Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников. Разживина, бесплатно
9:26 PM
Скачать Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников. Разживина, бесплатно

Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников

Диссертация

Автор: Разживина, Наталья Вячеславовна

Название: Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников

Справка: Разживина, Наталья Вячеславовна. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Разживина Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина] - Санкт-Петербург, 2008 - Количество страниц: 311 с. ил. Санкт-Петербург, 2008 311 c. :

Объем: 311 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2008


Содержание:

Введение
Глава I Научно-теоретические основы изучения и коррекции дисграфии у младших школьников
11 Когнитивные предпосылки успешности овладения письмом
12 Современные научные представления о нарушении письма у детей
13 Современные направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
Глава II Особенности познавательной деятельности младших школьников с дисграфией
21 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
22 Организация исследования
23 Симптоматика и механизмы дисграфии у обследованных детей
24 Состояние устной речи у обследованных детей
25 Особенности познавательной деятельности у детей с дисграфией
251 Особенности внимания у детей с дисграфией
252 Особенности зрительного гнозиса у детей с дисграфией
253 Особенности памяти у детей с дисграфией
254 Особенности мышления у детей с дисграфией
255 Соотношение нарушений познавательной деятельности, устной и письменной речи
Глава III Система логопедической работы по коррекции дисграфии с учетом особенностей познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
31 Научно-теоретические основы и направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников
32 Методика формирования высших психических процессов в процессе коррекционной работы по устранению нарушений письма
321 Формирование навыков программирования, реализации и контроля деятельности
322 Формирование внимания
323 Формирование гностических процессов
324 Формирование мнестических процессов
325 Формирование мыслительных операций
326 Коррекция нарушений речевого развития
33 Результаты проведения обучающего эксперимента

Введение:

Актуальность. Нарушение письма является распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры дисграфии, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Т.В. Ахутина [И, 13, 14], Т.П. Бессонова [314, 315], Л.Н. Ефименкова [87, 88], А.Н. Корнев [126, 127], Р.И. Лалаева [136, 137, 160], Р.Е. Левина [147, 148, 149, 150], Е.А. Логинова [158, 159], Г.Г. Мисаренко [88, 198, 199, 200], С.С. Мнухин [201], Н.А. Никашина [209, 210], Л.Г. Парамонова [215, 216], И.Н. Садовникова [246], Л.Ф. Спирова [263, 265, 266], О.А. Токарева [275, 276], М.Е. Хватцев [293], А.В. Ястребова [266, 313, 314, 315] и др.).
Однако проблема коррекции нарушений письма у младших школьников все еще остается актуальной. Это связано и с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, и с увеличением количества учащихся с нарушением письма (Л.Г. Парамонова [217]).
Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил (О.И. Азова [2, 3], Р.И. Лалаева [135], Л.Г. Парамонова [215], И.В. Прищепова [227, 278]).
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу различных анализаторов. В качестве важнейших предпосылок успешного овладения письмом выделяют высокий уровень развития устной речи, сформированиесть различных видов восприятия, высокий уровень развития внимания и памяти, способности к аналитико-синтетической деятельности, абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения (Т.В. Ахутина [11, 13, 14], А.Н. Корнев [126, 127], Р.И. Лалаева [138, 160], Е.А. Логинова [158, 159], И.Н. Садовникова [246], Л.С. Цветкова [296] и др.).
Количество исследований, направленных на исследование познавательной деятельности детей с дисграфией и дислексией, сравнительно невелико. В них отмечается, что для данной категории учащихся характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций, недостаточная сформированность высших психических функций, диспропорция в развитии отдельных психических функций. (А. Гермаковска [141], А.Н. Корнев [126, 127], Р.И. Лалаева [141], И.В. Прищепова [229], И.Н. Садовникова [246], А.Л. Сиротюк [251], А.А. Тараканова [269], А.В. Ястребова [313] и др.). Однако особенности познавательной сферы учащихся с дисграфией все еще недостаточно изучены.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Проблема исследования - каковы оптимальные пути и условия коррекции дисграфии у младших школьников с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей.
Объект исследования - процесс коррекции дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования - система методических средств развития познавательной деятельности в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
Гипотеза: Успешное овладение процессом письма основывается на сформированности как специфических, так и общефункциональных механизмов речевой деятельности, предполагает высокий уровень развития мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания. В связи с этим можно предположить, что у детей с дисграфией имеются различные по проявлению особенности развития этих познавательных процессов.
Специально организованная система логопедической работы обеспечит успешную коррекцию дисграфии при условии, если будет носить комплексный, системный и дифференцированный характер, если будет направлена на формирование не только специфических механизмов письменной речи, но и на развитие общефункциональных механизмов (мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания), а также на интеграцию этих процессов в структуре письменной речевой деятельности.
Цель исследования - научное обоснование, разработка и апробация методики коррекции дисграфии у младших школьников с учетом особенностей развития у них познавательных процессов.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа логопедической, психологической, нейропсихологической и психолингвистической литературы определить современные научно-теоретические подходы к изучению и коррекции дисграфии у младших школьников.
2. Разработать и теоретически обосновать методику констатирующего эксперимента, направленную на исследование особенностей познавательной деятельности школьников с дисграфией.
3. В процессе экспериментального исследования выявить особенности познавательной деятельности (мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания) у младших школьников с дисграфией.
4. Определить соотношение уровней сформированное™ познавательных процессов и нарушений устной и письменной речи у детей с дисграфией.
5. Разработать, теоретически обосновать и апробировать методическую систему логопедической работы по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников.
В процессе исследования были использованы следующие методы (по Б.Г.Ананьеву): организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); эмпирические (наблюдение, биографический метод, психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент); математико-статистические (t критерий Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона, угловое преобразование Фишера, кластерный анализ); интерпретационные.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• на основе специально разработанной методики проведено комплексное исследование познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма;
• получены новые данные об особенностях познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией, которые проявляются в более низком уровне сформированности познавательных процессов, в полиморфном и неоднородном характере их нарушений, в диспропорции развития различных структурно-функциональных компонентов высших психических функций;
• в зависимости от уровня сформированности мышления, восприятия, памяти, внимания и их соотношений в структуре познавательной деятельности выделено 5 групп учащихся с дисграфией;
• на основе экспериментального исследования разработана, обоснована и апробирована методическая система логопедической работы по развитию познавательной деятельности в структуре комплексной психолого-педагогической коррекции дисграфии у младших школьников;
• получены новые экспериментальные данные о потенциальных возможностях развития мышления, восприятия, памяти и внимания у детей с дисграфией в процессе целенаправленного логопедического воздействия.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность выявить специфику формирования познавательных процессов у детей с нарушением письма, углубить представления о соотношении уровней развития неречевых психических функций, устной и письменной речи в условиях дизонтогенеза, о симптоматике и механизмах дисграфии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании представлена методика диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией. Разработанная методика развития познавательной деятельности у детей с дисграфией в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует эффективности процесса коррекции нарушений письма, предупреждению дизорфографии, формированию языковой способности, оптимизации школьного обучения, положительно влияет на когнитивное развитие, на формирование личности школьников с дисграфией.
Систематическая работа по формированию и развитию познавательных процессов, проводимая на логопедических занятиях, не только повышает эффективность процесса коррекции дисграфии, но и способствует полноценному развитию устной речи, формированию у школьников языковых обобщений, предупреждению дизорфографии, и способствует более успешной школьной адаптации учащихся с дисграфией.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нарушения письма у младших школьников сопровождаются недостаточностью функционирования познавательных процессов, особенно памяти и внимания. Познавательной деятельности младших школьников с дисграфией свойственны как общие возрастные, так и специфические признаки.
2. Познавательная деятельность младших школьников с дисграфией характеризуется определенными особенностями: более низким уровнем развития мышления, восприятия, памяти, внимания, неоднородностью и вариативностью проявлений, различной структурой нарушения, диспропорцией в развитии психических процессов, а также различных структурно-функциональных компонентов психических функций. При этом особенности познавательной деятельности коррелируют со степенью выраженности дисграфии и нарушениями устной речи.
3. Специфика развития познавательной деятельности учащихся с дисграфией затрагивает все этапы познавательной деятельности, что проявляется в недостаточной целенаправленности деятельности, нарушении программирования, в неумении осуществлять контроль за ходом и результатами деятельности, эффективно использовать стимулирующую помощь.
4. Эффективность логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников значительно возрастает при целенаправленном развитии у них не только специфических, но и общефункциональных механизмов письменной речевой деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания) в процессе комплексного коррекционно-развивающего обучения.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на Всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: на Царскосельских чтениях (2001 г.), на II Международной конференции Российской ассоциации дислексии (2005 г.); результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры логопедии ЛГУ имени А.С.Пушкина, использовались при чтении лекций и проведении семинаров со студентами Воронежского государственного педагогического университета, в ходе проведения научно-методических и научно-практических семинаров для логопедов г. Воронежа (2003-2008 гг.), при проведении обучающего эксперимента на логопедических занятиях с детьми в МОУ СОШ № 74 г. Воронежа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 321 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031