Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Комплексная оценка конкурентной позиции вуза : На отдельном сегменте рынка образовательных услуг. Дмитриева, Наталья Владимировна бесплатно
9:44 PM
Скачать Комплексная оценка конкурентной позиции вуза : На отдельном сегменте рынка образовательных услуг. Дмитриева, Наталья Владимировна бесплатно
Комплексная оценка конкурентной позиции вуза : На отдельном сегменте рынка образовательных услуг

Диссертация

Автор: Дмитриева, Наталья Владимировна

Название: Комплексная оценка конкурентной позиции вуза : На отдельном сегменте рынка образовательных услуг

Справка: Дмитриева, Наталья Владимировна. Комплексная оценка конкурентной позиции вуза : На отдельном сегменте рынка образовательных услуг : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Кемерово, 2005 180 c. : 61 06-8/859

Объем: 180 стр.

Информация: Кемерово, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
IТеоретические высшего учебного заведения
11 Оценка конкурентной позиции организации: сущность, подходы, методы
12 Сравнительный анализ существующих методов оценки конкурентной позиции вуза в рыночных условиях
Глава
II Комплексный подход к оценке конкурентной позиции вуза
21 Формирование ной позиции вуза
22 Процедура комплексной оценки конкурентной позиции вуза
Глава
III Апробация процедуры комплексной оценки конкурентной позиции вуза на региональном уровне в сфере высшего экономического образования
31 Определение конкурентного поля и его характеристика (на примере специальности «Финансы и кредит»)
32 Комплексная оценка конкурентных позиций вузов региона на выбранном конкурентом поле
321 Количественная оценка конкурентных позиций вузов
322 Качественная оценка конкурентных позиций вузов
323 Интегральная комплексная оценка конкурентных позиций вузов и использование ее результатов для повышения конкурентоспособности вуза (на примере Кемеровского института (филиала) РГТЭУ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Проблемы конкуренции в сфере высшего нрофессионального образования приобретают особую значимость в условиях развития рыночных отношений. Изменчивость и динамичность окружающей рыночной среды в этот период достигают наиболее высокой степени. Адаптация к ней и становление вузов как субъектов рьшочных отношений приводит к необходимости оценивания ими своих конкурентных позиций. Во многом это так же обусловлено одновременно развернувшимся процессом реформирования системы образования, оказывающим непосредственное влияние на развитие конкурентных отношений между высшими учебньпли заведениями. Выявление конкурентный позиций вузов, кроме этого, непосредственно связано с повышением качества образовання, определяющем состояние и результативность образовательного процесса и являющимся одним из важнейших элементов современной российской политики в сфере высшего профессионального образования. На ее формирование оказывают влияние ряд существенных внешних и внутренних факторов. В качестве особо значимых факторов, обуславливающих актуальность оценки конкурентной позиции вуза можно вьщелить: ужесточение требований к формированию адекватного современному уровню развития промышленности и сферы услуг кадрового потенциала, прежде всего, на базе высшего профессионального образования; принятие Российской Федерацией Болонской декларации, предполагающее расширение участия общества в управлении образованием и необходимость оценки деятельности вузов не только ими самими, но и всеми участниками рьшочных отношений в сфере образования абитуриентами, студентами, работодателями, государством; сокращение бюджетного финансирования; изменения демографической среды, вызывающие интенсификацию конкурентной борьбы за потребителя (зеньщение количества выпускников посол при одновременном росте количества вузов); текущие и перспективные потребности рьшка труда. На современном этапе потребность в оценке конкурентной позиции наиболее остро проявляется на рьшке образовательных услуг в сфере высшего экономического образования. Это обусловлено рядом причин, среди которых существенное влияние на актуальность оценки кошдгрентных позиций вузов оказывают следуюпще: большое количество вузов, ведущих подготовку по экономическим специальностям; их высокая территориальная концентрация; значительный потребительский спрос на подготовку специалистов по экономическим специальностям; развитие платного образования; нарастающая конкуренция со стороны негосударственных вузов. Указанные моменты требуют специального отдельного исследования этих рыночных сегментов, теоретического анализа и обобщения характеристик понятия «конкурентная позиция», особенностей ее проявления и оценки в сфере высшего образования, и разработки на этой основе процедуры комплексной оценки конкурентной позиции вуза в рыночных условиях. Степень научной разработанностн темы. В последнее врюмя к сфере высщего профессионального образования учеными-экономистами проявляется повышенный интерес. Объектами исследования становятся конкурентные отнощения на рынке образовательных услуг, процессы и инструменты сравнительной оценки отдельных образовательных услуг и высишх учебных заведений в целом, направления повышения их конкурентоспособности. В качестве инструментов оценки конкурентных позиций вузов, их сравнительного положения в условиях рьшочных отношений рассматривается широкий спектр систем оценки функционирования вузов от процедур государственной аккредитации и аттестации до самых разнообразных систем рейтинговой оценки, включаюпщх в себя большое количество показателей. Сущность категории «конкурентная позиция» раскрывается в работах таких ученых, как М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, А. Литтл, Г. Азоев, А. Прокопенко, Г. Антонов, Г. Унтура, Я. Гольдштейн и др. Названными авторами даны различные определения конкурентной позиции и определена ее взаимосвязь с понятиями «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособ- ность». Исследованию подходов к оценке конкурентной позиции и конкурентоспособности организации в рыночной среде посвящены труды И. Ансоффа, Г. Симона, И. Лифица, Р. Фатхуттдинова, А. Челенкова, А. Юданова и др. Анализ методических приемов сравнительной оценки выспшх образовательных учреждений, позволяющих определить их конкурентные позиции, приводится в трудах многих зарубежных и отечественных авторов и, прежде всего, А. Панкрухина, Ю. Похолкова, Г. Келса, Е. Бешкинской, М. Иоффе, В. Коноплева, В. Шабашева, Д. Майсакова, Э. Новаторова, Т. Бельчик, Н. Тихомировой и др. Накопленный научный и практический задел сравнительной оценки деятельности вузов, позволяющей сделать выводы об эффективности их деятельности и конкурентоспособности, представляет больщую ценность. В то же время, для подавляющего большинства существующих инструментов, которые в той или иной степени могут быть использованы для определения конкурентной позиции вуза, характерны слабая ориентированность на рыночные требования, преобладание внутренней оценки, отсутствие комплексной сравнительной количественной оценки, учитывающей как внутреннюю, так и внешнюю составляюпще. Научная и практическая значимость этих вопросов определила выбор темы исследования, соответствующей п. 3.9. «Повышение конкурентоспособности товаров/организаций, стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки), утвержденного приказом Министерства промьшшенности, науки и технологий от 16.02.2001 г. В качестве объекта исследования выступают высшие учебные заведения как субъекты подготовки специалистов, ведущие конкурентную борьбу на определенном конкурентном поле (сегменте рынка образовательных услуг). Предметом исследоваиия является конкурентная позиция вуза на отдельном сегменте рынка образовательных услуг (рынке отдельной специальности) и методические приемы ее комплексной оценки. Цель диссертационного исследоваиия состоит в обобщении взглядов на понятие «конкурентная позиция», подходов к ее оценке и разработке на этой базе процедуры комплексной оценки конкурентной позиции вуза на отдельном сегменте рынка образовательных услуг. В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены и решались следующие осиовиые задачи: 1) обобщение взглядов на понятие «конкурентная позиция», характеристика подходов к оценке конкурентной позиции организации в рыночной среде; 2) определение понятия «конкурентная позиция вуза» и анализ существуюпщх методических приемов сравнительной оценки эффективности функционирования вуза с точки зрения возможности их адаптации для оценки его конкурентной позиции; 3) определение общих и специфических характеристик образовательной услуги, их влияния на оценку конкурентной позиции вуза и формирование на этой основе принципов оценки конкурентной позиции вуза; 4) разработка процедуры комплексной оценки конкурентной позиции вуза на отдельном сегменте рынка образовательных услуг (рьшке отдельной специальности); 5) апробация предложенной процедуры среде; к региональной рыночной

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 174 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031