Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации. Гараев, Алексей Ирекович бесплатно
9:28 PM
Скачать М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации. Гараев, Алексей Ирекович бесплатно
М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации

Диссертация

Автор: Гараев, Алексей Ирекович

Название: М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации

Справка: Гараев, Алексей Ирекович. М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гараев Алексей Ирекович; [Место защиты: Казан. гос. ун-т] Казань, 2008 198 c. : 61 08-10/600

Объем: 198 стр.

Информация: Казань, 2008


Содержание:

Глава
I Теоретические проблемы изучения функционирования литературных произведений и формирования литературных репутаций
II Роль читательской аудитории в процессе функционирования художественного произведения и формирования литературной репутации автора
III Функционирование художественных произведений в контексте реальности
IIII Роли автора и продавца в процессе формирования литературной репутации
Глава И Формирование литературной репутации МП Арцыбашева в эпоху Серебряного века русской культуры ILL Серебряный век русской культуры как культурно-исторический феномен Формирование контекста восприятия творчества МП Арцыбашева
IIII Особенности массовой литературы рубежа XIX-XX веков ПШ Становление литературной репутации на начальном этапе творчества писателя (1901-1907)
IIIV Роман «Санин» Формирование образа скандального писателя (19071909)
II V Создание образа «Певца смерти» Закат славы (19091917)
Глава
III Формирование репутации МП Арцыбашева в постреволюционный период (1917-2007)
III I Революция и революционеры в творчестве МП Арцыбашева
IIIII Формирование литературной репутации МП Арцыбашева в среде русской эмиграции ШШ Литературная репутация МП Арцыбашева в советской России
IIIIV Формирование литературной репутации МП Арцыбашева в постперестроечной России

Введение:

Сегодня имя М.П. Арцыбашева (1878-1927) практически незнакомо широкой публике. Но в начале XX века он входил в число наиболее известных русских писателей, а творчество его породило огромное количество как литературных, так и внелитературных споров. Как отмечает современный исследователь творчества писателя М.Н. Николаев: «За время, прошедшее с выхода первых его публикаций, в самом начале двадцатого века, и до 1917 года его творчеству было посвящено 146 книг и крупных газетно-журнальных статей, не говоря уже о бесчисленном множестве информационно-обзорных упоминаний» [Николаев: http://www.nick.pskovtel.ru/arts/decadance/person/nikolaevl .zip]. Несмотря на противоречивость оценок литературной деятельности Арцыбашева, практически все, и апологеты, и оппоненты, признавали его фигурой знаковой для своего времени, правда, знаковость эта в каждом конкретном случае приобретала специфическую эмоциональную и оценочную окраску - для одних (М. Энгельгардт, А. Ачкасов) творчество писателя являлось выражением тотального отчаяния, овладевшего сознанием молодежи; другие (А. Блок, Е. Колтоновская, Ю. Хабаров), напротив, видели в творчестве Арцыбашева оптимистичный призыв к обновлению; для носителей традиционных моральных ценностей (А. Омельченко, А. Острогорский) популярность произведений Арцыбашева была свидетельством морального разложения молодежи; для марксистской критики (Л. Троцкий, В. Боровский, В. Львов-Рогачевский) Арцыбашев был символом нравственного разложения буржуазии.В центре диссертационного исследования - история формирования литературной репутации М.П. Арцыбашева, вопросы функционирования художественного произведения на различных этапах истории литературы и связанная с этим проблема взаимосвязи беллетристики и массового сознания, литературных иерархий.Актуальность нашей работы обусловлена рядом причин.Во-первых, на современном этапе изучения русской литературы XX века большое значение приобретает реконструкция реальной картины, отражающей объективные историко-литературные закономерности. Поэтому оказываются значимы исследования, посвященные не только классикам литературы XX века, но и представителям литературы массовой, получившей интенсивное развитие именно в этом столетии. Фигура М.П. Арцыбашева и судьба его наследия в этой связи чрезвычайно показательны.Во-вторых, современное литературоведение уделяет активное внимание проблеме взаимодействия текста произведения и аудитории, специфике формирования и взаимопроникновения литературных рядов и обусловленной этим проблеме литературных иерархий и репутаций. На данном этапе развития науки о литературе признается, что история формирования литературных репутаций писателей должна рассматриваться как важнейшая часть истории литературы [Литовская, 2000: 17-19]. Свидетельством этого является появление диссертационных исследований по данной проблеме, проведение научных конференций, посвященных итогам русской литературы XX века («Статус писателя в русской литературе XX века (метрополия и диаспоры)» (Тарту, 2004); «Русская литература XX века: итоги и перспективы», «Русская литература XXXXI веков: проблемы теории и методологии изучения», МГУ, 2000, 2004, 2006 гг.).Научная новизна исследования в историко-литературном аспекте связана с недостаточной изученностью русских писателей второго ряда начала XX века, к которым и относится М.П. Арцыбашев. Его творчество стало предметом научного рассмотрения лишь в последние годы1. В аспекте формирования образа писателя в общественном сознании творчество М.П. Арцыбашева исследуется впервые. 1 Диссертационные исследования Бердышевой Л.Р. «Проблема героя в творчестве М.П. Арцыбашева: Дис. канд. филол. наук» (Москва, 2002); Малкиной О.Ю «Ф.М. Достоевский в художественном мире М.П. Арцыбашева: Дис. канд. филол. наук» (Тамбов, 2005); Суворовой И.В. «Концепция «естественного человека» в прозе М.П. Арцыбашева: Дис. канд. филол. наук» (Тюмень, 2007); уделяется внимание романам писателя и в докторской диссертации Долгенко А.Н. «Художественный мир русского декадентского романа рубежа XIX-XX веков» (Волгоград, 2005).Предметом диссертационного исследования является литературная репутация М.П. Арцыбашева, образ писателя, функционирующий в русском общественном сознании на различных этапах истории литературы XX, начиная с эпохи Серебряного века и заканчивая современностью.Сам выбор личности М.П. Арцыбашева для анализа особенностей функционирования образа писателя представляется нам закономерным, так как его творческая деятельность вбирает в себя почти все характерные черты эпохи; то, что характеризовало личности разных творцов начала XX века, соединилось в жизни и творческой деятельности одного писателя. За время своего творческого пути он сменил несколько образов (поверхностный толстовец, анархо-гедонист, пессимистичный нигилист) и амплуа (так, в эмиграции он переквалифицировался из беллетриста в публициста), что позволяет в каждом конкретном случае выявить особые факторы, влияющие на формирование той или иной репутации Арцыбашева. Кроме того, он внимательно следил за своим имиджем, что дает возможность проанализировать обратную связь между писателем и читателем и влияние общественного мнения на поведение писателя. И, наконец, Арцыбашев, не являясь писателем первого ряда, позволяет нам на своем примере увидеть колебания литературной репутации - от властителя дум современного поколения до полного забвения.Источниками исследования являются собственно художественные произведения Арцыбашева разных лет, его публицистические статьи и переписка; литературно-критические и литературоведческие статьи и исследования, посвященные творчеству Арцыбашева; газетно-журнальные статьи, произведения художественной литературы, воспоминания, фрагменты дневников и переписки современников писателя, в которых так или иначе характеризуется личность Арцыбашева, что позволяет с наибольшей полнотой раскрыть образ писателя, функционирующий в общественном сознании.Цель работы - последовательный анализ формирования и изменения литературной репутации М.П. Арцыбашева, функционирующей в русском общественном сознании, с учетом факторов, на нее влияющих. Поэтапный анализ формирования и изменения литературной репутации писателя позволит нам подробно проследить его творческую эволюцию и раскрыть проблематику его произведений в связи с социокультурным контекстом, в котором они создавались и функционировали. ^ Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) Выявление основных факторов, влияющих на формирование литературной репутации М.П. Арцыбашева на каждом конкретном историческом этапе.2) Анализ формирования литературной репутации М.П. Арцыбашева на начальном этапе творчества писателя (1901-1907 гг.).3) Выявление изменений в образе писателя в общественном сознании в связи с публикацией романа «Санин» (1907-1909 гг.).4) Реконструкция образа писателя в контексте феномена «эпидемия самоубийств» и в связи с публикацией романа «У последней черты» (1909-1912 гг.).5) Анализ функционирования образа писателя в сознании русской эмиграции и в советские годы (1917-1990 гг.).6) Формирование литературного статуса и писательской репутации М.П. Арцыбашева в современной России (1990- 2007 гг.).Теоретико-методологическую основу диссертации составляют работы, посвященные закономерностям литературного процесса и социокультурному контексту рубежа XIX-XX веков (И.А. Гурвич, Л. Долгополов, Н.М. Зоркая, И.П. Карпов, В.А. Келдыш, Э. Клюс, М. Могильнер, И. Паперно и др.), теории и истории литературной критики, проблемам массовой литературы. В работе широко привлекаются материалы междисциплинарных исследований по социологии литературы, проблемам взаимодействия текста и аудитории, литературных репутаций и иерархий (М.М. Бахтин, А.И. Белецкий, М. Берг, Г.-Г. Гадамер, СИ. Гиндин, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, СИ. Кормилов, Ю.М. Лотман, В.В. Прозоров, А.И. Рейтблат, И.Н. Розанов, Н.А. Рубакин, Л.В. Чернец, М.А. Черняк, Х.Р. Яусс и др.).В своей работе мы опираемся на определение термина «литературная репутация», данное А.И. Рейтблатом: Литературная репутация — это «представления о писателе и его творчестве, которые сложились в рамках литературной системы и свойственны значительной части ее участников (критики, литераторы, издатели, книготорговцы, педагоги, читатели). Литературная репутация в свернутом виде содержит характеристику и оценку творчества и литературно-общественного поведения писателя» [Рейтблат, 2001: 51]. Очень важна не только реакция внешних интерпретаторов творчества писателя, но и обратная связь читательских мнений и поведения писателя. По мысли Н. А. Богомолова, автор «неминуемо реагирует на критические отклики», «соотнося истинное содержание своего творчества, каким оно представляется ему, с той внешней рецепцией, которая выражается в откликах «литературной общественности»» [Богомолов, 1995: 57].Источниками формирования литературной репутации являются тексты автора (как художественные, так и не художественные, особенно автокомментарии к собственному творчеству), а также письменные и устные высказывания других лиц (комментаторов, интерпретаторов). Необходимо учитывать, что сама литературная репутация изменяется во времени.Следует отметить, что, несмотря на интерес литературоведения к проблеме формирования писательской репутации, проблема эта остается по сей день достаточно мало изученной. Во многом справедливы слова А.И. Рейтблата: «давняя книга И.Н. Розанова на эту тему так и является почти единственной работой, где автор пытается артикулировать свое понимание литературной репутации» [Рейтблат, 2001: 51]. Так, не существует единой теоретической основы, некой общей схемы, на которую можно было бы опираться при анализе процессов функционирования художественного произведения. Разные исследователи выделяют в качестве основных при формировании литературной репутации разные факторы, что связано в первую очередь с уникальностью этих процессов и ведущей ролью в каждом конкретном случае новых факторов.Подобная «теоретическая полифония» обусловила необходимость включения в работу теоретической главы, в которой мы, опираясь на существующие исследования в данной области, разрабатываем свою концепцию формирования, закрепления и изменения литературной репутации, чтобы затем на ее основе проанализировать историю формирования образа М.П. Арцыбашева.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Ведущую роль в формировании литературной репутации М.П. Арцыбашева на каждом конкретном этапе истории русской литературы играл не собственно художественный уровень его произведений, а их идеологическая составляющая, созвучность социокультурному контексту (и умение автора вовремя откликнуться на назревающий в обществе спрос).2. На начальном этапе своего творчества Арцыбашев воспринимается как продолжатель этических и эстетических традиций русской классики. Личность писателя ни у критиков, ни у читателей интереса не вызывает.3. После публикации романа «Санин» формируются два параллельно существующих в общественном сознании образа писателя: Арцыбашевсверхчеловек, сторонник свободной любви, отрицающий общественные и моральные нормы; и Арцыбашев-обыватель, пишущий о том, чего не знает, либо зарабатывая деньги на читательском интересе, либо сублимируя в произведениях нереализованные в жизни желания. Оба образа основаны на интерпретации произведений писателя.4. После публикации романа «У последней черты» в общественном сознании начинает активно формироваться образ Арцыбашева-«певца смерти», который старается поддерживать и сам писатель, на данном этапе активно включившийся в процесс формирования мифа о себе.5. Послереволюционная эмиграция Арцыбашева и активное сотрудничество с газетой «За Свободу!» во многом явились попыткой вернуть себе статус властителя дум. В среде сотрудников газеты и ее читателей формируется новый образ Арцыбашева - талантливого и пламенного публициста, непримиримого борца с большевизмом, который сам писатель всячески поддерживает. Однако в сознании русской эмиграции, не связанной с газетой «За Свободу!», Арцыбашев по-прежнему является посредственным беллетристом и воспринимается в основном негативно.6. В послереволюционной России не без влияния пропаганды в официальном общественном сознании достаточно быстро формируется новый образ писателя, который остается статичным на протяжении всего советского периода истории страны: некогда популярный беллетрист, в своих произведениях потакающий прихотям нравственно разлагающейся буржуазии, автор пропагандирующего сексуальную распущенность порнографического романа «Санин», для которого более нет места в советской жизни.7. В постперестроечной России творчество Арцыбашева вызывает интерес у литературоведов, однако широкой популярности у массового читателя его творчество не получило, что объясняется отсутствием в современной России потенциальной аудитории, готовой воспринять тексты Арцыбашева.Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в докладах на 1) Второй межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти Т.А. Геллер (Казань, 25-26 января 2005 года); 2) Международной научной конференции «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» (Москва, 31 января - 1 февраля 2005 года); 3) Третьей межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти Т.А. Геллер (Казань, 25-26 января 2006 года); 4) Пятой Республиканской научнопрактической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» (Казань, 23-25 января 2008 года); 5) Второй международной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, 5-9 мая 2008 года), а таюке использовались при проведении практических занятий по истории русской литературы конца XIX - начала XX века и истории русской литературной критики на филологическом факультете Казанского государственного университета. Основные положения диссертации освещены в девяти публикациях.Научно-практическая значимость работы. Материал исследования может быть использован при разработке курса истории русской литературы XX века (раздел «Русская литература конца XIX - начала XX века»), в вузовском и школьном преподавании истории русской литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по массовой литературе, проблемам социологии литературы.Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и библиографии. Диссертация изложена на 175 страницах, общий объем работы - 198 страниц, список литературы содержит 290 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 212 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930