Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов. Гайкова, Татьяна бесплатно
11:24 PM
Скачать Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов. Гайкова, Татьяна бесплатно
Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов

Диссертация

Автор: Гайкова, Татьяна Петровна

Название: Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов

Справка: Гайкова, Татьяна Петровна. Организационно-педагогические условия развития профессионального интереса будущих учителей начальных классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2006 209 c. : 61 06-13/1093

Объем: 209 стр.

Информация: Магнитогорск, 2006


Содержание:

Глава
I Теоретические аспекты решения проблемы развитияпрофессионального интереса будущих учителей начальных классов
11 Проблема развития интереса в теориипедагогики
12 Сущность, структура и особенности профессионального интересабудущих учителей начальных классов
13 Структурно-функциональная модель развития профессиональногоинтереса будущих учителей начальных классов
14 Обоснование организационно-педагогических условий развитияпрофессионального интереса будущих учителей начальных классов 79Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализацииорганизационно-педагогических условий развития профессиональногоинтереса будущих учителей начальных классов
21 Общая характеристика организации опытно-экспериментальнойработы
22 Реализация организационно-педагогических условий развитияпрофессионального интереса будущих учителей начальных классов
23 Результаты опытно-экспериментальной работы ' 160Выводы по второй главе

Введение:

В условиях социально-экономических и политическихпреобразований, происходящих в современном обществе, значительноусиливается роль субъективного фактора в развитии государства. Отуровня сознания каждого члена общества, его участия в решении задач,стоящих перед страной, во многом зависит поступательное развитие всегообщества.В воспитании подрастающего поколения общеобразовательнаяшкола и особенно ее начальное звено играют ведущую роль, поэтомувопросы совершенствования подготовки будущих учителей начальныхклассов приобретают особую актуальность. Социальным заказомсовременным педагогам является повышение качества учебновоспитательной работы с подрастающим поколением. Это, в свою очередь,обусловливает повышение требований к учителю как субъектуобразовательного процесса, к степени развития его профессиональногоинтереса. Однако подготовка будущих учителей не отвечает в должноймере современным требованиям. У значительной части выпускниковпедвуза профессиональные интересы не всегда устойчивы и осознанны,что сказывается на качестве их подготовки к самостоятельнойпедагогической деятельности. Все это делает проблему развитияпрофессионального интереса у будущих учителей особенно актуальной.Проблема интереса в целостной структуре личности занимает одноиз важных мест в отечественной педагогике и психологии. Значительныйвклад в развитие теории интереса внесли Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Б.И. Додонов, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина и др.Проблема развития профессионального интереса нашла отражение втрудах Г.Д. Бабушкина, М.Ф. Беляева, В.Ф. Бессараба, Л.В. Ботяковой,А.В. Голомштока, СП. Крягжде, Н.Д. Левитова, В.Ф. Сахарова, А.П.4Сейтешева, Б.М. Теплова, Б.А. Федоришина, Н.Н. Чистякова, Н. Чистяковой, А.Ф. Эсаулова и других.Различные аспекты проблемы развития профессионального интересав учебном процессе освещены в исследованиях В.Ф, Афанасьева, Л.В. Ботяковой, В.П. Грибанова, Е.П. Гроссу, Н.К. Елаева, В.В. Кревневич, А.В. Мордовской, Г.П. Холоповой, М.А, Хомутовой и др.Особый интерес для нас представляют работы, в которыхрассматриваются условия формирования и развития профессиональногоинтереса, Т.Л. Бухариной, Е.Н. Землянской, О.А. Зимовиной, Н.К. Котиленкова, Т.К. Панкратова, Ю.В. Рысева и др.В системе подготовки учащихся к выбору профессии значительнуюроль играет мотивация. Теория мотива освещена в работах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова идр.Проблемой мотивации выбора профессии занимались В.И. Жуковская,A.M. Кухарчук, М.В. Рутковская, А.Б. Ценципер и др.Вопросы развития интереса к профессии учителя и педагогическойдеятельности раскрываются в трудах В.В. Арнаутова, СП. Бабинской, А. Ворониной, Л.М. Истлентьевой, Т.В. Кружилиной, В.Г. Максимова, Н.В. Путилиной, В.Ф. Сахарова и др.Вопросы совершенствования профессиональной подготовкистудентов педвуза рассматривались в работах О.А. Абдуллиной, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Т.Г. Якушевой и др.Развитие профессионального интереса представляет собой сложныйи длительный процесс, который осуществляется не только впрофессиональных образовательных учреждениях, но в довузовскийпериод профессиональной подготовки, что затрагивает проблемупреемственности в образовании, на которой акцентировали свое вниманиеряд исследователей: Ш.И. Ганелин, Р.С. Гуревич, М.Е. Дуранов, О.Н. Зайцева, М.В. Лихач, А.А. Люблинская, П.А. Михайлов, Л.А. Савинков,Г.Ю. Семенова и др.5Несмотря на определенную степень теоретической разработанностипроблемы, необходимо отметить, что недостаточно изучена спецификаразвития профессионального интереса будущих учителей начальныхклассов, не в полной мере раскрыты возможности дисциплин предметнойподготовки, пути и средства, используемые в целях развития интереса кпрофессиональной деятельности учителя, не выявлены педагогическиеусловия, способствующие повышению эффективности данного процесса.Как показывает практика, не уделяется должного внимания работе поразвитию профессионального интереса у будущих учителей начальныхклассов, так как вооружение студентов научными знаниями подисциплинам предметного блока признается основным, определяющимуспех их будущей практической деятельности.Между тем будущие педагоги в своем большинстве имеютнедостаточный уровень развития интереса к профессиональнойдеятельности, нередко у многих студентов не только не закрепляется и неразвивается профессиональный интерес, но, наоборот, к выпускному курсуон становится менее выраженным. Причина в том, что ряд абитуриентовпоступает учиться в педагогический вуз без отчетливого влечения, безобоснованной мотивации выбора педагогической профессии.Совершенно очевидно, что при подготовке студентов к практическойдеятельности важнейшей задачей является не только вооружение ихспециальными знаниями, умениями и навыками, но и развитиепрофессионального интереса, так как не может быть хорошегоспециалиста без глубокого интереса к профессиональной деятельности, кполучению новых знаний в избранной профессии. Решение данной задачистановится особенно актуальной при подготовке учителей начальныхклассов, поскольку именно в первые годы обучения закладываются основызнаний, умений, навыков учащихся, основы их мировоззрения, отношенияк жизни. Высокая эффективность педагогической деятельности учителя6начального звена обш;еобразовательной школы обеспечивается наличием унего устойчивого профессионального интереса.Таким образом, существуют противоречия между:- возросшей потребностью общества в педагогах, способныхповысить качество образования в начальной школе, и недостаточнымуровнем развития интереса выпускников педвуза к профессиональнопедагогической деятельности;необходимостью повышения эффективности процессаразвития профессионального интереса у будущих учителей начальныхклассов и недостаточной теоретической разработанностью даннойпроблемы;возможностями лингвистических дисциплин предметногоблока подготовки в развитии профессионального интереса будущихучителей начальных классов и их реализацией в практике работы высшейпедагогической школы.С учетом данных противоречий мы сформулировали проблемуисследования как выявление организационно-педагогических условийразвития профессионального интереса у будущих учителей. начальныхклассов в процессе изучения лингвистических дисциплин предметногоблока профессиональной подготовки.Актуальность и значимость данной проблемы, ее недостаточнаятеоретическая и практическая разработанность в современных условияхобусловили выбор темы диссертационного исследования:«Организационно-педагогические условия развития профессиональногоинтереса у будущих учителей начальных классов».Цель исследования - выявить, теоретически обосновать иэкспериментально проверить организационно-педагогические условия,обеспечивающие эффективность развития профессионального интереса убудущих учителей начальных классов в процессе изучения7лингвистических дисциплин предметного блока профессиональнойподготовки.Объект исследования - профессионально-педагогическаяподготовка будущих учителей начальных классов.Предмет исследования - процесс развития профессиональногоинтереса у будущих учителей начальных классов при изучениилингвистических дисциплин предметного блока профессиональнойподготовки в педагогическом вузе.Гипотеза исследования основана на предположении о том, чторазвитие профессионального интереса у будущих учителей начальныхклассов в процессе изучения лингвистических дисциплин будетосуществляться более эффективно при реализации комплексаорганизационно-педагогических условий, включающего:- обеспечение вертикальной и горизонтальной преемственной связи всодержании, формах и методах довузовской и вузовскойпрофессиональной подготовки будущих учителей;- обогащение содержания лингвистических дисциплин предметнойподготовки материалом, имеющим профессиональную направленность;- расширение педагогического опыта будущих учителей начальныхклассов на основе взаимосвязи учебно-познавательной, учебнопрактической и самостоятельной практической деятельности обучаемыхпри изучении лингвистических дисциплин.В соответствии с целью и гипотезой были определены следующиезадачи исследования:1. Выявить степень разработанности проблемы развитияпрофессионального интереса у будущих учителей начальных классов всовременной педагогической теории и практике.2. Определить и раскрыть содержание и особенностипрофессионального интереса 5Д1ителей начальных классов и выявить8возможности лингвистических дисцинлин нредметного блокапрофессиональной подготовки в процессе его развития.3. Разработать структурно-функциональную модель развитияпрофессионального интереса у будущих учителей начальных классов впроцессе изучения лингвистических дисциплин.4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить комплексорганизационно-педагогических условий, способствующих эффективномуразвитию профессионального интереса у будущих учителей начальныхклассов в процессе изучения лингвистических дисциплин.5. Опираясь на результаты исследования, разработать научнометодические рекомендации по развитию профессионального интереса убудущих учителей начальных классов при изучении лингвистическихдисциплин в процессе профессионально-педагогической подготовки.Методологической основой исследования являются: социальнофилософская теория интереса (А.Г. Здравомыслов, М.Х. Титма, Ю.В.
Шаров); системный подход (А.Н. Аверьянов, Б.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, B.C. Гершунский, Т.А. Ильина, А.И. Ракитин, В.Н. Садовский,Э.Г. Юдин и др.); интегративно-деятельностный подход (B.C. Безрукова,Н.В. Ипполитова, М.Г. Чепикова, И.П. Яковлева и др.); профессиональноличностный подход (Н.В. Борисова, А.А. Вербитский, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, Т.М. Сорокина, А.А. Федорова и др.), теоретико-методологическаятеория, раскрывающая понятия «интерес», «профессиональный интерес»,«педагогическая направленность» (М.Ф. Беляев, В.Ф. Бессараб, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, Б.И. Додонов, Л.А. Йовайша, Г.И. Щукина и др.);теория формирования личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина,В.Ф. Сахаров, В.А. Сластенин и др.); теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Нетровский, Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); труды отечественных педагогов попроблеме преемственности в обучении (Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, М.Е.9Дуранов, О.Н. Зайцева, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская, П.А. Михайлови др.).Решение поставленных задач, проверка результатов и теоретическихвыводов осуществлялись на основе комплекса методов исследования:теоретический анализ, обобщение и систематизация научных фактов,наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ педагогическойпрактики, изучение продуктов деятельности студентов и учащихся,педагогический эксперимент, методы математической статистики идругие.Организация, база и этаиы исследования. Теоретикоэкспериментальное исследование проводилось с 1995 года в Шадринскомгосударственном педагогическом институте, педагогическом классешколы-лицея JST» 1, школы № 4 города Шадринска, педагогическом классепри Шадринском районном отделе образования. Всего исследованием наконстатирующем и формирующем этапах охвачено 262 студентафакультета педагогики и методики начального образования, учащихсяпедагогических классов школы-лицея № 1, школы № 4 г. Шадринска,педагогического класса при Шадринском районном отделе образования,преподавателя.Исследование проводилось в несколько этапов.На первом этапе (1995-98 гг.) - диагностико-прогностическом проводилось исследование проблемы формирования и развитияпрофессионального интереса у будущих учителей начальных классов,изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическаялитература, а также диссертационные исследования по избраннойпроблеме, анализировались существующие концептуальные подходы кданной проблеме. С целью выявления состояния проблемы в практикевысшей педагогической школы было организовано изучение деятельностиразличных кафедр ШГПИ, был разработан понятийный аппаратисследования, сформулирована рабочая гипотеза и проведен10констатирующий эксперимент. Анкетирование студентов, учащихсяпедагогических классов позволили определить уровень развития ихпрофессионального интереса. Теоретический анализ философской,психолого-педагогической и методической литературы дал возможностьсформулировать исходные позиции нашего исследования.На втором этапе - поисково-практическом (1999-2002 гг.)выявлялись особенности развития профессиональных интересов убудущих учителей начальных классов, выявлялись организационнопедагогические условия, содействующие повышению эффективностиданного процесса, осуществлялась подготовка и проведениеформирующего эксперимента. Основными методами исследованияявлялись: анкетирование, интервьюирование, беседы, специальныезадания, наблюдения и анализ учебной деятельности учащихся истудентов, реализация педагогических условий.На третьем этапе - обобщающем (2002-2006 гг.) проводиласьобработка, анализ результатов исследования, обобщались исистематизировались данные опытно-экспериментальной работы,осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работывысшей педагогической школы и педагогических классов, оформлялосьдиссертационное исследование. Ведущими методами на данном этапеявлялись: методы обобщения и систематизации, сопоставительный анализрезультатов исследования, метод математической статистики.Научная новизна исследования заключается в следующем:- разработана структурно-функциональная модель развитияпрофессионального интереса будущих учителей начальных классов,включающая, функционально-целевой, содержательный, организационнометодический, результативно-оценочный компоненты;- теоретически обоснованы и экспериментально апробированыорганизационно-педагогические условия, обеспечивающие повышениеэффективности процесса развития профессионального интереса уИбудущих учителей начальных классов, включающие: обеспечениевертикальной и горизонтальной преемственной связи в содержании,формах и методах довузовской и вузовской подготовки будущихучителей; обогащение содержания лингвистических дисциплинпредметной подготовки материалом, имеющим профессиональнуюнаправленность; расширение педагогического опыта будущих учителейначальных классов на основе взаимосвязи учебно-познавательной,учебно-практической и самостоятельной практической деятельностиобучаемых при изучении лингвистических дисциплин;- разработана методика реализации организационно-педагогическихусловий развития профессионального интереса будущих учителейначальных классов при изучении лингвистических дисциплин.Теоретическая значимость исследоваиия состоит в уточнениисодержания понятия «профессиональный интерес учителей начальныхклассов»; в исследовании возможностей лингвистических дисциплинпредметного цикла профессиональной подготовки в развитиипрофессионального интереса будущих учителей начальных классов;определении показателей, критериев и уровней развития профессиональногоинтереса будущих учителей начальных классов.Практическая значимость исследования заключается в том, чтонаучно обоснованные и экспериментально проверенные выводы пореализации выделенных организационно-педагогических условийспособствуют эффективному развитию профессионального интереса убудущих учителей начальных классов при изучении лингвистическихдисциплин в процессе профессионально-педагогической подготовки.Разработаны программы спецкурсов «Этимология имени собственного»,«Основы правописания», направленные на решение в комплексе задачразвития профессионального интереса будущих учителей начальных классови повышение качества предметной подготовки будущих специалистов.На защиту выносятся:121. Профессиональный интерес учителей начальных классов каксложное личностное образование в структуре направленности личности,характеризует положительное эмоциональное, активное, избирательноеотношение к педагогической профессии и профессиональной деятельностиучителя начальньк классов, которое проявляется в выделении даннойпрофессии из ряда других, в стремлении к более глубокому знакомству с ней,в волевой установке на овладение данной профессией и в потребностидействовать в данной области. Его особенностями являются: ярковыраженная профессионально-педагогическая направленность, широтапознавательных интересов, осознание единства профессиональных(обучающей, воспитательной, развивающей) и социально-педагогических(гуманистической, адаптационной, общественно-педагогической) функцийучителя, реализуемых в педагогической деятельности учителя начальныхклассов, при ведущей роли последних.2. Структурно-функциональная модель развитияпрофессионального интереса будущих учителей начальных классов, включаетфункционально-целевой, содержательный, организационно-методический,результативно-оценочный компоненты.3. Процесс развития профессионального интереса будущихучителей начальных классов осуществляется более эффективно приреализации совокупности организационно-педагогических условий,отражающих единство познавательного, эмоционально-волевого ипотребностно-деятельностного компонентов структуры профессиональногоинтереса и включающих:обеспечение вертикальной и горизонтальной преемственной связи всодержании, формах и методах довузовской и вузовской профессиональнойподготовки будущих учителей;обогащение содержания специальной, предметной подготовкиматериалом, имеющим профессиональную направленность;расширение педагогического опыта будущих учителей на основевзаимосвязи уг1ебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной13практической деятельности обучаемых в процессе изучения лингвистическихдисциплин.Обоснованность и достоверность результатов исследованияобусловлены общей методологией работы, использованием современныхконцепций профессионально-педагогической подготовки будущих учителей,выбором и использованием методов, адекватных задачам исследования;воспроизводимостью и повторяемостью результатов опытноэкспериментальной работы; обработкой эмпирических данных на основеколичественного и качественного анализа, что позволило сформулироватьобобщенные выводы.Анробацня и внедрение результатов исследования осуществлялись: ввыступлениях с докладами на заседаниях методических объединенийучителей г. Шадринска и Шадринского района (1996-2002 гг.), ввыступлениях с докладами и обсуждением результатов исследования в центре«Непрерывное педагогическое образование» при ШГПИ (1998-2006 гг.), нанаучно-практических конференциях: г, Шадринск (1998-2004); г. Челябинск(1997, 2005); г. Курган (1998).Рекомендации, разработанные автором исследования, используются вобразовательном процессе педагогических классов школы-лицея JVb 1г.Шадринска и Шадринского районного отдела образования, в процессепрофессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальныхклассов на факультете педагогики и методики начального образованияШГПИ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, списка использованной литературы в 243 наименования,приложения, содержит 3 схемы, 24 таблицы, 9 гистограмм.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 155 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031