Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке. Петрович, Юлия Владимировна бесплатно
5:48 PM
Скачать Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке. Петрович, Юлия Владимировна бесплатно
Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке

Диссертация

Автор: Петрович, Юлия Владимировна

Название: Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке

Справка: Петрович, Юлия Владимировна. Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 Калининград, 2004 176 c. : 61 05-10/754

Объем: 176 стр.

Информация: Калининград, 2004


Содержание:

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
§1 Когнитивный подход в изучении фразовых глаголов
11 Особенности когнитивного подхода к языковым явлениям
12 Линднер как основоположник когнитивного подхода в изучении фразовых глаголов
13 Метафорический подход к изучению фразовых глаголов в работах П Морган
14 Исследование избыточных глаголов Б Хампе
15 Когнитивное исследование местоположения частицы в работах Гриса
16 Когнитивный подход к изучению фразовых глаголов в отечественной лингвистике
§2 Когнитивные аспекты образования неологизмов
21 Порождение нового слова в процессе речепроизводства
22 Словообразовательный потенциал ментального лексикона
23 Когнитивные аспекты словообразования
§3 Модель концептуальной интеграции: принципы функционирования и использования
31 Механизм концептуальной интеграции
32 Компрессия отношений в ходе концептуальной интеграции
33 Типы интеграционных сетей
34 Конститутивные принципы и принципы управления
35 Теория концептуальной интеграции и композициональность
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ ФРАЗОВЫХ ГЛАГОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
§1 Механизм концептуальной интеграции как основа образования новых фразовых глаголов
11 Новые фразовые глаголы как объект исследования в рамках теории концептуальной интеграции
12 Мотивы образования новых фразовых глаголов
13 Словообразовательные и морфологические средства создания новых фразовых глаголов
14 Моделирование процесса концептуальной интеграции при образовании нового фразового глагола
15 Особенности взаимодействия концептуальных структур глагола и частицы
§2 Анализ мотивированности частиц в составе новых фразовых глаголов
21 Анализ механизмов образования фразовых глаголов с частицей out
22 Анализ механизмов образования фразовых глаголов с частицей up
23 Анализ механизмов образования фразовых глаголов с частицей off
24 Анализ механизмов образования фразовых глаголов ^ с частицей on
25 Анализ механизмов образования фразовых глаголов с частицей in
26 Анализ механизмов образования фразовых глаголов с частицей down «i
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Введение:

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению когнитивных основ образования новых фразовых глаголов в современном английском языке.Появление нового слова в языке представляет собой результат сложного взаимодействия механизмов категоризации окружающего мира и языковых форм, неязыковых и языковых знаний. Этот процесс приобретает еще более сложный и интегративный характер по мере усложнения структуры слова, т. к. значение целого не сводится к простому суммированию значений составляющих его элементов, а предполагает их интеграцию в единое целое [Щерба, 1974; Кубрякова, 1977; Степанов, 1977].Внести новый вклад в разработку вопроса о том, как именно происходит взаимодействие исходных компонентов, составляющих комплексные единицы разного порядка, призвана теория концептуальной интеграции, которой в настоящее время активно занимаются как отечественные [Кубрякова, 2004; Ирисханова, 2004; Бабина, 2003; Гончарова, 2001], так зарубежные и лингвисты [Fauconnier, Turner 2002; Pascual, 2002; Turner, 2001; Coulson, Oakley, 2000; Sweetser, 2000]. В рамках данной теории концептуальная интеграция рассматривается как одна из наиболее общих когнитивных операций, в ходе которой исходные совмещающиеся ментальные пространства создают новую, развивающуюся по своим законам структуру интегрированное пространство. К настоящему моменту в когнитивной лингвистике тщательно разработан концептуальный аппарат теории концептуальной интеграции, выявлены основные операции, обеспечивающие создание интегрированного пространства, установлены принципы и критерии осуществления концептуальной интеграции.Стремительно расщиряется область применения данной теории: если первоначально в ее рамках изучались процессы, наблюдаемые прежде всего в дискурсивных практиках, то теперь принципы теории концептуальной интеграции все шире используются при исследовании целого ряда языковых и неязыковых явлений, в том числе при анализе лексики, синтаксиса, ^^ фразеологии.Одним из пластов лексики современного английского языка, еще не рассмотренным к настоящему моменту в свете теории концептуальной интеграции, являются фразовые глаголы. Напомним, что до сих пор остается неразрешенным вопрос о языковом статусе и уровневой принадлежности этих языковых единиц. Вместе с тем, как приверженцы точки зрения о ^ функциональной эквивалентности фразовых глаголов словам (Е.С. Кубрякова, И.Е. Аничков, Ю.А. Жлуктенко, И.Ю. Клиюнайте, Н.А, Лапогонова, И.В. Ногина, Дж. Несфилд, Л. Смит и др.), так и сторонники взглядов на фразовые глаголы как на словосочетания (А.И. Смирницкий, СЕ. Гурский, М.П. Р1вашкин, Н.Ф. Карягина, Д. Болинджер, А. Кеннеди, Г. Марчанд, М. Хэллидей и др.) признают наличие различной степени спаянности 0 компонентов, входящих в состав фразовых глаголов. Именно эти отличительные черты фразовых глаголов - различная степень спаянности и разный характер влияния соседствующих элементов на значение фразового глагола - и делают их интересным объектом для анализа с точки зрения интеграционных процессов при их образовании, # Применение теории концептуальной интеграции в качестве инструмента исследования когнитивных основ образования фразовых глаголов позволяет, на наш взгляд, провести анализ данного процесса с новых позиций. С когнитивной точки зрения, фразовый глагол является производной единицей, семантика которой складывается при взаимодействии соседствующих элементов - концептуальных структур глагола и частицы. Фразовый глагол, таким образом, обладает особым композиционным, или интегративным, типом значения (термин Е.С. Кубряковой), не сводимым полностью к значению его частей и в то же время базирующимся по определенным правилам на этих значениях [Голубкова, 2002].В этой связи выбор в качестве объекта исследования новых фразовых к| глаголов, появившихся в английском языке за последние четыре десятилетия, не случаен: рассмотрение новых комбинаций глагола и частицы, сохраняющих коннотацию новизны и изначально присущую им мотивированность, позволяет восстановить ход когнитивных процессов, приведших к формированию данных единиц и их значений. Безусловно, невозможно претендовать на полное описание процесса рождения нового *" слова, зависящего от целого ряда факторов различной природы и подразумевающего большую подсознательную работу. Важно также учитывать факт того, что любое слово, в том числе и композиционно сложное, идеографично в том смысле, что оно отражает определенный целостный фрагмент действительности [Гвишиани, 2000], Однако частичная реконструкция процесса образования нового фразового глагола и выявление ^ концептуального вклада составляющих элементов в его общее значение представляются нам возможными. Рассмотрению этих вопросов и посвящено настоящее диссертационное исследование.Актуальность работы обусловлена как самой проблематикой, лежащей в русле когнитивной парадигмы, активно разрабатываемой в современном W отечественном языкознании, так и потребностью в разработке конкретных методик когнитивного анализа; а также необходимостью описания значительного корпуса фразовых глаголов, появившихся в английском языке за последние годы.Новизна диссертационного исследования определяется использованием . новой методики когнитивного анализа, основанной на положениях теории концептуальной интеграции, применительно к новому материалу - фразовым глаголам, появившимся в современном английском языке за последние десятилетия. # В соответствии с изложенным выше цель исследования состоит в анализе когнитивного механизма, лежащего в основе образования новых фразовых глаголов в современном английском языке.Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: - выявить особенности когнитивного подхода к изучению фразовых глаголов, а также рассмотреть когнитивные аспекты образования нового слова и операцию концептуальной интеграции как механизм порождения нового значения; - определить фрагменты действительности, которые концептуализируются и вербализуются посредством новых комбинаций глагола и частицы, а также охарактеризовать использованные для этой цели словообразовательные средства; - осуществить формальную репрезентацию механизма концептуальной интеграции, задействованного в процессе образования новых фразовых глаголов; - определить характер взаимодействия концептуальных структур глагола и частицы в составе фразового глагола; - рассмотреть мотивированность частиц, участвующих в образовании новых фразовых глаголов.Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется его вкладом в дальнейшую разработку когнитивного словообразования, когнитивных основ неологии и композиционной семантики на опыте применения теории концептуальной интеграции к анализу образования неологизмов.Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов в преподавании таких курсов и спецкурсов, как лексикология английского языка, концептуальная семантика, когнитивное словообразование, а также в практике преподавания английского языка на факультетах иностранных языков и филологических факультетах университетов.Методологической и теоретической базой для написания диссертации HI послужили работы отечественных и зарубежных учёных-когнитологов: Е.С. Кубряковой, О.В. Александровой, Н.Б. Гвишиани, Н.Н. Болдырева, Е.Е. Голубковой, В.З. Демьянкова, В.И. Заботкиной, O.K. Ирисхановой, А.А. Кибрика, Н.М. Кобозевой, Т.А, Комовой, В.В. Красных, В.Ф. Новодрановой, Е.В. Рахилиной, Р. Лэнекера, Дж. Лакоффа, М. Джонсона, Линднер, Б. Хампе, Ж. Фоконье, М. Тернера и др. ^ Материал исследования был почерпнут из ряда словарей новых слов: 'Bamhart Dictionary of New English since 1963' (1973), 'Second Bamhart Dictionary of New English' (1980), 'Third Bamhart Dictionary of New English' (1990), 'Oxford Dictionary of New Words' (1998), 'Longman Register of New Words' (1989), 'Concise Dictionary of New Words' (1996), 'Twentieth Century Words' (1999), 'New Words Dictionary' (1985), 'Fifty Years Among The New id Words: A Dictionary of Neologisms, 1941-1991' (1991), 'Free On-line Dictionary of Computing', «Дополнение к Большому англо-русскому словарю: около 12 000 слов» (1980). Общий объем выборки составил 200 единиц.В процессе исследования использовался комплекс методов: словообразовательный, дефиниционный, фреймовый и концептуальный vH анализы.Исходя из результатов исследования, на защиту выносятся следующие положения: 1) Когнитивной основой образования новых фразовых глаголов в английском языке является механизм концептуальной интеграции, в ходе которой создается новая интегрированная концептуальная структура, представленная в языке формально интегрированной структурой комбинацией глагола и частицы. # 2) Характер взаимодействия концептуальных структур глагола и частицы может быть представлен с помощью трех основных моделей: - проецирование концептуальной структуры исходного % пространства глагола и наложение на нее концептуальной структуры исходного пространства частицы, в результате чего происходит профилирование глагольной базы и когнитивное выделение ее отдельных аспектов; - проецирование концептуальной структуры исходного пространства глагола и заполнение ее слота/слотов новым концептуальным ^ содержанием, предоставляемым исходным пространством частицы; - проецирование концептуальной структуры исходного пространства глагола, заполнение ее слота/слотов новым концептуальным содержанием, предоставляемым исходным пространством частицы, и дальнейшая метафоризация образовавшейся концептуальной структуры.3) Мотивированность частиц в составе новых фразовых глаголов ф объясняется их образно-схематичной структурой, связанной в сознании носителя языка с рядом конвенциональных метафорических схем.Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на научных конференциях КГУ (2002 - 2004 гг.). ф Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию, список использованных словарей и приложение. Во введении формулируются основная цель и задачи работы, обосновываются ее актуальность и новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе освещаются основные теоретические проблемы и понятия когнитивной лингвистики, релевантные в контексте когнитивного подхода к фразовым глаголам; приводится обзор когнитивных исследований фразовых глаголов в отечественной и зарубежной лингвистике; рассматриваются когнитивные аспекты образования новых слов; излагаются основные теоретические положения теории концептуальной интеграции.Во второй главе анализируются когнитивные аспекты образования новых фразовых глаголов в английском языке. В первом параграфе предпринимается попытка моделирования процессов концептуальной интеграции, которые генерируются в актах создания новых фразовых глаголов. Второй параграф посвящен исследованию мотивированности частиц в составе новых фразовых глаголов (на примере частиц out, up, off, on, in, down). В заключении обобщаются полученные результаты, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований. Библиография включает работы, использованные в процессе исследования. В качестве приложения представлен словарь новых фразовых глаголов. #

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 230 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30