Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 22 » Скачать Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности. Ломаско, Павел Сергеевич бесплатно
10:59 PM
Скачать Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности. Ломаско, Павел Сергеевич бесплатно
Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности

Диссертация

Автор: Ломаско, Павел Сергеевич

Название: Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности

Справка: Ломаско, Павел Сергеевич. Методическая система подготовки учителя информатики в области информационной безопасности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ломаско Павел Сергеевич; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т] - Красноярск, 2009 - Количество страниц: 189 с. ил. Красноярск, 2009 189 c. :

Объем: 189 стр.

Информация: Красноярск, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§11 Понятие информационной безопасности и ее основные составляющие на современном этапе
§12 Основные требования к подготовке учителя информатики в области информационной безопасности в условиях становления информационного общества
§13 Существующие подходы к подготовке в области информационной безопасности будущих учителей информатики
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
§21 Принципы и структура методической системы
§22 Цели, содержание и образовательные результаты
§23 Методы и формы обучения
§24 Информационная предметно-деятельностная среда
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Р АЗР АБ ОТ АННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
§31 Основные этапы эксперимента
§32 Проверка методической системы курса «Информационная безопасность»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Введение:

Актуальность исследования. Глобальные процессы информатизации современного общества и образования обусловливают существенное обострение проблем информационной безопасности. Информационные продукты становятся материальными ценностями, возрастают потребности в их защите. Информационные системы, сервисы телекоммуникационных сетей, электронные платежные структуры уже являются неотъемлемой частью жизнедеятельности современного человека. Эти вопросы находят отражение в ряде ключевых государственных документов.
Современная система высшего педагогического образования претерпевает значительные изменения. Вхождение в Болонский процесс, переход на систему бакалавриата и магистратуры требуют обоснования эффективности новых технологий и подходов в обучении, направленных на удовлетворение социального заказа.
Учителя информатики в формирующемся информационном обществе играют особую роль в вопросах национальной безопасности в информационной сфере - именно они формируют первичные навыки информационной деятельности детей, начиная от умений и этики использования «чужих» информационных ценностей и заканчивая принципами создания собственных ресурсов и программ. Компетентный учитель обязан являться эталоном субъекта безопасной информационной деятельности и при этом обращать внимание учащихся на вопросы информационной безопасности во всех аспектах: юридических, психологических, социально-исторических, педагогических, программно-технических. Ведь информация (информационные ресурсы, ценности) и окружающая ее инфраструктура — это та основа, с которой им придется работать и жить в XXI веке.
Становление научного направления «информационная безопасность и защита информации» в РФ связано с именами таких выдающихся ученых, как А.А. Грушко, В.Ю. Гайкович, В.А. Герасименко, В.И. Герасимов, Н.Н. Дмитриевский, Г.В. Емельянов, В.А. Минаев, П.Д. Зегжда, В.В. Кульба, А.Г. Мамиконов, А.П. Першин, С.П. Расторгуев, А.А. Стрельцов, Е.Е. Тимонина, JI.M. Ухлинов, Д.С. Черешкин, В.В. Шураков, А.Б. Шелков и др. Юридические аспекты информационной безопасности нашли отражение в трудах Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.Н. Лопатина, Б. П. Смагоринского, А.А. Стрельцова, Ю.А. Тихомирова, М.А. Федотова и др. Развитию теории и практики образования в области информационной безопасности посвящены исследования таких учёных, как Е.Б. Белов, М.В. Вус, Д.П. Зегжда, И.Н. Кирко, К.К. Колин, В.Б. Кравченко, В.П. Лось, А.А. Малюк, В.В. Мельников, Б.А. Погорелов, В.И. Ярочкин и др. Текущее состояние проблемы информационной безопасности с педагогической точки зрения при анализе показывает её недостаточную разработанность, поскольку различные аспекты информационной безопасности находят пока отражение большей частью в правоведении, технических и естественных науках, в политологии и социологии. В настоящее время вопрос о подготовке непрофильных специалистов (в том числе и учителей) в области информационной безопасности вызывает все больший интерес со стороны современных исследователей и методистов: В.А. Галатенко, А.П. Леонова, М.А. Перькова, В.П. Полякова, Г.В. Фролова, Г.Н. Чусавитиной и других, поскольку острота вопросов защиты информации нарастает с каждым днем.
В федеральных компонентах государственных образовательных стандартов и программ для студентов педагогических вузов по специальности «Учитель информатики» нет отдельного предмета «Информационная безопасность». Также не до конца обоснованы и сформированы требования к уровню подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности, необходимость которых становится все более очевидной и обусловливается следующими фактами: во-первых, уровень информатизации современного общества и образования непрерывно растет, автоматизация и компьютеризация жизненно важных для современного человека способов информационного обмена и сам феномен информационных ценностей обостряют необходимость их защиты; во-вторых, информационная безопасность - это важная отрасль прикладной и теоретической информатики и по логике должна занимать одно из базовых мест в предметной подготовке учителей информатики; наконец, вопросы национальной безопасности применительно к информационной сфере значительно влияют на состояние политической, экономической и оборонной безопасности России.
Актуальность исследования определяют две группы противоречий, касающихся как профессиональной подготовки учителя информатики в целом, так и аспектов информационной безопасности как её необходимой стержневой части в частности.
К первой следует отнести противоречия между:
1) необходимостью системной подготовки студентов педвузов ' в области информационной безопасности и отсутствием специальной дисциплины в системе профессиональной подготовки учителей;
2) высокими темпами изменений предметной области информационной безопасности и неадекватной скоростью их отражения в существующих разделах дисциплин предметного блока информатики и информационных технологий.
Вторая группа противоречий обусловлена:
1) необходимостью непрерывной подготовки будущих учителей информатики к деятельности в области защиты информации • и информационной безопасности (в силу ее динамичности) и дискретным, предметно-ориентированным учебным процессом в системе педагогических вузов;
2) необходимостью усиления линии развития готовности решать образовательные и исследовательские задачи в области информационной безопасности (проектно-исследовательской компетентности студентов) и отсутствием эффективных методик, обеспечивающих ее формирование в процессе предметного обучения.
Проблемой исследования является обоснование и построение такой методической системы обучения будущих учителей информатики в области информационной безопасности в педагогических вузах, которая обеспечивает непрерывную, динамичную и проектно-исследовательскую их подготовку, адекватную современным требованиям информационного общества.
Объект исследования: процесс предметной подготовки учителя информатики в педагогическом вузе.
Предмет исследования: методическая система обучения будущих учителей информатики в области информационной безопасности.
Цель исследования: обоснование и разработка методической системы обучения будущих учителей информатики в области информационной безопасности, которая обеспечивает их непрерывную и динамичную подготовку, развитие проектно-исследовательской компетентности.
Гипотеза исследования: совершенствование системы подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности, обеспечивающей непрерывное и динамичное обучение, а также развитие проектно-исследовательской компетентности в их предметной подготовке может быть достигнуто, если:
• в предметную подготовку будущих учителей информатики включить учебную дисциплину «Информационная безопасность», как базовый элемент рассматриваемой методической системы;
• сформировать информационную предметно-деятельностную среду в рамках вертикальной модели обучения по проективной стратегии; основной методикой подготовки студентов в области информационной безопасности будет являться специальная организация проектно-исследовательской деятельности с использованием сетевых технологий в информационной предметно-деятельностной среде, включающей портал по информационной безопасности.
Изложенные выше проблема, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи исследования:
1. Провести библиографическое исследование по вопросам современного состояния предметной области информационной безопасности в различных аспектах и выделить ее основные составляющие.
2. Проанализировать структуру профессиональной подготовки учителя информатики, основные нормативные документы и раскрыть сущность подхода к их подготовке в области информационной безопасности.
3. Разработать модель методической системы обучения студентов педагогических вузов курсу «Информационная безопасность».
4. Разработать методическое обеспечение подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности, включающее учебно-методический комплекс дисциплины и информационную предметно-деятельностную среду.
5. Разработать проективный портал по информационной безопасности, позволяющий реализовать методику проектно-исследовательской деятельности в методической системе курса.
6. Провести педагогический эксперимент по оценке качества методической системы курса «Информационная безопасность».
Методологической основой исследования являются: положения в области информатизации образования и профессиональной подготовки учителей информатики в педагогическом вузе (А.А. Абдукадыров, М.М. Абдуразаков, A.JI. Денисова, М.И. Жалдак, К.К. Колин, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Марусева, Д.Ш. Матрос, А.В. Могилев, Н.И. Пак, И.В. Роберт, М.В. Швецкий, Е.К. Хеннер и др.); педагогические концепции (Ю.К.
Бабанский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Могилев, Н.И. Пак, М.Н. Скаткин, Е.К. Хеннер, М.А. Чошанов, Н.М. Шахмаев); труды, определяющие различные аспекты развития образования в области информационной безопасности (Е.Б. Белов, М.В. Вус, И.Н. Кирко, К.К. Колин, В.Б. Кравченко, А.П. Леонов, В.П. Лось, А.А. Малюк, В.В. Мельников, М.А. Перьков, Б.А. Погорелов, В.П. Поляков, Г.В. Фролова, Г.Н. Чусавитина, В.И. Ярочкин и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по теме диссертации; изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание обучения информатике в школе и профессиональную подготовку учителя информатики в педагогическом вузе; обобщение и систематизация опыта учителей информатики; наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов; анкетирование, беседы с учителями, преподавателями, студентами; педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачам, последовательным проведением педагогического эксперимента, опытно-экспериментальной работой и личным участием в ней автора, использованием статистических методов обработки результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована необходимость отдельного курса «Информационная безопасность» в системе предметной подготовки учителя информатики, разработана структура методической системы обучения студентов этому курсу на основе проективной стратегии, которая обеспечивает непрерывность и динамичность их подготовки в течение всего срока обучения в вузе, обоснован и проведен отбор содержания, спроектирована информационная предметно-деятельностная среда курса на основе проективного портала «Криптолэнд» в сети Интернет, а также разработана методика проектно-исследовательской деятельности в обучении студентов этому курсу.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в обосновании проективной модели методической системы подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности;
• в обосновании способа развития проектно-исследовательской компетентности студентов с использованием сетевых средств обучения в их предметной подготовке в области информационной безопасности.
Практическая значимость исследования:
• разработанные учебно-методические материалы (учебно-методическое пособие для студентов (в электронном виде); учебно-методический комплекс дисциплины «Информационная безопасность»; тематика научно-практических, курсовых, выпускных квалификационных работ; методические рекомендации по обучению информационной безопасности студентов; электронные средства обучения для интерактивной доски по темам информационной безопасности) и сетевой портал «Криптолэнд» на http://lomasko.com могут использоваться в практике подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе, а также в системе повышения квалификации учителей информатики, дистанционном обучении, при организации в школе исследовательского направления и элективного курса «Информационная безопасность».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Направлением совершенствования системы подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности является внедрение отдельной дисциплины предметного блока «Информационная безопасность», в которой необходимо отразить следующие разделы:
• Основные подходы к обеспечению информационной безопасности;
• Информационная этика и информационное право;
Мировая и российская история защиты информации;
Криптология и защита информации;
Современные средства и технологии защиты информации.
2. Информационная предметно-деятельностная среда, построенная на основе проективной стратегии, включающая учебно-методический комплекс «Информационная безопасность» и сетевой портал, позволяет обеспечить непрерывную и динамичную подготовку студентов в области информационной безопасности, соответствующую изменяющимся требованиям информационного общества, а также реализовать методику организации проектно-исследовательской деятельности в предметном обучении.
3. Методическая система обучения студентов в области информационной безопасности, построенная по проективной модели, обеспечивает формирование предметной компетентности в области информационной безопасности, адекватной требованиям современного общества, и повышает уровень их проектно-исследовательской компетентности.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе теоретической и экспериментальной работы на базе факультетов математики, информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева и в системе интеграции «Школа - Педвуз». Теоретические положения, материалы и результаты исследования были представлены в докладах на семинарах и конференциях: Всероссийская конференция с международным участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы» (Красноярск, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009); IV Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2005, 2008); Научно-методическая конференция «Новые информационные технологии в университетском образовании» (г. Новосибирск, 2007 г.); Международная научно-практическая конференция «Педагогика, лингвистика и информационные технологии» (Елец, 2007); Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Актуальные проблемы авиации и космонавтики» (Красноярск, СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, 2007, 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в высшей и средней школе» (Нижневартовск, 2008); Международная научно-методическая конференция «Информатизация образования - 2008» (Славянск-на-Кубани, 2008); Форум молодых ученых «Эксперимент в педагогическом исследовании» в рамках Третьей межрегиональной межвузовской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам (Санкт-Петербург, 2009).
Структура диссертации определена логикой научного исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и трех приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 173 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031