Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Давыдов, Александр Юрьевич бесплатно
11:03 PM
Скачать Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала. Давыдов, Александр Юрьевич бесплатно
Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала

Диссертация

Автор: Давыдов, Александр Юрьевич

Название: Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала

Справка: Давыдов, Александр Юрьевич. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Пятигорск, 2001 191 c. : 61 02-8/664-2

Объем: 191 стр.

Информация: Пятигорск, 2001


Содержание:

Глава 1 «Человеческий капитал» как экономическая категория
§1 Сущность человеческого капитала
§2 Компоненты, источники и эффективность человече- ского капитала
§3Человеческий капитал в системе рыночных отношений
Глава 2 Высшая школа в формировании человеческого капитала
§1 Производство человеческого капитала и место обра- зовательного фактора в его формировании
§2 Использование элементов системы высшего образо- вания в производстве человеческого капитала
§3 Пути оптимизации деятельности системы высшего профессионального образования в аспекте восполнения человеческого капитала

Введение:

Актуальность темы исследования. Главное богатство любого общества ! составляют люди, а конечным результатом экономического и социального • прогресса выступает мера развития человека и удовлетворение его потребно-I стей. Процессы динамичного развития и быстрого обновления технологического базиса современного общества вызывают глубокие преобразования всех его сторон, приводят к изменению места и роли человека в общественно-воспроизводственном процессе. По сути дела, мы являемся свидетелями , формирования глобального информационного общества, опирающегося на ( социально-ориентированную экономику смешанного типа.Новые реалии обусловили интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства производительных способностей человека. Большие возможности в этом плане дает разработка катего-рии «человеческий капитал», позволяющая с единых позиций изучать многие явления рыночной экономики.Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного общества, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Образовательный фактор является основным в формировании и развитии человеческого капитала. Ныне он становится решающим условием экономического роста и ^ научно-технического прогресса. Исследования Всемирного банка показывают, что производственная составляющая валового внутреннего продукта в настоящее время равна всего 18-20 процентам, а остальные 80 процентов зависят от качества человеческих ресурсов.Кризисные явления в экономике России, противоречивость осуществляемых реформ непосредственно затрагивают интересы большинства людей, отражаются на их благосостоянии, уровне потребления, продолжительности, * качестве и образе жизни, степени трудовой и социальной активности. Вот почему научные исследования проблем повышения эффективности использования производительных возможностей людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных в структуре социально-экономических исследований в целом. При этом особого внимания требует рассмотрение экономических аспектов образования, поскольку эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала является главным условием экономической и социальной стабильности в обществе.Степень разработанности проблемы. Опыт исследования проблем интеллектуальной деятельности людей, применения знаний человеком и обществом, их передачи имеет большую историю. Еще Сократ, Протагор, Конфуций и другие древние мыслители рассуждали о смысле знания.Теория человеческого капитала имеет в своих истоках труды великих европейских экономистов У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса, американца Ф.Тейлора. Своим становлением теория человеческого капитала обязана работам Л. Вальраса, Дж.М. Кларка, Ф. Листа, Г. Маклеода, Дж. Мак-Куллоха, Дж.С. Милля, Н. Сениора, Дж. Уолша, И. Фишера и др., написанным в XIX - начале XX века.Исследования производительных способностей человека и роли образовательного фактора в их формировании в дореволюционной России проводились Л.Л. Гаврищевым, М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым, И.Т. По-сошковым, А.И. Чупровым, П.М. Шестаковым, И.И. Янжулом, Я.Н. Янжу-лом и др. В советский период наибольший вклад в разработку проблем экономической эффективности образования в СССР внес Г. Струмилин.У истоков теории человеческого капитала в ее современном виде стояли Г. Беккер, У. Боуэн, Дж. Вэйзи, Б. Вейсборд, Дж. Минцер, Л. Туроу, М. Фишер и Т. Шульц. В дальнейшей ее разработке принимали участие Й. БенПорэт, М. Блауг, Боулс, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Л. Лейард, Ф. Махлуп, Ф. Уэлч, Л. Хансен, Б. Чизвик и др. Среди российских экономистов в разработке теории человеческого капитала участвовали А.И. Добрынин, А. Дят-лов, И.В. Ильинский, М.М. Критский, А. Курганский, В.И. Марцинкевич, В.Т. Смирнов и другие исследователи.Проблемы образовательного фактора в аспекте изучения человеческого капитала в той или иной мере нашли отражение в работах всех экономистов, исследовавших проблемы человеческого капитала. Вопросы модернизации образования в России, высшего образования, в частности, широко освещены в публикациях значительного числа деятелей российской науки и культуры, среди которых необходимо отметить А.А. Воронина, Г.О. Грефа, Ю.С. Давыдова, В.Г. Кинелева, Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминова, И.И. Мельникова, Н.Д. Никандрова, A.M. Новикова, В.А. Садовничего, Ю.Г. Татура, И.Б. Федорова, В.М. Филиппова, В.А. Шаповалова, Г.А. Ягодина.Теоретические аспекты сущности экономических интересов разносторонне разработаны в трудах таких ученых, как Л.И. Абалкин, В.М. Агеев, Б.Я. Гершкович, А.Г. Здравомыслов, В.П. Каманкин, И.Ф. Камарницкий, Т.А. Кулиев, В.В. Радаев, П.Э. Эхин и др.Однако, несмотря на большие наз^ные силы, участвовавшие в разработке названных проблем, до настоящего времени остаются не до конца исследованными вопросы, касающиеся сущности человеческого капитала как экономической категории, его формирования и места образовательного фактора в этом процессе, эффективности его использования. Отсутствуют, также, специальные исследования, связанные с анализом экономических интересов применительно к формированию человеческого капитала. Это приводит к пробелам в теории производства человеческого капитала, недооценке роли образовательного фактора в развитии экономики страны.Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в определении роли образовательного фактора в формировании и развитии человеческого капитала, векторов роста его производства, выявлении необходимых условий его развития в современной России.Логика достижения поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования: • выявление места человеческого капитала в историко-экономическом развитии общества; • определение понятия «человеческий капитал» и его социально-экономическое обоснование; • анализ рыночных отношений по поводу производства и использования человеческого капитала; • рассмотрение процесса производства человеческого капитала, выявление роли образовательного фактора в его формировании и развитии; • определение главного вектора роста человеческого капитала в связи с участием образовательного фактора в его формировании и развитии; • изучение путей согласования экономических интересов субъектов экономических отношений, связанных с производством человеческого капитала в высшей школе; • исследование производства человеческого капитала в высшей школе в аспекте влияния элементов структуры системы высшего образования России на ход производства и его эффективность; • сущностный и сравнительный анализ проектов реформ высшего образования в России; • формирование выводов и предложений о возможностях повышения эффективности производства человеческого капитала в высшей школе России.Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященных проблемам человеческого капитала и образовательного фактора его производства, разработки и рекомендации специалистов в области модернизации высшего образования, документы органов власти РФ. В качестве методологических инструментариев исследования использовались: диалектический метод, системный подход, анализ статистических данных, моделирование, метод сравнений, корреляционно-регрессивный анализ.Эмпирическая база исследования представлена материалами Госкомстата РФ, Минобразования РФ, социологических исследований, отечественной периодической печати, иностранных источников, изученными и обработанными автором.Объектом диссертационного исследования явились экономические отношения, складывающиеся в процессе производства и потребления человеческого капитала. Предметом исследования выступает образовательный фактор в процессе формирования и развития человеческого капитала.Авторская концепция исследования базируется на положении о том, что человеческий капитал есть мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов знаний, навыков, мотивов, здоровья, способностей которые, при целесообразном использовании, в условиях исторически определенных экономических отношений, приводят к росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека, причем образовательный фактор является основным детерминантом такого роста.Положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Человеческий капитал определяется как мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов знаний, навыков, мотивов, здоровья, способностей которые, при целесообразном использовании, в условиях исторически определенных экономических отношений, приводят к росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека.2. Существует прямая, исчисляемая связь между изменениями в величине человеческого капитала, вызванными инвестициями, произведенными обществом посредством капиталовложений в сферы образования, здравоохранения, в создание благоприятной социальной структуры общества, произведенными человеком и его семьей, собственными накоплениями и изменениями в производительности труда и доходах.3. Экономические интересы субъектов, связанных с воспроизводством человеческого капитала, представляют собой противоречивое единство, в котором объединяющим началом служит максимизация эффективности его формирования и использования. Различия в экономических интересах заключаются в целях и методах использования и воспроизводства человеческого капитала.4. Прирост производительности труда в части, детерминированной уровнем участия человеческого капитала в производстве, обусловленным исторически определенными экономическими отношениями, есть функция от прироста человеческого капитала. Прирост человеческого капитала определяется как функция от прироста знаний и навыков, здоровья и способностей, мотивировок с поправкой на коэффициенты значимости этих приростов. Прирост совокупного человеческого капитала является функцией от совокупных социальных инвестиций вообще и инвестиций в сферу образования в особенности, подвергающейся эффекту мультипликатора взаимодействия инвестиций. Экономический рост в части, определенной участием человеческого капитала в производстве - функция от прироста совокупного человеческого капитала.5. Образовательный фактор является основой роста человеческого капитала, инвестиции в образование имеют решающее значение для производства человеческого капитала, а высшее образование составляет главный вектор развития этого производства.6. Российская система образования переживает кризисный период. Программа модернизации российского образования Центра стратегических разработок, как и предложения Правления Российского Союза ректоров, взятые в отдельности, не могут обеспечить реализацию мер по оптимизации деятельности субъектов высшего профессионального образования в аспекте восполнения человеческого капитала, вследствие чего необходим избирательный и в то же время интегративный подход к этим проблемам.7. Основными направлениями оптимизации деятельности системы вьющего образования, ведущими к росту производства человеческого капитала, являются: обеспечение общедоступности, качества и применимости знаний, полученных в системе высшего образования, повышение качества преподавания и эффективности деятельности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, создание единого образовательного пространства, повышение эффективности экономической деятельности государственных ВУЗов, образовательной деятельности негосударственных ВУЗов, деятельности органов управления образованием всех уровней.8. Существующие в России образовательное законодательство, научный и педагогический потенциал ВУЗов, имеющаяся система управления и структура высшего образования, при рациональном использовании и планомерном развитии, могут обеспечить количественный и качественный рост производства человеческого капитала в высшей школе, вплоть до завершения разработки удовлетворительной программы модернизации.Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что на основе уточнения сущности человеческого капитала определены его компоненты, источники и эффективность, позволяющие охарактеризовать место образовательного фактора и, прежде всего, высшей школы, в его формировании и развитии. По результатам проведенного анализа процессов производства человеческого капитала сформулированы предложения по сохранению и дальнейшему развитию системы высшего образования России как важнейшего фактора производства человеческого капитала.Элементы научной новизны, по мнению автора, состоят в следующем: • аргументировано положение о существовании исторической зависимости становления экономической категории «человеческий капитал» от уровня развития производительных сил; • обосновано агрегированное определение понятия «человеческий капитал», которое, в отличие от бытующих трактовок, представлено как мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов знаний, навыков, мотивов, здоровья, способностей которые, при целесообразном использовании, в условиях исторически определенных экономических отношений, приводят к росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека; • исследованы рыночные отношения по поводу производства и использования человеческого капитала посредством анализа экономических интересов агентов рынка, по результатам которого выявлено их противоречивое единство, в котором объединяющим началом служит максимизация эффективности формирования и использования человеческого капитала; • разработана экономико-математическая модель производства человеческого капитала, позволяющая проводить исчисление приростов производительности труда, экономического роста на основе показателей прироста человеческого капитала, которые состоят в функциональной зависимости от приростов государственных, корпоративных и индивидуальных инве-стиций в социальную и образовательную сферы; • выявлено решающее значение образовательного фактора в формировании и развитии человеческого капитала, что позволило определить основные векторы развития производства человеческого капитала, заключающиеся в инвестировании в образовательную сферу, при главенствующей роли высшего образования; • проведен анализ функционирования российской системы высшего образования по производству человеческого капитала посредством рассмотрения влияния элементов ее структуры на согласование экономических интересов участников производственного процесса, что позволило раскрыть возможности системы высшего образования России по выходу из кризисного состояния на основе исполнения Законодательства РФ, использования ее существующей структуры, административно-хозяйственного, научного и педагогического потенциала; • по итогам сущностного и сравнительного анализа двух основных проектов обновления системы образования России дана критическая оценка их применимости, установлена недостаточность учета интересов производства человеческого капитала в проектах модернизации, в связи с чем предложены меры по оптимизации деятельности высшей школы, касающиеся обеспечения общедоступности, качества и применимости высшего образования, повышения качества преподавания и эффективности деятельности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, создания единого образовательного пространства, повышения эффективности экономической деятельности государственных ВУЗов, образовательной деятельности негосударственных ВУЗов, деятельности органов управления всех уровней.Теоретическое значение работы. Теоретическая разработка категории «человеческий капитал», установление роли образовательного фактора в его формировании и развитии, изучение механизмов его производства призваны расширить и углубить научные представления о ходе развития современного информационного общества, возможностях оптимизации деятельности системы профессионального образования по производству человеческого капитала.Предложенные в работе определение сущности категории «человеческий капитал», методы оценки его приростов, приростов производительности труда, экономического роста могут послужить дальнейшему изучению широкого круга актуальных общественно-экономических проблем, а также использоваться в изучении проблем производства человеческого капитала в ВУЗах в рамках таких дисциплин как «Экономическая теория», «Экономика труда» и др.Практическая значимость диссертационного исследования. По итогам исследования возможностей российской системы высшего образования по производству человеческого капитала и критической оценки проектов его модернизации предложен конструктивный подход к этому процессу, который может быть учтен при выработке политики модернизации системы образования.Содержащиеся в работе материалы по теме исследования могут быть использованы при формировании и реализации социально-ориентированной экономической политики в образовательной сфере.Апробация работы. Результаты и основные выводы диссертационного исследования на различных этапах представлялись и обсуждались на вузовских, региональных и международных научно-практических конференциях и конгрессах, а также в публикациях автора и его выступлениях на заседаниях кафедры экономических дисциплин Пятигорского государственного лингвистического университета. Практические выводы по оптимизации работы ВУЗов применены автором на практике в управлении Ставропольским филиалом ПГЛУ. По теме исследования опубликовано 10 работ общим объемом 5,87 п.л.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, а также заключения и списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 197 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031