Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 27 » Скачать Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе. Биржева, Мариет бесплатно
1:48 AM
Скачать Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе. Биржева, Мариет бесплатно
Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе

Диссертация

Автор: Биржева, Мариет Альджариевна

Название: Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе

Справка: Биржева, Мариет Альджариевна. Организационно-педагогические условия обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Майкоп, 2007 166 c. : 61 07-13/1544

Объем: 166 стр.

Информация: Майкоп, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические основы организации работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
11 Анализ исследований проблемы одаренности в зарубежной и отечественной науке
12 Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста
Выводы но I главе
Глава
II Организационно-педагогическая модель обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы
21 Особенности построения образовательных программ
22 Мониторинг развития личности одаренного школьника
23 Педагогический эксперимент
Выводы по II главе
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Преобразования, произошедшие во всех сферах российского общества, не могли не затронуть и систему образования, обеспечивающую формирование интеллектуального и творческого потенциала страны. Переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и способностей личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения. Тем не менее, проблема развития одаренных учащихся на начальных этапах образования еще не получила достаточно широкого обсуждения в педагогической науке и образовательной практике, что обуславливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ деятельности по обучению, развитию и поддержке одаренных учащихся младшего школьного возраста. Сущность и виды одаренности, ее возрастные характеристики раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды И.С. Авериной, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаевой, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, Е.С. Щеблановой, В.П. Эфроимсона и др.Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, A.M. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Анализ теории и практики проблемы организации работы с интеллектуально одаренными учащимися позволил выявить следующие противоречия между: актуальностью создания условий для самореализации одаренных учащихся на начальных этапах образования и ограниченными возможностями общеобразовательных учреждений, связанными с недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций в данной области педагогического знания; потенциальными возможностями начальной школы для эффективного развития интеллектуально одаренных учащихся и степенью их реализации на практике, обусловленной неразработанностью дидактико- методической обеспеченности этого процесса. Поиск путей разрешения этих противоречий определил проблему нашего исследования: выявить и обосновать организационно-педагогические условия процесса обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы. Объект исследования педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении, способствующая раннему выявлению и развитию интеллектуально одаренных учащихся младшего школьного возраста. Предмет исследования педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе, реализация которых способствует развитию личности интеллектуально одаренного учащегося. Цель исследовання состоит в разработке организационно- педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных детей в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей.Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность обучения и развития интеллектуально одаренных детей в образовательном нроцессе начальной школе может быть существенно новышена путем создания и внедрения организационно-недагогической модели, реализующей комплекс условий: конструирование образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принцип универсальности образования; обеспечение личностно-деятельностного характера освоения содержания обучения, учитывающего способности, интересы и наклонности учащихся; осуществление мониторинга интеллектуального, творческого и мотивационного компонентов развития детей. Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи: 1. Выработать концептуальные подходы к процессу обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся младшего школьного возраста. 2. Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников в начальной школе. 3. Разработать организационно-педагогическую модель обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся начальной школы, отвечающую заданным педагогическим условиям. 4. Экспериментально проверить эффективность разработанной организационно-педагогической модели. Общеметодологической оеиовой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного; идеи гуманизации и демократизации образования. Теоретическую оспову исследования составляют: концепции одаренности (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Л. Термен, Д.Б. Богоявленская, Л. Лейтес, A.M. Матюшкин и др.); теории интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.); концепция деятельного подхода к проблеме усвоения знаний (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); концепция личностно-ориентированного обучения (В.И. Данильчук, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др). Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: аналитические (теоретический анализ философской, психологопедагогической, научно-методической литературы, изучение педагогического опыта); диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный опрос, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогический документации); формирующие (моделирование, эксперимент, тренинги); статистические (анализ и обработка данных эксперимента). Научная новизна исследования состоит в следующем: сформулированы концептуальные подходы к организации работы с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста, ориентированные на обеспечение адаптивного характера образования в сочетании с возможностями собственного жизнетворчества; определены и обоснованы способы конструирования содержания обзения интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарной интеграции и принципов универсальности и индивидуальной направленности образования, способствующие самореализации личности ребенка в образовательном процессе; разработаны формы организации учебно-познавательной деятельности интеллектуально одаренных учащихся в начальной школе с учетом их склонностей и интересов, реализующие личностно-деятельностный характер обучения; создана система диагностики медицинского, социального и психического компонентов развития детей младшего школьного возраста, способствующая своевременному выявлению и развитию интеллектуальной одаренности. Теоретическая значимость работы заключается в разработке организационно-педагогической модели обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся в начальной школе, включающей: способы конструирования содержания обучения как системы межпредметных обобщенных понятий, реализующей информационно- категориальный подход; методы его освоения в процессе организации проектной деятельности защихся; формы дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей младших школьников; мониторинг интеллектуального, творческого и мотивационного компонентов развития одаренных детей. Практическая зиачимость исследования определяется разработкой дидактического и методического инструментария, который может быть использован в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, при подготовке студентов педагогических вузов к работе с одаренными детьми, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей и стать основой для создания учебно-методических пособий. Достоверность и обоснованность научных положений и выводов исследования обеспечены: ясностью теоретических позиций работы; использованием системного подхода; положительными результатами педагогического эксперимента. Этапы исследования: На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялся анализ подходов к проблеме одаренности в педагогической науке и образовательной практике, изучался отечественный и зарубежный опыта организации системы обучения и развития младших школьников, определялись концептуальные основы исследования, проводился констатирующий этап педагогического эксперимента. На втором этапе (2005-2006 гг.) была разработана и апробирована организационно-педагогическая модель обучения и развития детей младшего школьного возраста на основе междисциплинарной интеграции на базе Центра интеллектуального развития ребенка Адыгейского государственного университета (г. Майкоп). Проводился формирующий этап педагогического эксперимента. На третьем этапе (2006-2007 гг.) была проведена обработка результатов экспериментальной работы, сформированы основные выводы и рекомендации, оформлена диссертационная работа и автореферат. На защиту выносятся следующие положеиия: 1. Концептуальной основой организации работы с интеллектуально одаренными детьми в начальной школе является признание необходимости создания специальных условий их обучения и развития, направленных на обеспечение адаптивности образования в условиях информационного общества; оказание помощи ребенку в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории, развитии его творческого потенциала и предоставление ему психолого-педагогической поддержки. 2. Процесс обучения и развития интеллектуально одаренных школьников младшего школьного возраста как субъектов социокультурного пространства и собственного жизнетворчества осзцествляется созданием организационно-педагогической модели, реализующей следующие педагогические условия: конструирование содержания образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции, реализующей принципы универсальности и индивидуальной направленности образования; обеспечение личностно-деятельностного подхода к его освоению; предоставление учащимся возможности получения дополнительного образования с учетом их интересов и осуществление мониторинга их развития. 3. Критериями эффективности работы с интеллектуально одаренными детьми начальных классов являются позитивные изменения в их мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах, которые проявляются в активной познавательной деятельности учащихся, оригинальности подходов к решению задач, стремлении к самосовершенствованию. Выявление динамики развития одаренных учащихся обеспечивается комплексной медико-социальной и психолого-педагогической диагностикой развития личности школьника. Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в учебно-методических пособиях, научных статьях, тезисах и материалах конференций. Основной базой исследования стали образовательные учреждения: МОУ «Лицей 19» (Республика Адыгея, г. Майкоп), НОУ «Центр интеллектуального развития ребенка Адыгейского государственного университета» (г. Майкоп), ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия 1» (г. Майкоп), МОУ СОШ J 4 (Московская область, г. Реутов), МОУ V «Гимназия №11» (Московская область, г. Королев). Основные положения и результаты исследования докладывались и были одобрены на заседании Научно-методического центра новых педагогических технологий Московского государственного областного университета, на Научно-методическом семинаре «Инновационный подход к развитию образовательных систем» (г. Москва, Академия социального управления, 2005г.), на Международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества» (г. Москва, 2006г.). Но теме исследования имеются 7 публикаций.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 155 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30