Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли. Игнатьев, Станислав Валерьевич бесплатно
9:45 PM
Скачать Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли. Игнатьев, Станислав Валерьевич бесплатно
Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли

Диссертация

Автор: Игнатьев, Станислав Валерьевич

Название: Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли

Справка: Игнатьев, Станислав Валерьевич. Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.10 / Игнатьев Станислав Валерьевич; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т] - Краснодар, 2010 - Количество страниц: 152 с. ил. Краснодар, 2010 152 c. :

Объем: 152 стр.

Информация: Краснодар, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы системы налогов от природопользования как элемента структуры государственных финансов
11 Источники формирования доходной части государственных финансов
12 Роль и место доходов от налогообложения природопользования в развитии финансовой системы России
13 Налоговый инструментарий государственного регулирования использования природного потенциала
2 Нефтегазовая отрасль как фундаментальная составляющая финансовой системы Российской Федерации
21 Роль нефтегазовой отрасли в формировании доходной части бюджета России
22 Анализ финансов нефтедобывающего комплекса России
23 Инструменты повышения эффективности налогообложения добычи природных ресурсов в нефтегазовой отрасли
3 Модернизация налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли в условиях нестабильных нефтяных котировок
31 Адаптационная модель применения опыта налогообложения природопользования ведущих нефтедобывающих стран
32 Институциональные основы совершенствования налогообложения в отрасли
33 Повышение эффективности комплексного использования природного потенциала нефтегазовой отрасли на основе добычи и переработки попутного газа

Введение:

Актуальность темы исследования состоит в научном обобщении проблем развития финансовых отношений в сфере функционирования нефтегазовой отрасли России, обусловленных недостаточно эффективным управлением фискальными инструментами государственного регулирования.
Существующая налоговая система России имеет ряд недостатков и нерешенных проблем, в том числе отсутствие налоговых инструментов, облагающих дополнительную прибыль от нефтегазодобывающей деятельности, обеспечивающих финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы, ограничивающих неполное использование попутного нефтяного газа, кроме того, слабо дифференцирован налог на добычу полезных ископаемых (нефти) в зависимости от технико-экономических характеристик конкретного месторождения, который также не учитывает рентабельность добычи.
Специфика функционирования и развития нефтегазовой отрасли требует научно обоснованного и разностороннего подхода к решению вопросов ее управления, как важнейшей составляющей всего топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. В настоящее время требуется научное осмысление и практическое решение проблем развития системы налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли.
Актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости построения эффективной системы налогообложения деятельности предприятий, осуществляющих добычу нефти и газа. Указанные хозяйствующие субъекты, посредством уплачиваемых налогов, позволят обеспечить увеличение потоков формирования доходной части бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов за счет нефтедобывающей отрасли.
Степень научной разработанности (изученности) проблемы.
Основоположником появления и развития дефиниции природных ресурсов в финансово-экономическом аспекте был К. Маркс, который обосновал дуалистический подход к определению природных ресурсов.
Исследованиями роли природных ресурсов в системе налогообложения и пользования занимался М. Солоу. Что касается финансовой системы России, то в данной работе проанализированы работы К. Гофмана, Д.С. Львова, Ф. Харрисона, дающие основы пользования ассимиляционным потенциалом. В сфере финансовых отношений проанализированы работы A.M. Бабича, JI.H. Павловой.
Основы налоговой системы, на которых базируется современное обложения природопользования, сформулировал А. Смит, в дальнейшем исследования продолжили современные исследователи В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, J1.C. Тарасевич.
В рамках разработки вопроса налогообложения природопользования были применены труды Е.В. Барулина, A.A. Минца, Ю.В. Яковца и других авторов, в том числе английского ученого К. Алекса.
Особенно следует остановиться на современных исследованиях сферы использования природных ресурсов С.Ю. Глазьевым, который является автором множества научных трудов налогообложения природопользования и рационального, экологического пользования природными ресурсами.
В работе также применены результаты исследований В.Ф. Дунаева, П.А. Сергеевой, Д. Даниэля, Ш. Райт, Р. Галлан, занимающихся спецификой финансов нефтегазовой отрасли.
Цель научного исследования заключается в совершенствовании налогообложения предприятий нефтегазовой отрасли.
Определены и решены основные задачи:
• выявить основные источники формирования доходной части государственных финансов;
• проанализировать финансы нефтегазовой отрасли и их роль в формировании доходной части бюджета РФ;
• обосновать необходимость модернизации механизма налогообложения нефтегазодобывающей отрасли;
• усовершенствовать налоговый инструментарий государственного регулирования использования природного потенциала нефтегазовой отрасли.
Объектом исследования является система налогов в части обложения предприятий нефтегазового комплекса России.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения между государством и недропользователями, связанные с необходимостью повышения эффективности налогообложения использования природного потенциала.
Теоретической и методологической основой явились научные работы отечественных и зарубежных специалистов, закрепляющие императивные положения современной теории финансов, а также труды ученых по проблемам налогообложения природных ресурсов. Проанализирована система правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати, касающихся деятельности нефтедобывающей отрасли.
В процессе работы применялся ряд общенаучных методов познания: диалектический, наблюдения, моделирования, научных абстракций, анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторический и логический, графический, использовался системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования.
Информационная база исследования представлена официальными данными Центрального Банка Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других государственных служб России и Краснодарского края, правовыми актами федерального и регионального уровней.
В рамках диссертационной работы использовались специализированные монографии и периодические издания, а также материалы научных конференций.
Рабочей гипотезой является раскрытие возможностей модернизации налогового инструментария через дифференциацию механизмов обложения нефтегазодобычи и на этой основе рационализация финансово-ресурсной обеспеченности страны.
Работа выполнена в соответствии с п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» паспорта специальности ВАК 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».
В результате проведенных научных исследований, обозначения проблем и путей их решения на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Хозяйствующие субъекты нефтегазодобывающей отрасли получают дополнительную прибыль от природопользования на лучших по качеству участках недр, прикладывая меньшие усилия, чем на более трудных месторождениях. Средняя доходность по отрасли составляет намного больше, чем в других неприродоэксплуатирующих отраслях. Прогрессивное налогообложение дополнительной прибыли в виде специального налога позволит обеспечить прирост доходной части бюджета страны и реализовать принцип справедливой платности пользования природным потенциалом за счет результатов деятельности недропользователя, а не роста цены конечного продукта.
2. Существующий налог на добычу полезных ископаемых, в частности на нефть, помимо фиксированной ставки в рублях за 1 т. сырья корректируется на два поправочных коэффициента, которые не в полной мере учитывают особенности конкретных месторождений нефти. Необходимо дополнительно дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых системой коэффициентов, учитывающих экономико-географическое местоположение участка недр, глубину залегания нефти, суточную добычу минерального сырья, качество нефти, принадлежность месторождения к объекту, выведенному из консервации, а также шельфовым участкам недр. Указанные нововведения позволят повысить суммы начисляемых налогов с лучших месторождений и снизить налоговое бремя с худших участков недр и тем самым вызвать заинтересованность в разработке различных по технико-экономическим характеристикам месторождений и обеспечить рациональное пользование недрами.
3. В условиях действия отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы государством проводилось значительно больше. геологоразведочных работ. После отмены отчислений проведение геологоразведочных работ стало правом недропользователей. Такая ситуация привела к снижению показателя воспроизводства доказанных запасов нефти к потребляемым ресурсам, который в настоящее время имеет отрицательную величину. Возобновление действия указанных отчислений обеспечит дополнительное формирование доходной части государственного бюджета либо создание внебюджетного фонда, которые станут основой обязательной разведки залежей нефти. Реализация данного предложения может быть осуществлена за счет привязки размера указанных отчислений к сумме налога на добычу полезных ископаемых, учитывающего количество добытой нефти, технико-экономические особенности месторождения и другие условия. Указанное предложение позволит сократить разрыв в темпах добычи и разведки нефтяных ресурсов и послужит дальнейшему развитию нефтедобывающей отрасли за счет увеличения финансирования геологоразведочных работ посредством использования сформированного такими платежами бюджетного или внебюджетного фонда.
4. Действующий налог на добычу полезных ископаемых является платежом, рост которого влечет соответствующее увеличение цены. Необходимо привязать ставку налога на добычу полезных ископаемых к показателю сверхприбыли добычи, рассчитываемой как разница между проектной (расчетной) и нормативной (среднеотраслевой) рентабельностями.
Указанный подход позволит разработать коэффициент рентабельности, изменение ставки которого прямо пропорционально изменению сверхприбыльности добычи. Оплата налога по указанному коэффициенту осуществляется из финансового результата в кратной налогу на добычу полезных ископаемых величине и не стимулирует своим увеличением рост цены на конечный продукт. При этом введение данного коэффициента может быть организовано с исключением налога на добавочную прибыль либо их совместной дифференциации или интеграции.
5. Государственная политика в области природопользования не предусматривает комплексного налогового инструмента, определяющего ответственность за неиспользование попутного (нефтяного) газа. Ввод дополнительных увеличивающих налоговое бремя коэффициентов приведет к сокращению существующих экологических и финансово-экономических потерь государства, связанных с исключением из производственного процесса объемов нефтяного газа. При этом указанные коэффициенты в процессе исчисления совокупно учтут процент переработки попутного газа от общего объема и рентабельность его использования в процессе производства или реализации. Указанная мера обеспечит бережное отношение к сохранению окружающей среды и пополнение государственного бюджета при невыполнении условий.
Научная новизна проведенного диссертационного исследования в целом заключается в совершенствовании системы налогообложения природопользования путем дифференциации фискального инструментария обложения предприятий нефтегазодобывающей отрасли. Конкретными элементами приращения научного знания являются следующие:
• обоснована необходимость введения налога на дополнительную прибыль, подлежащую прогрессивному обложению и рассчитываемую исходя из разницы показателей проектной (расчетной) и нормативной (среднеотраслевой) рентабельности, что обеспечит дополнительное формирование доходной части бюджета страны и позволит относить сумму указанного налога на финансовый результат нефтедобывающего предприятия, а не на затраты конечного потребителя;
• предложена новая методика исчисления ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефти) корректирующими дифференцированными коэффициентами, учитывающими вместо двух коэффициентов - семь, в результате чего может быть реализована многофакторная модель налогообложения добычи нефти на конкретном месторождении, что позволит рационализировать процесс финансово-ресурсного обеспечения развития нефтегазодобывающей отрасли;
• обоснован авторский подход к расчету отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, заключающийся в совершенствовании порядка расчета суммы указанного отчисления, привязанного к величине налога на добычу полезных ископаемых (нефти), который создаст условия для проведения большего количества геолого-разведочных работ и реализации справедливого обложения;
• определена необходимость введения коэффициента рентабельности к налогу на добычу полезных ископаемых, привязанного к уровню повышенной доходности месторождения, который обеспечит соизмеримое обложение различных по технико-экономическим характеристикам месторождений из финансового результата деятельности, ограничит недропользователя в спекулировании на разнице между высокими доходами и низкими затратами;
• аргументировано введение дополнительных увеличивающих коэффициентов к налогу на добычу полезных ископаемых, которые позволят сократить существующие экологические и финансово-экономические потери государства, связанные с исключением из производственного процесса объемов нефтяного газа, и обеспечить бережное отношение к сохранению окружающей среды и пополнение государственного бюджета при невыполнении соответствующих условий.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в использовании ее основных разработок для следующих целей:
• применение теоретической и / или методологической базы в исследованиях, связанных с расчетом и изъятием государством дополнительного дохода от природопользования;
• в качестве необходимого материала по модернизации системы налогообложения предприятий нефтегазодобывающей отрасли;
• использование в разработке законодательных актов и нормативной документации, направленных на дифференциацию налогового инструментария системы обложения нефтегазодобычи;
• рационализация пользования природным потенциалом;
• применение в учебном процессе в рамках дисциплин «Налогообложение природопользования», «Экономическая теория», «Экономика природопользования» и др.
Апробация итогов исследования. Положения диссертационного исследования апробированы:
• на региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Юга России»;
• XXVI Международной научно-практической конференции по экономике «Конкурентоспособность российской экономики: факторы роста и императивы развития»;
• Всероссийской научно-практической конференции «Система управления современной организацией» (г. Волгоград).
В результате проведенных исследовательских работ опубликовано 11 статей общим объемом 4,1 п. л., в том числе 5 из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
Структура диссертации. Диссертационная работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Текст. исследования содержит 7 таблиц, 23 рисунка и 4 приложения. Количество использованных источников — 111 пунктов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 239 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031