Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Личность политического деятеля в современных российских газетах : 1999-2003 гг.. Агаронова, Элеонора Эдуардовна бесплатно
3:05 AM
Скачать Личность политического деятеля в современных российских газетах : 1999-2003 гг.. Агаронова, Элеонора Эдуардовна бесплатно

Личность политического деятеля в современных российских газетах : 1999-2003 гг.

Диссертация

Автор: Агаронова, Элеонора Эдуардовна

Название: Личность политического деятеля в современных российских газетах : 1999-2003 гг.

Справка: Агаронова, Элеонора Эдуардовна. Личность политического деятеля в современных российских газетах : 1999-2003 гг. : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 Москва, 2004 179 c. : 61 04-22/387

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

ГЛАВА
I ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КАК ВРЕМЯ РАСПАДА И ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В России
1 Социология массовой коммуникации как направление социологии коммуникативных систем
2 Вопросы массовой коммуникации в различных теоретических концепциях
3 Типологические изменения в современной российской печати как результат смены в стране социально-политической парадигмы
ГЛАВА
II Личность ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
1 Понятие личности в зарубежной и отечественной социологической науке
2 Наиболее влиятельные политики России постсоветского периода как предмет исследования данной диссертации
3 Признание личности политического деятеля индивидуальностью как характерная черта постсоветской действительности
§1Первые лица в государстве
§2Другие политические деятели высокого ранга
§3 Приход в российскую политику деятелей из различных социальных сфер: бизнес, культура, СМИ и тд
§4 Женщины в российской политике и проблема гендерного равноправии
4 Новые тенденции в освещении темы личности политического деятеля в современных российских газетах
§1 От анкетного трафарета к воссозданию биографии политрпса с учетом интеллектуальных, физических и психологических особенностей личности
§2Роль социальной среды и окружения в формировании личности политика
§3Самохарактеристика и оценка лидером других политических деятелей в процессе коммуникации
§4 Личность политика как объект внимания специалистов в области политической психологии и политических технологий
§5Особенности публичного поведения и речь политических деятелей
5 Личность политика в контексте особенностей оценочных доминант в языке современных газет

Введение:

Проблема отражения личности политика в российских газетах (1999-2003 гг.) непосредственно связана с глубинными социальными изменениями, которые произошли в стране в перестроечный и постперестроечный периоды.Уход с политической сцены 1ШСС, распад Советского Союза и образование ряда независимых государств, провозглашение перехода страны к рьшочной экономике, отмена цензуры, образование новых партий и движений, расслоение общества и ряд других социально значимых явлений в стране привели к резкому усилению роли политики и политических деятелей.Политика как «своеобразные процессы в государстве или организации, связанные с влиянием на содержание и въшолнение преследуемых целен, установок и их управление» порождает и политических деятелей - активных участников этих процессов.С возникновением в постсоветский период понятия частной жизни политика, а также с появлением конкуренции в политической сфере особое значение стали приобретать индивидуальные, личностные особенности деятелей. Как отмечалось политологами еще в начальный период преобразований, «политика не только наука, но и искусство. Поэтому новое политическое мьшшение оставляет место для характера, темперамента, опьгга и интеллектуального потенциала политических деятелей, для шпуиции и озарений, без которых не может быть живой жизни, а значит политики», В этой связи закономерен возрастаюпщй интерес широкой общественности и прессы не только к профессиональной деятельности 1.Большой толковый социологический словарь. Collins. Том 2.-М.,1999, с.39.2.50/50. Опыт словаря нового мыпиения.-М., 1989, с.101. политических лидеров, но и к их частной жизни.Все вьппеназванные особенности определили выбор темы данной диссертации и ее актуальность.Анализ российских газет за пять лет (1999-2003гг.) дает возможность проследить развитие темы в момент переходного периода, охватывающего смену президентов, отличительные особенности их деятельности и связанные с ней важные социально-политические явления в российском обществе.Цель работы - состоит в анализе конкретного информационного пространства (российские газеты за период с 1999 по 2003 гг.), а также в выявлении новых тенденций в отражении личности политического лидера в прессе как коммуникативной личности с определенной степенью эффективности выполнения основных социально значимых функций - функции взаимодействия и функции воздействия.' Достижение поставленной цели потребовало решения следуюпщх исследовательских задач: 1. Анализ социально-политической и коммуникативной ситуации в стране в переходный период.2. Определение теоретических подходов к исследованию процессов формирования личности политического деятеля.3. Выявление новых тенденций в определении личности политического деятеля как социального феномена, характерного для постсоветского периода и востребованного обществом.Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: 1.Рассмотрены особенности постсоветской прессы в контексте 1. Конецкая В.П. Социология коммуникации, М., 1997, стр. 174; нового формирующегося коммуникативного пространства.2.Раскрыта закономерная взаимосвязь между политизированностью российского общества и возросшей ролью политических деятелей в переходный период.3.Выявлена такая новая тенденция в освещении темы личности политического деятеля в современных российских газетах, как замена анкетного трафарета советского периода воссозданием биографии политика с учетом интеллектуальных, физических и психологических особенностей личности.4.Сделаны выводы о появлении в процессе массовой коммуникации самохарактеристики политика и оценки им других политических деятелей; 5.Проанализирован концепт личности политика в контексте особенностей оценочных доминант в языке современных газет.Материалом для исследования послужили российские газеты разной направленности указанного периода, подробный перечень которых приводится в Приложении № 1 к данной диссертации.ЬСниги ведуш^к политиков страны, журнальные статьи о политических лидерах были использованы как определенного рода фон для более точного выявления акцентов при общей характеристике поставленных проблем.Основной метод исследования в работе - контент-анализ как способ определения частоты появления в газетах статей определенной темы, а также как «методика выявления частоты появления в тексте определенных характеристик, которые позволяют делать некоторые вьшоды относительно намерений создателя этого текста или возможных реакций адресата»* Основной единицей анализа является газетная публикация (статья.1. Федотова Л.Н. Анализ содфжання - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М., 2001, сгр.5; отрьгеок из книги политического деятеля, интервью, отдельное высказывание и т.п.).Исследуется также частота публикаций на данную тему, касающаяся различных категорий политических деятелей. При анализе газетных текстов мы исходим из того, что больше преимуществ имеет качественный, а не количественный анализ.Привлечение для данного исследования ведупщх газет страны различной социально-политической натфавленности, отражающих важнейшие преобразования в жизни российского социума, выявление новых тенденций в освещении темы, еще недостаточно разработанной в отечественной социологической науке, выдвинутые в диссертации теоретические положения и вьшоды, касающиеся освещения темы полрггического лидера современной российской прессой, дополняют и развивают теоретико-методологические аспекты социологии коммушпсации и социологии средств массовой информации определяют теоретическую и практическую значимость работы.Практическая ценность исследования заключается в том, что отмеченные в исследовании новые тенденции, вьшоды и материалы могут быть использованы для разработки курсов и спецкурсов по теории коммуникации, имиджелогии, изучению СМИ постсоветской России, языку современных газет, психологии личности.Диссертация содержит Введение, две главы. Заключение, список использованной в работе литературы и 2 Приложения, включающие 17 таблиц.Некоторые из включенных в Приложения таблиц составлены нами в результате проведенного анализа, другие взяты из различных газет и Интернета.В I главе - ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД КАК ВРЕМЯ РАСПАДА И ТРАНСФОРМАЦИИ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В России - дается краткий обзор основных теоретических концепций зарубежных ученых о СМИ как каналах коммуникации. Коренные преобразования в социально-политической сфере - переход страны от тоталитарной системы к демократии и рьшочной экономике рассматриваются как основа для изменений, происшедших в различных областях российской жизни и, в частности, в современной печати.Смена социально-политической парадигмы в стране, возникновение многосубъектности, многопартийности и коммерциализация СМИ породила типологические изменения в современной печати. Печать разделилась на качественную и массовую, на государственную и коммерческую, официозную и независимую, правящую и оппозиционную, политизированную и деполитизрфованную, легитимную и нелегитимную, национальную и выходящую за пределами Российской Федерации.Во П главе - ЛИЧНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ в СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ РАЗЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ - понятие личности рассматривается сквозь призму различных взглядов на проблему в трудах зарубежных и отечественных ученых-социологов.В главе дается также краткий обзор работ по отечественной имиджелогии.Понятие коммуникативной личности опирается на определения в различных науках: философской, социологической, психологической и лингвистической («язьпсовая личность»)' . С учетом исследований этих дисциплин понятие личность можно раскрыть как «целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных ндивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяюпщх его индивидуальность» . С понятием личности тесно связаны такие понятия, как лидер, индивидуальность, которые важны для темы нашего исследования о личности политического деятеля.1.КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987 г.2.Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, стр. 164; Способности, качества и поведение определяют политика, выступающего в роли группового лидера. Лидерство может присваиваться индивидууму на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции или занимаемой им позиции. Таким образом, лидер, относящийся к меньшинству индивидуум, влияние которого в группах или организациях направлено на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели.' Понятие индивидуальность выражает уникальное своеобразие человека, отражает трансформирование общественного бытия в форму самореализации человека, самоактуализации личности.Особо подчеркивается роль политических деятелей в постсоветский период, когда произошла персонификация личности политика, и появилась возможность иметь свою позицию и вьфажать свое мнение.Проблема признания личности политического деятеля индивидуальностью как характерная черта постсоветской действительности рассматривается на щ)имере первых лиц государства и других политиков высокого ранга.В главе показан отраженный в прессе процесс расширения и роста политической элиты за счет прихода в политюд^ деятелей из различных социальных сфер: бизнеса, культур1Л, СМИ и т.д. " Малочисленность женвщн в российской политике рассматривается в контексте общей проблемы тендерного равноправия, т.е. правового статуса жешцин и мужчин.Центральное место в главе занимает выявление новых тенденций в освещении темы личности политического деятеля в современных российских газетах.Новизну подхода к биографии политика можно определить как переход от типовой анкеты советского времени к воссозданию личности с 1.СоШп$.Большой социологический словарь. Т.1, М., 1999, стр. 372; 2.СОЦИОЛОГИЯ. Энциклопедия. Минск, 2003, стр. 362; учетом интеллектуальных, физических и психологических особенностей.Последнее представляет особый интерес в связи с общей проблемой социальной психологии личности, предполагающей анализ ее коммуникативных качеств, проблемы социализации, формирование и смену социальных установок. Именно поэтому в данной работе уделяется значительное место обзору социально-психологических концепций.Все чаще в современных публикациях уделяется внимание частной жизни политика: его семье, окружению и социальной, культурной среде, сформировавшей личность политика.Во П главе рассматривается и такое новое для современной прессы явление, как самохаратеристика политического деятеля на страницах печати. Будучи средством представления себя обществу в определенных параметрах, самохарактеристика политического деятеля тем самым активно участвует в коммуникативном процессе.Повьппенное внимание современной прессы к личной жизни политиков, снятие запрета на описание подчас интимных подробностей, приводит к появлению комментариев не только политпсихологов и специалистов по политтехнологиям, но и парапсихологов, различных «предсказателей» и т.д., что в большей степени относится к массовой, коммерческой печати.Значительное количество газетных публикаций посвящено темам публичного поведения политиков и анализу их речи.В проблемных статьях, аналитических обзорах и материалах о дореволюционной России, советского и постсоветского периодов первые лица государства рассматриваются и оцениваются на широком историческом фоне. Сравнения лидеров государства (от В. И. Ленина до В. В. Путина) часто приобретают графическую форму: «Метаисторическая загогулина в мифообразах вождей» («НГ».11.01.2001г.).Эмоционально-психологическим дополнением к публикациям о политиках являются фотоматериалы и рисунки художников, помещаемые в газетах.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 190 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930