Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности. Устина, Юлия Николаевна бесплатно
11:30 PM
Скачать Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности. Устина, Юлия Николаевна бесплатно
Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности

Диссертация

Автор: Устина, Юлия Николаевна

Название: Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности

Справка: Устина, Юлия Николаевна. Особенности честолюбия как этической характеристики в период становления личности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Устина Юлия Николаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Казанский государственный университет"] - Казань, 2009 - Количество страниц: 120 с. 23 ил. Казань, 2009 143 c. :

Объем: 143 стр.

Информация: Казань, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕСТО ЧЕСТОЛЮБИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
11 Честолюбие как предмет философско-психологического анализа
12 Честолюбие как этическая характеристика личности
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕСТОЛЮБИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ В ШИРОКОМ ВОЗРАСТНОМ ДИАПАЗОНЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
21 Организация экспериментального исследования честолюбия
22 Создание и оценка эффективности методики измерения честолюбия
23 Исследование половозрастных особенностей честолюбия
24 Сопряженность честолюбия с личностными характеристиками
25 Личностные особенности учащихся с высоким, средним и низким уровнями честолюбия
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы исследования. Эффективное взаимодействие человека с окружающим миром во многом обусловлено особенностями его нравственного развития. Основу нравственного развития человека составляют этические характеристики, качественное своеобразие которых выступает одним из значимых факторов успешной реализации личностью ее жизненных стратегий. Вместе с тем, на фоне динамичных общественных преобразований, трансформаций в морали и нравственности (моральном сознании), меняется содержание некоторых этических характеристик, происходит переосмысление их роли в жизнедеятельности человека. Данный факт определяет введение вопросов нравственной, этической психологии личности в круг наиболее ключевых и актуальных, что подтверждается значительным интересом к данной тематике со стороны ведущих исследователей (Б.С.Братуся, А.В.Брушлинского, А.Л.Журавлева, В.П.Зинченко, В.В.Знакова, Д.А.Леонтьева, В.Д.Шадрикова и др.) и становлением нового направления — этической психологии (Л.М.Попов).
В настоящее время прослеживается научная тенденция к переходу от констатации нравственных черт к их изучению и теоретическому осмыслению. При этом обычно исследуются отдельные нравственные черты: ответственность (К.А.Абульханова, К.Муздыбаев, Ж.Пиаже, А.А.Реан, Дж.Роттер, С.Л.Рубинштейн), эгоизм, зависть (К.Муздыбаев), циничность (Л.М.Попов, П.Н.Устин), доверие (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко, В.С.Сафонов, А.В.Сидоренков, Т.П.Скрипкина, Э.Эриксон), совесть (М.И.Воловикова, Э.Фромм).
Одной из таких этических характеристик личности, значимость которой в психологической организации человека все больше признается исследователями, выступает честолюбие. Несмотря на широкую распространенность использования понятия честолюбия при описании психологического портрета личности (например, делового человека, стремящегося к успеху), данная характеристика не является х глубоко изученной в плане ее дифференциации с другими, сходными характеристиками (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство), а также со стороны ее строения, психологических механизмов проявления и развития.
Честолюбие выступает качеством человека, содержательно включающим его стремление к достижениям. Однако, несмотря на данный позитивный аспект честолюбия, отношение к нему, как к нравственной, этической характеристике неоднозначно. С одной стороны, оно признается этически-конструктивным качеством, определяющим как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром, с другой - этически-деструктивным, синонимичным эгоизму, гордыне и тщеславию. Данное противоречие явилось источником научной проблемы выявления особенностей честолюбия, решение которой предполагает получение научно-значимого результата, пополняющего базу данных этической, нравственной психологии.
Цель: выделить честолюбие как явление этической, нравственной психологии личности и выявить его сопряженность с личностными характеристиками в широком возрастном диапазоне становления личности.
Объект: нравственно-этическая составляющая личности.
Предмет: особенности честолюбия как явления этической, нравственной психологии личности.
Гипотеза: честолюбие выступает как черта, которая имеет собственное психологическое содержание, соотносится с морально-нравственным уровнем развития личности и оказывает позитивное влияние на личностные характеристики человека.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия честолюбия, соотнести его с другими психологическими характеристиками личности и определить место в психологической организации человека как субъекта развития.
2. Выделить основные конструкты честолюбия как личностной характеристики, определить их психологическое содержание и на основе этого создать, апробировать и стандартизировать валидную методику измерения честолюбия.
3. Определить зависимость уровня честолюбия от пола и возраста, установить характер влияния честолюбия на ряд личностных характеристик и соотнести уровень их представленности с уровнями развития честолюбия в широком возрастном диапазоне становления личности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципиальные положения современной психологии, определяющие направление психологических исследований и теоретическое обоснование полученных знаний. Это основные положения субъектно-деятельностной теории (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский), концепция психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов), теория черт (Р.Кеттел, Г.Олпорт), работы, раскрывающие содержание нравственной, этической психологии личности (А.Л.Журавлев, В.В.Знаков, В.П.Зинченко, В.Д.Шадриков, М.И.Воловикова).
Методы и методики исследования включали теоретический анализ проблемы, методы сбора и обработки эмпирических фактов. Экспериментальное исследование честолюбия проводилось методом поперечных срезов. В качестве диагностического инструментария выступили методики: Авторская методика измерения честолюбия, Личностный опросник Р.Кеттела 16-PF, Тест «Добро-Зло» (Л.М.Попов, А.П.Кашин), Опросник мотивации одобрения (Д.Марлоу), Опросник мотивации достижения (Т.Элерс), Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев), Самоактуализационный тест (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман и др.), Методика измерения уровня субъективного контроля Дж.Роттера (в адаптации Е.Ф.Бажиной и др.).
Аппарат математической статистики при обработке данных включал: методы сравнения двух выборок (критерий t-Стьюдента), корреляционный анализ (r-Пирсон), дисперсионный анализ (ANOVA), дискриминантный анализ.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены репрезентативностью выборки, подбором соответствующего целям и задачам исследования диагностического инструментария, который отвечает критериям валидности, надежности и репрезентативности, использованием адекватного аппарата математической статистики при обработке эмпирических данных.
Выборку исследования составили учащиеся среднего и старшего школьного возраста, а также студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов ВУЗов. Выборка учащихся школы включала 190 человек с возрастными границами от 11 до 16 лет. В выборку студентов вошли 118 человек с возрастными границами от 17 лет до 21 года.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые:
• Показано, что честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает этической чертой, которая определяется предметным содержанием ряда понятий (мотивация достижения, одобрения, признания, власти, соперничество, превосходство).
• Разработана и апробирована методика измерения честолюбия, которая является валидным и надежным методом диагностики этой характеристики учащихся средних и высших учебных заведений.
• Установлено, что честолюбие отличается универсальным и устойчивым характером на протяжении исследуемого возрастного периода становления личности.
• Доказано, что честолюбие влияет на ряд характерологических черт, характеристик этического слоя, мотивации достижения, параметров самоотношения, способности к самоактуализации и интернальности личности.
• Сформулировано представление о трех уровнях проявления в личности «честолюбия». В каждом случае дана соотнесенность проявленного уровня честолюбия личности с уровнем представленности других личностных черт: радикализма, мотивации достижения, интегрального самоотношения, добра», дипломатичности, доминантности и ожидаемого отношения от других.
Теоретическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют конкретизировать честолюбие как нравственно-этическую детерминанту поведения личности и вносят вклад в раздел этической психологии личности, существенно дополняя концепцию психологической организации человека как субъекта развития. Специальное исследование честолюбия раскрывает особенности его влияния на ряд личностных характеристик и дает представление о трех уровнях проявления честолюбия в личности.
Практическая значимость.
Разработанная методика измерения честолюбия для учащихся может быть использована в воспитательных и образовательных учреждениях для работы с молодежью в широком возрастном диапазоне становления личности с целью диагностирования уровня развития данной характеристики.
Данные о содержательном наполнении честолюбия и особенностях его взаимосвязей с личностными характеристиками могут быть использованы в практической психологии при создании программ формирования честолюбия.
Результаты исследования типологических особенностей учащихся при различных уровнях развития честолюбия обеспечивают дифференцированный подход к организации мероприятий, способствующих личностному росту.
Апробация результатов исследования. Теоретические и экспериментальные положения диссертационной работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Интересы личности, общества и государства: взаимодействие и взаимообусловленность» (Казань,
2006), Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы формирования конкурентоспособного специалиста» (Бузулук,
2007), III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической практики» (Казань, 2007), Международной научно-практической конференции «Евразийский мир: многообразие и единство» (Казань, 2007), V Международной научной конференции «(Пост)современность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, 2007), XIV Международной научной конференции «Ломоносов -2007» (Москва, 2007). Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний» (Казань, 2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2008» (Санкт-Петербург, 2008).
Основное содержание работы отражено в 9 публикациях автора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Честолюбие, включенное в состав детерминантного комплекса-психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, выступает самостоятельной этической чертой. Этически-конструктивный или этически-деструктивный характер данной черты определяется общим уровнем развития человечности, отражающей качественное своеобразие нравственно-этического слоя личности.
2. Созданная авторская методика измерения честолюбия, в основу которой положены основные признаки данной характеристики (стремление или желание, слава и признание; реальные поступки и достижения; превосходство, значимая группа) выступает валидным и надежным инструментом диагностики честолюбия учащихся средних и высших учебных заведений в широком возрастном диапазоне становления личности.
3. Экспериментально показано, что честолюбие отличается устойчивым и универсальным характером. Данное положение подтверждается отсутствием влияния пола и возраста на данную характеристику в выборке учащихся средних и высших учебных заведений.
4. Честолюбие оказывает влияние на характерологические черты (увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность, смелость, радикализм и снижает мечтательность), на характеристики этического слоя, мотивацию достижения, параметры самоотношения (интегрального самоотношения, аутосимпатии и самоинтереса), способность к самоактуализации (компетентность во времени, ценностные ориентации, сензитивность, самоуважение, самопринятие и принятие агрессии) и интернальность личности, особенно в зоне ответственности за личные успехи и достижения.
Структура работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы (150 наименований) и приложений. В работе представлены 23 рисунка и 14 таблиц. Основное содержание диссертации изложено на 118 страницах машинописного текста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 170 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30