Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка. Бродова, Ирина Федоровна бесплатно
4:47 AM
Скачать Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка. Бродова, Ирина Федоровна бесплатно
Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка

Диссертация

Автор: Бродова, Ирина Федоровна

Название: Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка

Справка: Бродова, Ирина Федоровна. Обучение ведению этикетного диалога на уроках русского языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 170 c. : 61 99-13/110-8

Объем: 170 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Глава
I Теоретические основы обучения школьников этикетному диалогу
§1 Специфика диалога как речевого явления
§2 Коммуникативный аспект изучения диалога
§3 Этикетный диалог как форма реализации речевого этикета
Выводы
Глава
II Уровень владения учащимися
5-7-9 классов коммуникативно-речевыми этикетными умениями (данные констатирующего эксперимента) I ^ §1 Цели и задачи констатирующего эксперимента
14,^ §2 Этапы констатирующего эксперимента i
Выводы в
Глава
III Методика обучения этикетному диалогу на уроках русского языка в классе (на примере ситуации приглашения)
§1Организация обучения
§2 Программа опытного обучения
§3 Специфика формирования коммуникативно-речевых этикетных умений
§4 Ход опытного обучения
§5 Анализ результатов опытного обучения
Выводы

Введение:

Неотъемлемой стороной человеческого существования является то, что на протяжении всей своей жизни люди постоянно общаются друг с другом. Общение - очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, этнографией, психиатрией. В общении, в частности, речевом, принимают участие по крайней мере двое коммуникантов - адресат и адресант. Для того, чтобы они могли достичь поставленных целей, выработаны правила общения, которые облегчают взаимопонимание и способствуют развитию доброжелательных взаимоотношений коммуникантов.Принятые между людьми правила общения, основанные на таких отношениях, как официальность / неофициальность, доверительность, фамильярность, сдержанность и т.д., отражаются в словесной вежливости. Кал<дый человек, вступая в диалог, должен стремиться сделать его этикетным путем неукоснительного соблюдения существующих в данном языке норм вежливой речи. "Вежливость - это проявление уважения Речевой этикет неотъемлемый элемент вежливости", - пишет Формановская Н.И.' Таким образом, овладение умением вести этикетный диалог необходимо для достижения успеха в общении, для благоприятного решения тех задач, которые ставит перед собой говорящий.В настоящем исследовании мы рассмотрим специфику этикетного диалога в целом и проанализируем его особенности на примере ситуации приглашения, являющейся одной из самых Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, - М.; Высшая школа, 1989. - С,49. распространенных в русском речевом этикете. Ниже мы подробно остановимся на причинах, по которым мы выбрали именно данную этикетную ситуацию.Ситуация приглашения занимает особое место в жизни людей. В гости ходят к друзьям, к сослуживцам, к соседям, к родным. Дети идут в гости к сверстникам, а повзрослев, - к своим же родителям. Родители приходят навестить детей и внуков. Мы отправляемся в гости по поводу торжественного события, по случаю праздника и просто повидаться с друзьями. В России добрая и старая традиция гостеприимства не иссякает. В последнее время достаточно часто приходится слышать рассуждения о дефиците общения, растущей "некоммуникативности" людей, о вытеснении холодным разумом эмоциональных контактов ; "живое общение" объявляется анахронизмом. Расширяются контакты людей на расстоянии, благодаря распространению технических средств связи. Но, несмотря на это, одновременно появляется особая тяга к непосредственному общению, ощущается ценность "живых контактов". Достаточно вспомнить, что разговор по телефону часто не удовлетворяет нас. "Надо бы повидаться!" - говорим мы и, если находим время для встречи, то испытываем от нее значительно большее моральное удовлетворение, нежели от телефонной беседы.В то же время практика показывает низкий уровень сформированности у учащихся среднего школьного звена коммуникативно-речевых этикетных умений, необходимых в ситуации приглашения. Так, при выполнении заданий по теме "Приглашение в гости" проанализировать предложенный этикетный диалог, отметить допущенные ошибки и исправить их смогли только 14% пятиклассников, 27% семиклассников и 28% девятиклассников. Школьники продемонстрировали недостаток WJ этикетной эрудиции, сознательное игнорирование этикетных норм, а также незнание соответствий между вариативной формой высказываний, реализующих одно и то же коммуникативное намерение, и ситуативными условиями речевого акта. Таким образом, было установлено, что без целенаправленного обучения школьников ведению этикетного диалога в целом и в ситуации приглашения в частности невозможно сформировать у них коммуникативно-речевые этикетные умения.Однако в то время как описанию русского речевого этикета посвящено достаточно большое количество исследований (Акишина А.А., Гольдин В.Е., Стернин И.А., Формановская Н.И. и др.), методика обучения ведению этикетного диалога разработана недостаточно. ВI половине нашего века мы встречаем серьезную концепцию обучения словесной вежливости только у Миртова А.В. Большая же часть методических работ (Изаренков Д.И., Рейманкова Л. и другие) затрагивают проблему обучения русскому речевому этикету студентов-иностранцев. Некоторые аспекты, описанные названными авторами, безусловно, интересны и для учителей-словесников, однако проблемы обучения русских школьников их национальному речевому этикету остаются недостаточно изученными. В настоящее время наиболее полно они рассматриваются в работах Богуславской Н.Е., Киселевой А.С, Купиной И.А., Львовой СИ., Матвеевой Т.В., Халезовой Н.А. и др. Однако по-прежнему этикетный диалог в ситуации приглашения проанализирован недостаточно глубоко.Таким образом, актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. Особой ролью этикетного диалога в связи с усилением потребности в контактном общении. ' 2. Спецификой коммуникативно-речевых этикетных умений , определяющих создание комфортных условий для коммуникантов.3. Низким уровнем сформированности коммуникативноречевых этикетных умений ,в частности,в ситуации приглашения, у учащихся среднего школьного звена.4. Недостаточной разработанностью интересующей нас проблемы в методике.В своей работе мы остановились на обучении школьников ведению устного этикетного диалога в названной ситуации, не затрагивая письменных приглашений как темы отдельного исследования.Цель исследования - разработать методику обучения учащихся средней школы ведению этикетного диалога , экспериментальным путем проверить возможности её внедрения в школьную практику.Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: - выявить специфику этикетного диалога как речевого явления; - определить систему способов выражения реплик этикетного диалога в ситуации приглашения; - определить исходный уровень сформированности у учащихся средней школы коммуникативно-речевых этикетных умений, на примере названной ситуации; - разработать программу опытного обучения; - проверить эффективность разработанной методики.Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что можно значительно повысить уровень этикетной эрудиции школьников и владения ими коммуникативно-речевыми этикетными умениями, а главное - сформировать у школьников потребность в вежливом речевом поведении в любых ситуациях, в частности, в ситуации приглашения, если: 1) осуществить ситуативный подход к обучению этикетному диалогу в курсе русского языка; 2) сочетать работу над грамматическим материалом с выполнением риторических заданий по анализу и продуцированию этикетного диалога; 3) включить в процесс обучения этикетному диалогу работу над интонацией и невербальными средствами общения.Методологической основой исследования являются положения о роли языка в жизни людей, о связи языка и действительности, об общении как условии человеческого существования, об общей и речевой культуре людей.Методы исследования: - анализ теоретической литературы по рассматриваемой проблеме; - проведение констатирующего среза для выявления уровня сформированности у учащихся феднего школьного звена коммуникативно-речевых этикетных умений на примере ситуации приглашения; - опытная проверка эффективности разработанной методики.Исследование включало следующие этапы: 1) проведение констатирующего среза и разработка программы опытного обучения (1994-95 г.г.); 2) обучаюш[ий эксперимент, проведенный автором в УВК № 1283 с углубленным изучением немецкого языка и УВК № 1811 "Измайлово" г. Москвы (1995-96, 1996-97 уч.г.г.); 3) анализ результатов опытного обучения (сентябрь-октябрь 1997 г.).Исследование явилось продолжением дипломной работы "Обучение вежливой речи (на примере выражения просьбы и приказа) на уроках в средней школе" (защищена 7 июня 1994 г.).Новизна исследования заключается в следующем: - выявлены особенности этикетного диалога применительно к школьной практике(его объем, структура, разновидности и т.д.); - систематизированы сведения о различных способах выражения реплик в ситуации приглашения в современном русском языке; - установлен уровень сформированности коммуникативноречевых этикетных умений у учащихся, не проходивших специального обучения, и возможность его повышения в ходе целенаправленной работы.Практическая значимость исследования: - проверенная опытным путем экспериментальная программа и некоторые методические приемы могут быть использованы при корректировке школьных программ по развитию речи; - разработана система заданий, направленных на повышение уровня умения вести этикетный диалог; - определены специфика и принципы отбора дидактического материала, способствующего лучшему усвоению материала по рассматриваемой проблеме.На защиту выносятся следующие положения: 1. В содержание работы по русскому языку в средней школе необходимо включить целенаправленное обучение ведению этикетного диалога для воспитания словесной вежливости, способствующей достижению эффективности общения и созданию комфортных условий для коммуникантов.2. Эффективность формирования коммуникативно-речевых этикетных умений значительно повышается на основе осознания школьниками роли речевого этикета в общении, усвоения ими минимума этикетных и собственно лингвистических знаний о построении реплик изучаемого диалога, выполнения системы коммуникативных заданий.3. Формирование коммуникативно-речевых этикетных умений позволяет снизить частоту проявлений грубости в речи учащихся среднего школьного звена. р,

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 243 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031