Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой. Басиева, Элеонора Васильевна бесплатно
9:46 PM
Скачать Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой. Басиева, Элеонора Васильевна бесплатно
Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой

Диссертация

Автор: Басиева, Элеонора Васильевна

Название: Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой

Справка: Басиева, Элеонора Васильевна. Изучение исторического романа в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с родной литературой : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 284 c. : 61 98-13/649-2

Объем: 284 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Введение2
Глава 1 Литературоведческие, методические и психо -лого- педагогические основы изучения исто рической прозы12
11 Своеобразие русской и осетинской исторической прозы 12
12Взгляды методистов прошлого и настоящего на проблему изучения жанра исторической прозы 35
13 Анализ школьных программ по литературе в аспекте темы исследования 59
Глава 2 Изучение исторического романа в старших классах национальной школы> 64
21 Изучение исторической прозы на уроках русской литературы при взаимодействии с уроками истории и родной литературы 64
22 Изучение романа А Толстого «Петр 1» 70
23 Уроки внеклассного чтения ( В Ян «Чингиз-хан», В Цаголов «Послы гор»,А Воинова «Тамара и Да -вид»),, 111
24 Итоги экспериментального обучения 165

Введение:

Исторический роман - явление уникальное в мировой литературе, поэтому вполне объясним тот факт, что проблема развития и изучения этого жанра привлекает все большее внимание и литературоведов, и учителей-словесников.
Огромные политические, социальные, экономические изменения, происшедшие в последние годы в стране, не могли не сказаться на характере общественных отношений и формировании нравственного облика современного молодого читателя. На фоне некоторого падения интереса к классическим произведениям литературы и другим видам искусства наблюдается снижение уровня читательской культуры школьников, а влияние массовой субкультуры привело к утрате тех нравственных общечеловеческих ориентиров, которые являются нормативными, приоритетными и составляют жизненный опыт предыдущих поколений.
Результаты опроса, проведенного нами в школах Республики Северная Осетия-Алания, показали, что запросы читателей-школьников, их художественный вкус, потребности в обращении к произведениям русской классики вообще и, в частности, к исторической прозе весьма недостаточны, а тот факт, что большая часть учащихся старших классов не смогла назвать ни одного осетинского автора исторического произведения, подтверждает тревожную тенденцию, связанную с утратой тех духовных, нравственных ценностей, которые составляют фундамент общечеловеческого.
Сложившаяся ситуация предполагает активный поиск новых путей в преподавании русской литературы в национальной школе, позволяющих на практике решить те важнейшие образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед современной национальной школой, призванной приобщать учащихся к мировым культурным ценностям, развивая личность каждого на основе национальной истории и культуры. В связи с этим проблема изучения исторической прозы приобретает особое значение.
Богатейшие возможности русской и осетинской исторической прозы, ее колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, безусловно, дают' огромные возможности для реализации нравственного и эстетического воспитания, поскольку именно в наше время наблюдается усиление интереса к прошлому России, к прошлому своего народа.
Историческим путям развития романа о прошлом в русской и осетинской литературах посвящены многие труды литературоведов, освещающих актуальные проблемы этого жанра (В.Оскоцкий, М.Серебрянский, Г.Ленобль, Л.Александрова, А.Пауткин, Ю.Андреев, С.Петров, В.Лукач, Я.Гордин, Р.Цомартова, А.Хадарцева и другие).
Осетинская историческая проза прошла сложный путь своего становления, развиваясь в тесном взаимодействии с классической русской и мировой литературой, а в осетинском литературоведении проблемы развития исторической прозы давно стали предметом исследования осетинских ученых (А. Ардасенов, Ж.Глоова, Н.Джусойты/ З.Салагаева, З.Тедтоева, С.Са-баев, з.Суменова и другие).
Проблема рациональной организации учебно-воспитательного процесса является одцой из важнейших задач современной педагогической науки. Современное литературное образование должно ориентироваться на то, чтобы в полной мере использовать неисчерпаемый потенциал исторической прозы в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
О специфике художественного творчества и изучении художественных произведений с исторической основой писали выдающиеся методисты XIX века, являющиеся сторонниками воспитательного направления в преподавании и считавшими литературу прежде всего средством нравственного и эстетического воспитания (В.Водовозов, В.Стоюнин, В. Острогорский, Ц.Бал-талон и другие).
Взгляды на процесс преподавания литературы, рекомендации, касающиеся основных этапов работы над текстом произведения, излагаются в методических пособиях Н. Соколова, М.Рыбниковой, В. Голубкова.
Центральной проблеме преподавания литературы, анализу литературного произведения, посвящается ряд методических работ авторов послевоенных десятилетий и современных методистов русской и национальной школы (Р. Аллабергенова, Г. Гуковский, Н. Демидова, Т. Курдюмова, Е. Карсалова, 3. Смелкова, И.Майорова и другие).
Современных методистов национальной школы интересуют такие основополагающие проблемы, как организация восприятия художественного текста эпических произведений, пути, методы и приемы анализа произведений крупного жанра, изучение творческого пути писателей, причем, по их мнению, изучение художественных исторических произведений является достаточно сложным в практике преподавания русской литературы в национальной школе. В ряде исследований и пособий последних десятилетий отражен опыт работы над эпическими произведениями: на уроках (Г.Беленький, С.Бирюкова, Н. Вербовая, Т. Курдюмова, М.Черкезова, Н. Русина, Г.Обернихина, Р.Хайруллин и другие); на факультативных занятиях (А.Лосев, Б.Инфантьев, А.Жижина и другие); во внеклассной работе ( Н.Светловская, С.Бирюкова, В.Шанцев и другие).
В нынешних условиях, когда нация нуждается в духовно-нравственном возрождении, именно национальная школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования высокой гражданственности и самосознания у новых поколений через гармонизацию межнациональных отношений.
В контексте "диалога культур" взаимосвязь в изучении литератур в национальной школе приобретает особое значение. Проблема литературных взаимосвязей, "диалогизации" культур все прочнее входит в практику национальных школ республики, являясь'актуальнейшей задачей в разработке концепции современной модели литературного образования учащихся-билингвов.
Если говорить об отражении литературных связей в литературоведении и в методике, то следует отметить, что в литературоведческом плане межнациональные связи получили освещение в работах В.Жирмунского, И. Неупокоевой, Г.Ламидзе, С.Сабаева, Л. Келехсаевой, Н.Джусоева и других литературоведов.
Важность изучения русской литературы во взаимосвязи с родной отмечали методисты М.Ахметзянов,Г. Воловникова, С. Бирюкова, С. Забадаев, А. Липаев, Л.Тодоров, М. Черкезова, Л. Шейман, Р.Хайруллин и другие.
В настоящее время проблема включения литературных связей в учебно-воспитательный процесс в школах республики решена не полностью. Сказывается отсутствие специальных учебных программ, методических разработок и рекомендаций. Бесспорно, методистами Республики Северная Осетия-Алания проделана определенная работа по разработке приемов отбора литературного материала и его включения в учебно-воспитательный процесс (Л.Белоус, Н.Дзатцеева, В.Бекоев, З.Тедтоева, 3. Ханаева и другие), но все они не касаются проблемы изучения исторической прозы в осетинской школе.
Решая общие задачи литературного образования, стоящие, перед современной национальной школой, необходимо учесть тот факт, что именно система современного литературного образования в значительной степени предопределяет духовный облик современного школьника.
Воспитание "гуманистически направленной личности" (1) - вот ориентир , конечная цель деятельности учителя русской литературы, поэтому весьма актуальной, на наш взгляд, является проблема воспитания нового поколения, являющегося носителем своей национальной культуры, нового поколения, не замыкающегося в рамках своей культурной среды, способного ценить культуру другого народа. Именно поэтому включение в содержание будущих программ и учебных пособий (в плане нравственного и эстетического воспитания школьников) материала, коим является русский и осетинский исторический роман, будет, несомненно,способствовать повышению интереса школьников к истории государства Российского, к жанру исторической прозы вообще и к родной литературе, в частности. Вышесказанное и определило выбор темы данного исследования, обусловило актуальность и значимость предложенной методики нравственного и эстетического развития учащихся в процессе изучения русской и осетинской исто
5Г рической"прозы.
1. Нартов К.М. Программа литературного образования в национальных школах Российской Федерации // Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. М., 1995. С. 112.
Объектом исследования избран процесс изучения исторической прозы в аспекте формирования гуманистических и нравственно-эстетических идеалов учащихся в ходе работы над художественными историческими произведениями.
Предмет исследования - разработка целостной методической системы изучения художественных произведений жанра исторической прозы в аспекте формирования нравственных идеалов учащихся.
В основу исследования была положена рабочая гипотеза: систематическое и целенаправленное изучение русской исторической прозы в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с уроками родной литературы явится эффективным средством нравственно-эстетического воспитания учащихся, если в основу изучения произведения будит положены культуро-ведческий подход, принципы взаимосвязи литератур, сравнительно-сопоставительный метод анализа текста, а также будут учитываться жанровая специфика произведения, его гуманистическая направленность.
Систематическое и целенаправленное изучение русской исторической прозы в старших классах осетинской школы во взаимосвязи с уроками родной литературы с учетом жанровой специфики произведения способствует приобщению учащихся к духовным ценностям народов России;
• более осмысленному пониманию нравственно-эстетических ценностей художественной литературы;
• формированию исторического подхода -к литературному произведению;
• воспитанию любви и уважения к прошлому своей родины.
Целью исследования является обоснование и разработка эффективной методической системы изучения произведений исторической прозы на уроках, факультативах, уроках внеклассного чтения и во внеурочных формах работы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были выдвинуты следующие задачи:
• определить место и уровни изучения исторической прозы в старших классах осетинской школы;
• выработать систему изучения русской и осетинской исторической прозы на уроках литературы во взаимосвязи с факультативными и внеклассными занятиями;
• теоретически обосновать и эскпериментально апробировать методы и приемы формирования нравственно-эстетических идеалов в ходе изучения исторической проз® в старших классах национальной школы.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический ( изучение и анализ литературы по проблеме диссертации) ; :
• социолого-педагогический ( анализ действующих программ, учебных пособий по основным и факультативным курсам, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование учителей-предметников и руководителей факультативов; индивидуальные и групповые беседы со старшеклассниками);
• статистический ( количественный и качественный анализ результатов творческих письменных работ учащихся, докладов, рефератов старшеклассников, анкет учителей-словесников городских и сельских школ республики);
• экспериментальный ( проведение констатирующего, обучающего и контрольного эскпериментов).
Исследование проводилось по этапам:
• изучение литературы по проблеме диссертации;
• контрольно-констатирующий эксперимент (1993-1994 гг);
• поисковый эксперимент (1995-1996 гг.);
• обучающий эксперимент ( 1996-1998 гг.)
Методологической основой исследования является диалектический метод познания , получивший отражение в философии, литературоведении, дидактике, педагогике, психологии, методике преподавания русской и национальной литератур, а также в документах по вопросам народного образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в условиях национальной школы Северной Осетии разработаны содержание и методика работы над художественными произведениями исторической прозы на уроках русской литературы во взаимосвязи с родной литературой; определены научные подходы к анализу текста жанра исторической прозы; даны научное и практическое обоснование необходимости культурологического подхода к изучению художественных произведений с исторической основой; дано научное обоснование необходимости взаимосвязи уроков литературы с факультативными занятиями и уроками внеклассного чтения; предложена чг , система нравственно-эстетического воспитания учащихся при изучении исторической прозы , способствующая формированию гуманистических идеалов у учащихся старших классов, выработки у них такого поведения, которое предполагает отношение человека к другому человеку как к высшей ценности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная система изучения исторической прозы внедрена в практику работы многих национальных школ Северной Осетии^Алании. Предложенные рекомендации могут найти применении при составлении новых школьных программ , учебных пособий по литературе для национальной школы.
Апробация работы проведена в ряде школ республики: средних школах N1,2 с.Гизель, средней школе селения Саниба, средней школе N 2 села Октябрьское, в средних школах NN 36, 47 и 50 города Владикавказа. Результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-методических семинарах кафедры русской литературы и методики ее преподавания в национальной школе Северо-Осетинского государственного университета, на заседаниях лаборатории при кафедре русской литературы и методики ее преподавания в национальной школе СОГУ, лаборатории гуманитарного образования Института национальных проблем образования, на районных ме-тодобъединениях учителей русского языка и литературы школ Северной Осетии-Алании.
Положения, выносимые на защити:
1. Изучение русской исторической прозы в аспекте нравственно-эстетического и гуманистического воспитания учащихся будет эффективным при условии культурологического подхода к изучению произведения, pea
• г V лизации сравнительно-сопоставительного метода анализа текста, а также при условии использования внутрипредметных и межпредментых связей, осуществления принципа взаимодействия литератур.
2. Координация в проведении уроков, факультативных занятий, уроков внеклассного чтения и внеклассных мероприятий при изучении исторической прозы способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию их нравственно-эстетических идеалов.
3. Культуроведческий подход к изучению исторической прозы приобщает школьников к родной, русской и российской культуре, развивает умения и навыки творческого осмысления истории своей родины, истории Российского государства.
Структура работы традиционна. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 166 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031