Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Недосека, Ольга Николаевна бесплатно
1:39 AM
Скачать Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Недосека, Ольга Николаевна бесплатно
Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Диссертация

Автор: Недосека, Ольга Николаевна

Название: Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Справка: Недосека, Ольга Николаевна. Особенности профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 2000 207 c. : 61 00-19/245-3

Объем: 207 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2000


Содержание:

Введение
Глава I Теоретический анализ проблемы профессионального сознания педагога
§ 1 Особенности профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения
§ 2 Содержание понятия "Профессиональное сознание педагога"
§ 3 Педагогическая ситуация как средство реализации профессиональных и личностных качеств педагога
Глава II Программа экспериментального исследования профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения
§ 1 Цели, задачи и процедура исследования
§ 2 Характеристика методов исследования
Глава III Результаты экспериментального исследования профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения
§ 1 Особенности эксплицитной модели педагогических действий
11 Общая характеристика эксплицитной модели педагогических действий
12 Связь образования с эксплицитной моделью педагогических действий
13 Связь возраста с эксплицитной моделью педагогических действий
14 Связь удовлетворенности работой с эксплицитной моделью педагогических действий

Введение:

Среди научных поисков, посвященных проблемам педагогической практики, незначительное место занимает социально-психологические исследования, затрагивающие профессиональную деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Необходимость изучения профессионального поведения воспитателя обусловлена той значительной ролью взрослого, который во многом определяет особенности развития ребенка дошкольного возраста и выступает как носитель «ценностей культуры» (Л.С.Выготский).
Дошкольное детство является уникальным периодом развития личности. В отличие от последующих возрастных этапов данный возраст служит фундаментом формирования отношения к миру и получения основных знаний и умений. Исходя из этого, главным ориентиром в развитии дошкольного образования должно стать обеспечение условий для полноценного проживания ребенком этого периода жизни.
Важным фактором в решении основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, выступает кадровое обеспечение педагогического процесса. От профессионального образовательного уровня педагогов дошкольных учреждений зависит психофизическое развитие детей, их эмоциональное благополучие.
Воспитатель, как субъект практической психологической деятельности, является носителем профессионального сознания. Содержательные уровни и структурные особенности профессионального сознания педагога определяют специфику и эффективность работы с детьми на основания принципа единства сознания и деятельности.
Поведение педагога и конкретные формы его проявления по отношению к субъектам педагогической деятельности (детям, коллегам, родителям и др.) в значительной степени обусловлено особенностями его профессионального сознания, которое выступает в качестве важного фактора, определяющего эффективность педагогического труда.
Актуальность данной работы вытекает также из требования повышения психологической компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения и связано с практической необходимостью создания обновленных курсов, учебных программ по педагогической психологии для системы повышения квалификации.
Цель исследования: изучение особенностей выбора педагогических действий воспитателем как компонент его профессионального сознания.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального сознания педагога.
2. Разработать методический инструментарий для изучения профессионального сознания воспитателя (его имплицитной формы).
3. Провести эмпирическое исследование эксплицитной и имплицитной моделей педагогических действий воспитателей дошкольных образовательных учреждений как компонента профессионального сознания педагога.
4. Выявить своеобразие эксплицитной и имплицитной модели педагогических действий в зависимости от образования и возраста педагогов, а также их удовлетворенности работой.
5. Выявить некоторые особенности профессионального сознания педагога как компонента образа «Я».
6. Создать программу занятий для системы повышения квалификации с целью развития у воспитателей способности к продуктивному взаимодействию с субъектами педагогической деятельности.
Гипотезы:
1. Выбор педагогических действий воспитателем как компонент его профессионального сознания обнаруживает вариативность.
2. Уровень образования воспитателей оказывает значимое влияние на характер выбора в сторону более эффективных педагогических действий.
3. Возраст как совокупный показатель личностной зрелости и опыта оказывает значимое влияние на выбор более продуктивных педагогических действий.
4. Удовлетворенность работой как интегральный показатель отношения к профессиональной деятельности может иметь влияние на выбор педагогических действий воспитателя.
5. Профессиональное сознание как компонент образа «Я» испытывает на себе влияние целостного «Я»-образа.
Теоретические и методологические основы исследования.
Исследования в области педагогической психологии, отражающие основные проблемы личности как субъекта педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, А.А.Реан, Л.М.Митина, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.); исследования в области профессионального сознания и самосознания (А.А.Реан, Л.Н.Митина, А.П.Саврасов, Д.В.Ронзин и др.); основные представления в области психолого-педагогического моделирования и ситуационного анализа и др. (Н.В.Гришина, Э.И.Киршбаум, М.М.Кашапов, М.М.Рыбакова и др.).
База исследования
В исследовании принимали участие 157 воспитателей -слушателей курсов повышения квалификации в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические действия воспитателя как компонент профессионального сознания определяются эксплицитной и имплицитной концепцией его педагогической деятельности.
2. Уровень образования и возраст как показатель зрелости и опыта не обеспечивает приоритетного выбора личностно-ориентированного подхода к детям.
3. В выборе педагогических действий воспитателя доминируют непродуктивные, психологические неэффективные способы взаимодействия с различными субъектами педагогической деятельности.
4. Выбор действий в проблемной педагогической ситуации определен субъективным восприятием этой ситуации с точки зрения ее эмоциональной значимости и проблемности для педагога.
5. Профессиональное сознание как компонент образа «Я» испытывает на себе влияние целостного образа «Я».
Научная новизна, теоретическая значимость исследования .
1. Осуществлено психологическое исследование специфики педагогической деятельности и профессионального сознания воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
2. Разработана авторская методика проблемных психолого-педагогических ситуаций для выявления имплицитной модели педагогических действий воспитателей.
3. Выявлен факт независимости эксплицитной и имплицитной модели педагогических действий от уровня образования и возраста как совокупного показателя личностной зрелости и опыта.
4. Выявлены взаимосвязи особенностей профессионального сознания с целостным образом «Я», а также позицией родителя и воспитателя.
Практическая значимость:
1. Проведенное исследование позволило выявить особенности профессионального сознания воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые требуют изменений привычных представлений о профессиональном образовании и дают возможность уточнить программы подготовки и повышения квалификации, добиться улучшения эффективности педагогического труда.
2. Разработанная методика моделирования педагогических ситуаций помимо диагностической функции может выступать в качестве инструмента обучения и коррекции имплицитной модели педагогических действий воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
3. Разработана программа спецкурса «Развитие профессионального сознания воспитателя» внедряется в систему повышения квалификации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 186 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30