Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Исполнительское творчество Даниила Шафрана. Бугаев, Олег Владиславович бесплатно
1:06 AM
Скачать Исполнительское творчество Даниила Шафрана. Бугаев, Олег Владиславович бесплатно

Исполнительское творчество Даниила Шафрана

Диссертация

Автор: Бугаев, Олег Владиславович

Название: Исполнительское творчество Даниила Шафрана

Справка: Бугаев, Олег Владиславович. Исполнительское творчество Даниила Шафрана : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Бугаев Олег Владиславович; [Место защиты: ФГОУВПО "Московская государственная консерватория"] Москва, 2008 213 c. :

Объем: 213 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава первая Творческий путь Даниила Шафрана
Начало
Искания
Мастер
Глава вторая Исполнительские принципы Даниила Шафрана
Исполнительский стиль Д Шафрана Исполнитель и авторский текст Секреты мастерства Репетиции, работа в ансамбле, концертные выступления
Глава третья Интерпретации Д Шафрана
Обзор репертуара и программ сольных концертов И С Бах
Сонаты Бетховена
Сонаты Шуберта, Брамса, Рахманинова Концерты Р Шумана, А Дворжака Шостакович
Виолончельные миниатюры Заключение Шафран - педагог Список литературы и других источников ПРИЛОЖЕНИЕ
I Репертуар и дискография Д Шафрана
II Факсимиле
Две страницы из тетради с концертными программами (архив Д Б Шафрана)
Репертуар Д Б Шафрана (по жанрам) Рукопись Д Б Шафрана из его архива

Введение:

В течение более чем сорока последних лет XX столетия Даниил Борисович Шафран входил в число наиболее известных и успешно концертирующих виолончелистов мира. Его знаменитая виолончель работы братьев Амати звучала в крупнейших залах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Мюнхена, Копенгагена, Стокгольма, Вены, Флоренции,
Лондона, Нью-Йорка и еще десятков городов - мировых столиц и не только. Перечисление оркестров и дирижеров, с которыми выступал артист, могло бы занять здесь очень много места. Что же касается реакции на концерты Даниила Шафрана со стороны его коллег-музыкантов, прессы и, разумеется, публики, то о ней можно сказать кратко -благодарность и восторг всегда решительно преобладали в хоре голосов, что-либо говоривших об игре Маэстро, а его художественный облик всегда воспринимался как уникальное явление на фоне современного ему исполнительского искусства.
Изучить творчество Шафрана - дело не из легких. Определить же тайны его искусства - тем более. В то же время осмысление его творческой эволюции, исполнительских принципов и наиболее важных интерпретаций давно назрело и составляет цель, которая преследовалась в настоящей работе.
Для достижения этой цели автор постарался разрешить несколько важных з а д а ч. Это воссоздание творческой биографии Д. Б. Шафрана; анализ его взглядов на проблемы исполнительского искусства и педагогики; установление системы его работы, индивидуальных приемов техники виолончельной игры; изучение репертуара и концертных программ Д. Б. Шафрана; анализ его интерпретаций; выявление существующих записей и составление дискографии1.
1 Дискографию, содержащуюся в предшествующих публикациях (Ямполъский И. М. Даниил Шафран. М., 1974. С. 52-56; Даниил Шафран. Виолончель соло. М., 2001. С. 391-411), мы уточнили и дополнили, доведя ее до 2006 года.
В целом, работа представляет собой род монографического исследования, освещающего разные стороны биографии и творческой деятельности Д. Б. Шафрана. В этом заключается новизна и актуальность настоящей работы.
Предшествующие публикации, посвященные Шафрану, представляют собой сравнительно краткие очерки его жизни и творчества, два из которых (брошюры И. Ямпольского и
A. Ивашкина2) написаны еще при жизни музыканта, а потому не охватывают целиком его творческого пути. Лишь в одной работе (большая статья А. Варгафтика и В. Гусевой 3 ), написанной уже после смерти Шафрана, ставится цель проследить все основные этапы биографии Шафрана, дать характеристику его исполнительскому творчеству в целом и наиболее примечательным его сторонам, выделить наиболее значимые интерпретации. Отдавая должное этим работам, материал и выводы которых были нами учтены, следует признать, что они вовсе не исчерпывают собой тех проблем, которые ставит перед исследователем исполнительское наследие Шафрана.
Некоторые ценные для нас суждения об искусстве Шафрана имеются в работах Г. Цыпина, в том числе в его беседах с Шафраном, посвященных психологии исполнительского творчества 4 , а также в статьях
B. Юзефовича, Т. Гайдамович и других об отдельных интерпретациях Шафрана произведений И. С. Баха и Бетховена. В некоторых случаях такие работы представляют собой рецензии на концерты Д. Шафрана, переросшие рамки этого жанра и превратившиеся в развернутые очерки, в которых авторы заостряют внимание на принципиальных моментах в творческом облике Шафрана. Наконец, следует назвать воспоминания о Д. Шафране и беседы о нем5, которые проливают свет на важные черты личности музыканта (отношение к творческому труду, работа в ансамбле и т. д.), о которых пойдет речь в диссертации. Для прояснения
2 Ямполъский И. М. Даниил Шафран. М., 1974. 61 е.; Ивашкин А. В. Даниил Шафран: Творческий портрет. М., 1980. 32 с.
3 Варгафтик А. М., Гусева В. А. Эпизоды из жизни артиста / / Даниил Шафран. Виолончель соло. М., 2001. С. 9-95.
4 Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988. С. 44-48, 146-151, 213-217, 357-369; он же. Человек. Талант. Труд. М., 1992. С. 135, 137-151, 211, 216. См. также отдельные публикации в Списке литературы.
5 См.: Артист глазами современников // Даниил Шафран. Виолончель соло. С. 255-389. исторического и культурного контекста, в котором существовало и развивалось искусство Шафрана, для автора диссертации имели значение выводы и наблюдения, которые содержатся в исследованиях, посвященных истории виолончельного искусства, а также творчеству отдельных его представителей.
В целом, литература о Д. Б. Шафране немногочисленна, что не соответствует действительному значению этого художника в музыкальной культуре. Между тем прошло десять лет после смерти Шафрана, и сегодня его творчество является историей, достойной внимательного и подробного изучения. Но не только историей. Благодаря сохранившимся записям искусство виолончелиста продолжает привлекать к себе внимание слушателей и исполнителей. Возможно, именно сейчас, когда историческая дистанция, разделяющая нас и творчество Д. Б. Шафрана, уже ощущается, но его записи еще не превратились в раритеты, вызывающие интерес лишь у историков исполнительского искусства и коллекционеров, самое время написать о нем большую работу6. Тем более что, на наш взгляд, интерес к творчеству этого музыканта со временем будет лишь возрастать, и его исполнительское искусство будет открываться для нас с новых неожиданных сторон.
Стремясь к разрешению сформулированных выше задач, мы опирались на обширный материал, который охватывает аудио- и видеозаписи записи Д. Б. Шафрана (студийные и сделанные на концертах); записи его интервью и мастер-классов; его выступления в печати; рецензии на концерты Шафрана, опубликованные в советской (российской) и зарубежной прессе; воспоминания о Шафране, как опубликованные, так и собранные автором работы; материалы личного архива Шафрана, в том числе любительские видеозаписи, тетради, в которые Шафран заносил даты и программы своих выступлений, а также виолончельные партии из его нотной библиотеки, содержащие
6 Поясним, что изданная в 2001 году объемная книга «Даниил Шафран. Виолончель соло» - это собрание ранее опубликованных материалов (интервью и другие выступления Шафрана в печати, статьи о нем, рецензии на его записи и концерты), дополненное воспоминаниями о музыканте и упоминавшейся статьей А. Варгафтика и В. Гусевой. его исполнительские пометки и служившие ему при работе над соответствующими произведениями7.
Последняя группа материалов ранее была почти неизвестна и недоступна исследователям 8 . Привлечение исполнительских пометок, содержащихся в сольных (оркестровых) партиях, ставшее обычным при изучении исполнительской практики XVIII, первой половины XIX века, при исследовании творчества музыкантов XX столетия представляет собой еще достаточно новое явление в музыковедческой практике9. В то же время, исполнительские редакции произведений прошлого, выполненные музыкантами XX века, становились предметом рассмотрения (например, фортепианные сонаты Бетховена в редакции Артура Шнабеля10). В таких случаях, однако, речь идет об опубликованных материалах. Имеются также издания, воспроизводящие пометки выдающихся исполнителей (например, «Гольдберг-вариации» И. С. Баха с пояснениями М. В. Юдиной 11 ). В отличии от приведенных примеров материал, использованный в нашей диссертации не является собственно законченной исполнительской редакцией, а показывает процесс работы музыканта.
По отношению к Д. Шафрану возможность обращаться к документам такого рода особенно ценна, поскольку творческий процесс музыканта, отличавшийся удивительной сложностью, многосоставностью, предполагал пересмотр ранее найденных решений, крайне тщательную работу над всеми деталями исполнения, в том числе над аппликатурой, которая была для Шафрана особенной областью постоянного поиска и
7 Материалы семейного архива Д. Шафрана не систематизированы, поэтому в работе было невозможно привести точные ссылки на них.
8 Их краткую характеристику можно найти в воспоминаниях А. Варгафтика о его общении с Шафраном (Даниил Шафран. Виолончель соло. С. 283). Ранее партии из библиотеки Шафрана воспроизводились в виде иллюстраций, но не комментировались (см. оформление форзацев в названной книге, а также: Silberkvit М. Daniel Shafran. The Conversation. // Applebaum S., Roth H. The way They play. Book 8. 1973-1981. Neptune City, 1986.
9 В поле нашего зрения попала только одна такая работа. В ней автор анализирует интерпретацию А. Брандуковым Виолончельной сонаты С. Рахманинова по сольной партии, содержащей пометки виолончелиста. См.: Гайдамович Т. А. Виолончельная соната Рахманинова и ее исполнители [1967] // Гайдамович Т. А. Избранное. М., 2004. С. 381-406.
10 См., например: Смирнова М. В. Артур Шнабель и его эпоха. СПб., 2006. С. 105-218.
11 Бах И. С. Ария с различными вариациями («Гольдберг-вариации») для клавира, С пометками Марии Юдиной. М., 1996. эксперимента. Обо всем этом дают представление материалы его архива.
Задачи монографического исследования предопределили использование в работе комплексной методологии. В основном она опирается на биографический метод (направленный на установление связей между творческим развитием Д. Шафрана и событиями его жизни) и на аналитический, но включает в себя также сравнительный и текстологический методы исследования.
Основная часть работы включает в себя три главы.
В Первой главе представлен творческий путь Д. Шафрана, в изучении которого автор опирался как на существующие публикации, так и на устные воспоминания и архивные документы. Так, приводимые сведения о концертной деятельности Шафрана, его контактах с другими музыкантами, о его участии в мастер-классах уточнены по записям в упоминавшихся тетрадях.
Предложенная периодизация, в соответствии с которой глава делится на три раздела, с одной стороны, не нова: подчеркнутая внешним фактом биографии (переезд в Москву) грань между годами учения и началом самостоятельной концертной деятельности проводилась и в прежних работах о Шафране. С другой стороны, мы предлагаем выделить период 1940-50-х годов в качестве особого, переходного этапа в творческом развитии виолончелиста, а все последующие десятилетия рассматривать как период зрелости (его начало, конечно, не поддается совершенно точной датировке). Основания для такого разделения заключаются уже не в фактах биографии, а в эволюции исполнительского стиля Шафрана, основные направления которой также рассмотрены в Первой главе.
Отдельная проблема творческого развития Шафрана, затронутая в Первой главе - соотношение его исполнительского искусства с традицией, в которой был воспитан виолончелист (то есть с петербургско-ленинградской школой Александра Штримера), и с творчеством его современников (в том числе представителей московской школы Семена Козолупова и его выдающегося ученика Мстислава Ростроповича). Особое внимание уделено тому, как складывался концертный репертуар Шафрана, отражавший и его личные предпочтения, и тенденции времени.
Вторая глава посвящена исполнительским принципам Шафрана, которые охватывают широкий спектр проблем, начиная от чисто инструментальных секретов мастерства, организации репетиционной работы музыканта вплоть до проблемы «авторский текст - исполнитель».
Стараясь объяснить то, что могло казаться проявлением спонтанности творческого процесса исполнителя или даже следствием его желания непременно быть оригинальным в своем искусстве, автор в процессе работы убедился в том, что Шафран обладал предельно строгой системой представлений о своем исполнительском творчестве, ясно, вплоть до мелочей, осознавал цели, которых собирался достичь, и пути их достижения. Искусство Шафрана, поражающее силой эмоциональное воздействия, зиждилось, как стало понятно, на рациональном отношении ко всем сторонам исполнительской деятельности.
В Третьей главе перед нами стояла задача показать на конкретных примерах многое из того, о чем шла речь во Второй главе и отчасти в Первой (к вопросу о творческой эволюции). Виолончелист обладал огромным репертуаром, общая направленность которого вкупе с изменениями, происходившими в принципах составления концертных программ, рассмотрена в начале главы. Выбирая произведения для более подробного анализа, мы решили, во-первых, остановиться на самых крупных монографических работах Шафрана (Бах, Бетховен) и на тех произведениях, которые музыкант считал для себя особенно важными (Шуман, Брамс, Шостакович). Во-вторых, автор старался представить интерпретации Шафраном музыки разных жанров и стилей, а также на отдельных примерах показать изменения исполнительской манеры виолончелиста, как о том позволяют судить записи одних и тех же произведений, сделанные в разные годы.
В Заключении на первый план выходит, на первый взгляд, неожиданная тема: Шафран-педагог. Не занимаясь педагогической деятельностью постоянно, он обладал, однако, продуманным отношением к педагогике, своими педагогическими принципами, которые долго не утратят своего значения. Эта тема связана с другой, более широкой: как вообще возможна передача опыта музыканта, наделенного столь уникальными, единственными в своем роде качествами, которые невозможно воспроизвести в принципе; какое влияние Шафран смог оказать на современное состояние виолончельного искусства, сохраняет ли его исполнительское творчество актуальность сегодня.
В Списке литературы и других источников указан материал, использованный при подготовке настоящей работы. При этом раздел «А» (Статьи Д. Б. Шафрана и беседы с ним) охватывает, как нам представляется, практически все публикации такого рода.
В Приложении помимо ряда иллюстраций (факсимиле документов из архива Д. Шафрана) представлены репертуар виолончелиста с указанием времени, когда то или иное произведение присутствовало в его концертных программах, и наиболее полная на сегодня дискография.
Автор приносит благодарность всем, кто содействовал ему в работе над диссертацией, кто поделился своими воспоминаниями о Д. Б. Шафране, и особенно Светлане Ивановне Шафран, позволившей автору познакомиться с материалами личного архива виолончелиста.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 371 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30