Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Леонова, Елена Васильевна бесплатно
5:45 PM
Скачать Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Леонова, Елена Васильевна бесплатно
Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования

Диссертация

Автор: Леонова, Елена Васильевна

Название: Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования

Справка: Леонова, Елена Васильевна. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2000 162 c. : 61 00-13/764-4

Объем: 162 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО--ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Дополнительное образование как пространство эффективной реализации педагогической поддержки творческого развития детей
12 Творческое мышление детей и методы его диагностики
13 Анализ современного опыта педагогической поддержки развития творческого мышления детей
Выводы,
ГЛАВА П УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21 Программно-методическое обеспечение развития творческого мышления детей
22 Взаимодействие детей, родителей и педагога в развитии дошкольников и младших школьников
23 Дифференциация и индивидуализация процесса развития творческого мышления детей
Выводы •

Введение:

Актуальность проблемы развития творческого мышления детей, объективная потребность практики в разработке личностно-ориентированных педагогических технологий и направленность дополнительного образования на творческое развитие личности обусловили тему нашего исследования: «Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования.
Определить условия эффективности педагогической поддержки развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования.
Деятельность учреждений дополнительного образования по творческому развитию детей.
Предмет исследования.
Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования.
Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования будет эффективной, если: используются возможности дополнительного образования по творческому развитию детей, позволяющие учитывать как индивидуальные особенности, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей; развивать творческое мышление как в познавательной, так и в практической деятельности; сочетать коллективное и индивидуальное творчество детей; содержание и методическое обеспечение педагогической поддержки направлено на активизацию творческого мышления детей при развитии у них познавательных процессов; развитие творческого мышления начинается в период подготовки детей к школе и происходит при активном взаимодействии в образовательном процессе педагога, детей и родителей.
Мы предположили, что при реализации вышеперечисленных условий вырастет уровень развития творческого мышления, увеличится количество идей, выдвигаемых детьми при решении проблем, при этом выдвинутые идеи будут более разнообразными и оригинальными.
Задачи исследования. выявить возможности дополнительного образования для творческого развития детей; разработать содержание и методы педагогической поддержки развития творческого мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста в познавательной и практической деятельности в учреждениях дополнительного образования; разработать формы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей; разработать научно-практические рекомендации по педагогической поддержке развития творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста в учреждениях дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются: • концепция педагогики свободы О.С.Газмана; концепция развития системы дополнительного образования детей (Журкина А.Я., Горский В.А. и др.); подход В.Н.Дружинина и В.С.Юркевич к возрастной периодизации развития детской креативности; положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии психики ребёнка; системный подход, позволяющий рассматривать педагогические явления как совокупность диалектично взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, формирующих целостность системы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта; диагностические методы (наблюдение, тестирование); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); анализ и обобщение экспериментальных данных.
Экспериментальная работа проводилась на базе образовательных учреждений г.Обнинска: Центра научно-технического и эстетического образования учащихся (ЦНТиЭОУ) «Эврика», средней школы № 11, школы-сада № 1 «Россиянка», частной школы «Чаша», детских садов №№ 18, 22. На констатирующем этапе в эксперименте участвовало 367 детей из указанных учреждений, на формирующем этапе - 67 детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимающихся в ЦНТиЭОУ «Эврика».
Исследование проводилось в период с 1995 по 1999 год по следующим этапам:
Первый этап (1995 - 1996): определение общего направления исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы; изучение философской и психолого-педагогической литературы; обобщение педагогического опыта.
Второй этап (1996 - 1997): определение цели и задач исследования, формулировка гипотезы, диагностика развития творческого мышления детей в образовательных учреждениях г.Обнинска, разработка программы «Игра, творчество, развитие».
Третий этап (1997 - 1999): проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента, обработка экспериментальных данных, обобщение, систематизация и анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1. Выявлены возможности дополнительного образования, как пространства эффективной реализации педагогической поддержки развития творческого мышления детей, позволяющие применять в образовательном процессе разнообразные формы проведения занятий, вовлекать в образовательный процесс родителей, организовывать самостоятельное применение детьми приёмов творческого мышления в познавательной и практической деятельности.
2. Определены условия эффективности педагогической поддержки развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования: при организации познавательной и практической деятельности детей учитываются как индивидуальные особенности каждого ребёнка, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей (индивидуальная динамика развития творческого мышления у каждого ребёнка, наличие периодов снижения творческой активности у детей, влияние фактора среды, связь творческого мышления с познавательными процессами);
• разработаны содержание и методическое обеспечение развития творческого мышления детей (программа, методы активизации творческого мышления, система заданий с использованием развивающих игр и дидактического материала, методика диагностики творческого мышления, адаптированная к региональным и возрастным особенностям детей);
• выявлены формы взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, обеспечивающие развитие творческого мышления детей.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-практических рекомендаций по использованию программно-методического обеспечения развития творческого мышления детей, по реализации различных форм взаимодействия детей, родителей и педагога, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
На защиту выносятся следующие положения:
Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования результативно обеспечивается:
• содержанием педагогической деятельности и его методическим обеспечением, включающим программу, дидактический материал и методику активизации творческого мышления детей при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи; реализацией эффективных форм взаимодействия педагога, детей и их родителей (проведение занятий в форме сказочных путешествий, когда развивающие задания включаются в сказочный или познавательный сюжет; совместная деятельность детей и родителей на занятиях; самостоятельная разработка школьниками творческих проектов; участие детей в системе интеллектуально-творческих турниров; регулярные консультации для родителей и др.), способствующих дифференциации и индивидуализации процесса развития творческого мышления детей; организацией продуктивной практической деятельности младших школьников по разработке творческих проектов в информационной среде Logo Writer.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение: в Центре профессионального самоопределения ИОСО РАО (1998-1999), на научно-практических конференциях по проблемам дополнительного образования (Дубна (1997), Москва (1998), Пущино (1998), Москва (1999)). Материалы исследования использовались при проведении практико-ориентированных семинаров для педагогов и психологов учреждений дополнительного образования, детских образовательных учреждений, школ (1996-1999), а также при разработке курсов «Методология творчества» и «Теоретические основы творческой деятельности» для студентов специальности 0317 - педагог дополнительного образования. Внедрение результатов исследования осуществлялось в образовательных учреждениях г.Обнинска: ЦНТиЭОУ «Эврика», школе-саду №1, средней школе №11, частной школе «Чаша».

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 161 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30