Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. Иовлева, Татьяна Евгеньевна бесплатно
4:32 AM
Скачать Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. Иовлева, Татьяна Евгеньевна бесплатно
Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте

Диссертация

Автор: Иовлева, Татьяна Евгеньевна

Название: Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте

Справка: Иовлева, Татьяна Евгеньевна. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2006 145 c. : 61 07-19/203

Объем: 145 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Первая
глава «Исследование взаимодействия в дошкольном возрасте в психологической и педагогической литературе»
§1 «Выделение составляющих взаимодействия, их функциональная характеристика»
§2 Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте
§3 «Исследование социальной желательности в зарубежной психологии»
§4 «Изучение потребности в одобрении в отечественной психологии»
Вторая
глава «Методы экспериментального исследования»
§1 Создание опросника для диагностики социально-желательного поведения
§2 Методики экспериментального исследования
§3 Описание и обоснование выборки
Третья
глава «Изучение типов взаимодействия в зависимости от уровней социально-желательного поведения»
§ 1 Социально-желательное поведение и его характеристики
§2 Формы социально-желательного поведения
§ 3 Процесс становления социально-желательного поведения
§4 «Влияние уровня социально-желательного поведения на тип межличностного взаимодействия»

Введение:

Общая характеристика работы.
Данное исследование направлено на изучение процесса становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте.
Актуальность исследования. Проблеме анализа межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте посвящен целый ряд работ: Л.И. Божович (1968), М.И. Лисиной (1978), Т. А. Репиной (1978), A.A. Рояк (1988), Е.О. Смирновой (1994), В.М. Холмогоровой (2003), С.Г. Якобсон (1984), В.Н. Мясищева (1995), A.A. Бодалёва (1982), Я.Л. Коломенского (1984), В.В. Абраменковой (1999), O.A. Карабановой (1997), Е.А. Кургановой (2005) и других.
Особый интерес представляют исследования, проведённые на детях старшего дошкольного возраста, особенностью которого является подготовка к школьному обучению, в связи с появлением ориентировки на правила, нормы, задаваемые будущей социальной ситуацией развития. Выделяются типы норм и описываются особенности отношения детей к различающимся по содержанию социальным нормам.
В исследовании Е.А. Кургановой, проведенным под руководством O.A. Карабановой, было показано, что сначала в младшем школьном возрасте осваиваются конвенциональные нормы, в дальнейшем происходит постепенный переход к другим типам норм: от ориентации на конвенциональные нормы ребёнок в более старшем возрасте переходит на моральные и конвенциональные как рядоположенные, а затем, в младшем подростковом возрасте - к иерархии норм в сторону возрастания значимости моральных норм (Курганова Е.А., 2005).
В психологической литературе (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М., 2003 и др.), отмечается, что в дошкольном возрасте появляется стремление к успеху, положительной оценке взрослого и ориентация ребёнка на соответствие ожиданиям взрослого. В связи с этим возникает вопрос о влиянии усвоения норм и правил поведения на межличностное взаимодействие. Особый интерес вызывает анализ этой проблемы в связи с переходом в новую социальную ситуацию школьного обучения. Ориентировка на правила и нормы вызывает у детей этого возраста социально-желательное поведение, влияющее на межличностное взаимодействие.
В предлагаемой диссертации рассматривается становление межличностного взаимодействия в связи с появлением у ребёнка норм социально-желательного поведения. Под социально-желательным поведением понимается степень принятия норм и правил данной культуры или субкультуры, наличие ориентации на значимого другого, который может оценивать поведение, позволяющее войти ребёнку в тот или иной круг общения через выполнение норм.
Проблемой данного исследова де влияния усвоения норм социально-желательного поведения у детей старшего дошкольного возраста на характер межличностного взаимодействия.
Цель работы заключается в изучении роли ориентации детей старшего дошкольного возраста на социальные нормы в становлении межличностных взаимодействий.
Объект исследования: межличностное взаимодействие в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: факторы, влияющие на особенности становления межличностного взаимодействия.
Гипотеза: Уровни ориентации на нормы и правила влияют на типы взаимодействия у детей 6-7 лет.
1.Выявить особенности ориентации на нормы у детей 6-7 лет. Провести сравнительное исследование динамики ориентации на нормы детей разных возрастных групп.
2.0пределить психологические особенности и построить типологию межличностного взаимодействия детей в возрасте от 6-7 лет.
3. Провести отбор диагностических методик для анализа взаимосвязи
Задачи: между характером взаимодействия и ориентацией на нормы.
Методологической и теоретической основой работы является культурно-историческая концепция и учение о психологическом возрасте JI.C. Выготского, теории психического развития ребёнка А.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
1. Методы анкетирования: анкета наблюдения Б. Заззо, опросник Локус контроля для дошкольного возраста; анкета-опросник для родителей и педагогов по диагностике эмоциональной саморегуляции для детей 6-8 лет (разработана Н.Г. Салминой, И.Г. Тихановой на материале опросника для измерения уровня эмоциональной зрелости Марии Грегоруа и анкеты Александровской); опросник диагностики социально-желательного поведения для старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (разработан в процессе исследования группой психологов под руководством Н.Г. Салминой: Иовлевой Т.Е., Тихановой И.Г.); анкета исследования социальной перцепции старших дошкольников и младших школьников (разработана Н.Г. Салминой, И.Г. Тихановой); полупроективный тест «МД-решётка» Х.Д. Шмальта, адаптированный для детей 6-9 лет.
2. Методы статистического анализа данных.
Выборку составили 217 детей. В состав основной экспериментальной группы вошли 41 ребёнок 6-7 лет ГОУ детский сад №1750 г. Москвы. Дополнительную экспериментальную группу составили 51 ребёнок 7-8 лет, 51 ребёнок 8-9 лет, 50 детей 10-11 лет, 50 детей 14-15 лет - учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москвы №№ 110,214.
Научная новизна и теоретическая значимость работы определяются необходимостью изучения условий, влияющих на межличностное взаимодействие, в качестве которых нами выделены отношение ребёнка к нормам, социально-желательное поведение, а также анализ факторов, при которых формируется социально-желательное поведение.
Впервые на отечественной выборке проведено исследование влияния освоения ребёнком социальных норм на становление межличностного взаимодействия, которое даёт ребёнку старшего дошкольного возможность успешного вхождения в новую социальную ситуацию развития. Реализован новый подход к анализу взаимодействия детей дошкольного возраста через отношение к нормам социально-желательного поведения. Создана новая классификация типов межличностного взаимодействия на основе отношения к нормам и их реализации в поведении.
Практическая значимость работы определяется запросом практики образования на создание рекомендаций, основанных на психологических закономерностях, по управлению процессом межличностного взаимодействия детей-дошкольников. Данные этого исследования позволяют разработать программы развития межличностного взаимодействия детей, а так же дают возможность диагностики и коррекции детей при подготовке к школе. Результаты, полученные в исследовании, включены в спецкурс «Диагностика трудностей вхождения в школьную жизнь» (IV курс, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась научно-методической обоснованностью исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету исследования, задачам и гипотезе; репрезентативными выборками испытуемых; применением аппарата математической статистики для обоснования достоверности полученных результатов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальную желательность (СЖ) как стремление соответствовать ожиданиям и образцам при ориентации на значимого другого (эталон, носитель культурных норм) можно наблюдать во всех переходных периодах. Возникая в конце дошкольного возраста, социальная желательность как направленность на одобрение значимого другого взрослого через выполнение норм и правил, способствует вхождению ребёнка в новую социальную ситуацию, что повторяется и в дальнейшем возрастном развитии в периоды перехода к новым социальным отношениям.
Социальная желательность представляет собой образование, включающее в себя: мотивационный аспект (направленность на одобрение значимого другого, мотивация достижения, самооценка), когнитивный аспект (знание норм), поведенческий аспект (реализация норм в вербальном поведении, когда ребёнок только демонстрирует свои намерения, и реальном поведении).
2. В развитии социальной желательности можно выделить различные формы, которые отличаются между собой степенью направленности на одобрение, уровнями знания социальных норм и возможностью реализации социальной желательности в поведении. Нами выделены следующие формы социальной желательности:
• отсутствие социальной желательности, при которой не сформирована ориентация на одобрение и не усвоено знание социальных норм, что может проявиться в асоциальном поведении.
• вербальная демонстрация социальной желательности (в беседе, при анкетировании и опросе), при которой ребенок формально относится к социальным нормам и больше направлен на положительную оценку и похвалу взрослого.
• реализация норм социальной желательности в поведении при взрослом (ориентация на одобрение), когда ребёнок направлен на реальное выполнение знаемых норм и правил).
3. Формы проявления социальной желательности развиваются по этапам в зависимости от сформированности составляющих социальной желательности. В процессе становления социально желательного поведения у детей 6-7 лет можно выделить этапы: отсутствие ориентации на одобрение и знания социальных норм (1); стремление к одобрению при отсутствии ориентации на нормы, что сопровождается отсутствием реализации социальной желательности в поведении (2); вербальное выполнение норм без реализации их в реальном поведении (3); реализация норм при ориентации на одобрение, проявляющаяся в жестком или гибком подчинении поведения нормам (4); непосредственное поведение согласно нормам, когда в социально-желательном поведении проявляются личностно принимаемые социальные нормы и правила (5).
4. В основе особенностей становления межличностного взаимодействия лежит отношение к нормам как средствам организации социально-желательного поведения. Знание норм опосредованно влияет на тип взаимодействия через представление о социально-желательном поведении. В старшем дошкольном возрасте с повышением уровня социально-желательного поведения происходит изменение типов взаимодействия: при высоком уровне социально-желательного поведения чаще наблюдаются социальный, гиперсоциальный, уступчивый типы взаимодействия; при низком уровне социально-желательного поведения чаще наблюдаются конфликтный тип взаимодействия и отстранённость, выражающаяся в групповой изоляции. Для реализации социально-желательных типов взаимодействия необходим достаточно высокий уровень сформированности эмоциональной саморегуляции.
Апробация диссертационной работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва, 2005), представлялись на международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам («Ломоносов 2003», Москва).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и выводов, списка литературы (91 источник, в том числе, 9 источников на английском языке и 2 источника на французском) и приложения. Текст диссертации включает в себя 22 таблицы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 203 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031