Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 14 » Скачать Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы детей с ДЦП бесплатно
8:47 PM
Скачать Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы детей с ДЦП бесплатно
Тип: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
Тема: Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы детей с ДЦП
Страниц: 97  
Формат: doc  

Содержание

Глава I. Анализ литературных источников по проблеме исследования: 1

I.1. Особенности развития речи у детей с ЦП 1

I.2. Основы организации логопедической работы с детьми с ДЦП 7

I.3. Содержание логопедической работы при взаимодействии логопеда, воспитателя и психолога в коррекции речевых нарушений дошкольников c ЦП 13

1.4. Деятельность специалистов образовательного учреждения, направленная на развитие речи и коррекцию речевых нарушений у детей с ЦП 15

Список литературы 22

Глава II. Организация и методика экспериментальной части исследования 2

2.1. Организация и участники констатирующего эксперимента 2

2.2.Методика констатирующего эксперимента при взаимодействии и организации специалистов в процессе развития речи 6

2.3. Анализ результатов исследования 17

При выполнении заданий, выявляющих состояние слухоречевой памяти, эти дети направляли свои усилия на воспроизведение количества звуков (звукоподражаний). Последовательность звучания ими не сохранялась. Введение обучающих приемов с использованием зрительных опор на первом этапе, уменьшение количества предъявляемых звучаний, использование сопровождающих инструкций при многократном предъявлении задания способствовало увеличению количества правильных ответов у 9 детей. Дети демонстрировали неустойчивое различение звуков, слов-паронимов. 29

Совместное занятие логопеда и воспитателя - игра "Новогодняя сказка о звуках". 46

Путешествие в лесную школу "Звук Зь и буква З" 49

Учитель-логопед 54

Педагог-психолог 55

Воспитатель 55

Инструктор по ЛФК 55

Педагоги дополнительного образования 55

Заключение 59

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы детей с ДЦП 1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3. Целенаправленная активизация отработанной лексики. 4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. 5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. 6. Формирование связной речи. 7. Закрепление навыков чтения и письма. Основные направления коррекционной работы воспитателя 1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз. 2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день. 3. Коррегирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна. 4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой: а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе; г) повторение лексико-грамматических упражнений; д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. 5. Фронтальные занятая по программе ДОУ (и в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе детей с ДЦП является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия. 6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Лигвистический материал для речевой зоны. 1. Зеркала; 2. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам; 3. Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам; 4. Сюжетные картинки для работы над фразой; 5. Игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания; 6. Пособия для совершенствования ручного праксиса; 7. Пособия для развития зрительной памяти; 8. Пособия для развития фонематического слуха; 70

Введение

Первоначально церебральный паралич рассматривался как заболевание опорно-двигательного аппарата, и его лечением занимались ортопеды. Направляя свои усилия на коррекцию двигательного дефекта, они занимались разработкой хирургических методов ортопедической коррекции. Исследования невропатологов и психиатров, направленные на изучение расстройств церебрального происхождения, существенно изменили взгляд на церебральный паралич, который стали относить к дизонтогениям - отклонениям внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этот термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений пренатального, натального онтогенеза.

Недоразвитие или поражение мозга на разных стадиях пренатального онтогенеза, по утверждению специалистов, могут активно развиваться и в пост-натальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости [2] и выражаться в виде вялотекущего энцефалита и других заболеваний [10, 12, 16].

В литературе приводится более 20 классификаций детского церебрального паралича в зависимости от характера мышечного тонуса, распространенности двигательных нарушений, степени тяжести, функциональных возможностей, сочетанных неврологических расстройств, этиологии и т.д. Громоздкость подобных классификаций затрудняла их использование на практике. В течение многих лет в нашей стране использовалась классификация, основанная на топографическом принципе, выделялись тетрапарез, ге-мипарез, парапарез, монопарез, трипарез. При этом не учитывался характер двигательных нарушений, не указывались речевые и психические расстройства. В настоящее время специалисты пользуются классификацией К.А. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, гемиплегическая форма [29]. Разрабатывая методические рекомендации по этапному лечению детей с детским церебральным параличом, К.А. Семенова выделяет стадии заболевания в соответствии с его этиопатогенезом: раннюю, раннюю резидуальную, позднюю резидуальную, хронически резидуальную и конечную резидуальную. Главный признак, который, по мнению автора, позволяет различать патогенез каждой стадии, заключается в определении степеней возможности развития компенсаторных механизмов, процессе их формирования. На ранней и начальной хронически-резидуальной стадиях ведущим является синдром двигательных нарушений. На поздней резидуальнои стадии отмечается относительная стабилизация патологического двигательного стереотипа [29].

В клинике детского церебрального паралича важное место занимают разнообразные речевые расстройства. В качестве одного из ведущих симптомов псевдобульбарного паралича специалисты [9, 5, 10, 18, 21и др.] выделяют дизартрию или анартрию. Определяя эту сложную речевую патологию, Е.Н. Винарская выделяет признаки родовой общности всех видов дизартрии. Она рассматривает дизартрию как расстройства различных двигательных фонов речевого акта. Отмечается дефектность прежде всего произносительной стороны речи: полные и обязательно частичные замены звуков, диспросодия, диспневмия. Автор выделяет наличие вторичных системных последствий первичного очагового поражения мозга, таких как сенсорная недостаточность, задержка или нарушение интеллектуального развития; затруднения в письменной речи.[6]

Список литературы

1. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика.// Книга для родителей./ Пер. с англ. С. Вишневской.- М: Изд-во "Улисс", 1994. - 196 с.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период.: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение. -1999.-79 с.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989

4. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - Киев: Здоровье, 1988. - 326 с.

5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. - М., 2005.

6. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1997.

7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. -524 с.

8. Детский церебральный паралич: Хрестоматия для студ. высших и средних пед., психолог. и мед. учеб. Заведений. /Сост. Л.М. Шипицина и И.И. Мамайчук.- СПб., 2003.

9. Дрозд Г.А. Детские церебральные параличи. - ГОУ ВПО "Курск.гос.мед.ун-т ФАЗ и СР". ? Курск,2006

10. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - М., 2004

11. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом (по материалам конференции в г. Петрозаводске).// Дефектология. - М., 1996. - №1. - с.89-90.

12. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 2008.

13. Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс. //Дети с проблемами в развитии. - 2004., № 2.

14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.,2001

15. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

16. Майер А. А. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20 - 21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 30 - 34.

17. Мастюкова Е.М Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития.// Дефектология. - М., 1997. - №3. - с.3-9.

18. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. - М., 1991.

19. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997.-304с.

20. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: организация работы / Под ред. Е.А. Каралашвили. - М.: ТЦ Сфера, 2006

21. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.

22. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними.: Дис... канд. пед. наук. - М., 1974. -с.

23. Пименова Л.В. Концепция развития ДОУ. - 2008.

24. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов н/Д., 2002.

25. Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов на Дону, 2002.

26. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 1999.

27. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М., 2005.

28. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов. / Под общей ред. М.М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999. - 136с

29. Семенова К.А. Обоснование метода динамической проприоцептивной коррекции для восстановительного лечения больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1996. - Т. 96, №3 - с.47-50.

30. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом. // Дефектология. -М, 1995. -№5.-с.9-15.

31. Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20 - 21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб., 2003.

32. Специальная психология. //Под ред. В.И.Лубовского. - М., 2003

33. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбар-ной дизартрии.// Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пути специального обучения: Сб. статей/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. -с.157.

34. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2008.

35. Титова Т.А. О некоторых особенностях нарушений звукослоговой структуры слова у детей с церебральными параличами и умственно отсталых школьников.// Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. -СПб.: Образование, 1995. - с. 176 - 177.

36. Титова Т.А. Особенности воспроизведения звукослоговой структуры слов детьми с церебральными параличами.// Методы изучения и преодоления речевых расстройств.: Межвузовский сборник научных трудов. - Спб., 1994. - с.35-42.

37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. - М., 2001.

38. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2001.

39. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М., 2002.

40. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998.

41. Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н.. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с ОНР // Дефектология. - № 1, 1991.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 398 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031