Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Налоговое регулирование деятельности авиаперевозчиков. Петухов, Алексей Михайлович бесплатно
10:26 PM
Скачать Налоговое регулирование деятельности авиаперевозчиков. Петухов, Алексей Михайлович бесплатно
Налоговое регулирование деятельности авиаперевозчиков

Диссертация

Автор: Петухов, Алексей Михайлович

Название: Налоговое регулирование деятельности авиаперевозчиков

Справка: Петухов, Алексей Михайлович. Налоговое регулирование деятельности авиаперевозчиков : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 / Петухов Алексей Михайлович; [Место защиты: Всерос. гос. налоговая акад. М-ва финансов РФ] Москва, 2007 167 c. : 61 07-8/4431

Объем: 167 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Особенности рынка авиатранспортных услуг и особенности его регулирования
11 Специфика рынка авиатранспортных услуг и его текущее состояние в Российской Федерации
12 Особенности зарубежных рынков авиатранспортных услуг и международная практика регулирования деятельности авиаперевозчиков
Глава 2 Современная система налогообложения и ее влияние на развитие авиатранспорта в России
21 Основные налоги на авиатранспорте в России
211 Влияние налога на добавленную стоимость на деятельность авиатранспортных компаний
212 Налог на прибыль и развитие авиатранспорта
213 Налог на имущество в деятельности авиаперевозчиков
214 Влияние транспортного налога на развитие авиатранспорта
22 Налоговое регулирование государством систем продаж авиаперевозок и систем расчетов авиаперевозчиков
23 Система государственной поддержки инвестиций в форме лизинга
Глава 3 Основные направления совершенствования налогообложения авиаперевозчиков
31 Альтернативные варианты налогообложения авиаперевозчиков
32 Предложения по формированию модели налогообложения авиаперевозчиков

Введение:

За последние пятнадцать лет на воздушном транспорте России произошел решительный переход от методов централизованного, планового управления деятельностью авиакомпаний к формированию рыночных конкурентных отношений. Однако отсутствие четко оформленного механизма государственного регулирования воздушного транспорта России с одновременным усилением конкурентной борьбы на данном рынке с применением демпинговых цен, экономия на безопасности и качестве предоставляемых услуг привели к ярко выраженным негативным последствиям. Произошло снижение безопасности и качества обслуживания самолетов, наблюдается их физическое и моральное старение, имеет место снижение финансовой устойчивости авиапредприятий, отсутствие возможности замены кадров (высокая доля специалистов предпенсионного возраста в составе технического и летного персонала) и т.д. К этому необходимо добавить макроэкономические проблемы страны (кризис переходной экономики, падение платежеспособного спроса, закрытие аэропортов и т.д.). Все это можно определить как признаки системного кризиса отрасли. В связи с этим явно осознается необходимость выработки механизмов экономического стимулирования работы по повышению конкурентоспособности и безопасности авиаперевозок, обеспечению эффективного контроля за деятельностью авиапредприятий.
Современное состояние авиакомпаний не позволяет говорить, что государственные органы срабатывают эффективно. Так в докладе ИАТА указывается, что Россия и страны СНГ по итогам 2006г. признаны самыми опасными государствами с точки зрения безопасности авиаперелетов. Уровень авиационных инцидентов на территории бывшего СССР составляет 8,6 случая на 1 млн. полетов, что в 13 раз превышает общемировой показатель (0,65 случая на миллион полетов). Данный уровень превышает показатель стран Африки практически в два раза (в V этом регионе данный показатель равен 4,31 инцидента на 1 млн. полетов).
В России авиакомпании-банкроты продолжают свою деятельность или пытаются ее продолжать, несмотря на их финансовую несостоятельность. Это приводит к необоснованному снижению цен для привлечения пассажиров, следовательно, усиливает конкуренцию и снижает рентабельность финансово устойчивых предприятий, что, в свою очередь, ведёт к снижению безопасности полетов. Как результат, данная ситуация приводит к дезориентации рынка в целом.
В настоящее время в России выделяется несколько авиакомпаний, которые являются флагманами отрасли, обеспечивающими основную долю авиаперевозок пассажиров, но также осталось множество небольших авиакомпаний с сильно изношенным парком, с нелетающими самолетами. Но эти небольшие авиакомпании имеют лицензии на право выполнения полетов. В результате зарегулированное™ рынка административными барьерами сложилась ситуация, при которой для входа на рынок авиатранспортных услуг проще купить уже действующую авиакомпанию с имеющейся лицензией на право выполнения полетов по определенным маршрутам или докупить компанию для присоединения к уже действующей для получения разрешения на выполнение полетов по определенным маршрутам, чем добиваться разрешения на осуществление полетов у государственных органов.
В сложившейся ситуации, когда у потребителя нет веры в качество и безопасность предоставляемых услуг, государственным органам как никогда необходимо контролировать финансовые показатели компании и как можно больше использовать экономические и организационные меры воздействия на авиаперевозчиков. Также назрела необходимость выработки механизма вывода с рынка или слияния (покупки, передачи в управление) тех перевозчиков, которые не имеют реальных перспектив восстановления их платежеспособности.
Действующая в настоящее время налоговая система формировалась с ориентацией на добывающий сектор экономики страны, а также отчасти на машиностроительный комплекс и плохо адаптирована к учету специфических особенностей сектора услуг в целом и такого его специфического сегмента как авиационные перевозки. Сложившаяся налоговая система сегодня не только не содействует повышению финансовой устойчивости авиакомпаний и качества предоставляемых услуг, а напротив - формирует существенные конкурентные преимущества для тех, кто использует устаревшую технику и, зачастую, пренебрегает требованиями безопасности, формирует условия, при которых отечественные перевозчики изначально проигрывают в конкурентной борьбе иностранным. Назрела необходимость оценки действующей налоговой системы применительно к ключевым проблемам отрасли и выработки механизма вывода с рынка или слияния (покупки, передачи в управление) тех перевозчиков, которые не имеют реальных перспектив восстановления их платежеспособности.
До тех пор, пока не будет решена проблема финансовой устойчивости компаний и не будет выработан механизм регулирования деятельности воздушного транспорта, авиатранспорт не сможет в полном объеме выполнять присущую ему инфраструктурную роль в экономике страны. Авиакомпании не смогут формировать адекватную материально-техническую базу и быть эффективным инструментом международных экономических связей России с другими странами. А при условии, что сегодня транспорт играет ключевую роль в формировании единого экономического пространства страны, можно говорить о том, что отсутствие авиатранспорта в условиях российских расстояний может привести к неполному включению страны в мировое экономическое пространство и утрате конкурентоспособности отечественной экономики.
Следует отметить, что последние отчеты о глобальной конкурентоспособности Мирового экономического форума неизменно ставят транспортную инфраструктуру в число восьми важнейших факторов конкурентоспособности и экономического роста, а для России - в число трех ведущих факторов1.
Цель исследования состоит в выработке налогового механизма регулирования деятельности авиакомпаний, обеспечивающего повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков, безопасность полетов, обновление основных фондов и, как результат - улучшение качества предоставляемых услуг.
Реализация поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач: провести анализ и исследование отраслевых факторов, препятствующих развитию воздушного транспорта; проанализировать состояние и особенности нормативно-методической базы, являющейся основой деятельности авиакомпаний; проанализировать влияние действующего механизма налогообложения на основные параметры экономической деятельности авиаперезвочиков, выявить наиболее узкие места и предложить изменения в механизме налогового регулирования деятельности авиакомпаний;
• проанализировать возможные варианты изменений в налоговом механизме и выработать предложения по налоговому инструментарию, направленному на улучшение экономического положения авиакомпаний, рост качества предоставляемых услуг при одновременном обеспечении повышения безопасности полетов.
Объектом исследования являются организационно-экономические механизмы деятельности отечественных авиакомпаний, осуществляющих предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов.
1 «The Global Competitiveness Report 2002-2003», Geneva 2004
Предметом исследования являются процессы налогового регулирования деятельности отечественных авиакомпаний, направленные на обеспечение эффективного и безопасного их функционирования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики и управления авиатранспортными процессами, теории финансово-экономического анализа и налогообложения. Среди трудов в области регулирования деятельности авиаперевозчиков следует отметить работы Артамонова Б.В., Громова H.H., Косиченко Е.Ф., Костроминой Е.В., Липатовой МЕ., Лужанского Б.Е., Персианова В.А., Пинаева Е.Г., Репиной О.В., Ромашкина В.Б. и других авторов. Вопросы налогового регулирования нашли свое освещение в работах Дадашева А.З., Горского И.В., Князева В.Г., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Шаталова С.Д, Шуваловой Е.Б., Черника Д.Г. и других авторов. Вместе с тем, вопросы налогового регулирования под углом зрения возможностей и пределов учета отраслевой специфики в российской налоговой системе пока не находят комплексного освещения в отечественной экономической литературе.
Информационной базой исследования послужили информационно-аналитические материалы Федерального агентства воздушного транспорта, аналитические материалы Федеральной налоговой службы и данные Росстата России. Кроме того, в ходе проведения исследования использовались законодательные и нормативные акты, публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам регулирования деятельности на воздушном транспорте, а также собственные расчеты автора.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• на основе проведенного анализа показана правомерность отнесения услуг по перевозке пассажиров авиационным транспортом к категории смешанных общественных благ (частных благ с выраженными признаками общественных), что предполагает возможность установления пониженной ставки по налогу на добавленную стоимость, при условии соблюдения общественно значимых требований (параметров в области безопасности, качества и количества услуг); обоснована необходимость и возможность учета отраслевой специфики при построении налоговой системы в отношении авиатранспорта без изменения основных обязательных элементов налогов. Сформированы предложения по учету специфики деятельности авиакомпаний в части использования амортизационной льготы, уточнения перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС; обоснована необходимость переноса акцентов с косвенного на прямое налогообложение, выраженное в переходе к оценке некоторых имущественных объектов (эксплуатация которых сопряжена с повышенной опасностью) исходя из оценочной стоимости (рыночных цен) при формировании налоговой базы по налогу на имущество; выявлены элементы механизма налогообложения, препятствующие построению современной дешевой системы продаж авиаперевозок на территории страны и выравниванию условий деятельности отечественных авиакомпаний с иностранными авиаперевозчиками и предложены изменения в элементы налогового контроля (контроль за расчетами с населением денежными средствами или с использованием пластиковых карт), позволяющие повысить конкурентоспособность отечественных авиакомпаний; на основании сравнительной оценки возможных изменений в налоговое законодательство, направленных на решение ключевых проблем отрасли (обновление парка самолетов, повышение уровня безопасности и конкурентоспособности) предложена модель налогообложения, предполагающая применение нулевой ставки НДС в отношении авиаперевозок, изменение порядка оценки стоимости некоторых видов оборудования для целей обложения налогом на имущество и ограничение «амортизационной премии» в отношении технически сложных объектов, эксплуатация которых сопряжена с повышенными техногенными и экологическими рисками, новым оборудованием. Практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании выводов и выработке рекомендаций, которые могут быть использованы в ходе налоговой реформы для совершенствования инструментов устойчивого развития российского рынка авиатранспортных услуг. Результаты исследования могут быть востребованы финансовыми службами авиакомпаний при рассмотрении отдельных вопросов налогообложения деятельности по реализации услуг пассажирских и грузовых авиаперевозок, органами государственной власти при подготовке изменений в налоговое законодательство, касающихся налогообложения деятельности российских авиаперевозчиков.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли свое подтверждение в практической деятельности автора в ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии». Отдельные положения работы докладывались на конференциях и семинарах Всероссийской государственной налоговой академии.
Структура диссертации определена целью и задачами исследования, отражает его логику. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 112 наименований. Включает 24 таблицы, 13 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 316 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031