Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Моисеева, Людмила Геннадиевна бесплатно
10:01 PM
Скачать Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Моисеева, Людмила Геннадиевна бесплатно
Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Диссертация

Автор: Моисеева, Людмила Геннадиевна

Название: Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Справка: Моисеева, Людмила Геннадиевна. Организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Самара, 2004 167 c. : 61 04-13/1353

Объем: 167 стр.

Информация: Самара, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
11 Методологические подходы к решению проблемы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
12 Критический анализ программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
Глава 2 МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
21 Теоретическое обоснование модели комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного центра
22 Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в реабилитационном центре
23 Формирование социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями

Введение:

Актуальность исследования. Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей-инвалидов, в том числе связанных с их воспитанием и обучением.
Процесс воспитания и обучения детей-инвалидов основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем. Инвалидность ведет к ограничению возможностей, затрагивающему физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальные сферы, что затрудняет процесс социализации детей-инвалидов.
В нашей стране до недавнего времени доминировала концепция полезности человека для общества и дети-инвалиды считались бесперспективными в социальном плане. Современная наука доказывает, что процесс социализации может быть успешным. Принципиально новый взгляд на проблему детей с ограниченными возможностями связан с поворотом в общественном сознании от "культуры полезности" к "культуре достоинства". В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество [7, 93,143].
Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Задача педагогов - создать условия для развития потенциальных возможностей ребенка-инвалида посредством комплексной реабилитации, которая, как спраз ведливо отмечает Л.А. Романина, способствует социализации ребенка с ограниченными возможностями. Комплексная реабилитация представляет собой процесс и целостную систему социальных, педагогических, психологических, медицинских, юридических мер, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности [144].
К проблеме социализации детей с ограниченными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, JI.B. Василенко, М.А. Егорова,
A.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева,
B.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.
Социализации детей с ограниченными возможностями способствует проведение комплексной реабилитации. Анализ общих подходов к этому процессу и его связи с социализацией проводили Т.А.Добровольская, Е.М. Старобина, Н.Б. Шабалина, Л.М. Шипицина.
В качестве одного из институтов социализации детей с ограниченными возможностями мы рассматриваем реабилитационные центры. К вопросу создания реабилитационных служб на местном уровне обращались К.М. Астахова, Л.Б.Буданова, Е. Вишневская, Н. Галь, С.П. Елкина, Т.В. Жданова, Л.С. Лукьяненко, А.А. Осипова, Н.А. Степанова, А.В. Солтовец, Т.Н. Тимофеева. Социально-педагогические проблемы реабилитации нашли свое отражение в работах А.М.Зотовой, Е.Н. Ким, Н.С. Моровой. Вопросы педагогической реабилитации, средства и условия специального обучения и воспитания раскрыты в исследованиях В.И. Брутмана, Л.К. Грачева, Л.С. Гусляковой, Л.Г. Журбы, А.П. Зарина, О.И. Лебединской, Е.Р.Патрикеева, Э.Л. Пекелиса, Н.Д. Соколовой, О.В. Тимоновой, В.Г Ярской-Смирновой.
Роль семьи в воспитании ребенка-инвалида и необходимость педагогических знаний и умений для родителей обосновали в своих работах С.А. Беличе-ва, В.Г. Бочарова, М.Д. Горячев, С.Н. Иванова, А.В. Мудрик, Ю.Хямяляйнен и др. Вопросы работы педагогов с семьями детей-инвалидов нашли свое отражение в работах Г. Люблина, Е.М. Мастюковой, Г.Ф. Нестеровой, О.И. Поляковой, М.М.Семаго, А.В. Тащевой, Е.И. Холостовой.
Исследования интеллектуальной деятельности детей с ограниченными возможностями, особенностей их развития и проблем воспитания и обучения были проведены П.П. Блонским, И.С. Богачек, JI.C. Выготским, О.П. Гаври-лушкиной, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец, Т.А. Добровольской, Ю.В. Нефедовой, Л.А. Пепика, Н.Б. Шабалиной и др. На важность раннего начала реабилитации указывали А.В. Запорожец, М.В. Ипполитова, Д.Б. Эльконин.
Программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Г.В. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.
Несмотря на решение большого ряда проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов, вне поля зрения исследователей остались теоретико-методологические основы социально-педагогической реабилитации; вопросы создания системы реабилитационных мер, способствующих становлению связей ребенка-инвалида и общества. В связи с этим возникают противоречия между:
• значимостью процесса социализации детей-инвалидов дошкольного возраста и отсутствием институтов и механизмов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
• потребностью обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и недостаточным научным обоснованием организационно-педагогических средств;
• необходимостью участия родителей в процессе комплексной реабилитации и недостаточной их педагогической подготовленностью;
• потребностью участия родителей детей с ограниченными возможностями в комплексной реабилитации как одном из важнейших условий ее эффективности и отсутствием научно разработанной программы обучения родителей.
Поиск путей разрешения указанных противоречий определил актуальность исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования организационно-педагогических средств комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста как одного из условий социализации. В практическом плане — это совершенствование системы организации социально-педагогической деятельности в специализированном центре для детей-инвалидов дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра.
Предмет исследования: средства комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра.
Цель исследования: разработать организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
Гипотеза исследования. В существующей практике реабилитации детей с ограниченными возможностями не в полной мере решены ее организационно-педагогические вопросы. В своем исследовании мы исходили из предположения, что создание обучающей среды, способствующей развитию детей с ограниченными возможностями, сотрудничество с семьей, разработка программ обучения и воспитания позволят повысить эффективность реабилитационного процесса. Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре должен способствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если:
• создана модель комплексной реабилитации, учитывающая особенности детей с ограниченными возможностями, главной целью которой является создание условий для их социального развития с применением организационно-педагогических средств, включающих в себя программу обучения и воспита-. ния детей, создание обучающей среды, сотрудничество с семьей;
• взаимодействие учреждения и семьи строится на основе сотрудничества в вопросах реабилитации детей-инвалидов и предусматривает готовность родителей получить помощь и поддержку в решении проблем, связанных с воспитанием и обучением ребенка с ограниченными возможностями, их активное участие в процессе комплексной реабилитации и повышение педагогической подготовленности посредством обучения в рамках многопрофильной образовательной программы;
• формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями осуществляется по обучающей программе, основанной на общедидактических и коррекционно-развивающих принципах с применением адекватных дидактических средств, методов и форм организации обучения, что в совокупности составляет обучающую среду.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Выявить организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра.
2. Обосновать модель комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного центра.
3. Определить теоретические основы взаимодействия специалистов реабилитационного центра с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
4. Разработать программу обучения родителей детей с ограниченными возможностями для повышения их компетенции в вопросах реабилитации,
5. Разработать и экспериментально проверить программу формирования социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями как средство их социального развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изменения, происходящие в общественном сознании по отношению к детям-инвалидам, ставят перед педагогической наукой задачи создания условий для их социального развития, а также расширения их потенциальных возможностей посредством комплексной реабилитации. Модель комплексной реабилитации включает в себя субъекты реабилитационного процесса (дети, родители, специалисты), организационно-педагогические средства ее реализации (программу обучения и воспитания детей, включающую формирование социально-бытовых навыков; организацию обучающей среды). Этот процесс представляет собой целостную, многоуровневую систему социально-педагогических, психологических, медицинских мер, проводимых с учетом психических и физических возможностей детей.
2. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, обеспечивает оптимальные условия для его развития и воспитания. Родители не обладают достаточным объемом педагогических знаний. Повысить педагогическую подготовленность родителей, чьи дети находятся в реабилитационном центре, позволяет многопрофильная образовательная программа, основанная на научно-педагогических принципах обучения взрослых (опора на опыт обучающегося, сосредоточенность на вопросах воспитания, системность обучения, принципы актуализации результатов обучения, элективности, совместной деятельности специалистов и родителей, сочетания репродуктивного и творческого начал родителей, практичности знаний). Через участие родителей в этой программе расширяется сфера воспитания ребенка-инвалида.
3. Программа формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков формирует учебные умения, создает основу для дальнейшего школьного обучения. В реабилитационном центре основным условием оптимизации этого процесса является организация занятий по социально-бытовой адаптации в специально созданной обучающей среде.
Научная новизна исследования:
• выявлены организационно-педагогические средства комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра, включающие определение цели (создание условий для социального, интеллектуального, физического развития ребенка), задач (осуществление комплексной реабилитации ребенка-инвалида, разработка и апробирование новых подходов к процессу обучения и воспитания детей-инвалидов); направлений работы (диагностика, коррекция поведения и психических функций, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями); ее принципов (общепедагогических, коррекционно-развивающих); условий эффективного реабилитационного процесса (комплексность, наблюдение за динамикой ребенка, организация единого обучающего пространства, сотрудничество с семьей, разработка адекватной программы обучения и воспитания де-тей-инвапидов);
• разработана модель комплексной реабилитации, содержательными компонентами которой являются субъекты реабилитационного процесса (ребенок, его семья, специалисты реабилитационного центра); обучающая среда (включающая программы обучения и воспитания детей-инвалидов, формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков, обучения родителей; а также адаптированный дидактический материал);
• разработана программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с умственной отсталостью с учетом особенностей их развития, построенная на принципах индивидуализации, системности, поэтапности, имеющая циклический характер (наблюдение, диагностика, разработка индивидуальной программы, ее реализация и корректировка). Она включает в себя: психолого-педагогическую коррекцию ребенка, развитие мелкой моторики, сенсорное воспитание, социально-бытовую адаптацию, развитие речи, подготовку к школе;
• разработаны теоретические основы сотрудничества реабилитационного центра с семьей, определены задачи (долговременные и кратковременные), принципы (целенаправленность, планомерность, учет интересов семьи, активное участие родителей в реабилитационном процессе, соблюдение принципов этики и деонтологии, контроль и корректировка взаимодействия и другие), направления работы педагогов (информационное, организационное, посредническое, просветительско-обучающее); формы работы (эмпирическое изучение семьи, анализ информации и выбор направлений работы, разработка и реализация программы взаимодействия). Обоснована обучающая программа для родителей, включающая организационно-информационные вопросы, педагогические, психологические, медицинские аспекты комплексной реабилитации;
• разработана программа формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков детей-инвалидов дошкольного возраста. Определены ее задачи (гармонизация поведения, развитие навыков обучения, повышение уровня активности), принципы ее реализации (алгоритмичность, индивидуализация, взаимосвязанность упражнений и др.), содержание (формирование коммуникативных и навыков самообслуживания, ухода за окружающей средой, социально-бытовая ориентировка).
Теоретическая значимость исследования. Научное обоснование сущности комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста послужит основой для определения ее структуры, средств, связанных с особенностями развития детей-инвалидов. Результаты исследования открывают возможность нового подхода к конструированию содержания воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями; позволят на теоретическом уровне определить критериальные основания социализации детей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса комплексной реабилитации, обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста с ограниченными возможностями; в разработке модели реабилитационного центра с целью создания условий, способствующих социальному развитию детей-инвалидов. Разработанная программа обучения родителей способствует повышению их педагогической компетенции, что положительно сказывается на эффективности реабилитационных мероприятий, на расширении сферы воспитания детей с ограниченными возможностями. Обоснование содержания процесса комплексной реабилитации способствует повышению уровня теоретической и практической подготовленности педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в аспекте обучения и воспитания детей-инвалидов.
Методологической основой исследования являются философские законы взаимосвязи и взаимной обусловленности целостности явлений окружающего мира, о деятельностной и творческой сущности человека, понимания личности как субъекта и объекта общественных отношений, об обусловленности внешних воздействий внутренними условиями человека.
Теоретическая основа исследования базируется на положениях деятель-ностного подхода (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна), личностно-деятельностного подхода к построению и рассмотрению педагогического объекта исследования Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В.Петровского.
Теоретическим фундаментом исследования стали достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме:
• идея о «социальной ситуации развития» и теория компенсации Л.С. Выготского;
• методологические и методические основы воспитания (Л.И. Божович, П.П. Блонский, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, Н.Н. Малофеев, С.Л. Рубинштейн и др.);
• идея о гетерогенности нарушения сложных видов интеллектуальной деятельности Л.С. Выготского, Р. Заззо, С.Л. Мирского, Т.С. Сергановой; и
• идеи гуманистического отношения к ребенку и индивидуальной помощи в процессе воспитания и обучения П.П. Блонского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, М. Монтессори, К.Д. Ушинского;
• обоснование необходимости раннего начала реабилитации ребенка (А.В.Запорожец, М.В. Ипполитова В.И. Лубовский, М. Монтессори);
• основные положения методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин).
Наши концептуальные идеи основываются на принципах системного подхода, антропоцентризма: внутренней свободы выбора средств, высокой личной заинтересованности в положительном эффекте, а также мотивации и оптимизма, предполагающих постоянную опору на стремление ребенка к самосовершенствованию.
Опытно-экспериментальная база исследования: детский санаторий «Волжские зори» г. Самары и государственное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (областной) г. Самары (1998 - 2003 гг.). Модель реабилитации детей с ограниченными возможностями, программа работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, программа формирования социально-бытовых навыков были апробированы и используются в работе 16 реабилитационных центров Самарской области. Выборочная совокупность составила 65 детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста и их родители (65 человек).
Этапы исследования:
1 этап (1998 - 2000 гг.) - определялись методологические и теоретические основы исследования, проблема, цель, объект и предмет, формировались гипотеза и задачи, позволившие определить программу опытно-экспериментальной работы, осуществлялось накопление эмпирического материала путем обобщения опыта социально-педагогической работы с детьми-инвалидами с умственной отсталостью, создавался банк данных о состоянии проблемы в регионе, изучалась научная и учебная методическая литература по использованию отечественного и зарубежного опыта работы по социализации детей с ограниченными возможностями. Результатом этого этапа явилось определение методологии, методов исследования, разработка его программы.
2 этап (2000 - 2002 гг.) - осмысление понятий и теоретическая разработка модели реабилитационной работы в специализированном учреждении. Поверялись основные положения в процессе формирующего эксперимента, главным содержанием которого являлось применение различных организационных форм и условий, поиск модели педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и работы с родителями.
3 этап (2001 - 2004 гг.) - проводились анализ экспериментальной работы, систематизация полученных данных, разработка и применение практических рекомендаций в реабилитации детей-инвалидов, апробация и внедрение модели педагогической реабилитации и детей с ограниченными возможностями, оформление диссертации.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (анализ программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент); методы математической статистики (критерий Стьюдента).
Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, его соответствием поставленной проблеме; осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследования; возможностью повторения эксперимента; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования нашли отражения в статьях и тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и были одобрены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Архангельске, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Самарского государственного университета, рассматривались и получили одобрение на методических объединениях реабилитационных центров, на городских и областных семинарах по повышению квалификации директоров центров социальной помощи семье и детям «Семья» и реабилитационных центров области, социальных педагогов, воспитателей.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования и включают введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Во введении обосновывается проблема, определяется объект, предмет, цель, формулируются гипотеза и задачи, методологические основы, описываются методы, этапы исследования; представляются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту; содержатся сведения о достоверности результатов исследования, сфере их апробации и внедрения.
В первой главе «Теоретические основы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями» осуществлен теоретический анализ проблемы и сформулированы исходные теоретические положения исследования; рассмотрена сущность его основных понятий (социализация, адаптация, комплексная реабилитация); выявлены особенности развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью; проведен теоретический анализ современных программ обучения и воспитания, включая программы по социально-бытовой адаптации; представлено теоретическое обоснование модели комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.
Во второй главе «Модель комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра» разработана модель комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях специализированного центра, компонентами которой являются субъекты процесса комплексной реабилитации (ребенок, его семья, педагог), обучающая среда (включающая программы обучения и воспитания детей-инвалидов, формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков, обучения родителей; а также адаптированный дидактический материал). Теоретически углублен педагогический аспект процесса комплексной реабилитации при условии взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Исследованы особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов и разработана программа обучения родителей детей. Выявлены и экспериментально обоснованы средства и педагогические условия формирования социально-бытовых навыков, как одно из условий интеграции детей-инвалидов в социум.
В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнение поставленных задач, формулируются основные выводы, определяющие направления дальнейшего научного поиска.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 161 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031