Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 23 » Скачать Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса. Исаков, Валерий Иванович бесплатно
6:18 PM
Скачать Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса. Исаков, Валерий Иванович бесплатно
Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса

Диссертация

Автор: Исаков, Валерий Иванович

Название: Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса

Справка: Исаков, Валерий Иванович. Научно-методическая составляющая деятельности регионального университетского комплекса : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Майкоп, 2000 156 c. : 61 01-13/965-8

Объем: 156 стр.

Информация: Майкоп, 2000


Содержание:

Введение
Глава
I Роль и место университетского комплекса в образовательном пространстве региона Ф
11 Регионализация образования как одна из ведущих тенденций развития образования в России
12 Университетский комплекс как научно-образовательный V центр
Глава
II Структура и содержание методической работы в регионе на базе университетского комплекса
21 Научно-организационная модель по координации методической работы
22 Содержание методической работы в условиях регионализации образования
221 Мониторинг качества образования
222 Научно-методическое обеспечение организации работы с одаренными детьми
223 Работа по повышению квалификации педагогических кадров
Глава
III Обобщение результатов педагогического эксперимента
Заключение Литература
Приложения

Введение:

Главной характеристикой процессов, происходивших в нашей стране в 90-е гг., является кардинальное изменение экономической, социально-политической и культурно-психологической ситуации в обществе. Подобная трансформация носит структурный, системный характер, и реакция на изменения общественнополитического строя и социально-политических отношений может быть только комплексной. Кроме решения глобальных проблем, с которыми так или иначе сталкиваются все цивилизованные страны, перед Россией стоят и специфические задачи, присущие переходному периоду в ее развитии, в частности, определение стратегических приоритетов. Одним из них является развитие образования как подлинного двигателя непременного условия прогресса, экономического и социального процветания. В рамках этого процесса обсуждаются различные проекты реформирования отечественной системы образования, в предположении, что это не только одна из л сфер услуг, но больше сфера духовного роста личности, ее гражданского формирования, сфера воспроизводства и интеллектуального капитала науки. Совершенствование существующих систем образования и поиск новых, более демократичных и результативных с позиций интересов общества, ведется во всем 4) мире. Для мирового сообщества характерно стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широкообразованную и гармоническую личность. Приоритет внимания к интересам личности, адекватным современным тенденциям общественного развития, составляет основу новой образовательной парадигмы. Образование можно считать направленным на интересы развития личности, если благодаря ему можно решить такие задачи, как гармонизация отношений человека с природой путем освоения современной научной картины мира, стимулирование интеллектуального развития и обогащения мышления через освоение новейших методов познания, успешная социализащм человека путем его путем его включения в существующую культурную, техногеннзпю и компьютеризированную среду. Кроме того, учитывая, что мы живем сейчас в обстановке насыщенной и активной информационной среды, задача образования состоит в том, чтобы научить человек жить в этом потоке информации, создать предпосьшки и условия для непрерывного самообразования. А принимая во внимание всевозможные интегративные тенденции развития различных сфер человеческой деятельности, необходимо создать возможности для получения широкого базового образования, которое позволило бы быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. В целом задача фундаментального образования состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека. Для нашей страны решение всех вышеперечисленных задач должно лежать в основе новой стратегии развития системы образования как ведущей ее оставляющей, и новой, формирующейся на рубеже двух веков, образовательной доктрины. Изменившиеся общественно-политические, социально-экономические и культурные реальности потребовали по-новому расставить акценты в образовательной политике, которые были бы ориентированы на общественно признанные ценности в сфере образования. Однако в условиях децентрализацииделегирования Центром региональным структурам части своих полномочий- возникают серьезные проблемы, связанные с необходимостью сохранения единого образовательного пространства в России. Поэтому регионализация образовательной системы, формирование и реализация идей в сфере образовательной политики в регионе должны иметь своей непременной целью тесное гармоничное сочетание общегосударственных интересов и социального заказа населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации. Желая соверщенствовать региональные системы образования, сделать их более эффективными, разрабатываются региональные программы развития образования, что предполагает и самостоятельную политику региона, обеспечивающую, с одной стороны, развитие целостной системы образования, отражающей его национальные и культурные традиции, специфику социальноэкономических проблем, а с другой- разработку путей интеграции с образовательными системами других регионов в целях сохранения общей системы образования в стране. Но при этом, как показывает практика, наблюдают и примеры обособления региональных систем за счет введения «своих» учебных программ, стандартов, а также усиления регионального компонента в ущерб федеральному. При всех вариантах реформирования отечественной образовательной системы и обсуждаемых доктрин основной задачей в сфере образования является создание условий для реализации конституционного права человека на образование, обеспечение его высокого качества в соответствии с потребностями личности, общества и государства. Первым шагом на пути претворения в жизнь этих целей и задач явилась возникшая и получившая дальнейшее развитие многообразная сеть образовательных учреждений как государственного, так и негосударственного типа: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением предметов, различных образовательных компонентов и центров. Это потребовало подготовки качественного нового учителя, готового к работе в иной, чем прежде, ситуации, способного адаптировать к педагогическим инновациям, адекватно и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества что, в свою очередь, вызывает необходимость в разумной интеграции образовательных учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования. Такого рода интегращюнная образовательная структура могла бы обеспечивать преемственность, непрерывность и открытость всей системы образования, соединение практики подготовки кадров для образовательной сферы с научными исследованиями в этой области, а также реализовывала бы необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а иногда и мировой систем образования. Она способствовала бы, в том числе, и преодолению наблюдаемого сегодня отставания вузовского педагогического образования от общих процессов обновления общеобразовательной школы и формированию его как опережающего по отношению к практической деятельности образовательных учреждений. Как показывает опыт создания и функционирования подобных интеграционных систем региональных образовательных комплексов, ядром которых в большинстве случаев выступают местные университеты, значимость интеграции в перестройке и совершенствовании образовательной системы, отдельных ее учреждений, а также интеллектуального и даже материального потенциала весьма велика. Интеграция образовательных учреждений разных форм, типов и уровней от дошкольного до послевузовского- вокруг университетов может явиться откликом на социальный заказ со стороны общества в грядущем XXI веке. Она могла бы преследовать такие цели, как обеспечение направленности образования на интересы развития личности на основе фундаментальных знаний, подготовка специалистов высокого уровня и переподготовка «старых» кадров для работы в новых условиях, воспитание высоко нравственной, культурной личности и др. образования и создания соответствзпющих моделей Можно предположить, что всесторонне продуманная региональная образовательная модель типа университетского комплекса окажет плодотворное влияние на качество работы учреждений образования в регионе, будет эффективно содействовать становлению органически целостной региональной системы образования и повышению уровня управления ее деятельностью и развитием. Важное место в решении отдельных аспектов рассматриваемой проблемы следует отвести научно-методической составляющей деятельности подобной интеграционной структуры. Будучи реализованной на базе университетского комплекса, она может существенным образом способствовать совершенствованию системы образования в регионе в рамках единого образовательного пространства страны. Необходимость реализации региональной программы развития образования в условиях децентрализации образовательной системы при сохранении общего образовательного пространства и изменения функций управления образованием на местах требует координации и интеграции усилий объектов и структур государственного и негосударственного образования. Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается: трансформацией общественно-политических и социально-экономических отношений, вызвавших необходимость изменений и в сфере образования; интегративными тенденциями в отечественной системе образования в целях сохранения единого образовательного пространства; расширением поля деятельности и повышением роли университетов в региональной системе образования; необходимость координации деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений по организации методической работы в регионе.Проблема исследования заключается в разработке интегративного подхода к организации методической работы в сфере образования в условиях региона. Объектом исследования выступает процесс функционирования университетского комплекса в образовательном пространстве региона. Предмет исследования структура и содержание методической работы в регионе как одной из составляющих деятельности университетского комплекса. Цель исследования- разработка и теоретическое обоснование модели системы по организации методической работы на базе университетского комплекса и ее организация в условиях региона. Задачи исследования. 1. Определить концептуальные основы организации методической работы на принципах взаимодействия различных образовательных структур региона. 2. Выявить и обосновать организационно-педагогические структуре. 3. Разработать пакет материалов по функционированию данной системы. 4. Определить критерии оценки эффективности деятельности системы. Гипотеза исследования. Разработка и внедрение модели по организации методической работы региона на базе университетского комплекса способствует совершенствованию региональной образовательной системы и оказывает положительное влияние на образовательную политику в регионе. Методологической базой исследования стали идеи гуманизации и демократизации образования, целостного системного подхода к педагогическому процессу; принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного; концепция личностно-ориентированного образования. Теоретической основой диссертационного исследования явились труды известных отечественных дидактов и педагогов-теоретиков: Ю.К.Бабанского, принципы построения системы методической работы в интеграционной образовательной П.П.БЛ0НСК0Г0, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, В.В.Давыдова, Н.М.Шахмаева; ведущих представителей отечественной психологической науки: Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, В.И.Панова, О.К.Тихомирова, Д.Б.Эльконина, Н.Б.Шумаковой и др.; труды видных исследователей обсуждаемой проблемы В.А.Крутецкого, Н.С.Лейтеса, Б.Н.Теплова, А.М.Матюшкина, Е.Л.Юркевич, Е.Л.Яковлевой, З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона, Н.Д.Никандрова, АН.Джуринского, В.Я.Пилиповского, В.П.Лапчинской, В.Д.Шадрикова; перспективные разработки и исследования В.Н.Дружинина, М.А.Холодной и др.; труды представителей зарубежной педагогической науки; диссертационные исследования Н.И.Сергеевой, Е.Г.Тищенко и др. Методы исследования: сопоставление различных представлений о месте и роли методической работы в сфере образования и путях ее совершенствования; анализ методической и психолого-педагогической литературы по исследуемым вопросам; систематизация и сравнительный анализ разработок, проектов и программ по организации системы методической работы; эксперимент, качественный и статистический анализ результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованного подхода к решению проблемы организации методической работы на основе координации деятельности государственных и негосударственных образовательных структур. Практическая значимость обусловлена созданием На защиту выносятся следующие положения: интеграционной модели системы по организации методической работы в условиях региона.1. Совершенствование региональной образовательной системы может быть обеспечено путем интеграции субъектов образования разных форм, типов и уровней в единый образовательный комплекс на базе университета. 2. Региональная модель по организации научно-методической работы, разработанная на основе метода программно-целевого управления, способна эффективно содействовать улучшению качества работы учреждений образования, повышению уровня управления деятельностью региональной образовательной системы и ее развитию. предлагаемой модели могут быть реализованы путем создания научнометодического центра, основные параметры деятельности которого направлены на выработку согласованных подходов к решению федеральных и региональных задач развития образования. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения 3. Организационно-педагогические принципы построения и функционирования исследования докладывались обсуждались на ежегодных научных конференциях Адыгейского госуниверситета (1997-1999 гг.), г. Майкоп, Кубанского регионального отделения АПСН (1999г.), г. Краснодар. На материале исследования разработаны рекомендации по организации методической работы как основы совершенствования образовательной системы в ряде районов Краснодарского края и Республики Адыгея. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30