Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса. Морозова, Ирина Станиславовна бесплатно
10:54 PM
Скачать Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса. Морозова, Ирина Станиславовна бесплатно
Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса

Диссертация

Автор: Морозова, Ирина Станиславовна

Название: Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса

Справка: Морозова, Ирина Станиславовна. Мотивация как фактор оптимизации мыслительного процесса : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Новосибирск, 1999 135 c. : 61 00-19/103-1

Объем: 135 стр.

Информация: Новосибирск, 1999


Содержание:

ГЛАВА 1 ПРИРОДА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
11 Изучение мыслительного процесса в психологии
12 Структура мыслительного процесса
13 Источники мыслительного процесса
ГЛАВА 2 МОТИВАЦИЯ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
21 Понятие мотивации, психологическая сущность
22 Методы выявления уровня мотивации и продуктивности мыслительного процесса
23 Изучение взаимосвязи и взаимообусловленности мотивации и мыслительного процесса
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
31 Методы и организация экспериментальной работы по изучению влияния мотивации на продуктивность мыслительного процесса
32 Анализ экспериментальных данных по изучению влияния мотивов на начальном этапе мыслительного процес];а
33 Анализ экспериментальных данных по изучению влияния мотивов на заключительном этапе мыслительного процесса
ВЫВОДЫ

Введение:

В настоящее время в общественном производстве заметно возрастает доля интеллектуального труда. Исследование условий повышения его эффективности становится актуальной задачей психологической науки, в частности психологии мышления. Мышлением в собственном значении слова мы называем процесс наиболее полного, обобщенного, опосредованного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (Леонтьев А. П., 1981).Мышление объективно существует (возникает, формируется, развивается) только как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом действия и познания, т. е. как специфическая, в развитом виде, теоретическая деятельность. Такой единственно возможный способ объективного существования мышления закономерно определяет и соответствующий способ его научного исследования. Мышление можно изучать лишь постольку, поскольку оно проявляется и формируется в реальной жизни людей, в их делах и поступках, например, в постановке и решении жизненно важных задач и проблем, постоянно возникающих в ходе практической, теоретической, эстетической и других видах деятельности, в процессе взаимоотношений человека с человеком, с обществом, с природой. Любое мышление неотрывно от предметного содержания объекта, познаваемого субъектом, т. е. оно всегда есть отражение объекта, вообще бытия.Мышление как специфически человеческая форма деятельности может обеспечить человеку выполнение стоящей перед ним задачи, если оно целенаправленно, контролируемо, если происходит постоянное сличение производимых интеллектуальных действий с ожидаемым продуктом. (Рубинштейн Я., 1970) Одним из ведущих факторов, определяющих целенаправленность мышления, является его мотивированность. Анализ «стратегии» человеческого мышления не может быть проведен, если не учесть личностную направленность мыслящего субъекта. Так, О. К. Тихомиров (1969, с. 238), разбирая структуру мыслительной деятельности, приходит к выводу, что «личностный смысл есть реальное функциональное образование, включенное в процесс управления поисками решения задачи». Поэтому и любые попытки моделирования человеческого мышления должны включать в себя и моделирование его мотивационного компонента. Наше исследование и было посвящено изучению влияния мотивационного фактора на оптимизацию мыслительного процесса.В отечественной психологии сложился деятельностный подход к пониманию и анализу психических функций человека и, соответственно, сложилось современное психологическое понимание мышления как особого вида психической познавательной деятельности. Мышление человека выступает в одном из своих важнейших качеств процессуальности, деятельности, в результате которой субъектом достигается новое обобщенное знание.Понимание мышления как психической деятельности требует и соответственного изучения его как деятельности во всех аспектах ее функционирования, не оставляя за скобками исследования систему активных отношений субъекта к предмету, выражаемых в мотивации мыслительной деятельности.Неправомерность отрыва познавательных процессов от их носителя - личности, ее потребностей и мотивов неоднократно подчеркивалась в советской психологии (Рубинштейн Л., 1946; Матюшкин А. М., 1965; Леонтьев А. Н., 1962; Шорохова Е. В., 1974; Пономарев Я. А., 1976; Тихомиров О. К., 1974 и др.). Еще в 1934 году Л. Выготский писал: «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ самого мышления необходимо предполагает вскрытие движуш,их мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону» (1956, с. 14).При этом справедливо отмечается, что идея единства мотивов и действий еш;е недостаточно разработана. Большое внимание уделялось операционному (операциональному) аспекту мышления, мотивационный аспект исследован слабее. До последнего времени изучение любых, в том числе познавательных мотивов (интересов и т. д.), проводилось обычно вне прямой связи с экспериментальным исследованием мышления как процесса (Якобсон П. М., 1969). И наоборот, систематическое изучение процессуального (динамического) аспекта мышления хотя и предполагало, но пока еще не включало в себя столь же систематического экспериментального исследования специфически познавательной мотивации, формируемой именно в этом процессе. Такое исследование было начато в работах А. М. Матюшкина и К. А. Абульхановой Славской на рубеже 50-60-х годов. Ряд работ посвящен изучению формирования познавательной мотивации. (Брушлинский А. В., 1982; Воловикова М. И., 1980). Однако недостаточно полно освящено взаимодействие и взаимовлияние процессуальных и личностных компонентов мышления.По-видимому, изучение этой сложной проблемы можно осуществлять в двух планах. Необходимо раскрыть внутреннее психологическое содержание компонентов мышления, источников возникновения мыслительного процесса. В более широком аспекте, немаловажное значение приобретает исследование факторов, оказывающих существенное влияние на процесс решения: побудительной мотивации, отношения к задаче, учет эмоционально-волевых условий и т.д.Проблему мотивации мышления можно представить в виде двух следующих вопросов (Воловикова М. И., 1980): 1) как на решение задачи или проблемы влияют мотивы, сформировавшиеся до ознакомления с задачей; 2) какие мотивы формируются и изменяются в мыслительном процессе решения задачи. Большинство исследований мотивации мышления посвяшено ответу на первый из упомянутых вопросов, но еш:е мало работ, в которых делается попытка ответа на второй вопрос. Это объясняется, прежде всего, методическими трудностями выявления мотивационной динамики в процессе решения задач.Замысел настоящего экспериментально - психологического исследования взаимосвязи мотивов мыслительной деятельности с ее спецификой и продуктивностью был сформирован на основе понимания личности как внутреннего условия деятельности и выделения мотивационной сферы в качестве одной из главных составляющих личности, признания решающего значения мотивов в регулировании психической деятельности.В соответствии с этим целью исследования явилось выявление основных закономерностей влияния мотивационного фактора на мыслительный процесс, на его оптимизацию, продуктивность и интенсивность.В основе нашей работы лежит гипотеза, касающаяся протекания мыслительного процесса. Предложенный Л. Рубинштейном подход к изучению мышления как совокупности процессуального и мотивационного аспектов не вскрывает закономерностей этого взаимовлияния. Мы предполагаем, что мотивационный фактор (мотив) непосредственно входит в структуру мыслительного процесса; сам мыслительный процесс, по-видимому, «обслуживает» реализацию того или иного мотива. Мышление обеспечивает реализацию мотива, поэтому мотив оптимизирует мыслительный процесс.Мы предполагаем также, что мотив является не только внутренней причиной мыслительной деятельности, но и влияет на всю структуру мыслительного процесса.Важное значение для формирования специфически познавательной мотивации имеет то обстоятельство, откроет или нет человек существенные различия между аспектами познавательного объекта на этапе неспецифической энергетизации и повышения уровня протекания познавательных процессов под воздействием мотива. Если человек хотя бы интуитивно начинает чувствовать такое различение, то тем самым может значительно усилить мотивацию на продолжение мыслительного процесса в направлении все более глубокого раскрытия соответствующего содержания решаемой задачи, и, наоборот, если он даже в минимальной степени не предвосхищает, не прогнозирует такого различия, то его познавательная мотивация может стать намного слабее. (Леонтьев В. Г., 1992, 50).Мы предполагали, что после реализации мотива, мыслительный процесс становится основой нового мотива. Когнитивные явления составляют источники побуждения к познавательному поведению и деятельности. Об этом говорит тот факт, что кто много знает, тот стремится знать еще больше. В результате придания когнитивным явлениям побудительных функций (через проблемность; аффективность), знания превращаются в источник познавательной активности. Исходя из этого, мы выдвигаем тезис о непрерывности психической активности.В этой связи мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Изучить природу мыслительного процесса.2. Выявить психологические особенности мышления: структуру, источники.3. Провести теоретический анализ ведущих концепций о взаимовлиянии мотивации и мыслительной деятельности.4. Проследить влияние мотивов на поэтапное протекание мыслительного процесса.5. Выявить закономерности влияния мотивов на продуктивность мыслительного процесса.Объектом данного исследования является оптимизация мыслительного процесса, его продуктивность, эффективность и интенсивность.Предметом - влияние мотивационного фактора (системы мотивов) на мыслительный процесс.Научная новизна работы заключается в определении факторов, влияющих на продуктивность и интенсивность мыслительного процесса, а так же в определении специфики порождения мотива самой мыслительной деятельностью.Актуальность исследуемой проблемы определяется ее теоретической и практической значимостью. Теоретическая ценность проблемы заключается в том, что разрешение ее дополняет теорию взаимодействия и взаимовлияния процессуального и личностного аспектов мышления. В работе показано, что мышление обеспечивает реализацию мотива, становясь впоследствии основой нового мотива.Внутреннее противоречие процесса мышления, лежащее в основе его самодвижения, саморазвития, заключается в том, что каждый акт мышления, с одной стороны, что-то проясняет, (какие-то новые связи, отношения, реализует какую-то цель), а с другой стороны, данное новое знание позволяет увидеть контуры малоизвестных сторон познаваемого объекта, поставить в этом плане вопросы, сформулировать новые цели, мотивы.Практическая ценность исследования определяется выходом его результатов в практику умственного воспитания. Взаимосвязь процессуального и мотивационного аспектов мыслительной деятельности оказывает влияние на умственное развитие, определяет личностный рост, способствует реализации личности. Мыслительный процесс хотя бы в минимальной степени начинает перерастать в психическое (прежде всего умственное) развитие, т. е. в развитие способностей (Рубинштейн Л., 1959) и характера, по мере того как человек самостоятельно приходит к более глубоким обобш;ениям познаваемого объекта и способов его познания. Значимость мотивации есть предпосылка активизации мыслительного процесса, изменения его динамической напряженности, создаваемой той дополнительной энергией процесса, которая создается включением мышления в иную структуру отношений субъекта к среде. (Телегина Э. Д., Богданова Т. Г., 1979, с. 41). Кроме активизации мыслительной деятельности имеет место ее преобразование, перестройка.Таким образом, оказывая влияние на формирование мотива, мы имеем возможность влиять на оптимизацию мыслительного процесса.Осушествленное в советской психологии теоретическое развитие проблемы личности и мотивации создало, пишет А. Н. Леонтьев, принципиальную возможность целостного изучения различных форм психической жизни человека, не «обособления психических фактов от материального жизненного контекста, а включение в него» (Леонтьев А. Н. 1974). Понимание мышления как психической деятельности предполагает в своей основе целостность анализа, совокупность и неразрывность всех аспектов его изучения, прежде всего, операционного и мотивационного.Исследование осуш;ествлялось на основе следующих методологических принципов. Положение о взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений материального мира обосновывает принцип детерминизма, исходящий из того, что внешние причины действуют через внутренние условия. Специфическая форма, в которой выступает принцип детерминизма, выражается в определении природы мышления как процесса. (Труды Л. Рубинштейна, его учеников и последователей).Диалектико-материалистический подход (принцип) необходимо рассматривать в единстве с детерминистическим принципом. Только диалектико-материалистическая детерминация дает возможность рассматривать в диалектическом единстве всеобщие и индивидуальные формы социального бытия, не исключать их качественного своеобразия. (Шорохова Е. В., 1974, Анцыферова Л. И., 1969).Принцип единства сознания и деятельности позволяет трактовать проявление и формирование сознания в деятельности как практической, так и теоретической. (Рубинштейн Л., 1959, Леонтьев А. Н., 1954, Ананьев Б. Г., 1977, Теплов Б. М., 1956 и др.) Принцип непрерывности психического означает, что только в психическом процессе создаются необходимые детерминанты его протекания. (Брушлинский А. В., 1979, и др.). В ходе непрерывного и изменяющегося взаимодействия внешнего и внутреннего возникают все новые, ранее вообще не существовавшие результаты, продукты, средства, способы осуществления процесса и другие детерминанты, которые сразу же включаются в процесс в качестве его новых внутренних условий.Только в ходе его создаются все новые и новые результаты, без которых вообще невозможно дальнейшее его протекание. Эта неразрывная взаимосвязь процесса и продукта в разной степени характеризует психическую регуляцию любого человеческого действия и поступка, в том числе и мыслительной деятельности.Проверка поставленной гипотезы потребовала использовать комплекс разнообразных методик. Конструирование методов и методик исследования осуществлялось нами с использованием литературных данных: о теории и технике создания методов исследования мотивации в работах В. Г. Асеева, В. К. Вилюнас^,В. И. Ковалева, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Леонтьева, А. К. Марковой, М. В. Матюхиной, Г. Сухобской и др.; о теории и технике применения методик по изучению особенностей мыслительного процесса, его продуктивности в исследованиях О. Н. Арестовой, 3. И. Калмыковой, Э. Д. Телегиной и др.На основе этих данных была построена общая конструктивная схема исследования с использованием комплекса методик. В основе схемы лежали методы диагностирующего и обучающего эксперимента.Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и приложения и включает в себя 135 страниц текста, 20 таблиц, список литературы, содержащий 176 наименований. и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 188 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031