Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности. Жерихов, Евгений Сергеевич бесплатно
0:40 AM
Скачать Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности. Жерихов, Евгений Сергеевич бесплатно
Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности

Диссертация

Автор: Жерихов, Евгений Сергеевич

Название: Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности

Справка: Жерихов, Евгений Сергеевич. Корпоративная культура как фактор социальной адаптации личности : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Иркутск, 2004 191 c. : 61 05-9/161

Объем: 191 стр.

Информация: Иркутск, 2004


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические проблемы социальной адаптации и корпоративизм
11 Социально-философское содержание понятия адаптация
12 Корпоративизм как форма и способ организации общественной жизни
13 Понятие корпоративной культуры организации: ее структурные компоненты и модели
Глава 2 Роль корпоративной культуры в социальной адаптации личности
21 Особенности социальной адаптации личности в организации и корпоративное управление
22 Адаптационный потенциал корпоративной культуры
23 Специфика социальной адаптации личности в банковской сфере

Введение:

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Акгтуальность темы исследования. Структурные изменения в политической, экономической и социальной сферах общества, начавшиеся с середины 80-х годов XX века, отразились на всех гражданах России. Темпы изменений оказались столь значительными, что часть населения испытывает состояние аномии, дезориентации. Эмпирические исследования последних лет (Н. И. Лапин, Г. В. Осипов) показали, что решение проблемы социальной адаптации к переменам, в том числе на уровне конкретных структур бытия людей, становится условием эффективности проводимых в стране реформ.Одной из важнейших структур, через которые реализуется процесс лшзненной адаптации людей, является корпорация.В кризисном обществе, где старые духовные ценности утрачивают свое значение, а новые еще находятся в процессе медленного и противоречивого формирования, корпоративная общность жизненно необходима для обеспечения внутренней стабильности государства. Корпоративность является одним из структурообразующих элементов современного общества.Это определяет причины, направления и подходы к исследованию корпоративности как социальной и психологической закономерности и феномена, как фактора социальной адаптации в кризисном обществе.Растущие масштабы развития корпораций приводят к тому, что «встраивание в организацию», как способ социокультурной адаптации человека, превращается в преобладающую форму его индивидуального бытия. Объективно неопределенной ста1ювится граница между миром индивида и миром социальности. При этом зависимость индивида от корпорации часто увеличивает у него ощущение тревоги. Философский анализ системы «индивид-корпорация» может внести вклад в постановку и решение проблемы гуманизма, адекватного современности.Средой и, одновременно, средством адаптации человека выступает корпоративная культура, влияющая на эффективность деятельности корпорации. В условиях становления новых экономических механизмов реализация заложенного в корпоративной культуре инновационного потенциала приобретает особое значение.Актуальной проблемой, стоящей перед исследователями, представляющими различные научные направления, является преодоление так называемого «внутриведомственного» подхода к изучению корпоративной культуры. Она является традиционным объектом исследования ряда наук, каждая из которых вырабатывает свой инструментарий, свои методы, в том числе при рассмотрении различных аспектов адаптации человека в организации. Необходим социальнофилософский анализ, позволяющий обобщить имеющиеся в данной области достижения и перевести их на уровень общего, выработать методологию универсально-обобщающих подходов и тем самым способствовать дальнейшему развитию политологических, социологических, правовых, психологических и других исследований. Это имеет и практическое значение для совершенствования процессов управления организациями в реформируемой России, поскольку теоретическая ясность облегчает процесс модернизации экономики.Степень разработатюсти проблемы. Существенные научные результаты получены при анализе данной проблемы с позиции теории организации - междисциплинарного направления научных исследований.Исходным пунктом собственно теории организации принято считать классическую школу организации и управления (первая треть двадцатого века), связанную с именами Ф.У.Тейлора, Л.Урвика, А.Файоля, О.Шелдока, Дж.Муни, Э.Рейли, Л.Гьюлика. Общим в работах этих ученых является представление об организации как исключительно формальной, предписанной сверху, системе поведения. Значительный вклад в ее развитие внес М. Вебер, который разработал «идеальный тип административной организации», обозначенный им термином «бюрократия».Реакцией на столь жестко формализованную и строго рационалистическую модель организации послуяшла доктрина «человеческих отношений», основанная Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергом, Д.МакГрегором, Р.Лакертом.Появление «организмической» модели связано с развитием структурного функционализма Т.Парсонса, Р.Мертона, а также общей теории систем Л. Фон Берталанфи, К.Боулдинга и А.Раппопорта. В рамках системного подхода в теории организации работали Р.Майкелс, Ч.Барнард, Г.Саймон, Ф.Селзник, А.И.Пригожин. Особое внимание ими обращается на взаимосвязь составных частей организации и предполагается, что организации присущ органический рост, она имеет свою собственную естественную историю, изменение которой сопряжено с большим риском.Поскольку в диссертации учитывалось субъектное измерение корпорации, то особое значение имеют психологические работы. Весомый вклад в разработку и систематизацию психологических аспектов знаний о человеке и его окружении, о мотивах и потребностях, о внутренних конфликтах и противоречиях внесли З.Фрейд, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм.Концептуальные разработки по проблемам личностного развития и адаптации содержатся в фундаментальных трудах отечественных ученых К.ААльбухановой-Славской, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.А.Ядова, Д.А.Андреевой. Социально-философским проблемам формирования личности посвящены работы Г.Е.Глезермана, М.Ковалева, И.Т.Фролова, а также труды философов по вопросам российской модернизации Л.Г.Ионина, А.Г.Новикова, А.С.Савиновой. Особое значение для исследования социальной адаптации имеет концепция деятельностной сущности человека, разработанная Г.С.Батищевым, М.С.Каганом, А.Н.Леонтьевым и другими.Закономерности усвоения индивидом социального опыта, обусловленность возрастными этапами жизнедеятельности, сущность и механизмы социальной адаптации исследованы в трудах отечественных психологов Г.М.Андреевой, И.Л.Божович, И.С.Кона, Д.И.Фельдштейна, К.К.Платонова. В последнее время появляется немало философско социологических публикаций по социальной адаптации личности (Е.С.Балабанова, И.Е.Лысак, М.А.Шабанова).Теория функциональных систем П.К.Анохина, концепция неадаптивности А.Г.Асмолова, В.А.Петровского, работы А.Г.Здравомыслова по обоснованию единства потребностно-ценностной детерминации, концепция целенаправленного поведения И.К.Кряжевой, концепция общего адаптационного синдрома Г.Селье, положение о социокультурной обусловленности социальной адаптации Л.Л.Шпака, Л.И.Васеха, этнокультурной адаптации М.Булькова и В.Я.Бабенко, диспозиционная концепция В.А.Ядова, социокультурная концепция нетипичности Е.Р.Ярской-Смирновой являются фундаментальными для разработки проблем адаптации к корпоративной культуре.Наше внимание привлекли работы, в которых реализован потенциал культурологического анализа, в том числе и в аспекте адаптации человека.Среди них следует выделить труды П.Сорокина, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, А.Ахиезера, Г.Гольца, И.Яковенко и др. Систематическое изучение культуры как особой формы организации адаптации человека стало в центре многих исследований по культурной и социальной антропологии (Ф.Боас, Б.Малиновский, Дж.Мердок, Л.Уайт, П.Гуревич, В.Давидович, Д.Лихачев, А.Лосев, Г.К.Базаров).Исследование собственно корпоративной (организационной) культуры обычно связывают с выходом в 1982г. книги Т.Питерса и Р.Уотермана «В поисках превосходства», где была обоснована мысль о том, что коммерческий успех преуспевающих компаний обусловлен их высокой организационной культурой. В дальнейшем в разработку этой проюлемы существенный вклад внесли зарубежные авторы: Э.Шейн,ьС.Робинс, Р.Рютингер, Р.Фримен, П.Роббинс, Ф.Харрис, Р.Моран, Л.Питтигрю.Среди отечественных авторов следует выделить В.Спивака, Н.Н.Пусенкову, Т.И.Заславскую, П.Н.Шихереву.Серьезный вклад в исследование проблемы информационной эффективности и улучшения деятельности организации за счет конкретной работы по внедрению и упрочению корпоративной культуры, идеологии и имиджа внесли такие исследователи как Д.Мерсер, Дж.О'Шоннеси, Т.Питерс, Р.Уотерман, Г.Форд, Л.Якокки. В связи с кризисом российского общества проблема адаптации к корпоративной культуре частично получила освещение в трудах О.С.Причиной, Л.В.Ковтун, Е.В.Юрьевой.Анализ состояния проблемы исследования показывает, что корпоративная культура как фактор адаптации человека с социальнофилософских позиций специально не рассматривалась. Однако, накоплен значительный потенциал научных достижений в сфере культурологии, права, социологии, теории организации. Вот почему необходим методологический и социальный анализ, который позволил бы обобщить достижения и создать новые предпосылки для частных исследований этого феномена.Объект II пред1\1ет исследования. Объектом исследования является социальная адаптация личности. Предметом - место и роль корпоративной культуры в адаптационных процессах.Целью исследования явился социально-философский анализ влияния корпоративной культуры на процессы социальной адаптации современного человека.В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: - обобщить теоретические представления отечественных и зарубежных ученых о сущности социальной адаптации, выработать концептуальные подходы к из5Д1ению проблем социальной адаптации в связи с организационным развитием; - определить возможности корпоративизма в процессах социальной адаптации; - уточнить понятие корпоративной культуры; - выявить особенности социальной адаптации личности в связи с проблемами управления; - исследовать адаптационный потенциал корпоративной культуры; - изучить специфику адаптации личности к корпоративной культуре организации.Гипотеза исследования основывается на концепции социокультурной обусловленности процессов адаптации. Поскольку самореализация человека проходит в организационных формах, то освоение ценностей и норм корпоративной культуры выступает критерием успешности социальной адаптации. Спецификой этого процесса в кризисном обществе является неразвитость корпоративной культуры, что приводит зачастую к формальному освоению делового этикета. Необходимо становление корпоративной культуры в России как системы материально-духовной управленческой технологии на основе национальных традиций и освоения зарубежного опыта.Методологическая п теоретическая основа. Для реализации целей данного исследования особое значение имеют научные достижения М. Вебера, Г.Парсонса, М.Мертона, которые исследовали системные и структурно-функциональные аспекты социальной культуры и организации. В трудах отечественных ученых Г.Г.Дичева, В.П.Петренко, А.В.Сахно, Г.И.Царегородцева, У.Узнадзе, В.А.Ядова проблема адаптации рассматривается с позиции теории отражения.В исследовании адаптации мы также опирались на концепцию деятельностной сущности человека, разработаьшую Г.С.Батищевым, А. Н.Леонтьевым, рассматривающими процесс формирования личности как актуализацию сущностных сил, на положения о развитии личности в зависимости от ее места в системе общественных отношений, сформулированные в трудах Л.С.Выготского , Л.С.Рубинштейна, ' Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М., Собр. соч., Т.1, Педагогика, 1982 412с. ^ Рубинпггейн Л. Проблемы общей психологии. М.:АПН СССР. - 1972. 506с.Б.Ф.Ломова^. Кроме того, исследование ориентировалось на системный принцип анализа психической деятельности и деятельностный подход, предложенный А.Н.Леонтьевым^.Методологическую основу диссертации составляют также идеи П.Сорокина, А.С.Ахиезера и др. ученых, отстаивающих валшость социокультурного анализа адаптационных процессов.Методика исследования предполагает изучение и обобщение соответствующих работ отечественных и зарубежных ученых. В работе использовались социологические методы: наблюдение, анкетирование, анализ документальных источников, метод экспертных оценок.В качестве инструментария был использован опросник Дж.Кемпбела OGAI, направленный на определение корпоративной культуры организации, методика «Луковица культуры», методика М.Рокича по изз^ению ценностных ориентации сотрудников, опросник «Культура вашей организации», «Опросник определения уровня преданности организации», а таюке экспресс-методики: «Оценка мотивации организационного поведения» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) и «Уровень социальной фрустрированности» (Л. И. Вассерман).С целью определения достоверности полученных результатов и выявления наиболее значимых показателей и связей нами использовались методы количественной и качественной обработки данных: контент-анализ, вариационный, корреляционный (по Спирмену и Пирсону), факторный вид анализа. Данные обрабатывались с помощью компьютерных статистических программ «Exell» и «Statgraphics Plus for Windows».Логика анализа проблемы основывается на взаимосвязи общего, особенного и единичного. Первоначально, автор уточняет свои позиции по общим проблемам социальной адаптации, что создает возможность выявления особенностей адаптации к корпоративной культуре. Автор ^ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1987- 417с. '' Леонтьев А.Н.. Философия психологии. М.:МГУ, 1994 - 208с. стремится сочетать анализ общих закономерностей адаптации с изучением их специфики в условиях реформирования России. Детализация и выявление новых проблем происходит и через анализ адаптации личности в условиях конкретных зарубемшых и отечественных организаций.Научная новизна заключается в целостном анализе проблемы корпоративной культуры как фактора социальной адаптации. Это может быть конкретизировано в следующих положениях: - с позиции теории отражения и культурологического детерминизма уточнено содержание процессов социальной адаптации в организации как факторов повышения эффективности ее функционирования и развития; - дано обоснование корпоративной культуры как главного фактора адаптации человека в организации и управленческой технологии; - введено в оборот и обосновано понятие «адаптационный потенциал корпоративной культуры»; - сформулированы предложения по созданию благоприятных условий формирования современной корпоративной культуры.На защиту выносятся следующие положения.1. Рассмотрение корпоративной культуры как фактора социальной адаптации с точки зрения социально-философского подхода в единстве природы, общества и культуры, теории «адаптивно-адаптирз.тощих стратегий», выделение трех структурных уровней адаптивных ситуаций: общество «-макро», социальная группа «-мезо» и человек «-микро» позволило изучить корпоративную культуру как адаптивную среду, выполняющую стабилизирующую и созидательно-адаптирующую функции в кризисном обществе.2. Анализ содержания корпоративной культуры в трех аспектах: «процессуальном» - как способе функционирования жизнедеятельности ее организационных звеньев, «результирующим» - как результат этой деятельности и «генезисном» - как источник корпоративных изменений, позволил рассмотреть ее как социокультурный фактор социальной адаптации, влияющий на внутреннюю корпоративную стабильность организации и общество в целом.3. Адаптационный потенциал корпоративной культуры организации определяется уровнем корпоративизма, который, в свою очередь, зависит от таких факторов, как система иерархических отношений, складывающихся в организации, от социальной фрустрированности, солидарности, возможности личностной и профессиональной самореализации личности, ее мотивации, условий профессиональной деятельности и уровня усвоения корпоративных ценностей, 4. Спецификой современного кризисного общества является слабая сформированность корпоративной культуры организации, недостаточная разработка и использование корпоративной культуры как технологии управления. Развитию корпоративности способствует значимая для человека потребность в биосоциальной защищенности. Корпорация способна стабилизировать или дестабилизировать организационные формы поведения и профессиональную деятельность человека.5. Социологическое исследование показало, что корпоративная культура как фактор адаптации предполагает выработку стереотипов поведения, которые отражают систему ценностей, норм, способствуют решению ряда социальных проблем личности, группы и общества, усиливают вовлеченность в дела организации, формируют ее имидж, усиливают систему социальной стабильности, что приводит к преодолению кризиса.6. Корпоративная культура является фактором и источником организационных изменений, она координирует и корректирует основные элементы организации через корпоративные нормы, идеи, образы, оценочные критерии организации поведения, выработанные в данной социальной среде.Теоретическая и практическая значимость исследования.Обнаружены закономерности системного характера, подтверждающие междисциплинарность социальной адаптации как объекта научного исследования. Обосновано, что именно социально-философский подход позволяет исследовать корпоративную культуру как фактор социальной адаптации в единстве общества и культуры. Выработанные модели социальной адаптации личности к корпоративной культуре позволили уточнить понимание феномена адаптации, выявили пути разрешения методологических противоречий теории и практики социальной адаптации, конкретизировали структурно-функциональное значение механизмов социальной адаптации личности к корпоративной культуре организации в условиях кризиса. Это создает предпосылки для продолжения исследований по данной проблеме.В работе сделана попытка представить корпоративную культуру организации как фактор, влияющий на процесс адаптации, который следует учитывать в организации деятельности любой корпорации в целом и в организации ее управленческой деятельности. Акцентировано внимание на актуализацию социальных аспектов управления организациями в условиях трансформации общества. Выполнен сравнительный анализ внешней и внутренней среды российских банков с использованием результатов социологического исследования автора. Это позволяет использовать полученные результаты в практике для развития и совершенствования управления кредитными организациями.Апробация работы. Замысел работы, ее промежуточные и конечные результаты обсуждались на кафедре социальной философии и социологии Иркутского Государственного университета. Концептуальные подходы отражены в материалах докладов и сообщений автора на конференциях: «Проблемы взаимодействия экономической психологии и психологии управления» (материалы 5 научно-практической конференции БГУЭП, 2004г.), научно-практических конференциях ИГУ (2003-2004гг.), межвузовской региональной конференции «Наука, технология, образование» (2001 г., Ангарск, АГТА), на 3 съезде Российского психологического общества «Психология и культура» (СПб., 2003 г.), на конференции СИПЭУ, посвященной 10-летию (2004 г.). Основные положения диссертационного исследования отражены в семи публикациях автора.Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 177 источников, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 201 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031