Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки. Романюк, бесплатно
5:45 PM
Скачать Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки. Романюк, бесплатно
Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки

Диссертация

Автор: Романюк, Елена Альбертовна

Название: Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки

Справка: Романюк, Елена Альбертовна. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Тверь, 2004 197 c. : 61 04-13/1027

Объем: 197 стр.

Информация: Тверь, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК КОМПОНЕНТ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАЯ
11 Сущность, предмет и содержание понятия «хоровая культура родного края»
12 Анализ содержания и структуры понятия «хоровая культура родного края»
13 Состояние хоровой культуры Тверского края (Х1Х-ХХ1 вв)
131 История развития хорового пения в Тверском крае до революции и в первые послереволюционные годы
132 Деятельность концертных организаций в период с 1935 по 1990 год
133 Светское хоровое образование Х1Х-ХХ1 вв (учебные заведения края)
134 Всесоюзное хоровое общество и исследование песенного фольклора Тверской области
135 Современное состояние хоровой культуры Тверского края конец ХХ-начало XXI в)
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ЕЕ
СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ
21 Структура музыкально-эстетической культуры личности
22 Музыкально-эстетическая потребность
23 Музыкально-эстетический кругозор
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ И КРУ
ГОЗОРА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ
31 Задачи и содержание констатирующего эксперимента
311 Состояние вокально-хоровой работы на местном материале в общеобразовательных школах и учреждениях культуры Тверской области
312 Состояние подготовки студентов педвузов России на вокально-хоровом краевом материале, их музыкально-эстетической потребности и кругозора по вопросу хоровой культуры родного края
32 Методика проведения формирующего эксперимента
33 Результаты процесса формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

Введение:

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества актуальной становится проблема формирования духовной культуры человека. Составной частью его духовной культуры является музыкально-эстетическая культура. Поэтому исследование закономерностей формирования музыкально-эстетической культуры личности должно концентрироваться прежде всего на таких ее компонентах, как стимулирование активно-деятельностного отношения человека к восприятию музыки, пробуждение его интереса и потребностей, расширение кругозора, развитие личностных оценочных представлений, музыкально-эстетических вкусов и идеалов, а также на нахождении новых эффективных средств развития этих компонентов. К таким средствам, к сожалению, недостаточно используемым в музыкально-педагогической практике, можно причислить материал по хоровой культуре родного края.
Актуальность в условиях регионализации образования приобретает изучение и применение в учебном процессе школ, училищ и вузов материалов по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края. В контексте нашего исследования под хоровой культурой родного края мы понимаем совокупность явлений хоровой культуры (народной и профессиональной) определенного края в самом широком аспекте, начиная с древнейших времен и до наших дней.
Б.В.Асафьев указывал, что преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен быть теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом [44, с.55]. Он считал необходимым для педагога-музыканта постоянное пополнение знаний, в том числе и в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края. Создавая профессиограмму учителя музыки, Л.Г.Арчажникова отмечает ее зависимость от потребностей общества, гипотетичность, в силу чего она может расширяться и видоизменяться [42].
Содержание музыкального образования в последние десятилетия постоянно совершенствовалось. В уроки музыки введены новые пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная (церковная) музыка, популярная музыка, новые произведения различных форм и жанров, местный музыкальный материал. Это, в свою очередь, требует от учителя музыки высокого уровня профессиональной и музыкально-эстетической культуры.
Менее всего на сегодняшний день изучена музыкально-эстетическая потребность — устойчивое личностное образование, детерминирующее музыкально-эстетическую деятельность человека. Музыкально-эстетическая потребность является движущей силой профессионализма учителя музыки, так как заставляет его постоянно развиваться и совершенствовать свои знания, в том числе и в области хоровой культуры родного края. «В настоящее время, -пишет Л.А.Тарасова, - проводить музыкальное воспитание унифицированно, без учета национальных и региональных особенностей, невозможно» [196, с.З].
Как показывает практика, у большей части учителей музыки отсутствуют знания по музыкальной культуре своего края. Соответственно, такие учителя не могут обучать и воспитывать детей на музыкально-краеведческом материале. Это еще раз подчеркивает необходимость включения материала по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края в процесс подготовки будущих учителей музыки.
В вузе этот материал является на сегодняшний день малоиспользуемым средством формирования музыкально-эстетической потребности студентов. Использование музыкально-краеведческого материала соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Знания по музыкальной культуре края устанавливают и поддерживают связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона.
С одной стороны, в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт музыкально-эстетического воспитания, внедрены новые технологии, а с другой - отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национальнорегиональных традиций, а именно не изучены вопросы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки средствами хоровой культуры края. Неразработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили актуальность темы исследования.
Цель исследования — совершенствование процесса изучения хоровой культуры родного края в учебном процессе вуза как средства формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.
Объект исследования - музыкально-эстетическая деятельность будущих учителей музыки по изучению хоровой культуры родного края.
Предмет исследования - условия и процесс формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.
Гипотеза исследования: успешное формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки возможно посредством применения в учебном процессе материалов хоровой культуры родного края. Процесс будет протекать более эффективно при условиях:
• применения комплексной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки на материале хоровой культуры края;
• изучения студентами хоровых и вокальных произведений композиторов края на индивидуальных и групповых занятиях по дирижированию, сольному пению, хоровому классу;
• исследования будущими учителями музыки хоровой культуры родного края путем сбора и систематизации образцов музыкального краеведения;
• введения в учебный план теоретического курса «История хоровой культуры родного края»;
• написания студентами рефератов, курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике.
Задачи исследования:
1. Определить содержание понятия «хоровая культура родного края» и разработать ее структуру, уточнить содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность».
2. Разработать теорию и комплексную методику формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки посредством использования материалов по хоровой культуре родного края.
3. Проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.
4. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Методологическую основу исследования составили труды по педагогике, психологии, искусствознанию, краеведению, музыкальному краеведению, этнографии, музыкознанию, музыкальной фольклористике, музыкальной педагогике и психологии.
Принципиально важное значение имели труды по педагогике (К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, А.Ю.Гончарук, В.В.Краевский, Е.А.Леванова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.), психологии (Р.С.Немов, В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.), эстетике (А.А.Беляев, Ю.Б.Борев, Т.С.Комарова, Б.В.Сафронов, В.К.Скатерщиков, М.Ф.Овсянников и др.), музыкознанию (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова и др.), теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Николаева, Л.А.Рапацкая, Г.П.Стулова, Р.А.Тельчарова, Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.), музыкальной этнографии (Н.Ф.Финдейзен, В.М.Щуров и др.), музыкальному краеведению (Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М.А.Этингер).
Источники исследования. В диссертации были использованы материалы архивных фондов Тверской области; отдела рукописей и редких книг научной библиотеки, музея и лаборатории музыкального краеведения Тверского государственного университета (ТвГУ); архива и музея Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Источниками исследования явились также центральная и местная печать; издания общеисторического характера, посвященные истории Твери; встречи, переписка с выдающимися музыкантами Тверского края и их родственниками.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение теоретических работ по искусствоведению, музыковедению, эстетике; анализ и обобщение педагогического опыта музыкально-краеведческой работы; анкетирование учителей и студентов; беседы и интервью с работниками народного образования, сотрудниками музеев, выдающимися музыкантами, связанными с Тверским краем и их родственниками; целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ письменных работ (музыкальные викторины, контрольные работы) и устных ответов студентов; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки результатов исследования.
Работа над диссертацией проводилась на экспериментальной базе: научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ, учебно-исследовательской лаборатории музыкального образования Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), кафедры музыкального образования ТвГУ, общеобразовательных и детских музыкальных школ Тверской области, педагогических вузов России.
Этапы исследования
На первом этапе (1995-1999) — теоретико-поисковом — изучалось и оценивалось состояние проблемы; была проанализирована литература, материалы архивов и музеев; уточнялись теоретические основы исследования, состояние вокально-хоровой работы на местном материале в школах и учреждениях культуры Тверской области. Нами проанкетировано 29 хормейстеров детских школа искусств (ДШИ), 431 учитель музыки.
На втором этапе (1999-2000) — поисково-констатирующем — определялись принципы построения содержания курса «История хоровой культуры Тверского края», программа и технология обучения. Проводилось обширное констатирующее обследование студентов 23 педвузов России, определялся исходный уровень музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов ТвГУ.
На третьем этапе (2000-2002) — формирующем — в ходе педагогического эксперимента проводились и уточнялись выдвинутые теоретические положения. Апробировалась программа курса «История хоровой культуры Тверского края», способы и методы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.
На четвертом этапе (2002-2003) — заключительно-обобщающем — проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.
Научная новизна исследования Определена и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность использования материалов по хоровой культуре родного края в формировании музыкально-эстетической потребности у студентов. В результате проведенного исследования определены содержание, сущность и структура понятия «хоровая культура родного края», уточнено содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность»; собран богатый эмпирический материал по хоровой культуре Тверского края, начиная с XVIII в. и до наших дней. На этой основе разработан курс «История хоровой культуры Тверского края» для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование.
Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в изучение проблемы формирования музыкально-эстетической культуры будущих учителей музыки; разработаны теория и методика формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что у будущих учителей музыки расширяются представления о музыкальной культуре родного края. Разработанная методика формирования у студентов музыкально-эстетической потребности и кругозора может быть использована в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки в вузах разных регионов Российской Федерации и в процессе повышения квалификации преподавателей музыки.
Составленный нами курс «История хоровой культуры Тверского края», тематика рефератов, курсовых и дипломных работ, репертуарные списки вокальных и хоровых произведений тверских композиторов для изучения в дисциплинах дирижирования, сольного пения и хорового класса внедрены в практику работы учебных заведений Тверской области.
Предложенный учебный материал может быть использован в общеобразовательных (музыкальных) школах и в педагогических (музыкальных) училищах Тверской области.
Собраны ценные материалы по хоровой культуре края для экспозиции в музее музыкального краеведения ТвГУ.
В целом, результаты исследования могут способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Достоверность исследования обеспечивается выбором методологических и теоретических позиций, анализом научных источников по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту: 1. Хоровая культура родного края представляет собой специфическую область научных знаний, которую можно исследовать методом изучения и различных музыкально-краеведческих источников, а также практической деятельности, в процессе которой обучающиеся овладевают умениями, навыками восприятия и исполнения произведений народной и профессиональной музыки края.
2. Выделение основных структурных компонентов понятия «хоровая культура родного края» позволяет студентам, педагогам и другим изучать и систематизировать отдельные факты этой культуры в единое целое.
3. На формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки влияют:
• использование комплексной методики учебной работы, построенной на применении известных педагогических и специальных методов работы с музыкально-краеведческим материалом;
• сочетание репродуктивной и творчески-поисковой презентации студентам материалов по хоровой культуре края.
• применение на занятиях в вузе разнообразных форм и методов работы с использованием музыкально-краеведческих материалов.
4. Применение в работе со студентами музыкально-краеведческих материалов создает условия для формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.
Апробация и внедрение результатов теоретических положений исследования, а также разработанной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки осуществлялась на протяжении всего периода работы: 1/ в процессе эксперимента; 2/ через публикацию автором научно-исследовательских материалов; 3/ в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкального образования ТвГУ, в ТОИУУ; 4/ в выступлениях на научно-практических конференциях ТвГУ и Московского городского педагогического университета; 5/ путем внедрения результатов исследования в учебный процесс ТвГУ.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 304 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30