причем это происходит в условиях возникшего в XX столетии в обществе сложнейшего, разноуровневого «разделения труда», приведшего и в образовательной сфере к приобретению управленческой деятельностью («менеджментом») относительно самостоятельного характера по отношению к непосредственной педагогической деятельности. Одновременно такое «разделение труда» сопровождается противоположной тенденцией - к преодолению обособленности, к тесному взаимодействию, согласованности, координации, кооперации и интеграции на новом уровне названных деятельностей. Реализация современной стратегии личностно ориентированного вариативного образования сопровождается обнаружением новых аспектов имеющихся достижений в области организационного оформления обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Е.Я. Голант, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.П. Стрезикозин, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.В. Усова, Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, И.М. Чередов и др.), значимости их для дальнейшей разработки проблемы выбора организационных форм обучения, поиска способствующих ему педагогических и управленческих факторов.Третье обстоятельство выражает потребность педагогической практики в условиях модернизации образования. Она нуждается в ориентирах и рекомендациях, способствующих учителям и управленческим работникам в выборе ими организационных форм обучения.Вышеприведенное свидетельствует о наличии серьезной проблемы, требующей исследования выбора форм организации учебных занятий и факторов, ему способствующих. Она базируется на глубоком противоречии между запросами модернизируемого общества, потребностями педагогической науки и педагогической практики, с одной стороны, и реально существующим уровнем теоретико-методологической и практической разработанности процесса выбора организационных форм обучения, с другой стороны.На разрешение данного противоречия направлена разработка темы исследования: «Педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий».Целью исследования стало раскрытие процедуры выбора форм организации учебных занятий, его педагогического и управленческого обеспечения.Объектом исследования выступил процесс выбора организационных форм обучения в системе общего среднего (полного) образования.Предметом исследования явилось выявление педагогических и управленческих факторов, содействующих выбору форм организации З^ебных занятий.При исследовании руководствовались следующей гипотезой.Выбор форм организации учебных занятий может быть успешным, если: - преодолеть неоднозначность в понимании организационных форм обучения, достичь упорядоченности в их употреблении и принять ориентацию на использование в обучении, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебных занятий; - разработать модель выбора форм организации учебных занятий, представляющую этот выбор как сложную процедуру с разными стадиями и соответствующими им действиями; - выявить педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий.Цель и гипотеза позволили определить следующие задачи исследования: 1) проанализировать современную социально-образовательную ситуацию, актуализирующую проблему выбора организационных форм обучения, и состояние данной проблемы в отечественной педагогической теории и практике; 2) разработать модель выбора форм организации учебных занятий; 3) выявить педагогические и управленческие факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий; 4) осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанной модели выбора форм организации учебных занятий и выявленных педагогических и управленческих факторов, ему способствующих.Общей теоретико-методологической основой исследования выступили: системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Г.П. Щедровицкий и др.) и деятельностный (А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.) подходы к исследованию процессов обучения и управления образованием; основные философские положения о категории «формы» (Аристотель, И. Кант, Г. Гегель, А.Г. Спиркин, П.В. Алексеев, А.В. Панин и др.); общенаучные положения кибернетики, теории управления (менеджмента), теорий исследования операций и принятия решений, самоорганизации (А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Форд, В.Г. Афанасьев, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Н, Винер, У.Р. Эшби, Л. Оптнер, Е.С. Вентцель, Л.Г. Евланов и др.), относящиеся к понятиям «выбора» и «факторов», ему способствующих; методологические ориентиры и требования основных государственных документов об образовании, касающихся необходимости подготовки каждого человека к осуществлению своего выбора и разрешению жизненных ситуаций; основные положения теории оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, A.M. Моисеев, В.А. Черкасов и др.), проблемного обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.), теории управления школой (Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, A.M. Моисеев, B.C. Лазарев, П.И. Третьяков и др.); концептуальные взгляды на формы организации обучения ведущих педагогов страны (Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Е.Я. Голант, В.П. Стрезикозин, М.И. Махмутов, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Г.Д. Кириллова, Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский, В.А. Онищук, А.В. Усова, В.В. Завьялов, А.Н. Звягин, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Н.М. Яковлев и др.).Ориентирующее значение имели результаты диссертационных исследований, затрагивающие вопросы организационных форм обучения и управления образованием (Ю.А. Конаржевский, А.В. Усова, В.В. Завьялов, СЕ. Матушкин, Н.А. Томин, В.А. Черкасов, Н.Н. Тулькибаева, П.И. Чернецов, А.Я. Наин, Н.М. Яковлева, Г.Н. Сериков, Д.Ш. Матрос, В.А. Беликов, А.И. Подольский, А.Ф. Аменд, А.Г. Гостев, A.M. Баскаков, И.С. Карасова, М.Д. Даммер, Г. Молчанов, А. Репин, И.О. Котлярова, Е.В. Яковлев, А.Н. Звягин, А.Г. Обоскалов, В.Ф. Лехтман, Л.Я. Барсукова, И.Л. Беленок, М.В. Болина, В.Л. Вьюнов, В.В. Закотнов, Г.И. Ибрагимов, И.Ю. Иткина, М.В. Кларин, В.В. Колесникова, Н.А. Константинов, И.С. Коребо, А. Крестников, В.М. Плескунов, И.И. Циркун и др.).Для решения задач исследования применялся комплекс основных методов исследования: теоретических методов (анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, моделирование); эмпирических методов, методов опытно-экспериментальной работы (наблюдение, анкетирование, беседа, статистическая обработка опытных данных, педагогический эксперимент в его разновидностях (констатирующий, пробный, формирующий)).Базой исследования являлись школы №№ 69, 23 Калининского района г, Челябинска; Муниципальное учреждение «Красноармейский Центр дополнительного образования для детей» села Миасского Красноармейского района Челябинской области; школы Тракторозаводского района г. Челябинска; Служба обеспечения деятельности образовательной системы Тракторозаводского района г. Челябинска; Управление образования Тракторозаводского района г. Челябинска.Исследование проводилось в несколько этапов: 1) на первом этапе (1996-1998 гг.) осуществлялось осмысление теоретико-методологических предпосылок исследования, изучалось состояние проблемы выбора организационных форм обучения в научной литературе и педагогической практике. На данном этапе были сформулированы цель, объект, предмет исследования, рабочая гипотеза и задачи. Разрабатывалась «рабочая» модель выбора форм организации учебных занятий, выявлялись педагогические факторы, способствующие этому выбору.Были проведены констатирующий, пробный и часть формирующего эксперимента; 2) на втором этапе (1998-2001 гг.) осуществлялся поиск управленческих факторов и специального механизма, способствующего выбору форм организации учебных занятий. Таким механизмом стала Служба обеспечения деятельности районной образовательной системы. Была уточнена модель выбора форм организации учебных занятий. Продолжен формирующий эксперимент. Проводилась проверка эффективности педагогических и управленческих факторов, способствующих выбору форм организации учебных занятий. Анализировались результаты теоретической и опытно-экспериментальной работы; 3) на третьем этапе (2001-2002 гг.) была завершена опытноэкспериментальная работа, осуществлялось осмысление ее результатов и итогов исследования в целом, оформление диссертации.На защиту выносятся: 1) модель выбора форм организации учебных занятий, представляющего его в условиях вариативного образования как сложную процедуру, состоящую из подготовительной, основной и заключительной стадий с соответствующими действиями; 2) совокупность педагогических факторов, возникающих в результате специальной деятельности учителя по выделению, содержательному наполнению и оперированию основными компонентами организации учебного занятия и способствующих выбору той или иной организационной формы; 3) совокупность управленческих факторов, создающихся специальным механизмом - Службой обеспечения деятельности районной образовательной системы, и способствующих повышению компетентности учителя в области выбора форм организации учебных занятий.Теоретическая значимость исследования заключается: - в дальнейшем развитии процесса формирования единого терминологического пространства по исследуемой проблеме: в уточнении понятия «форма организации учебного занятия», в упорядочивании его использования посредством иерархического соотношения с «формой организации учебной работы» и «общей организационной формой (системой) обучения», в уточнении понятия «выбора форм организации учебных занятий»; - в обоснованной ориентации на использование в обучении, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебных занятий.Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработана модель выбора форм организации учебных занятий, представляющая его не как простой, одномоментный акт, а как сложную процедуру с подготовительной, основной и заключительной стадиями и соответствующими им действиями; - теоретически обоснованы педагогические факторы, способствующие выбору форм организации учебных занятий; - выявлены управленческие факторы, создаваемые специальным механизмом - Службой обеспечения деятельности районной образовательной системы и экспериментально проверено влияние их совокупности на повышение компетентности учителя в сфере выбора форм организации учебных занятий.Практическая значимость исследования заключается в создании материалов методического характера, относящихся к выбору форм организации учебных занятий и способствующих ему факторам, которые могут быть использованы учителями в своей непосредственной педагогической работе, в разработке положения о Службе обеспечения деятельности районной образовательной системы, материалов мониторинга качества деятельности школьных и районных методических объединений учителейпредметников и рекомендаций по подготовке к аттестации педагогических и управленческих работников образовательных учреждений, которые могут служить для повышения компетентности в области выбора организационных форм обучения, использоваться при самообразовании, повышении квалификации, в инновационной деятельности.Достоверность полученных результатов обеспечена обоснованным выбором методологических ориентиров исследования, использованием проверенных эмпирических и теоретических методов педагогического исследования, длительной опытно-экспериментальной работой при личном участии автора в педагогической и управленческой деятельности, разнообразной апробацией результатов исследования.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством: 1) публикаций в печати; 2) обсуждения материалов исследования: а) на научно-практических конференциях различного масштаба: международных, всероссийских, зональных, областных, городских и вузовских: - Международной научно-практической конференции «ЯЛ. Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения» (г. Челябинск, 1997 г.); - Всероссийских научно-практических конференциях «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (г. Челябинск, 1998, 2002 гг.); - Научно-практической конференции «Формирование системы непрерывного образования: проблемы, поиски, решения» (г. Челябинск, 2000 г.); - Региональных научно-практических конференциях «Обновление методической и научно-методической работы. Организация и содержание повышения квалификации педагогических работников в областной образовательной системе» (г. Челябинск, 2000, 2002 гг.); - Межрегиональной научно-практической конференции «Дидактическое творчество учителя в XXI веке» (г. Челябинск, 2000 г.); - XXXIV зональной конференции педвузов Урала, Сибири и Дальнего востока «Методологические проблемы в профессиональной подготовке учителя физики» (г. Нижний Тагил, 2001 г.); - Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве» (г. Челябинск, 2001 г.); - Конференциях по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ (г.Челябинск, 1999, 2000, 2001, 2002 гг.); б) на августовских совещаниях педагогических работников, заседаниях районных методических объединений учителей-предметников, в непосредственной педагогической и управленческой деятельности диссертанта.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 156 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031