Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 10 » Скачать Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза : Начальный бесплатно
12:39 PM
Скачать Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза : Начальный бесплатно
Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза : Начальный этап

Диссертация

Автор: Ма Чуньюй

Название: Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза : Начальный этап

Справка: Ма Чуньюй. Методические ресурсы Интернета в обучении русскому языку как иностранному в условиях китайского языкового вуза : Начальный этап : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2006 173 c. : 61 06-13/2157

Объем: 173 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава I Русский язык в Китае
11 Состояние обучения русскому языку в Китае
12 Трудности при изучении русского языка студентами начального этапа в китайских языковых вузах
13 Интернет и обучение иностранным языкам в Китае
Выводы по первой главе
Глава II Интернет в системе средств обучения РКИ
21 Методические основы обучения РКИ с помощью Интернета
22 Дистанционное обучение РКИ на основе Интернета
23 Виртуальная языковая среда в Интернете
24 Преподаватель РКИ в Интернете
Выводы по второй главе
Глава III Методические приемы использования и создания ресурсов Интернета в обучении РКИ китайских студентов-филологов начального этапа
31 Русскоязычные ресурсы Интернета для приобретения аутентичной информации
32 Методика создания ресурсов Интернета по РКИ

Введение:

Ресурсы Интернета представляют собой новый источник мотивации обучения языку в условиях отсутствия языковой среды. Они стимулируют общение с носителями языка, мотивируют использование новых видов самостоятельной работы. Все это позволяет повысить эффективность обучения. Такой подход особенно актуален в услобиях преподавания русского языка в Китае.
В организации обучения РКИ в Китае существует ряд методических, лингвистических и социокультурных проблем. В связи с этими проблемами в процессе обучения РКИ в Китае наблюдаются такие явления: после полного вузовского обучения русскому языку студенты не могут общаться с носителями языка, отмечается долгий процесс "вхождения в язык" после завершения процесса обучения. На наш взгляд, эту проблему надо решать на начальном этапе обучения. Здесь, как представляется, основной путь - организация учебного процесса с использованием ресурсов Интернета.
В последние годы в методике преподавания РКИ активно ведутся исследования, проводятся эксперименты в области внедрения Интернета в обучение РКИ в России (см. работы Э.Г. Азимова, А.Н. Богомолова, Е.С. Полат, М.А. Бовтенко, Т.В. Васильевой, О.А. Великосельского и др.), а также в Китае (см. работы Чжан Цзыли, Цзян Июнь и др.). После первых работ в этой области стало очевидно, что внедрение Интернета имеет бесспорные преимущества для повышения мотивации обучения РКИ, моделирует среду общения на русском языке и способствует формированию интерактивности, самостоятельности, индивидуализации обучения.
Интернет предоставляет для изучения языка три основные сферы применения: получение информации и доступ к аутентичным материалам; организация реальной коммуникации; дистанционное обучение. Опираясь на специфику обучения китайских студентов-филологов, закончивших первый год обучения в соответствии с программой обучения РКИ в китайских языковых вузах, наше исследование рассматривает указанные три аспекта.
Основной аспект использования ресурсов Интернета представляет собой система компьютерных сетей и баз данных на русском языке, которые открывают новые возможности в преподавании и изучении РКИ, например, обеспечение преподавателей и учащихся аутентичными текстами (газетными, художественными, деловыми) в электронной записи для использования в учебном процессе; обеспечение их актуальной информацией о событиях в России, экономике, политике, культуре страны; организация специальных уроков-экскурсий с помощью Интернета (например, путешествие по Москве) и др. В данной диссертации рассматриваются базы данных, сайты и поисковые системы, которые могут быть использованы для преподавания, раскрываются перспективы их использования в преподавании РКИ в Китае.
Ресурсы Интернета в данной диссертации рассматриваются как виртуальная языковая среда, как новая сфера коммуникации для иностранных учащихся, в частности, китайских студентов начального этапа. На наш взгляд, с помощью Интернета можно создать языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранных языков на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее важная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур (см. работы Е.С. Полат). Проблема создания аутентичной среды обучения решается также путем создания трехмерного виртуального мира русского языка (см. работы О.А. Великосельского).
В данной диссертации рассматриваются также особенности обучения русскому языку в дистанционной форм;е, обосновывается использование и создание различных учебных модулей для организации такого обучения; особенности дистанционных курсов по РКИ для китайских студентов-филологов начального этапа. Отмечается, что создание дистанционного курса на основе Интернет-технологий в качестве веб-приложения к учебному комплексу русского языка для китайских студентов-филологов позволяет решить целый ряд проблем в обучении РКИ в Китае. В настоящее время важно формировать принципы и методы разработки и формы организации дистанционного курса русского языка, учитывая специфику обучения китайских студентов, в том числе студентов начального этапа. Все вышеуказанное обусловливает необходимость данного диссертационного исследования.
Актуальность исследования основа на том, что информационные технологии становятся в настоящее время одним из ведущих аспектов научной деятельности в языковых вузах. Она обусловлена
• развитием информационных технологий в системе образования;
• наличием новых требований к качеству и формам обучения РКИ;
• необходимостью разработки новых систем дистанционного обучения на основе Интернета.
Теоретической основой настоящей диссертации, посвященной научно-методической проблеме обоснования концепции эффективного использования Интернета в обучении РКИ в китайских языковых вузах, являются:
• фундаментальные работы в области обучения русскому языку как иностранному, современные концепции и теории усвоения русского языка (см. работы В.Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой, А.Н.Щукина, Е.И. Пассова, И.А.Зимней, Н.И. Формановской, А.Р. Арутюнова, и др.);
• данные информатики и педагогики, исследующей разные процессы, методы, способы обучения с помощью компьютерных систем (см. работы Э.Г. Азимова, А.Н. Богомолова, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, М.А. Бовтенко и др.).
Объектом настоящей диссертации являются материалы Интернета, данные методической и лингвистической литературы, а также различные компьютерные программные средства для создания ресурсов Интернета.
Предметом исследования являются:
• специфика и преимущества Интернета как средства обучения РКИ, реализующего различные типы информационных технологий;
• методические и лингвистические требования, принципы, лежащие в основе компьютерных систем лингводидактического характера;
• принципы отбора, создания, оценки и использования методических материалов на основе Интернета.
В работе применяются следующие методы исследований:
• аналитико-описательный, включающий анализ лингвистических, методических данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов;
• наблюдение за процессом обучения речевому общению с помощью Интернета и педагогические эксперименты;
• анализ и обобщение опыта преподавания иностранных языков и, в частности, русского языка как иностранного с помощью Интернета;
• экспертная оценка существующих дистанционных курсов по иностранным языкам.
Целью исследования является теоретическое обоснование и научно-методическая разработка целостной, оптимальной с точки зрения автора, системы параметров, лежащих в основе использования данных Интернета на уроке по развитию речи. Конкретные цели исследования формулируются следующим образом:
• описание специфики имеющихся ресурсов Интернета;
• обоснование создания и использования специальных учебных модулей для обучения РКИ китайских студентов;
• формулирование принципов, методов разработки и форм организации дистанционного курса русского языка.
Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:
• анализ состояния обучения РКИ в Китае;
• описание специфики дистанционного обучения для носителей китайского языка;
• создание учебных модулей и дистанционных курсов русского языка для использования в китайской аудитории.
Новизна исследования проявляется в том, что
• рассмотрена проблема обучения общению с помощью Интернета и описаны перспективы развития компьютерных технологий в обучении РКИ;
• проведен лингводидактический анализ различных материалов Интернета по русскому языку как иностранному, определены такие понятия, как учебный модуль, дистанционное обучение РКИ, виртуальная языковая среда и др.;
• определены типологические черты дистанционных курсов по РКИ;
• описаны разные формы организации урока русского языка на основе Интернет-технологий;
• обоснованы параметры дистанционного курса для китайских студентов-филологов.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что
• намечены основные направления повышения эффективности и мотивации учебного процесса с помощью Интернет-технологий;
• сформулированы принципы создания виртуальной языковой среды для иностранных учащихся;
• определены параметры ресурсов Интернета для обучения РКИ.
Практическая значимость работы заключается в описании возможностей использования Интернета в обучении русскому языку как иностранному, что важно при обучении РКИ китайских учащихся, а также для создания спецкурсов по современным технологиям в китайских языковых вузах.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
• использование ресурсов Интернета на уроке русского языка обеспечивает активизацию умственной и учебной деятельности студентов;
• веб-приложение к учебному комплексу русского языка для китайских студентов-филологов повышает эффективность обучения, обеспечивает организацию самостоятельной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
• современные технологии позволяют создавать и эффективно использовать ресурсы Интернета в процессе обучения РКИ китайских студентов-филологов;
• различные дистанционные курсы, учебные модули, созданные на основе компьютерных программ, значительно повышают мотивацию и эффективность обучения РКИ;
• создание дистанционных курсов позволяет формировать особую языковую среду для иностранных учащихся.
Результатами исследования являются:
• методические рекомендации преподавателям по организации и проведению урока РКИ с использованием ресурсов Интернета;
• методические разработки интерактивных модулей как основных элементов дистанционного курса и рекомендации по их применению на уроке русского языка в китайской аудитории;
• проект дистанционного курса в качестве веб-приложения к учебному комплексу русского языка для китайских студентов-филологов.
Структура: Диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 203 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30