Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 - февраля 1917 гг.. Белогурова, Татьяна Анатольевна бесплатно
4:35 AM
Скачать Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 - февраля 1917 гг.. Белогурова, Татьяна Анатольевна бесплатно
Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 - февраля 1917 гг.

Диссертация

Автор: Белогурова, Татьяна Анатольевна

Название: Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 - февраля 1917 гг.

Справка: Белогурова, Татьяна Анатольевна. Отражение общественных настроений в российской периодической печати 1914 - февраля 1917 гг. : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.02 Брянск, 2006 240 c. : 61 06-7/899

Объем: 240 стр.

Информация: Брянск, 2006


Содержание:

Введение
1 Енисейский приказ общественного призрения
11 Управление и финансовые основы деятельности
12Типы и характер деятельности благотворительных учреждений
2 Общественные и частные благотворительные учреждения 21Органы городского самоуправления в сфере социального призрения
22Городские учреждения призрения общественности и частых лиц
23Организация призрения в сельских и волостных обществах
3 Территориальные институты социальной помощи русской православной церкви
31 Состав и средства епархиального духовенства, благотворительные учреждения
32 Приходская и монастырская благотворительность

Введение:

Актуальность темы исследования. В России в конце XX века, в связи с переходом к рыночной экономике, проблемы и задачи социальной политики1 значительно изменились. Начался переход от системы государственного социального обеспечения к модели социальной защиты населения, принятой в европейских странах и США, ориентированной на самодеятельное, активное участие населения в решении проблем поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
В настоящее время в Российской Федерации активно формируется такая система. Она состоит из разнообразных учреждений, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта федерации, муниципального образования. Соответственно этому существуют различные системы подчинения, методы работы, направления в оказании социальной помощи и поддержки населения, источники финансирования, юридический статус. Появляются учреждения, созданные по инициативе состоятельных граждан и содержащиеся на их средства.
Принятие правительственного Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.) подтверждает осознание их роли в решении насущных социальных проблем, а так же является важным фактором построения гражданского общества в России. Косвенно это свидетельствует о том, что государственные социальные программы не могут охватывать все аспекты помощи нуждающимся в ней слоям населения.
Можно высказать и такую мысль: особенность современного этапа российского общества состоит, с точки зрения социальной поддержки и защиты боль
1 Под социальной политикой мы понимаем систему специальных мер или программ для обеспечения благосостояния, повышения уровня и качества жизни всего населения страны или отдельных его слоев.
Российская федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 7 июля 1995 г. // Российская газета. - 1995. - 17 августа. шинства населения, в переходе от более высокой организации социальной защиты к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом.
Бесспорно, можно ориентироваться на опыт прогрессивных европейских государств. Однако их социальные программы направлены главным образом на средний класс и защиту от социальных рисков трудоспособного населения, в то время как в России основные усилия сосредоточены на решении проблемы бедности1.
Поэтому формирование и развитие модели социальной защиты населения в Российской Федерации предполагает не столько заимствование зарубежных парадигм социальной работы, сколько всестороннее изучение и критическое осмысление отечественного исторического опыта их решения, его разумную адаптацию к современным условиям. Этот опыт складывался веками на основе национальных, культурных, семейных, этических и религиозных традиций, учитывающих региональные особенности социальной практики. Отметим, что в дореволюционной научной литературе синонимом слова «благотворительность» выступало «общественное призрение». Их объединяющим элементом служило понятие «помощь», которое современные исследователи раскрывают в контексте проблем социальной работы.
Эти обстоятельства являются важным основанием для исторического исследования системы учреждений и организации социальной сферы в ее вертикальном и горизонтальном срезах, что позволяет выявить как общероссийские закономерности, так и специфику отдельного региона.
Значение, с точки зрения современной социальной практики, имеет историческое изучение форм, методов и ориентации социальной работы в условиях отдаленного от центра крупнейшего восточносибирского региона, населенного
В историографии проблемы благотворительности можно выделить следующие этапы, отражающие общие подходы к ее изучению и анализу: дореволюционный (первая четверть XIX - начало XX вв.), советский (начало XX - конец 1980-х гг.), современный (с начала 1990-х гг. - по настоящее время). Интерес исследователей к данной проблеме в разные периоды был неодинаков и зависел от господствующего мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, обычаев, потребностей социальных групп.
В дореволюционное время (первая четверть XIX - начало XX вв.) интерес к вопросам благотворительности особенно проявился в пореформенное время. Во-первых, следствием реформ 1860-70-х гг. стала не только передача части социальных функций государства органам земского и городского самоуправления, приходским попечительствам, но и рост общественной и частной инициативы в социальной сфере. Во-вторых, ускоренное реформами экономическое развитие страны, рост предпринимательства, способствовали накоплению капиталов и созданию материальной основы для благотворительности. В-третьих, развитие капиталистических отношений сопровождалось увеличением безработицы, ростом числа бедных. Численность городского населения увеличивалась в основном за счет пришлого, миграционного элемента, чей жизненный уровень был весьма низок, а степень адаптации незначительна. Поэтому благотворительность была не только востребована, но и объективно необходима. В изучении ее проблем и налаживании отечественной системы общественного призрения приняли, например, участие функционер Попечительства о трудовой помощи Е.Д. Максимов, историк В.И. Герье, правоведы А.Ф. Кони, Д.А. Дриль, С.К. Гогель.
Одно из направлений в научном осмыслении благотворительности представляют работы историко-правового характера, в которых развитие общественной практики помощи связывалось с деятельностью государства и его инстатутов. А. Стог1 был первым, кто затронул такие аспекты, как мероприятия правительства по усилению предохранительных и защитных акций в отношении нуждающихся в призрении различных слоев населения, по образованию территориальных институтов помощи и поддержки населения, по изданию законодательных актов, регулирующих отношения между субъектами благотворительности и государством. Дальнейшее обоснование и развитие эти вопросы получили в работах Н. Рождественского, М. Маргулиса, Е. Максимова, Д.А. Дриля }
Напротив, А. Якоби, рассматривая практику благотворительности в едином историческом процессе, связывал ее эволюцию с такими обстоятельствами как голод, эпидемии, войны.3
Ко второй группе работ можно отнести труды А. Папкова, С.Н. Шубинско-го, И. Куприянова, А.Ф. Кони, М.Н. Соколовского в которых показана филантропическая деятельность представителей различных сословий.4 Основной акцент исследователи делали на личностных мотивах благотворительности общественных деятелей, что согласуется с традицией в понимании общественного призрения, присущей большинству историков дооктябрьского периода.
1 Стог А. Об общественном призрении в России. - СПб., 1818// Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе / Сост. М.В. Фирсов.-М., 1995.-С. 5-31.
Якоби А. Благотворительность. - СПб., 1899. -40 с.
Дореволюционные ученые не раз обращались к различным вопросам социальной практики, однако не связывали ее развитие с ростом социально необеспеченных слоев населения. Как правило, работы имели дискуссионный характер, внимание в них сосредотачивалось на нерешенных проблемах общественного призрения.
Проявляя живой интерес к деятельности приходских попечительств, А. Папков, П. Иванов1 пытались определить связь церковно-приходского призрения с современными им формами благотворительности: натуральной и денежной помощью, устройством приютов для детей, богаделен для престарелых. Таким образом, авторы фиксировали внимание на преемственности церковной и светской идеологий помощи.
Причины слабого участия приходских попечительств в благотворительности некоторые исследователи видели в расхождении взглядов среди их деятелей о том, какое положение должны занимать приходские попечительства по отношению к духовным властям2, другие связывали их с личными качествами духовенства3 или недостатками законодательной базы4.
Обзорный характер имели работы, в которых исследовалась социальная деятельность органов самоуправления и общественности,5 выдвигались конкретные идеи по улучшению и активизации их работы. Например, С.К.
1 Папков А. Упадок православного прихода в XVIII и XIX в.: Историческая справка. - М., 1899. - 163 е.; Иванов П. Попечение о бедных, как право древнерусской церкви // Трудовая помощь. -1911. -№4. -С. 337-356.
Максимов Е. Особые благотворительные ведомства и учреждения. - СПб., 1903 // Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фир-сов. -М, 1994. - С. 79-89. а
Крупкин А. К вопросу о приходской благотворительности // Трудовая помощь. - 1911. - № 8.-С. 274-283.
4 Андерсон В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечительств // Трудовая помощь. - 1908. - № 5 // Антология социальной работы. В 5 т. Т. l.-Указ. соч.- С. 89-94.
Гогель1 предлагал созвать для координации благотворительных обществ осо ^ бый Союз объединения, JT.B. Красовский - распределить обязанности попечения между однородными территориальными единицами, как необходимое условие правильной организации общественного призрения, К.Лайтес - провести коренную реформу городского самоуправления, организацию его на демократических началах. Особое направление представляют работы, посвященные благотворительности в Сибири. В 1835 г. была издана книга первого Енисейского губернатора А.П. Степанова «Енисейская губерния», в которой автор высказывал мысль о том, что главным в деятельности приказов общественного призрения должно быть попечение общества над бедными, а не «приобретение». При этом он оговаривался, что это относится к тем учреждениям призрения, которые функционируют продолжительное время и достаточно упрочили свою материальную базу4. Его замечание, однако, интересно тем, что в российском законодательстве финансовые задачи приказов общественного призрения определялись как приоритетные над благотворительными задачами.
К числу крупных трудов, в которых в различной мере затрагиваются проблемы благотворительности, можно отнести книгу Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония» (1882 г.), очерк В.Б. Сукачева « Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири» (1891 г.). Наиболее содержательной представляется работа С. Соболева «Благотворительные учреждения Томской губернии» (1895 г.), в которой представлен материал по истории создания, составу правления, направлениям работы благотворительных обществ и учреждений, существующих на тот момент времени.
Можно согласиться с мнением Н Добронравова, изучавшего проблемы благотворительности в г. Иркутске, о том, что причины недостаточного развития
1 Гогель С.К. Всероссийский Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению // Трудовая помощь. - 1909. - № 3. - С. 275-285.
2 Красовский J1.B. Местопризрение по действующему русскому законодательству // Трудовая помощь. - 1909. - № 9. - С. 358-385.
3 Лайтекс К. Формы указания труда в России // Трудовая помощь, 1910. - № 8. - С. 235-254.
4 Степанов А.П. Енисейская губерния. - Красноярск, 1997. - С. 129-130. филантропических инициатив заключались как в организации местного самоуправления, так и в «искреннем . нежелании домовладельческих и купеческих дум делать что-нибудь в интересах необеспеченной части городского населения»1.
Изучение благотворительности в Сибири шло медленно и носило описательный характер по ряду причин. Во-первых, происходило зарождение будущей проблематики, а во-вторых, общественное призрение представляло собой скорее практическую, нежели теоретическую задачу. Исследователи не выходили за рамки разрозненных сюжетов об источниках формирования и развития благотворительных капиталов отдельных сибирских городов2, о деятельности конкретных благотворительных обществ в городах Томске и Иркутске .
Тем не менее, наследие дореволюционных ученых по вопросам благотворительности достаточно широко и охватывает многие аспекты этого явления.
В советский период (начало XX - конец 1980-х гг.) государство, став субъектом помощи, практически определяло группы людей, которым она необходима. После Октябрьской революции, в связи с образованием новой социально-политической системы, в России общественная и частная благотворительность были сведены к социальному обеспечению. Поэтому вполне логично то, что исследователи4, изучая, его исторические корни, смещали акцент на достижения социальной политики советского государства.
1 Добронравов Н. Общественное призрение и благотворительность в Иркутске // Трудовая помощь, 1911. -№3.-С. 255.
2 Голодников А.Е. Енисейская губерния (Статистико-экономический очерк) // Сибирский наблюдатель, 1901. - № 8. - С. 88-93; Серебренников A.M. Материалы для истории сибирских городов. Благотворительные капиталы Томска, Иркутска и Красноярска // Сибирский наблюдатель. - 1905.-№3.-С. 26-32.
3 Колотилов П.Н. Благотворительность в Иркутске // Трудовая помощь. - 1913. - № 6. - С. 2935; Дагаев Ин. Городские попечительства о бедных в г. Томске // Трудовая помощь. - 1914. -№6.-С. 37-57.
4 Винокуров А. Социальное обеспечение трудящихся: Исторический очерк.- М., 1919. -14 е.; Гельфер A.J1. Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся (Закон 31 октября 1918 г.). - Пг., 1919. - 44 е.; Ксенофонтов И.К. Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР. - М., 1925. - 62 с.
Анализируя значение приказов общественного призрения и их место в системе областных учреждений, созданных по реформе 1775 г., академик Н.М. Дружинин, отмечал, что на них отразилось «влияние идей просвещения».1 Напротив, Н.П. Ерошкин, изучая проблемы истории государственных учреждений в дореволюционной России, так определил сущность приказов общественного призрения: «Величественный фасад царской благотворительности, демагогически рекламируемый как «помощь» народу, прикрывал подлинные объекты этой благотворительности - экономическую поддержку помещиков-дворян и субсидирование крепостнического самодержавия».
По сложившейся историографической традиции, общественное движение в России конца XIX - начала XX вв. рассматривалось советскими историками в границах двух течений: революционно-демократического и либерально-буржуазного (оппозиционного). При таком подходе не бралась во внимание деятельность культурно-просветительных организаций, массы социально-активных сил общества, занятых в сфере производства духовной жизни, религии, благотворительности и т. п.
Исключение представляют работы А.Д. Степанского3. Исследуя легальные общественные объединения в дореволюционное время, он обратил внимание на наиболее крупные благотворительные организации, выделил основные направления в их деятельности: здравоохранение, народное просвещение, призрение; определил их взаимоотношения с государственным аппаратом.
Среди литературы, посвященной вопросам сибирского краеведения можно отметить вышедший в конце 1960-х гг. многотомный труд «История Сибири»,4
Дружинин Н.М. Абсолютизм в России. -М., 1964. - С. 432.
2Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты (первая половина XIX в.)-М. 1981.-С. 180. о
Степанский А.Д. История общественных организаций дореволюционной России. - М., 1979. - 81 е.; Он же. Общественные организации в России на рубеже XIX -XX вв. - М., 1982. - 91 е.; Он же. История научных учреждений и организаций в дореволюционной России. - М., 1987.-86 с.
4История Сибири. В 5 т. - Л., 1968-1969. созданный коллективными усилиями ученых. Не смотря на обширность тем, раскрытых в данной работе, проблемы благотворительности в ней освещаются бегло и фрагментально (исключительно в связи с пожертвованиями купцов на развитие образования в регионе). Это связано как с общим восприятием благотворительности в этот период времени, так и с отсутствием исследований по данной проблематике.
Для современной историографии (с начала 1990-х гг. - по настоящее время) характерен отход от классового подхода к рассмотрению любых социальных явлений и процессов, от доктриально - политизированного понимания благотворительности .
Перестройка и радикальные реформы по капитализации России в конце XX века, развитие системы рыночных отношений, способствовали «возрождению» таких социальных явлений, как резкое расслоение общества на бедных и богатых, ослабление монопольной роли государства в проведении социальных, образовательных и культурных программ, в относительно справедливом распределении жизненно важных ресурсов. Как следствие, в России становится актуальной проблема возрождения традиций благотворительности и вообще всего культурного потенциала русского общества для его интенсивного развития. Поэтому естественным представляется обращение современных исследователей к досоветскому содержанию понимания благотворительности, ее переосмыслению и формированию новых предметных областей познания.
Благотворительность рассматривают с позиций христианской концепции помощи1, как сферу духовных побуждений человека,2 как некоммерческую деяо тельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, как специфиче
2 Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные общечеловеческие ценности. // Благотворительность и милосердие. - Саратов, 1997. - С. 40.
3 Российская энциклопедия социальной работы. - М., 1997. - Т. 1. - С. 50. скую поддержку, осуществляемую «без надежды на соответствующее воздаяние тех, кому она оказывается».1 Напротив, Е.Р. Смирнова считает, что «.бескорыстных подарков в действительности не бывает.»2, поэтому обмен различными социальными благами рассматривает как фундамент, на котором построены многочисленные структурные образования, такие как власть, статус, престиж. К интересному заключению, на наш взгляд, приходит Ю.Н. Тазьмин, выделяя социальные мотивы благотворительности: праздный образ жизни и демонстративное потребление. По мнению автора, их преобладание над религиозно-этическими мотивами привело в итоге к пролетарской революции.3
Подобные суждения позволяют сделать вывод о том, что в благотворительности сочетаются и гуманистические, и эгоистические мотивы.
П.И Нещеретний с позиций культурно-исторического подхода, исследует благотворительность как социальный феномен, который характеризуется проявлением целенаправленного внимания, предоставлением материальной и духовной поддержки людям, не способным в силу различных причин собственными силами обеспечить условия своего содержания, минимально соответствующие уровню цивилизованности общества4. Автор выделяет формы, которые приобрела благотворительность в своем развитии: милостыня, общественное призрение, организованная государственная система социальной защиты населения.
Значительно расширяет знания о процессе помощи М.В. Фирсов5, рассматривая ее через смену парадигм (моделей) помощи: архаическую, конфес
1 Лаврененко Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) - М., - 2000. - С. 8.
2 Смирнова Е.Р. Социокультурный смысл милосердия. II Благотворительность и милосердие. -Саратов, 1997. - С. 17.
3 Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социс, 2002. - № 2. - С. 96.
4 Нещеретний П.Н. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. -М., 1993.-С. 3.
5 Фирсов В.М. Методологические проблемы историографии социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1996. - № 1, - С. 38-45; Он же. История социальной работы в России. - М., 1999. - 256 е.; Он же. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика // Работник социальной службы.- 2002. № 1. - С. 7-38. сиональную, государственную, общественно-государственную, социоэтальную. Это позволяет отразить изменения субъектов и объектов помощи, ее институтов, идеологии, понятийного языка. В методологическом плане такой подход согласуется с позицией авторов коллективной монографии, вышедшей под общей редакцией академика В.И. Жукова.1
Предметом внимания ученых становятся общие вопросы церковной благотворительности в дореволюционное время2, социальной практики помощи на епархиальном (региональном) и местном уровнях (через приходы, монастыри и о братства). Однако эти исследования носят единичный характер и реализуются главным образом в журнальных статьях. Исключением можно считать диссертацию Д.А. Пашенцева, в которой определены идеологические основы церковной благотворительности, а так же объективные и субъективные факторы, оказавшие влияние на решение острых социальных проблем населения со стороны русской православной церкви.4
Отказ от классовой оценки в изучении исторических явлений позволил сосредоточить внимание исследователей на практических достижениях приказов общественного призрения.5
Вместе с тем исследователи проявляют интерес к таким темам, как организация и деятельность участковых попечительств для бедных (на примере г. Мо
1 Социальная политика: парадигмы и приоритеты. -М., 2000. - 312 с.
2 Вертеловский А. Очерк истории благотворительности в русской церкви // Сфинкс. - 1994. -№ 1. - С. 107-139; Солянова Г.А. Зарождение и развитие благотворительной деятельности православной церкви в дореволюционной России // Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - М., Ставрополь, 1998. - С. 174-179.
4 Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX- начале XX века: Автореф. дисс. .к. и. н. -М., 1995. - С. 23.
Осмыслению российского меценатства и благотворительности посвящены многочисленные исследования от журнальных статей, до монографий, что в определенной степени связано с возрождением этих традиций в России, а так же с развитием предпринимательства. Можно выделить территориальные аспекты освещения тематики: Владимирская, Вятская, Пермская, Ивановская, Курганская области, Урал и Сибирь. Отметим наиболее значительные исследования, в которых показана роль личной инициативы и частной благотворительности в организации различных обществ и отдельных благотворительных учреждений4.
Некоторые аспекты организации помощи переселенцам и филантропическая деятельность народнического движения в помощи политическим ссыльным и заключенным в Енисейской губернии рассмотрены в коллективной монографии Г.Ф. Быкони, В.И. Федоровой, Л.П. Бердникова.5
Впервые проблемы меценатства иркутского купечества затронуты в статье Н.И. Гавриловои . В 1995 г. вышло обобщающее исследование П.Н. Мешалки
1 Елфимова Н.В. Деятельность общественного управления Москвы в области призрения (конец XIX - начало XX вв.) // Российский журнал социальной работы. - 1997. - № 2. - С. 68-74.
2 Деревягина Т.Г. Благотворительные организации: опыт прошлого // Социальная работа в России в прошлом и настоящем. - М., Ставрополь, 1998. - С. 65-75.
Тевлина В.В. Социальная работа в России в конце XIX - начале XX века // Вопросы истории,- 2002. -№ 1.-С. 116-124.
5 Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом: fXVII - XIX века). - Красноярск, 1990. - 304 с.
Гаврилова Н.И. Меценатство иркутского купечества во второй половине XIX в. // Дулов-ские чтения - Иркутск, 1992. - Ч. 1. - С. 30-36. на.1 Автор ввел в научный оборот большое количество источниковедческого материала главным образом характеризующего благотворительность в области народного образования, культурно-духовной сферы, науки.
Достаточно разнопланово раскрыл деятельность красноярского купечества в области городского самоуправления, в том числе и в решении социальных зау дач Л.П. Бердников .
Со второй половины 1990-х гг. такие вопросы как истоки, особенности и традиции сибирской купеческой благотворительности, вклад купцов-предпринимателей в духовное просвещение народа, меценатская деятельность о освещаются в научных публикациях.
В отдельную группу можно объединить небольшие исследования, раскрывающие благотворительность отдельных представителей купечества Енисейской губернии4. Эту тему продолжают статьи краеведов Н. Гудошникова, И. Лалетина, И. Потапова. Ю. Болдырева.5 На наш взгляд, общим для этих работ является некая идеализация купцов-предпринимателей. Напротив, исследова
1 Мешалкин П.Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей: Вторая половина XIX - начало XX в. - Красноярск, 1995. - 157 с.
2 Бердников Л.П. Вся красноярская власть. Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1916). Факты, события, люди. - Красноярск, 1995. - 320 с.
4 Рябичева О. Предпринимательская и благотворительная деятельность семьи Гадаловых // Красноярск: история и современность. К 370-летию со дня основания. - Красноярск, 1998. -С. 31-33; Дударь В.В. Благотворительная деятельность купеческой семьи Кузнецовых // Освоение и развитие Сибири в XVI - XX вв. - Красноярск, 2001. - С. 72-74.
В заключении необходимо отметить, что интересы исследователей в большей степени направлены на изучение частной благотворительности и меценатства. Несмотря на усилия историков, вопросы, связанные с участием органов самоуправления и общественности в благотворительности, методы и формы общественной практики по оказанию помощи различным группам нуждающегося населения остались без достаточного освещения. Вообще не затронуты исследователями региональные аспекты управления, финансирования и организации помощи населению через территориальные институты помощи - приказы общественного призрения, церковно-приходские попечительства, крестьянские общества, общественные и частные благотворительные общества и заведения. Анализ современного состояния исследований по проблеме общественного призрения подтверждает необходимость в ее дальнейшем историческом изучении, особенно на региональном уровне.
Объектом изучения - является исторический процесс становления и развития общественного призрения на территории Енисейской губернии.
Предметом исследования стала законодательная база общественного призрения, управление и положение территориальных институтов помощи и поддержки нуждающихся, источники их финансирования и направления работы.
Цель исследования: дать целостную картину системы общественного призрения в Енисейской губернии, показать положение территориальных институтов социальной помощи в системе местных государственных учреждений, раз
1 Туман-Никифорова И.О. Участие купечества Енисейской губернии в деятельности органов городского самоуправления // Власть и общество. Региональные проблемы. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции - Красноярск, 2002. - С. 53. работать по его итогам научно-практические рекомендации, которые возможно использовать при решении социальных проблем в современных условиях.
Исходя из указанной цели исследования, его задачами являются:
1) определить структуру приказа общественного призрения, самоуправляющихся объединений в лице городских обществ и крестьянских общин, благотворительных ассоциаций и частных лиц, церковных учреждений;
2) исследовать содержание благотворительной деятельности, наиболее проявившейся в социальной поддержке следующих групп населения: детей (переселенцев, сирот, беднейших родителей разного звания, арестантов, подкидышей), людей, не имеющих родственников и не способных самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения (инвалиды, престарелые) ссыльных поселенцев, жертв войны (раненые, увечные воины, военнопленные, семьи мобилизованных на войну, беженцы).
Хронологические рамки исследования - 1822 по 1917 гг. Нижняя временная граница связана со временем выделения Енисейской губернии в самостоятельную административно-территориальную единицу, началом действия на ее территории приказа общественного призрения и подведомственных ему учреждений. Верхняя временная граница определена до событий, когда в стране был провозглашен отход от принципов благотворительности и обозначен переход к системе государственного социального обеспечения.
Территориальные рамки исследования: Енисейская губерния, как составная часть Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, в которую входили уезды: Красноярский, Минусинский, Ачинский, Канский и Енисейский, а так же две отдельные территориальные единицы - Туруханский край и Усинский пограничный округ.
Методологические основы исследования проблемы благотворительности в широком аспекте были заложены в XIX веке и развивались преимущественно в рамках национально-государственного подхода. Так называемые государственники (А. Стог, Н. Рождественский, Д. Дриль, М. Маргулис, Е. Максимов) отводили руководящее начало в историческом процессе государству, рассматривали благотворительность и проблемы ее существования в правовом, законодательном виде. Исходя из этой парадигмы, благотворительность определялась как добровольно-обязательное попечение под присмотром государственных органов.
В настоящее время методологическую основу большинства исследований составляет культурно-исторический подход, позволяющий обобщить прошлый опыт социальной деятельности, обнаружить его зависимость от исторической обстановки, влияющей на действие и изменение форм и методов благотворительности.
Данный подход позволяет рассматривать благотворительность как динамическое явление, которое в своем развитии прошло такие формы как милостыня, общественное призрение. Под милостыней мы понимаем примитивную форму благотворительности, - стихийную, неорганизованную и механически всех выравнивающую помощь, осуществляемую на основе субъективных ощущений, возникающих у человека при виде просящего подаяние и не предполагающую заботу об его дальнейшей судьбе.
Общественное призрение представляется нам как культурная форма благотворительности, характеризующаяся наличием цели (призреть - приглядеть, значит отнестись с сочувствием, вниманием, предоставить кому-либо приют и пропитание), организацией деятельности, проявляющейся по отношению к получающим помощь (создание различных специализированных заведений), и по отношению к оказывающим ее (государственные и ведомственные учреждения, общественные объединения).
Общественное призрение предполагает дифференциацию нуждающихся и применение к ним системы мер организации самостоятельной трудовой жизни («трудовая помощь»), является одним из механизмов, способствующих решению социальных проблем в обществе. Мотивами общественного призрения являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся в социальной помощи людей.
Исследование благотворительности как результата человеческой деятельности предусматривает применение деятельностного подхода, на основании которого исследуются субъективные аспекты (мотивы, ценностные ориентации, социальные установки) и их реализация в преобразовании социальной действительности, решении общественных социальных проблем. Данный подход, при всей неоднозначности этического восприятия благотворительности, заложен в работах В.Н. Ярской, J1.B. Бадя, Л.Я. Лаврененко, Е.Р. Смирновой.
Изучение в совокупности компонентов (элементов) системы общественного призрения, - государства, в лице его ведомств, церкви, общественной и частной благотворительности, выявление их взаимовлияния, - предполагает использование структурно-функционального подхода.
При исследовании использовались общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и специальные, - исторические (хронологический, синхронный, периодизации) методы.
Историко-хронологический метод позволил проследить во времени генезис и эволюцию социального призрения на территории Енисейской губернии, синхронный - рассмотреть развитие благотворительности одновременно с другими явлениями общественной жизни. Метод периодизации - выделить исторические периоды (промежутки времени), в основе которых лежат различные общественные потребности и представления общества о задачах благотворительности, состоянии системы общественного призрения, ее управленческих структурах, взаимоотношениях государственного, общественного и частного призрения.
Источниковедческая база исследования.
В целях более полного выявления исследовательского материала мы применяли «перекрестное» использование различных видов исторических источников, которые условно разделили на следующие группы: официальные документы, архивные материалы, периодическая печать.
К первой группе источников были отнесены законы, постановления, опубликованные обзоры, статистические и информационные сборники, уставы, отчеты, посвященные проблемам общественного призрения.
Сюда вошли «Устав об общественном призрении» (1857), « Положение о приходских попечительствах при православных церквах» (1864), «Свод законов Российской империи» (1892), «Законы и распоряжения о беженцах» (1916). Их изучение позволило выявить структуру учреждений социальной помощи, определить круг их полномочий и место в системе государственной власти.
Опубликованные обзоры, статистические и информационные материалы способствовали воссозданию некоторых количественных характеристик приходских попечительств, монастырских учреждений социальной помощи, средств епархиального духовенства: «Обзор учреждения в России православных монастырей, со времен введения штатов, по духовному ведомству (17641869)», «Обзор деятельности православного вероисповедания за время царствования Александра II» (1901), «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1900 г.», «Краткое описание приходов Енисейской епархии» (1916).
Не меньшую значимость для исследования имеют «Обзоры Енисейской губернии», представляющие собой ежегодные отчеты губернатора, в которых освещались основные стороны жизни края, «Вестник Красноярского городского общественного самоуправления» (1907-1915), «Дополнительная смета доходов и расходов г. Красноярска» (1909-1912). Особо отметим, что «Памятные книжки Енисейской губернии» (1863-1907) по сведениям о благотворительных обществах и заведениях, численности призреваемых в них значительно уступают аналогичным изданиям других губерний Сибири.
Основную массу опубликованных источников по истории общественных благотворительных организаций составили их уставы и отчеты, официальные юбилейные издания, обычно насыщенные фактическими и справочными данными, но не являющиеся подлинно научными исследованиями. К их анализу мы подходили критически. Однако, ценность этих источников особенно велика тогда, когда соответствующие архивные фонды отсутствуют.
Значительная группа источников представлена архивными материалами (преимущественно внутреннего делопроизводства и служебными) Государственного архива Красноярского края (ГАКК), Государственного архива Иркутской области (ГАИО), Муниципального учреждения «Енисейский архив» (МУ-ЕА).
Источниковедческий интерес представляют следующие фонды ГАКК: ф. 118 (Попечительный Комитет Красноярского городского Синельниковского общества благотворителей и попечителей сирот), ф. 132 (Комитет Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам), ф. 166 (Богадельня Т.И. Щеголевой в г. Красноярске), ф. 485 (Ольгинский приют трудолюбия для детей переселенцев г. Красноярска). Как правило, они имеют следующий состав документации: уставы, списки совета попечителей, протоколы собраний, отчетные материалы, переписку с государственными учреждениями и тому подобное. Материалы, представленные в фондах, позволили получить информацию о структуре управления, деятельности, источниках финансирования благотворительных учреждений. Это же относится и к ф. 216 (Иркутский комитет Всероссийского Союза городов) ГАИО.
Деятельность уездных попечительств по оказанию помощи жертвам первой мировой войны исследовалась по материалам ф. 817 (Красноярская уездная земская управа) ГАКК.
Из фондов 522 (Енисейский приказ общественного призрения) ГАКК и 33 (Иркутский приказ общественного призрения) ГАИО проанализированы журналы заседаний, финансовые и годовые отчеты приказов общественного призрения с 1843 по 1912 гг.
Аналогичные документы, раскрывающие деятельность благотворительных обществ и заведений отражены в ф. 161 (Городская управа), 173 (Красноярская городская дума), ф. 595 (Енисейское губернское управление) ГАКК; ф. 32 (Иркутское губернское правление) ГАИО; ф. 9 (Енисейская городская управа)
МУЕА. При этом материалы фондов часто дублируются, так как общественное призрение входило в компетенцию городских дум и управ, а общий надзор за благотворительными учреждениями возлагался и на губернаторов, и на градоначальников. Однако в ряде случаев в них встречаются материалы, дополняющие или восполняющие документы профильных фондов. Например, в ф. 173 обнаружены документы, раскрывающие деятельность Енисейского приказа общественного призрения с момента его образования (1823 г.).
Материалы ф.6 (Енисейский городской естественно - исторический краеведческий музей) МУЕА представлены главным образом газетными вырезками, систематизированными по различной тематике, в том числе и по благотворительности.
Изучение церковной практики социальной помощи осложнялось тем, что многие документы были утрачены в ходе революционных преобразований, либо попали в непрофильные фонды: ф. 674 (Енисейская духовная консистория), ф. 397 (Благочинный священник церквей Туруханского края) ГАКК, ф. 1 (Благочинный градо - Енисейских церквей) МУЕА.
Среди архивных источников, изученных по теме исследования, встречается много черновиков, текстов, носящих предварительный, фрагментальный характер. Ряд документов не удалось получить из-за их плохой сохранности.
Богатый, разнообразный и интересный по содержанию материал по истории Сибири содержат рукописи А.И Кытманова «Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии. 1594-1893.» и М.Н. Минда-ровского «Мои записки и воспоминания с 1891 по 1916 г. Город Енисейск», хранящиеся в фондах Енисейского краеведческого музея (ЕКМ). Их авторами дается оценка благотворительной деятельности, участниками которой они являлись. Например, Миндаровский М.Н. приводит красноречивые факты о купеческой «щедрости», о состоянии благотворительных заведений г. Енисейска в первые годы советской власти.
В третью группу источников мы включили периодическую печать: журналы и газеты различных ведомств, благотворительных обществ и организаций.
На страницах специализированных журналов «Трудовая помощь» (18871917), «Вестник благотворительности» (1887-1902) пропагандировались научные разработки вопросов благотворительности, координировались филантропические усилия и обсуждались проблемы отечественной и зарубежной практики борьбы с нищенством, лучшие западные работы переводились и комментировались. Изредка, в связи с открытием или юбилейными датами, печатались сведения о благотворительных учреждениях Сибири.
Отдельные аспекты региональной благотворительности освещались в «Сибирских вопросах» (1905-1910), «Сибирском наблюдателе» (1901-1906), а деятельность приходских попечительств, - в «Енисейских Епархиальных Ведомостях» (1884-1915).
Призывы к благотворительным пожертвованиям и краткие отчеты о работе общественных и частных учреждений социальной помощи публиковались в газетах «Енисейские губернские ведомости» (1857-1917), «Енисей» (1889-1915), «Енисейская мысль» (1911-1915). Статьи и заметки, опубликованные в неофициальных газетах, позволяют получить предельно конкретные сведения об общественной и частной благотворительности с краткой аннотацией и комментариями корреспондентов.
Среди современных периодических изданий, посвященных изучению отечественной и зарубежной практики помощи на различных исторических этапах, представляют интерес «Российский журнал социальной работы», «Социологические исследования».
Обширный краеведческий материал по проблемам частной благотворительности публикуется в газетах «Вечерний Красноярск», «Красноярский рабочий», «Красноярские профсоюзы», «Сибирская газета на Енисее», «Хакассия». Особенно широко освещается филантропическая деятельность купцов- предпринимателей Баландиных, Кузнецовых, Щеголевых.
Разнообразная источниковедческая база позволила получить представление об исторической динамике объекта изучения - организованной благотворительности (общественном призрении).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) проведено обобщающее исследование истории становления и развития общественного призрения в Енисейской губернии в период с 1822 по 1917 гг.;
2) определены цели, средства и содержание деятельности территориальных институтов социальной помощи и поддержки нуждающихся;
3) исследован их состав и положение в системе местных государственных учреждений;
4) определены группы населения, являющиеся основными получателями социальной помощи, дан анализ форм и методов общественной практики, направленной на их поддержку;
5) в научный оборот введены не использованные ранее архивные документы Красноярского, Енисейского и Иркутского государственных архивов.
Практическая значимость работы состоит в том, что она дает возможность специалистам, работающим в учреждениях сферы социальной защиты населения и некоммерческих (благотворительных) организациях, использовать отечественный исторический опыт прошлых лет для социальной работы в современных условиях. Материалы исследования могут быть использованы при изучении отдельных тем курса «История социальной работы», для создания обобщающих трудов по социальной истории региона, учебной литературы по краеведению.
Апробация результатов исследования.
Полученные результаты обсуждены на заседании кафедры гуманитарных наук Красноярского государственного торгово-экономического института.
Отдельные положения работы с 1996 г. использовались при чтении курса «История социальной работы в России» в Сибирском государственном технологическом университете и с 2000 г. в Красноярском филиале Московского государственного социального университета.
Материалы диссертации представлены (с последующей публикацией) на краевых и межвузовских научно - практических и научно-теоретических конференциях, проводившихся в г. Красноярске, депонированы в ИНИОН РАН
2001 г.), получили поддержку как исследовательский проект регионального конкурса 2002 г. « Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» Российского гуманитарного научного фонда (02 - 01- 00530а / Т).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 218 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031