Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Методология статистической оценки и анализ поведения потребителей на рынке в мегаполисе Москва. Журавлев, Геннадий Терентьевич бесплатно
10:10 PM
Скачать Методология статистической оценки и анализ поведения потребителей на рынке в мегаполисе Москва. Журавлев, Геннадий Терентьевич бесплатно
Методология статистической оценки и анализ поведения потребителей на рынке в мегаполисе Москва

Диссертация

Автор: Журавлев, Геннадий Терентьевич

Название: Методология статистической оценки и анализ поведения потребителей на рынке в мегаполисе Москва

Справка: Журавлев, Геннадий Терентьевич. Методология статистической оценки и анализ поведения потребителей на рынке в мегаполисе Москва : диссертация доктора экономических наук : 08.00.11 Москва, 2000 344 c. : 71 02-8/36-8

Объем: 344 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава 1 Поведение потребителей как предмет статистического Исследования
11 Общее понятие поведения потребителей
12 Анализ проблем покупательского спроса в макроэкономике и микроэкономике
13 Проблемы поведения покупателей и направления их маркетинговых исследований
Глава 2 Статистический анализ торгового потенциала рынка товаров в мегаполисе Москва
21 Статистические показатели производства потребительских товаров
22 Анализ потребительского рынка товаров Москвы
23 Влияние жизненного уровня на покупательную способность москвичей
Глава 3 Статистический анализ поведения покупателей на рынке продовольственных товаров в столице
31 Реальная активность покупателей на рынке продуктов
32 Статистическая характеристика мотивов покупки продовольственных товаров
33 Статистический анализ роли оптово-розничных рынков в покупке москвичами продовольственных товаров
34 Статистический анализ поведения покупателей на предприятиях общественного питания
Глава 4 Статистические методы анализа поведения потребителей на рынке непродовольственных товаров
41 Анализ результатов статистического наблюдения поведения потребителей на рынке непродовольственных товаров ij
42 Статистический анализ факторов поведения потребителей на рынке жилища в столице
43 Факторы, определяющие поведение покупателей на финансовом рынке
Глава 5 Методика измерения поведения потребителей на рынке товаров и услуг
51 Основные экономические категории потребительского рынка при исследовании поведения потребителей
52 Методологические проблемы построения статистических шкал
53 Линейная модель связи предпочтений на рынке товаров и услуг и их анализ
Глава 6 Статистические методы анализа результатов экспертного оценивания поведения потребителей на рынке товаров и услуг
61 Методы логико-математического обоснования экспертных оценок поведения потребителей на рынке
62 Методы расстановки приоритетов при выборе альтернатив стратегии торговой фирмы
63 Получение количественной экспертной оценки методами расстановки приоритетов

Введение:

Актуальность проблемы. В России формируются рыночные отношения, когда каждый производитель и потребитель сам решает, что производить и что покупать. Экономический интерес становится единственным регулятором рынка.Но, поскольку на рынке сталкиваются интересы миллионов индивидов, часть продавцов и покупателей оказывается за пределами рынка - часть продавцов не может продать товар, а часть покупателей не может купить необходимый товар.В какой-то степени реклама помогает решать эту проблему, но все-таки эта проблема сохраняет свою актуальность.В связи с этим важную роль призваны сыграть экономические, социальноэкономические и маркетинговые исследования, которые могут помочь производителям, продавцам и покупателям лучше изучить рыночную конъюнктуру. Материалы этих исследований помогают органам управления обеспечивать нормальное функционирование рыночного механизма, защищая интересы покупателей, с одной стороны, и поддерживая предпринимателей, с другой Актуальность настоящего исследования объясняется также и тем, что органы статистики все чаще вынуждены прибегать к выборочным обследованиям, т.к. сокращается число обязательных отчетных статистических показателей. Это означает, что необходимо совершенствовать методы социально-экономических и маркетинговых обследований, отрабатывать на практике эти методы.Объектом рыночных отношений становится социальная сфера жизни общества, а особенности ее изучения заключаются в том, что имеются большие трудности количественного выражения тех признаков, которые могут интересовать исследователей и потребителей экономической информации. В экономичеkской литературе, в которой освещаются вопросы спроса и предложения, авторы упоминают такие важные для покупателей термины как вкусы, предпочтения, потребности и т.п., но пока эти категории или признаки не имеют числового выражения. В диссертации предлагается метод количественного выражения качественных признаков, пока еще не имеющих единиц измерения.Москва является уникальным мегаполисом, и это обусловливает особенности формирования, функционирования и развития рыночных отношений, соответственно этому, и поведения потребителей на рынке. Изучение этих особенностей представляет ценность, как с теоретической, так и с практической точки зрения.Изучение рынка в наши дни сопряжено с большими трудностями. Прежде всего, отсутствуют капитальные труды, посвященные рынку продуктов и услуг, поскольку до последнего времени просто не было самого объекта исследования рынка. В соответствии с вышеизложенным, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: - необходимостью теоретического осмысления глобальных перемен, которые происходят в наши дни в России; - слабой изученностью формирующихся рыночных отношений в России, неразвитостью отечественной экономической теории; - необходимостью разработки и совершенствования методов маркетинговых исследований, в том числе маркетинговых опросов; - потребностями изучения особенностей поведения потребителей на рынке крупного мегаполиса, каким является Москва; - отсутствием количественного выражения целого ряда признаков, характеризующих рынок и поведение потребителей.Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной экономической науке имеются труды, в которых анализируются различ5 ные проблемы поведения потребителей на рынке продуктов и услуг. В частности, проблемы спроса и предложения исследованы в трудах по макроэкономике таких авторов как Л.И.Абалкин, Х.Зайдель, А.П.Казаков, Дж.Кейнс, В.Леонтьев, К.Маркс, К.Р.Макконнелл, Н.В.Минаева, Н.Г.Мэнкью, П.Самуэльсон, Однако здесь эти проблемы исследуются с точки зрения процветания и спада всей национальной экономики, всего народнохозяйственного комплекса. Интересы одного продавца или одного покупателя здесь не учитываются.Более подробно проблемы поведения потребителей на рынке продуктов и услуг исследуются в рамках микроэкономики, с точки зрения анатомии рыночного хозяйства. Например, в трудах таких авторов как Э.Д.Долан, Д.Э.Линдсей, В.Ф.Протас, Э.Райхлин, Ю.Б.Рубин, Д.Н.Хайман. Вклад в теорию спроса и предложения внесли Т.В.Быкова, Н.Д.Ильенкова, А.А.Рябикина и др.Большое внимание поведению покупателей и продавцов на рынке продуктов и услуг уделяется в теории маркетинга. Большой вклад в развитие теории маркетинга внесли И.К.Беляевский, Б.Берман, И.Н.Герчикова, Н.А.Кулагина и др.В последние годы за рубежом возникла специальная теория, новая дисциплина - поведение потребителей. Родоначальником этой молодой науки считается Джеймс Ф. Энжель, начавший свои исследования в начале шестидесятых годов. Появились труды и отечественных авторов, например, В.И.Ильина.Проблемы спроса и предложения и, соответственно, поведения потребителей на рынке продуктов и услуг, а также методологии статистического анализа находят должное отражение в трудах специалистов в области статистики. Это труды Г.Л.Громыко, О.Э.Башиной, Б.Б.Бреева, И.И.Елисеевой, М.Р.Ефимовой, О.П.Замосковного, Д.Ильенковой, М.В.Карманова, Г.Д.Кулагиной, М.Г.Назарова, Л.И.Нестерова, Б.Т.Рябушкина, В.М.Симчеры, А.Н.Устинова и т^ др6 Имеются специальные узконаправленные публикации, посвященные спросу и предложению, работе с покупателями и др., в частности, труды таких авторов как В.П.Тихомиров, Д.Гэммон, Г.Джоунз, Д.Д.Гибас, Р.Отт и др. Дисциплина, возникшая на стыке экономики, маркетинга и психологии, постепенно вобрала в себя большое количество методов не только из названных, но и многих других отраслей знания.Большое значение для исследования проблем поведения потребителей на рынке продуктов и услуг имеют эконометрические и математико-статистические методы. В развитие прикладной математической статистики вклад внесли В.Е.Адамов, А.Айвазян, А.М.Дубров, Г.С.Кильдишев, В.С.Мхитарян, А.А.Френкель и др.Таким образом, в отечественной и зарубежной науке достаточно внимания уделяется проблемам поведения потребителей на рынке продуктов и услуг, а также статистическим методам изучения этого сложного многопланового явления. Вместе с тем, еще имеется много нерешенных проблем в этой отрасли экономической науки. Прежде всего, многие вопросы, обстоятельно разработанные за рубежом, в отечественной литературе оказались просто не изучены, они, порой, обозначены в постановочной форме без детальной разработки и без опоры на эмпирический материал, на точные и бесспорные факты.Поведение потребителей на рынке продуктов и услуг является предметом изучения разных наук (экономики, статистики, права, психологии, социологии, демоскопии и др.), но отсутствует цельное, полное и всестороннее исследование их поведения, включая покупателей ресурсов (например, рабочей силы и др.). В отечественной науке не до конца разработаны проблемы измерения социальноэкономических переменных, характеризующих поведение потребителя, его отношение к товарам и услугам, рекламе, продавцам и др. Применение математических и математико-статистических методов, без чего нельзя говорить о науч7 ном изучении предмета, весьма затруднено не разработанностью проблем измерения.Цель исследования - разработать методологию комплексного статистического анализа поведения потребителей на рынке продуктов и услуг, обобщить материалы эмпирических исследований реального поведения потребителей и мотивации этого поведения; проанализировать проблемы измерения социальноэкономических переменных, необходимых для оценки реального поведения потребителей на рынке продуктов и услуг.Объектом исследования является рынок товаров и услуг в мегаполисе Москва.Предмет исследования - поведение потребителей на рынке товаров и услуг в мегаполисе Москва и факторы, влияющие на поведение потребителей.Эмпирическая база исследования. Работа базируется на анализе статистических данных Мосгоркомстата за 1995-1999 гг., материалов более десяти обследований рынка товаров, услуг и недвижимости в столице, проведенных докторантом и научными коллективами с участием докторанта в 1994-2000 гг. В ходе которых были опрошены более десяти тысяч москвичей, представляющих различные социальные слои.Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, статистике, эконометрике и математической статистике, материалы научных конференций по изучаемой теме. Для решения поставленных в диссертации задач были использованы ме9 тоды корреляционного и регрессионного анализа, оцифровка качественных показателей, а также табличные и графические методы представления статистических данных.На защиту выносятся следующие положения. В условиях экономического кризиса поведение потребителей носит особый характер и испытывает влияние ряда факторов, таких как падение уровня доходов населения, снижение качества жизни и, соответственно, снижение требований к качеству товаров.Поведение потребителей определяется, в первую очередь, ценами на товары и доходами потребителей, но кроме этого потребностями индивидов и способами удовлетворения этих потребностей, а также мотивами покупки того или иного товара, которые определяются, в свою очередь, личными свойствами покупателя, объективными условиями его жизни, в том числе статусом, референтной группой, этнокультурной принадлежностью.Для выявления доли влияния того или иного фактора на поведение потребителей необходимо применять математико-статистические методы и использовать пакеты прикладных программ, для чего необходимо качественные признаки выразить количественно. В диссертации предлагаются методы измерения признаков, не имеющих единиц измерения.На поведение потребителей влияет множество самых разнообразных факторов объективного и субъективного порядка, которые необходимо ранжировать, чтобы воздействовать на них в процессе управления фирмами, которые выходят на рынок. В диссертации предлагается метод агрегирования множества эмпирических данных в небольшое число обобщающих индексов, которые можно обозревать и оперировать с ними в ходе анализа поведенческих ситуаций.В диссертации обосновывается необходимость создания обобщающей науки о поведении потребителей, которая могла бы развиваться на стыке целого ряда наук: экономики, статистики, психологии, социологии, культурологии, этнографии и др. Эта наука может включать общетеоретический уровень и эмпирический уровень. Задачей второго является установление точных, бесспорных и достоверных данных, то есть, проведение исследований на этом уровне предполагает организацию статистических наблюдений, сбор, обработку и анализ первичной статистической информации. В диссертации осуществлено именно прикладное исследование. На базе эмпирических данных можно строить теоретическое здание науки о поведении потребителей.Апробация результатов исследования и их практическое использование. Основные положения диссертации были доложены на Международной научно-практический конференции «Молодежь и общество на рубеже веков» 2021 октября 1998 года в г.Москве; на Международной конференции «Современное состояние и перспективы развития экономической социологии» 11-12 ноября 1998 года в г.Москве , а также изложены в книгах, статьях и других публикациях автора; всего опубликовано более 200 научных трудов, из них по теме диссертации 75 научных работ объемом 155 п.л. Результаты диссертационного исследования используются при организации и проведении обследований; используются в учебном процессе; были представлены в виде аналитических записок в столичные органы управления.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 204 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031