Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 21 » Скачать КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ бесплатно
4:24 PM
Скачать КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Криминалистика
Тема: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Страниц: 118  
Формат: doc  

Содержание

Введение ...................................................................................................... 3

1. Понятие, классификация и причины дорожно-транспортных происшествий

1.1. Понятие и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий ……………………………………………

9

1.2. Классификация и механизм дорожно-транспортных происшествий …………………………………………………………….

1.3. Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их устранению ……………………………………………………………….

18

26

2. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия и возбуждение уголовного дела по факту ДТП

2.1. Порядок возбуждения уголовного дела по факту ДТП ………….. 33

2.2. Вопросы организации осмотра места дорожно-транспортного происшествия ……………………………………………………………..

2.3. Проведение осмотра места ДТП, классификация следов на месте происшествия ……………………………………………………………..

37

44

3. Автотехническая судебная экспертиза в расследовании дорожно-транспортных происшествий

3.1. Понятие автотехнической экспертизы, ее предмет, объект, цели и значение …………………………………………………………………..

61

3.2. Классификация автотехнических экспертиз и вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой …………………………...

69

3.3. Исходные данные, предоставляемые эксперту для производства автотехнической экспертизы ……………………………………………

76

Заключение ………………………………………………………………. 86

Библиографический список …………………………………………….. 91

Приложения ……………………………………………………………… 98

Введение

В сознании большинства граждан понятие безопасности в основном ассоциируется с защитой от терактов, уличных хулиганов и других преступников. Однако, когда в ноябре 2005 года президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании президиума Государственного совета озвучил цифры людских потерь от дорожно-транспортных происшествий - каждый год в стране погибает около 35 тысяч человек и 250 тысяч получают увечья - это стало настоящим шоком.

Проблема сохранения жизни людей на дорогах волнует сегодня все мировое сообщество. Однако, ситуация на дорогах России гораздо хуже, чем в других странах. Показатели аварийности и смертности в результате ДТП у нас одни из самых высоких в Европе. Так, по итогам 2005 года Россия заняла 4 место в мире, после Китая, Индии и США, по количеству погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий Россия теряет 369 миллиардов рублей, или около 2,2% ВВП. Президент России назвал происходящее на дорогах "угрозой национальной безопасности, так как гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для будущего страны". Несмотря на некоторое снижение числа ДТП за последние два года человеческие потери от дорожно-транспортных происшествий стоят на одном уровне с числом жертв от совершения умышленных тяжких и особо тяжких преступлений. Так, за 2008 год в Российской Федерации произошло 218322 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 29936 человек, а 270883 человека получили ранения. В тоже время, по данным МВД РФ, за 2008 год в стране совершено 20056 убийств и покушений на убийство, а также зарегистрировано 92383 случая умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью.

Несмотря на столь высокий уровень аварийности на дорогах России состояние раскрываемости преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, остается в стране на очень низком уровне. Так, анализ следственной практики по Челябинской области показывает, что высокое качество расследования уголовных дел данной категории характерно лишь для специализированного следственного отдела по ДТП ГСУ при ГУВД Челябинской области (расследующего уголовные дела по фактам ДТП, совершенных в г. Челябинске и в г. Магнитогорске), которым направлено в суд 69,9% от всех расследованных дел. Однако, данным подразделением расследовано всего треть от общего числа уголовных дел по фактам ДТП в Челябинской области. Расследование остальных уголовных дел данной категории, производимое в района области, где нет специализированных подразделений, имеет значительно более низкое, а порой и неудовлетворительное качество. Так, за 2005 год в Еманжелинске и Еткуле возвращено на дополнительное расследование 40% от всех дел, направленных в суд, в Сосновском районе - 30,8%, Сатке - 28,6%.

Неудовлетворительное качество расследования дорожно-транспортных происшествий связано с повышенной сложностью уголовных дел, поскольку наряду с уголовным и процессуальным законодательством, умением правильно проводить следственные действия, помнить общие положения методики расследования, следователь должен уметь хорошо ориентироваться в типах и марках автотранспортных средств, знать Правила дорожного движения Российской Федерации, иметь хотя бы общее представление об устройстве транспортных средств, о действиях водителя при управлении транспортным средством (начале движения, езде по скользкой дороге, торможении и т.д.), о динамике (механизме) того или иного дорожно-транспортного происшествия.

В то же время практика свидетельствует о том, что дознаватели ГИБДД, следователи, работники прокуратуры и судьи не всегда обладают такими знаниями, слабо владеют методикой проведения осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допросов участников ДТП. Результаты следственных действий порой не содержат необходимой информации о событии происшествия. При изучении уголовных дел данной категории отмечается, что отдельные следователи не умеют правильно фиксировать обнаруженные в ходе осмотра места ДТП следы и другие объекты, недостаточно широко применяют научно-технические средства, не используют в полной мере возможности экспертных учреждений, допускают ошибки в сборе и подготовке материалов для назначения экспертиз. Отмеченные недостатки в расследовании ДТП приводят к принятию необоснованных процессуальных решений, возвращению уголовных дел для производства дополнительного расследования, продлению процессуальных сроков следствия, нарушению законности, ущемлению прав и интересов граждан.

Для устранения указанных недостатков необходима организация дополнительной подготовки работников правоохранительных органов по вопросам, касающимся расследования дорожно-транспортных происшествий. Однако, на сегодняшний день, как в гражданских, так и в специализированных ВУЗах системы МВД, готовящих будущих юристов, отсутствуют спецкурсы по расследованию дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, в распоряжении работников правоохранительных органов нет квалифицированной специальной литературы, касающейся расследования уголовных дел по фактам ДТП. В имеющейся на сегодняшний день учебной литературе по расследованию дорожно-транспортных происшествий практически не затрагиваются криминалистические аспекты расследования дорожно-транспортных происшествий, а именно:

- почти отсутствует описание механизма дорожно-транспортного происшествия;

- мало освещены вопросы поиска, анализа, вида и описания следов ДТП при проведении осмотра места происшествия. Особенно это касается следов колес транспортных средств, по характеру которых можно определить действия водителя и механизм происшествия;

- практически не изложены вопросы, касающиеся возможностей автотехнической экспертизы, как основного технического доказательства о виновности участников ДТП, нет описания исходных данных, необходимых для проведения автотехнической экспертизы;

- не описаны методики проведения следственных экспериментов, как средства получения доказательственной информации при расследовании данной категории уголовных дел.

В свете вышеизложенного исследование системы научных знаний о криминалистических аспектах расследования дорожно-транспортных происшествий и выработка рекомендаций по совершенствованию расследования данной категории уголовных дел представляется весьма актуальной как для науки криминалистики, так и для практики правоохранительных органов России.

Изучению вопросов выбранной темы дипломного проекта посвящены труды таких авторов, как: В.К. Глистин, С.А. Евтюков, Б.Л. Зотов, В.А. Иларионов, В.Е. Капитонов, И.Н. Кожевников, И.К. Коршаков, И.Х. Максутов, И.Г. Маландин, В.И. Мамай, В.В. Мозяков, А.П. Онучин, Н.А. Селиванов, Ю.Б. Суворов, В.А. Федоров, Ю.И. Шапоров и других.

Подавляющее большинство из указанных исследований были выполнены в ХХ веке, а их результаты базировались на законодательстве, правоприменительной практике и уровне научно-технических средств 60-х - 90-х годов прошлого столетия.

Объектом данной дипломной работы является анализ криминалистических аспектов расследования дорожно-транспортных происшествий, как необходимых факторов для квалифицированного расследования данной категории уголовных дел.

Предметом работы является определение криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий, установление закономерностей образования и выявления следов ДТП при проведении осмотра места происшествия, а также анализ возможностей автотехнической экспертизы и требований, предъявляемых к исходным данным, необходимым для ее производства.

Цель данной работы состоит в выработке на основе анализа существующей теории и практики научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование расследования дорожно-транспортных происшествий, увеличения применения современных научно-технических средств и возможностей экспертных учреждений при проведении расследования.

Достижение указанной цели реализовывалось посредством решения следующих задач:

- определение понятия дорожно-транспортного происшествия и криминалистической характеристики ДТП;

- исследование механизма ДТП, как ведущего элементом в криминалистической характеристике данного вида преступлений;

- изучение причин дорожно-транспортных происшествий и мер по их предупреждению;

- определение порядка возбуждения уголовных дел по фактам ДТП;

- исследование тактики проведения осмотра мест дорожно-транспортных происшествий, а также вопросов, касающихся поиска, анализа и описания следов ДТП в ходе осмотра места происшествия;

- определение роли и значимости судебной автотехнической экспертизы в расследовании и раскрытии преступлений по фактам ДТП;

- определение круга вопросов, разрешаемых автотехнической экспертизой;

- выявление типовых методических ошибок при назначении автотехнической экспертизы;

- разработка рекомендаций по сбору исходных данных для автотехнической экспертизы с целью повышения результативности и эффективности данного вида экспертных исследований.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, образованных в соответствии с решением перечисленных выше задач, заключения, шести приложений и библиографического списка используемой литературы.

При подготовке дипломной работы ее автором также был проведен анализ уголовных дел, расследуемых по фактам ДТП в Челябинской области, а также использовался личный многолетний опыт работы автора в должности эксперта отдела автотехнических и транспортно-трасологических экспертиз экспертно-криминалистического центра ГУВД по Челябинской области.

Таким образом, поскольку актуальность выбранной темы дипломной работы не вызывает сомнений, думается, что данная работа будет представлять большой интерес для юристов, занимающихся расследованием дел по фактам дорожно-транспортных происшествий.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями) URL:http://www.consultant.ru/.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) URL:http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) URL:http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) URL:http://www. consultant.ru/.

5. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 "Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий" (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru.

6. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 и введенными в действие с 1 июля 1994 года (с изменениями и дополнениями) URL:http://www.consultant.ru/.

7. Приказ Министерства юстиции РФ от 20.12.2002 года № 347 "Об утверждении инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации" URL:http://www.consultant.ru/.

8. Приказ Министерства юстиции РФ от 14.05.2003 года № 114 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" URL:http://www. consultant.ru/.

9. Приказ МВД РФ от 29.06.2005 года № 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации" URL:http://www.consultant.ru/.

10. Приказ МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 "Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений". URL: http://www.consultant.ru.

11. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru.

12. Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации. Утверждены Федеральной дорожной службой РФ 29 мая 1998 года. URL: http://www.consultant.ru.

13. Указание Прокуратуры Челябинской области и ГУВД Челябинской области от 6 сентября 2004 года № 39/5 "О порядке рассмотрения материалов о дорожно-транспортных происшествиях".

14. Афанасьев М.Б., Клинковштейн Г.И. Водителю о правилах и безопасности дорожного движения. - М.: Транспорт, 1989. - 239 с.

15. Байэтт Р., Уоттс Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Пер. с англ. - М.: Транспорт, 1983. - 288 с.

16. Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. - М.: Высш. шк. МВД СССР, 1975. - 137 с.

17. Глистин В.К., Боровский Б.Е. Автотранспортные преступления (квалификация и методика расследования). Учебное пособие для следователей. - Ленинград, 1969. - 134 с.

18. Евсюков В.В. Обзор практики расследования уголовных дел о дорожно-транспортных происшествиях за 2005 год // Вестник Главного Следственного Управления при ГУВД Челябинской области. - 2006. - № 1.

19. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Справочник. - СПб.: Издательство ДНК, 2006. - 536 с.

20. Ежегодно в результате ДТП Россия теряет 369 миллиардов рублей // Урал-пресс-информ. - 2005. - 28 сентября. URL: http://www.uralpress.ru/ fin/news.

21. Ермаков Ф. Судебная автотехническая экспертиза // Российская юстиция. - 1996. - № 12.

22. Жарский В.Е. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Лекция. - М., 1968. - 39 с.

23. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. - М.: "Юридическая литература", 1989. - 224 с.

24. Зонов Ю.Б., Емышев В.С. Инструментальные способы сбора информации о динамике автомобиля при ДТП / Специальная техника. Сборник научных трудов. - М.: ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД России, 2003. - 162 с.

25. Зонов Ю.Б., Емышев В.С. Применение фотограмметрических комплексов на местах ДТП. Методическое пособие. - М.: ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД России, 2003. - 60 с.

26. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М., 1972. - 192 с.

27. Зуев Е.И., Капитонов В.Е. Трасологические исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. - 85 с.

28. Измеритель эффективности тормозных систем автомобилей "Эффект-02". Руководство по эксплуатации. - 40 с.

29. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1989. - 255 с.

30. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 748 с.

31. Карацев К.М. Борьба с автотранспортными происшествиями. - М., 1968. - 134 с.

32. Козаченко И.Я., Ишутин Е.А. Причинная связь в автотранспортных преступлениях в призме экспертных оценок. Тюмень: Высш. шк. МВД РСФСР, 1991. - 77 с.

33. Коршаков И.К., Духовской А.Ю. Правовая охрана безопасности дорожного движения. - М.: МАДИ, 1992. - 119 с.

34. Криминалистика / Под ред. проф. В.А. Образцова. - М.: Юрист, 1995. - 592 с.

35. Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. А.Г. Филиппова и проф. А.Ф. Волынского. - М.: Издательство "Спарк", 1998. - 543 с.

36. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - М.: Юристъ, 2005. - 781 с.

37. Криминалистическая экспертиза. Вып. 1. Трасологическая экспертиза / Под ред. проф. Б.П. Смагоринского. - Волгоград: Волгоградский юридический институт, 1996. - 306 с.

38. Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России: Монография. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2001. - 411 с.

39. Максутов И.Х. Расследование преступных нарушений Правил безопасности дорожного движения. - Л., 1976. - 102 с.

40. Маландин И.Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте в СССР. Дис. … д-ра юрид. наук. 1965. - 243 с.

41. Мамай В.И. Дорожно-транспортные происшествия: вопросы ответственности и доказывания. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 128 с.

42. Мамай В.И. Дорожно-транспортные происшествия: справочник автомобилиста. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 192 с.

43. Михайлов В.А., Дубягин Ю.П. Назначение и производство судебной экспертизы в стадии предварительного расследования: Учебное пособие. - Волгоград: Высш. шк. МВД РФ, 1991. - 260 с.

44. Наша цель - сохранение жизни людей на дорогах / составлено ГДОБДД МВД РФ // Щит и меч. - 2006. - 26 января.

45. Овруцкий И.Я., Ямакова Э.Д. Судебная экспертиза в расследовании и предупреждении преступлений (автотехническая и почерковедческая). Учебное пособие. - Душанбе: 1975. - 104 с.

46. Овчинников О.В. Расследование преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. - 124 с.

47. Онучин А.П. Обстановка места автодорожного происшествия как предмет криминалистического исследования. - Свердловск, 1983. - 140 с.

48. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987. - 184 с.

49. Онучин А.П. Структура и криминалистическая характеристика происшествий при управлении техникой. - Свердловск, 1978. - 157 с.

50. Отчет об аварийности в Российской Федерации за 2008 год. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России. URL: http://www.gibdd.ru.

51. Применение специальных технических познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий: пособие для следователей, судей, экспертов-автотехников. Под ред. Ю.И. Шапорова. - М.: 1989. - 74 с.

52. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. - М.: "Экзамен", 2003. - 464 с.

53. Расследование преступлений. Руководство для следователей / Под ред. И.Н. Кожевникова. - М.: Издательство "Спарк", 1997. - 376 с.

54. Решетников Б.М. Дифференцированные признаки следов шин автотранспортных средств // Экспресс-бюллетень ЭКЦ МВД РФ. - М., 2004. - № 6.

55. Руководство для следователей: учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 909 с.

56. Селиванов Н.А. Расследование дорожно-транспортных происшествий: справочно-методическое пособие. - М.: Лига Разум, 1998. - 448 с.

57. Смирнова С.А. Судебная экспертиза на рубеже XXI века. - СПб.: Питер, 2004. - 875 с.

58. Состояние преступности в Российской Федерации за 2008 год. Сайт МВД РФ. URL: http://www.mvd.ru.

59. Статистика ДТП. Электронный портал статистических данных. URL: http://statistika.ru.

60. Стешиц В.К., Янушко В.И. Расследование и предупреждение дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. - Минск: МВШ МВД СССР, 1987. - 56 с.

61. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. - М.: Экзамен, 2003. - 208 с.

62. Судебная автотехническая экспертиза: пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей / Под ред. В.А. Иларионова. Часть 1. М.: ВНИИСЭ, 1980. - 163 с.

63. Судебная автотехническая экспертиза: пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей / Под ред. В.А. Иларионова. Часть 2. М.: ВНИИСЭ, 1980. - 179 с.

64. Талицкий И.И., Чугув В.Л. Безопасность движения на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1988. - 158 с.

65. Эксперименты по определению видимости при исследовании ДТП, совершенных в темное время суток (методические рекомендации). Под ред. Э.П. Леневской. - Минск: НИИСЭ, 1987. - 30 с.

66. Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные преступления: сущность, квалификация, расследование. - Тюмень: Издательство "Вектор Бук", 2001. - 116 с.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 493 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30