Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 5 » Скачать Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии. Муга, Ольга Васильевна бесплатно
5:24 AM
Скачать Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии. Муга, Ольга Васильевна бесплатно
Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии

Диссертация

Автор: Муга, Ольга Васильевна

Название: Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии

Справка: Муга, Ольга Васильевна. Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Санкт-Петербург, 2000 138 c. : 61 01-13/1382-5

Объем: 138 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2000


Содержание:

Глава 1 Формирование геолого-геоморфологических умений при изучении школьного курса физической географии
11 Анализ геологического содержания школьного курса географии в истории отечественной общеобразовательной школы
12 Отражение характера умений геологического содержания в современных школьных программах и учебниках по физической географии
13 Организация и ход школьного констатирующего эксперимента
Выводы по главе
Глава 2 Теоретические основы формирования геолого-геоморфологических умений в реализации деятельностного компонента школьного образования
21 Психолого-педагогические условия формирования геолого-геоморфологических умений у учащихся 6-8 классов
22Методические условия формирования геолого-геоморфологических умений у учащихся 6-8 классов
Выводы по главе
Глава 3 Реализация деятельностного компонента образования в школьном курсе физической географии при изучении материала геологического содержания
31 Методические рекомендации по формированию геолого-геоморфологических умений в условиях обучающего эксперимента
32 Результаты анализа экспериментальной методики формирования геолого-геоморфологических умений у учащихся 6-8 классов
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования.На пороге XXI века развития деятельностного компонента образования выступает как стратегическое направление дидактики общеобразовательной школы. Не являются исключением в этом аспекте и основы наук о земле - школьные дисциплины, изучение которых предусмотрено государственным образовательным стандартом. Изучению основ геологии в школьном курсе физической географии традиционно придавалось большое значение в истории отечественной общеобразовательной школы (Г.Г.Астрова, В.Д.Войлошников, В.П.Голов, В.В.Добровольский, И.В.Душина, А.В.Еремин, М.И.Каденская, С.Кузнецов, В.Г.Музафаров, Б.В.Пичугин (29, 36, 37, 47, 48, 51, 52, 64,78,95,105,115,116).Добровольским В.В., Душиной И.В. и другими учеными обоснована система геолого-геоморфологических понятий и методика их формирования в школьном курсе физической географии. В тоже время, на наш взгляд, необходимым условием успешного усвоения школьниками основ геологических знаний является формирования геологогеоморфологических умений, что вытекает из особенностей геологической науки и ее методов.В тоже время, как показал анализ методической литературы и данные констатирующего эксперимента, одним из существенных недостатков в изучении основ геологии в школьном географическом курсе является несоответствие между теоретическим содержанием и практическими навыками геологического характера. В следствие этого - не умение школьников применять полученные знания на практике. До сих пор при обучении географии не разработана методика формирования геолого-геоморфологических умений. Значимость деятельностного компонента школьного образования с одной стороны и отсутствие методики развития геолого-геморфологических умений в школьном курсе физической географии с другой определили актуальность нашего исследования.Цель исследования состоит в повышении качества географических знаний учащихся за счет совершенствования методики формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии.Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.Предметом исследования является методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии.Гипотеза исследования: Процесс формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии будет эффективным, если: будет дано теоретическое обоснование методической системы формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии; будет разработана эффективная методика формирования геолого-геоморфологических умений, учитывающая специфику содержания школьного курса географии 6-8 классов, рациональный отбор методов и средств обучения, также возрастные особенности учащихся; В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования: проанализировать состояние геологического образования в школах России в историческом аспекте; выяснить состояние проблемы исследования в современных школьных программах и учебниках; уточнить состояние проблемы исследования в практике общеобразовательной школы; выявить психолого-педагогические и методические условия формирования геолого-геоморфологических умений у учащихся 6-8 классов; разработать экспериментальную методику формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии; проверить эффективность предложенной методики.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Теоретические - анализ по исследуемой проблеме на основе изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по географии с целью выявления в них объективных возможностей для реализации формирования геолого-геоморфологических умений; обобщение опыта обучения геологии в российских школах; Эмпирические - прямое и косвенное наблюдения, обобщение, анкетирование учителей и учащихся, сравнение и анализ результатов исследования; Экспериментальные - проведение констатирующего и обучающего эксперимента с целью выяснения эффективности предлагаемой методики, личное преподавание, качественный и количественный анализ проверочных работ, статистическая обработка результатов эксперимента.Методологической основой исследования явились диалектическая теория познания, идеи геологического образования, системного и комплексного подходов. Ведущими теоретическими положениями стали: теория личностно-деятельностного подхода к анализу исследуемой проблемы (А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.Ф.Талызина, В.Н.Щенев); теория формирования умений (К.К.Платонов, Е.А.Милерян, А.В.Даринский, И.С.Матрусов и др).Исследования проводились в три этапа в школах №№1,2 г.Сертолово (Ленинградской области), школах №230, 267, 249 г.СПб. и школе № 1 г.Новый Уренгой.На первом этапе (1995 - 1996 гг.) автором было изучено состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической областях науки; определены цели и задачи исследования; был проанализирован и обобщен опыт преподавания геологогеоморфологического материала на уроках географии; проведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты.На втором этапе (1997-1998 гг.) разрабатывалась система формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии, проводились поиск эффективной методики формирования геолого-геоморфологических умений, экспериментально апробировалась эффективность реализации предложенной методики в школах.На третьем этапе (1998 -1999 гг.) проводилась повторная серия экспериментов и обработка полученных результатов; оформление диссертационного исследования.Научная новизна и теоретическая значимость. Установлены новые пути совершенствования геолого-геоморфологической подготовки школьников в процессе изучения школьного курса физической географии, определено место и роль развития геологогеоморфологических умений у з^ащихся при изучении школьного курса физической географии; дана новая качественная характеристика геолого-геоморфологических умений; разработана методика формирования геолого-геоморфологических умений; выделены этапы их формирования; определены оптимальные способы и средства реализации методики формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии.Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы учителями географии, студентами естественногеографических факультетов, а также в системе повышения квалификации учителей-географов, работающих над проблемой геологического образования.Достоверность и обоснованность результатов подтверждается разнообразием методов адекватных целям и задачам исследования; многосторонним и тщательным анализом эмпирических данных практики обучения в школе; достаточной представленностью выборки исследуемых материалов (в эксперименте участвовало 466 учащихся); аргументированностью выводов и внедрением результатов в практику обучения в школе.Апробация и внедрение результатов исследования проводились в учебно-воспитательном процессе обучения географии в школах г.Сертолово - №№1,2 (Ленинградской области), г.Санкт-Петербурга (267,249, 230) и школы № 1 г.Новый Уренгой, в работе автора со студентами РГПУ им.А.И.Герцена и в публикациях. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения географии и краеведения РГПУ им.А.И.Герцена (1997 - 1999 гг.); на Международной научно-методической конференции «Краеведение и туризм: образование, воспитание, стиль жизни» (г.Херсон, 1998 г.); на Международной конференции «Геология в школе и ВУЗе» (СПб, 1999 г.); на II Международной научно-практической конференции «Образование на рубеже веков: традиции и инновации» (СПб, 1999 г.); на IV Всероссийской конференции «Географическое образование XXI века» (СПб, 1999г.); на Международной конференции «Экологическая геолоЬ гия и рациональное недропользование» (СПб, 2000г.), на III Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество» (СПб, 2000 г.).На защиту выносятся; 1. Классификация геолого-геоморфологических умений школьного курса физической географии 2. Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии; 3. Позитивные результаты экспериментального исследования и \^ теоретические положения. > ш rl I

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 180 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031