Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии. Шинкаренкова, Мария Борисовна бесплатно
9:46 PM
Скачать Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии. Шинкаренкова, Мария Борисовна бесплатно
Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии

Диссертация

Автор: Шинкаренкова, Мария Борисовна

Название: Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии

Справка: Шинкаренкова, Мария Борисовна. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Екатеринбург, 2005 314 c. : 61 06-10/259

Объем: 314 стр.

Информация: Екатеринбург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I МЕТАФОРА: ОТ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КОГНИТИВНОМУ АНАЛИЗУ
11 Место метафоры в системе тропов
12 Семантические механизмы образования метафорических переносов
121 Структурно-семантический подход
122 Интеракционистская концепция метафоры
123 Теория семантического поля
13 Принцип антропометричности метафоры
14 Метафорические процессы в когнитивной парадигме
141 Структуры представления знаний: фреймы, когнитивные 36 модели
142 Когнитивный аспект метафоры
143 Концептуальная, языковая и художественная картины мира
Выводы по I главе
ГЛАВА II КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В 59 ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА ПОЭЗИИ РОМАНТИЗМА
21 Философская картина мира эстетики романтизма
22 Отличительные черты английского романтизма
23 Когнитивная метафорическая модель «человек-природа» в произведениях Вордсворта фрейм «высокодуховное существо» фрейм «части тела» фрейм «поведение» фрейм «голос» фрейм «интеллект» фрейм «чувства и состояния» фрейм «танец»
24 Когнитивная метафорическая модель «человек-природа» в произведениях Китса фрейм «части тела» фрейм «поведение» фрейм «интеллект» фрейм «голос» фрейм «чувства и состояния»
25 Фреймо-слотовый состав модели «человек-природа» в произведениях Байрона фрейм «женщина» фрейм «чувства и состояния»
26 Когнитивная метафорическая модель «природа - человек» в произведениях Вордсворта фрейм «флора» фрейм «водные стихии» фрейм «небосвод и небесные светила»
27 Когнитивная метафорическая модель «природа - человек» в произведениях Китса фрейм «флора» фрейм «времена года» фрейм «птица» ? • • фрейм «фауна» фрейм «урожай»
28 Фреймо-слотовая структура модели «природа-человек» в произведениях Байрона фрейм «флора» фрейм «птица» фрейм «водные стихии» фрейм «времена года»
29 Метафорическая модель «свет/тьма - человек» в произведениях Байрона
210 Особенности функционирования концептуальной метафоры «человек-природа» в стихотворении Вордсвотра «Gipsies» («Цыгане»)
211 Особенности функционирования концептуальной метафоры «человек-природа» в стихотворении Китса «То Autumn» («Осени»)
Выводы по II главе

Введение:

Настоящее диссертационное исследование посвящено когнитивному изучению концептуальных метафорических моделей смыслообразования и их роли в формировании языковой картины мира поэзии романтизма.
Когнитивная наука, являясь одним из важнейших направлений в истории развития науки XX века, объединила многие дисциплины, которые так или иначе связаны с изучением человеческого мозга, человеческого творчества, человеческого языка в различных формах его проявления.
Метафора - одна из древнейших форм языкового употребления. Она широко функционирует как в разговорной речи, так и в художественном тексте, является общепризнанным средством передачи заложенного в ней дополнительного смысла, создания смысловой ёмкости и многомерности, повышения поэтической образности, стилистической выразительности, эстетической концептуализации.
Метафора, как явление, в высшей степени характерное для функционирования языка в различных сферах его использования, рассматривается под разными углами зрения и с позиций различных дисциплин.
Как явление художественной речи и как определённый вид тропов, метафора изучается в поэтике, стилистике, риторике и эстетике. Как один из путей семантической эволюции языка и как способ изменения значений этот троп подлежит изучению в лексико-логическом и историко-семантическом плане. При анализе речи с позиций теории информации метафора рассматривается с точки зрения вероятности её появления в тексте. Как особый вид речевого использования метафора подвергается анализу в прагматике, а как ассоциативный механизм и объект восприятия и интерпретации речи - в психологии и в психолингвистике. 4
Многообразие подходов к этому явлению вполне закономерно, и все они правомерны в той мере, в какой помогают раскрыть свойства самой метафоры или объекта, частью которого она является. Исследование теории концептуальной метафоры и описание конкретных метафорических моделей в рамках различных дискурсов (бытового, публицистического, художественного и др.) - одно из наиболее перспективных направлений в современной когнитивной лингвистике (С. А. Андреева, А.Н. Баранов, М. Джонсон, Ф. Джонсон-Лэрд, Д.О. Добровольский, Ю.Н. Караулов, Дж. Лакофф, А.П. Чудинов и др.). Не исключено, что уже в ближайшее время встанет задача последовательной инвентаризации и детального описания метафорических моделей с учётом специфики их функционирования в различных видах дискурса.
Актуальность данной работы определяется возросшим интересом к изучению лингвистических явлений в широком антропологическом контексте с применением новейших методик исследования. Когнитивный подход в изучении концептуальных метафор представляется перспективным, в связи с тем, что он помогает вскрыть глубинные процессы тропообразования, расширяет представление о закономерностях формирования и функционирования метафоры в художественном тексте, в отражении не только авторского миропонимания, но и картины мира целой эпохи или литературного направления.
Целью настоящей работы является исследование (выявление, описание фреймов и слотов, контекстуальный анализ) основных концептов, принимающих участие в образовании метафор и рассмотрение ведущей роли когнитивных метафорических моделей «человек (как источник) - природа (как цель)» и «природа (как источник) - человек (как цель)» в поэзии романтического мировосприятия. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
• дать анализ исследования механизма метафоры в рамках различных лингвистических парадигм; 5
• уточнить сущностные характеристики метафоры с точки зрения основных положений когнитивной лингвистики;
• охарактеризовать философскую картину мира эстетики романтизма;
• выявить на основе когнитивной теории метафоры концептуальные метафорические структуры, определяющие развитие образного смысла поэзии романтического периода;
• определить основные составляющие когнитивных метафорических моделей (фреймы, слоты) английских поэтов-романтиков;
• на основе продуктивности выявленных структур, описать ведущие концептуальные метафоры, участвующие в выражении авторского представления о мире в произведениях Вордсворта, Китса и Байрона.
Рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что метафора в поэзии романтизма тесно связана с философской картиной мира романтизма вообще и представляет собой единую систему, которая состоит из отдельных метафорических моделей, лежащих в основе образного смысла конкретных стихотворных произведений английских поэтов-романтиков. Ведущими концептами философии романтизма (см. работы Гегеля, Канта, Шеллинга, Фихте) выступают в их тесном переплетении Природа и Человек. Следовательно, ведущими когнитивными моделями смыслообразования будут концептуальные метафоры «человек (как источник метафоры) - природа (как цель метафоры)» и «природа (как источник) - человек (как цель)».
Методика исследования. Методологической основой исследования является положение об обусловленности речевой деятельности понятийной системностью сознания, лежащее в основе когнитивной теории метафоры. В связи с этим в работе были использованы принципы и аналитические процедуры, характерные для современных когнитивных исследований (так называемой «сверхглубинной семантики»): метафорический анализ Дж. Лакоффа и М. Джонсона, и разработанные на его основе А.Н. Барановым и 6
Д.О. Добровольским, А.П. Чудиновым, Ю.Н. Карауловым аналитические процедуры.
Помимо этого, в работе были использованы: традиционный описательный метод линговостилистического анализа, контекстуальный анализ, моделирование, лингвокультурологическая характеристика исследуемых явлений.
Сравнительный семантико-дефиниционный анализ и определение концептуальной принадлежности лексических единиц, входящих в состав метафоры, осуществлялись с помощью одноязычных словарей The Oxford English Dictionary, 12 vol., with Supplements (1978), Longman Lexicon of Contemporary English (1986), Roget's Thesaurus of English Words and Phrases (1970), Collins-Cobuild English Language Dictionary (1990), Longman Dictionary of Contemporary English (1987), а также идеологических толковых словарей Американа (1996), Collins-Cobuild English Guide to Metaphor (1995), The Wordsworth Dictionary of Symbolism (1992).
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:
• выявляются и анализируются когнитивные метафорические модели целого поэтического направления, формирующие концептуальную систему романтической поэзии.
• рассматриваются когнитивные метафорические модели «человек — природа», «природа - человек» в отношении эстетики поэзии романтизма;
• применяется комплексная методика исследования, сочетающая в себе когнитивный анализ с элементами традиционного и структурного лингвостилистического анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что использование принципов когнитивной теории метафоры в лингвистическом исследовании поэтической речи позволяет более глубоко и по-новому рассмотреть принципы смыслоформирования в текстах, передающих эстетическую информацию, взаимосвязь поэтического текста и авторского миропонимания через призму метафоры. Результаты исследования также представляют 7 интерес для решения актуальных проблем взаимообусловленности языка и культуры, нормы и стиля, поэтической, стилистической и эстетической функций.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её материалов и теоретических обобщений в общетеоретических курсах по лингвистике и лингвистике текста, а также на спецкурсах по теории метафоры и принципам лингвостилистического анализа поэтического текста.
Материалом исследования послужили поэтические произведения английских романтиков XIX века: Китса, Вордсворта и Байрона. Выбор материала обусловлен тем, что эти три поэта наиболее ярко характеризуют современную им эпоху романтизма, что отмечается многими английскими и отечественными лингвистами и литературными критиками (Н.Я. Дьяконова, А.А. Елистратова, В.М. Жирмунский, Е.И. Клименко, W.J. Bate, W.P. Elledge, D. Perkins). Было проанализировано более 500 случаев употребления метафоры. Общий объём текстовой выработки составил 700 страниц.
Апробация материалов исследования. Содержание диссертации обсуждалось на заседаниях лингвистических кафедр Челябинского государственного университета и Южно-Уральского государственного университета.
По проблемам исследования когнитивных метафорических моделей автором были сделаны доклады на научных конференциях в Челябинском государственном университете, в Челябинском государственном педагогическом университете, в Южно-Уральском государственном университете (Челябинск 1999, 2000, 2001) и в Уральском государственном педагогическом университете (Екатеринбург, 2000, 2002).
Материалы диссертации использовались в практике преподавания теории перевода, художественного перевода и стилистики английского языка студентам Челябинского педагогического унивеоситета и Южно-Уоальского щ> ? ? (S J. X государственного университета. 8
На защиту выносятся следующие положения:
1. Лингвистическая природа поэтической метафоры состоит во взаимообусловленности структурных внутритекстовых метафорических отношений как реализации понятийной системности языка.
2. Системность метафорического смысла образной основы поэтического текста заключается в том, что между элементами текста, соотнесёнными благодаря различным механизмам выдвижения, реализуются метафорические связи, представленные в сознании воспринимающего текст системой парадигматических метафорических соответствий на понятийном уровне - базовых концептов внутри соответствующих метафорических парадигм или универсальных принципов метафоризации, организующих всю понятийную систему.
3. Поэтическая метафора формируется через ряд взаимообусловленных миниметафор - словосочетаний, смысл которых определяется на основе когнитивных механизмов смыслообразования и реализуется в пределах целого поэтического текста.
4. Анализ метафорического словоупотребления в произведениях поэтов-романтиков позволяет выделить наиболее продуктивные метафорические модели, к числу которых относятся следующие: «человек (как источник метафоры) - природа (как цель метафоры)» и «природа (как источник метафоры) - человек (как цель метафоры)».
5. В рамках концептуальной сферы Человек наиболее частотными фреймами (и составляющими их слотами) являются «части тела» (слоты голова, грудь, лицо, руки, глаза), «поведение», «чувства и состояния», «интеллект», «голос». А в рамках концептуальной сферы Природа наиболее задействованными оказываются фреймы «флора» (слот цветок), «птица», «водные стихии», «небосвод и небесные светила» (слот луна, звезда, солнце), «фауна».
Структура работы определяется целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию и приложение. 9
Во ВВЕДЕНИИ даётся обоснование выбора темы, формулируется предмет, цели, задачи, методы исследования, теоретическая значимость и практическая ценность работы.
ПЕРВАЯ ГЛАВА носит обзорно-аналитический характер: в ней раскрываются основные характеристики метафоры за счёт сопоставления метафоры с другими близкими по функциям тропами (сравнением, метаморфозой, метонимией), излагаются основные теоретические положения работ по метафоре на основе концепции значения (структурно-семантический подход, интеракционистская концепция, теория значения как семантического поля), подробно анализируется такой важный параметр метафоры как антропометричность, рассматривается концепция метафорических процессов в когнитивной парадигме. Последнему аспекту уделяется особое внимание: даётся характеристика структур представления знаний (картина мира, фреймы, когнитивные модели, художественный образ, рассматриваемый как эстетический концепт).
ВО ВТОРОЙ ГЛАВЕ даётся философско-культурологический анализ романтической картины мира в целом, и английского романтизма, в частности, выдвигаются основные концепты романтической эстетики. Далее представлен подробный анализ ведущих концептуальных метафорических структур «человек - природа», «природа - человек» в произведениях Уильяма Вордсворта, Джона Китса, Джорджа Гордона Байрона. Анализ метафорических моделей основывается на выделении и изучении фреймо-слотового состава концептуальных сфер - источников метафорических парадигм. Выделение ведущих концептуальных метафор и распределение их между понятийными областями позволяет составить концептуальную картину мира, передаваемую поэтическим текстом каждого из авторов. При этом, поэтическая картина мира Джорджа Гордона Байрона, включает наряду с когнитивной метафорической моделью «человек - пюиоода».
А. л. А Д. "
10 метафорическую модель, основными концептами которой становятся антиномии «свет» и «тьма».
В последних разделах второй главы даётся анализ функционирования метафорической модели «человек - природа» в произведении Вордсворта «Gipsies» («Цыгане») и в произведении Китса «То Autumn» («Осень»), с применением комплексной методики исследования, сочетающей в себе когнитивный анализ с элементами традиционного.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ даны обобщенные результаты исследования, проведенного по указанным направлениям, и общее представление о когнитивных основаниях метафоры в поэзии английских романтиков.
БИБЛИОГРАФИЯ содержит список использованной литературы по проблематике исследования.
В ПРИЛОЖЕНИИ представлены метафорические модели, которые являются менее выраженными в произведениях поэтов этого периода. К ним, прежде всего, относятся метафоры, где источником выступают денотативные сферы Человек и Природа, а сферой мишенью являются артефакты и абстрактные понятия, а также концептуальные метафоры, источником которых являются такие ментальные сферы как Артефакты и Финансы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 202 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031