Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе. Воронин, Виктор Николаевич бесплатно
11:17 PM
Скачать Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе. Воронин, Виктор Николаевич бесплатно
Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе

Диссертация

Автор: Воронин, Виктор Николаевич

Название: Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе

Справка: Воронин, Виктор Николаевич. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Тольятти, 1999 331 c. : 71 00-13/91-6

Объем: 331 стр.

Информация: Тольятти, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ВУЗЕ
11 Анализ базовых понятий исследования: "педагогическая (дидактическая) система", "дидактический комплекс", "дидактический подход"
12 Деятельностный подход в проектировании дидактических комплексов
13 Личностный подход к проектированию дидактических комплексов
14 Проблемно-модульный подход в проектировании дидактических комплексов
15 Контекстный и другие современные подходы в проектировании дидактических комплексов
16 Выводы по 1-й главе
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И КРИТЕРИИ
ЭВРИСТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ
В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ВУЗЕ
21 Принципы и критерии эвристического подхода в проектировании дидактических комплексов в вузе
22 Принципы и критерии технологического подхода в проектировании дидактических комплексов в вузе
23 Выводы по 2-й главе
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ
ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИНТЕГРАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ
В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ВУЗЕ
31 Общие вопросы организации экспериментальной работы и сбора эмпирического материала
32 Анализ экспериментальной работы и эмпирических материалов по проектированию и применению дидактических комплексов в вузе
33 Выводы по 3-й главе
ГЛАВА 4 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ВУЗОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
41 Общепедагогическая подготовка преподавателей вузов к проектированию дидактических комплексов:
42 Особенности проектирования дидактических комплексов по гуманитарным предметам
43 Особенности проектирования дидактических комплексов по естественно-математическим и техническим дисциплинам
44 Выводы по 4-й главе

Введение:

Актуальность исследования. Выход России на магистральный путь устойчивого развития, на повышение уровня жизни немыслим без ориентации на более развитое производство, а высококачественной, конкурентоспособной продукции можно достичь только при наличии специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, профессиональной компетентностью и мастерством.
Теоретический анализ педагогической и дидактической литературы по актуальным проблемам повышения эффективности образования в высшей школе показывает, что наиболее перспективными в этом отношении являются два прямо противоположных подхода.
С одной стороны, многие вузовские преподаватели стремятся к усилению проблемности (эвристичности) преподавания. И эта тенденция вполне правомерна, так как она обусловлена значительными дидактическими наработками в области проблемного и эвристического обучения, активизации творческой, исследовательской деятельности студентов.
С другой стороны, в области современной дидактики высшей школы все более набирают темпы исследования проблемы информатизации обучения, повышения качества обучения на основе технологизации познавательной деятельности студентов.
Существует и третье направление, в рамках которого делается, попытка интегрировать достоинства первого и второго подходов и преодолеть недостатки каждого из них.
Однако механическая интеграция эвристического и технологического подходов несет в себе явные противоречия, так как чем больше усиливается эвристичность (проблемность) обучения, чем выше насыщенность образовательного процесса творческими задачами и заданиями, тем ниже уровень технологичности и управляемости процесса обучения. И наоборот, чем выше степень технологичности, управляемости процесса обучения, тем выше гарантии качества обучения, но преимущественно в усвоении студентами знаний и умений в условиях учебной деятельности низкого уровня проблемности и творческого потенциала.
Нельзя сказать, что в отечественной дидактике не было попыток разрешения указанных противоречий.
Еще в 80-е годы в исследовании В.И.Андреева активно разрабатывались идеи эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности. При этом большое внимание уделялось именно качеству "программирования", т.е. "проектирования" учебно-исследовательской деятельности, но в таком широком дидактическом масштабе проблема интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов специально не ставилась и не решалась.
В последние годы были предприняты и другие исследования, например, М.А.Чошановым разрабатывались идеи проблемно-модульного обучения.
Однако в современной дидактике высшей школы остается далеко не осмысленной и глубоко не исследованной проблема, которую можно сформулировать так: "Каковы концептуальные основы (принципы, критерии и условия) интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов, обеспечивающих достаточно высокую эффективность обучения студентов в вузе?"
В рамках этой проблемы объектом исследования являются теория и практика проектирования дидактических комплексов в вузе.
Предмет исследования. Принципы, критерии и условия интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе.
Цель исследования. Разработка дидактической основы интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов, обеспечивающих достаточно высокую эффективность обучения студентов в вузе.
Гипотеза исследования заключалась в следующем: проектирование дидактических комплексов в вузе на основе интеграции эвристического и технологического подходов будет обеспечивать достаточно высокую эффективность обучения студентов в том случае, если:
• эвристический подход будет реализован как система принципов, критериев и дидактических условий, усиливающих проблемность, диалогич-ность, креативность и критичность мышления студентов, рефлексирующие функции и творческое развитие студентов;
• технологический подход также будет реализован как система принципов, критериев и дидактических условий, обеспечивающих диагностичность целей обучения, алгоритмизацию познавательной деятельности студентов, оптимизацию уровней трудности, сложности и проблемно-сти учебных задач и заданий, разнообразие форм и методов контроля качества обучения студентов;
• сам же процесс интеграции эвристического и технологического подходов будет опираться на принципы и критерии системности, преемственности, оптимальности и дополнительности с ориентацией на разработку дидактических комплексов, в которых бы сочеталось применение дидактических средств управления и самоуправления (самоорганизации) в разнообразной учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.
Задачи исследования
1. На основе философской, методологической, педагогической и дидактической литературы проанализировать и уточнить сущность понятий "дидактическая система", "дидактический комплекс", "дидактичес-. кие средства", "дидактический (педагогический) подход", "дидактический принцип".
2. Обосновать дидактическую специфику эвристического подхода в проектировании дидактических комплексов в вузе, а также принципы, критерии и условия его реализации.
3. Обосновать дидактическую специфику технологического подхода в проектировании дидактических комплексов в вузе, а также принципы, критерии и условия его реализации.
4. Обосновать теоретически и проверить экспериментально возможности интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе.
5. Выявить совокупность наиболее значимых педагогических знаний и проектировочных умений, которые позволяют вузовскому преподавателю эффективно реализовать интеграцию эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов.
6. Определить в процессе распространения и выявления идей интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов факторы и условия, при которых выявляются и реализуются резервные возможности качества обучения студентов.
Методологическую основу исследования составили философские, психологические и дидактические концептуальные положения в области теории познания, мышления, деятельности и личности; педагогическая теория деятельностно-личностного подхода в изучении педагогических явлений; общие из указанных положений в отечественной и зарубежной педагогике, основанных на принципах системного, аксиологического, культурологического и гуманистического подходов в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Теоретическая база исследования
В своем исследовании мы опирались на следующие базовые педагогические концепции: теорию моделирования и конструирования учебного процесса (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, М.В.Кларин, Л.И.Гурье, Ю.С.Иванов, Ph.Barker, R.Koller, A.Schelton и др.), на теорию совершенствования содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, В.С.Леднев и др.), на концептуальные идеи проблемного и эвристического обучения (М.И.Махмутов, В.Оконь, Д.В.Вилькеев, В.И.Андреев, А.П.Тряпицына, Л.Г.Вяткин, Ф.Л.Ратнер и др.), на личнос-тно-ориентированный подход в обучении (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), на теорию системного подхода (В.Г.Афанасьев, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, В.Н.Садовский, П.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и др.), на идеи модульного подхода в. обучении (И.Прокопенко, П.Юцявичене, М.А.Чошанов и др.), на работы по технологизации обучения (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина, B.C.Бяула, А.А.Вербицкий, Ф.Янушкевич и др.), на идеи квалитативного подхода в совершенствовании дидактических систем (А.И.Субетто, В.М.Полонский, Ю.К.Чернова, В.Д.Шадриков и др.)
Методы исследования
Для проверки основных положений гипотезы и решения поставленных задач были использованы как теоретические, так и эмпирические методы в их совокупности, обеспечивающие надежность и валидность исследования. рр w / w w м \
Теоретическии (историческии, системный, сравнительный) анализ отечественных и зарубежных исследований позволил осмыслить степень разработанности частных проблем.
Ретроспективный и сравнительный анализ дидактических теорий позволил выявить их инвариантные и специфические идеи, которые затем интегрировались в рамках построения авторской концепции исследования.
Системно-структурный анализ учебных планов и программ, образовательных стандартов, различного типа учебников и учебных пособий, обучающих и контролирующих компьютерных программ позволил выявить как недостатки, так и резервные возможности их дидактического совершенствования. Моделирование и проектирование дидактических комплексов осуществлялось с опорой на метод экспертных оценок, рефлексивный анализ, выявление рейтинга значимости тех или иных критериев и условий. Большое значение мы придавали методам опытно-экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы: констатирующему, поисковому и формирующему дидактическому эксперименту. Кроме того, широко использовались методы критериальных оценок и методы математической статистики в обработке результатов дидактического эксперимента.
Основные этапы исследования
Исследование велось с 1986 г. по 1999 г.
Первый этап (1986-1991 гг.) - изучение сложившейся практики проектирования и разработки отдельных элементов дидактических комплексов, главным образом учебно-методических пособий и разработок для организации самостоятельной работы студентов. Подготовка и апробация учебно-методических пособий (см. перечень публикаций того периода) применительно к читаемому соискателем в Камском политехническом институте учебному курсу "Гидравлика, гидромашины и гидроприводы", "Лопастные машины и гидродинамические передачи".
Второй этап (1992-1996 гг.) - подготовка теоретической базы исследования, анализ передового отечественного и зарубежного опыта в проектировании дидактических комплексов, анализ философской, психологической и педагогической литературы по вопросам реализации эвристического и технологического подходов в проектировании отдельных дидактических средств обучения студентов в вузе; обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования и организации локальных поисковых дидактических экспериментов.
Третий этап (1997-1999 гг.) - организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проектированию дидактических комплексов на основе интеграции эвристического и технологического подходов. Выступления с обобщением и распространением опыта по результатам исследования на различных семинарах и конференциях.
На заключительных этапах исследования проверялась правильность полученных выводов и обобщений, а также дидактико-методических рекомендаций.
Достоверность исследования обеспечивалась использованием фундаментальных работ прежде всего отечественных ученых: философов, психологов, педагогов, дидактов по совершенствованию и проектированию высшего образования; комплексным использованием эмпирических и теоретических методов исследования, соответствием проектов и моделей их реальной практической применимости, опорой на передовой педагогический опыт; математической обработкой данных дидактических экспериментов.
Личный вклад автора заключается в разработке концептуальных положений проектирования дидактических комплексов в вузе, в написании монографии "Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов", которая явилась результатом многолетних теоретических и эмпирических исследований.
Дидактический эксперимент по проектированию дидактических комплексов, организованный в Тольяттинском политехническом институте, Волжском университете им. В.Н.Татищева проводился непосредственно соискателем, который в качестве проректора по учебной работе осуществлял работу научно-методического семинара преподавателей, где систематически обсуждались проблемы управления качеством образования в высшей школе, достижения в отечественной и зарубежной педагогике, корректировались результаты дидактических экспериментов.
Под научной редакцией соискателя вышел ряд научно-методических разработок, тезисов докладов на научно-практических конференциях и семинарах преподавателей высшей школы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в постановке и решении на методологическом, дидактическом и методическом уровнях проблемы разработки концепции интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе.
В соответствии с этой концепцией:
1. Впервые в педагогике высшей школы разработана теория проектирования дидактических комплексов, которая еще до непосредственной организации обучения студентов создает достаточно высокий уровень гарантий качества обучения студентов, так как изначально ориентирует преподавателя на интеграцию эвристического и технологического подходов в обучении студентов.
2. Обоснованно и содержательно раскрыто понятие "дидактический комплекс", которое определяется как система дидактических средств, включая учебные планы и программы, образовательные стандарты, учебники и учебные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы, аудио-, видеоинформационные и другие средства обучения, ориентированные на педагогическое управление и самоуправление студентов в познавательной, практической, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.
Системообразующим началом в проектировании дидактических комплексов являются, с одной стороны, цели обучения (образования), а с другой стороны, дидактические принципы, которые выступают как ин-тегративные критерии в отборе и проектировании содержания, форм, методов и условий обучения.
3. Обоснованы приоритетные подходы к проектированию дидактических комплексов в вузе, среди которых:
• эвристический подход, включающий в себя систему идей, принципов, критериев и условий, усиливающих проблемность, эвристичность, диа-логичность, прогностичность и рефлексирующие функции дидактических средств;
• технологический подход, включающий в себя систему идей, принципов, критериев и условий, обеспечивающих диагностичность целей обучения, сочетание педагогического управления и самоуправления студентов, ориентированных на усиление фундаментальности образования в сочетании с гуманизацией и гуманитаризацией, оперативного и пролонгированного контроля качества обучения студентов;
• интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов на основе идей, принципов, критериев и условий, обеспечивающих системность, управляемость, преемственность, перспективность и оптимизацию в сочетании эвристического и технологического подходов.
4. Обоснованы этапы в проектировании дидактических комплексов, которые должны включать в себя: а) ориентировочный (на этом этапе осуществляется анализ и общая ориентировка того, что следует улучшить, усовершенствовать, разработать); б) целевой (на этом этапе конкретизируется план того, что и как следует усовершенствовать, улучшить, спроектировать в системе дидактических средств обучения); в) критериально-системный (на этом этапе проектируется вся система дидактических средств, входящая в дидактический комплекс, на основе принципов и критериев эвристичности и технологичности); г) системно-оптимизирующий (проектируемая система дидактических средств оптимизируется с учетом принципов и критериев интеграции эвристического и технологического подходов).
5. Определен рейтинг значимости проектировочных умений, необходимых вузовскому преподавателю для эффективного проектирования дидактических комплексов.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты исследования прошли апробацию в рамках возглавляемого соискателем научно-методического семинара для преподавателей прежде всего Тольяттинского политехнического института и Волжского университета им. В.Н.Татищева.
Кроме того, с теоретическими положениями и выводами диссертационного исследования были ознакомлены путем распространения моногра-. фии и более 15 учебно-методических пособий преподаватели вузов главным образом Поволжского региона.
Результаты исследования апробированы в докладах и сообщениях, представленных на международных, всероссийских и межвузовских конференциях и семинарах: Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 1997 г.);
Международной конференции "Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности" (Гродно, 1999 г.); научно-методической конференции "Непрерывное образование: реформы и традиции" (Самара, 1998 г.); Всероссийской конференции "Проектирование, обеспечение и контроль качества образовательных услуг" (Тольятти, 1998 г.); Межвузовской конференции "Совершенствование форм и методов общения преподавателей со студентами и развитие состязательности в обучении" (Казань, 1988г.); Межвузовской научно-методической конференции "Совершенствование самостоятельной работы и профессионального мастерства студентов" (Иваново, 1989 г.); научно-методической конференции "Технология подготовки инженерных кадров" (Тольятти, 1992 г.).
Практическая значимость
Разработана структурно-функциональная модель проектирования дидактических комплексов на основе интеграции эвристического и технологического подходов, которая может быть широко использована преподавателями высшей школы как при обучении студентов естественно-математических, технических, так и гуманитарных дисциплин.
Результаты исследования и дидактическая концепция интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов могут существенно повысить педагогическую культуру вузовских преподавателей и качество учебного процесса в высшей школе.
Результаты исследования, отраженные в монографии, учебных пособиях, методических рекомендациях, раскрывающих основные положения проектирования дидактических комплексов, уже сейчас находят практическое применение в высших учебных заведениях гг. Тольятти, Самары и ряде вузов Поволжского региона.
Положения, выносимые на защиту
1. Дидактическая концепция интеграции эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе, которая включает в себя:
• системообразующую цель - управление качеством высшего образования, обеспечивающего достаточно высокие результаты обучения и развития студентов;
• эвристический подход, который включает в себя систему идей, принципов и критериев: проблемность-эвристичность, диалогичность, рефлексивность, ориентация на творческое саморазвитие и др., которые усиливают эвристические функции обучения еще в процессе проектирования дидактических комплексов;
• технологический подход, который включает в себя систему идей, принципов и критериев, сочетания управления и самоуправления, диагнос-тичности целей обучения, отбора содержания, форм и методов обучения, ориентированных на усиление фундаментализации образования в сочетании с гуманизацией и гуманитаризацией, с его оперативным и пролонгированным контролем и самоконтролем качества обучения студентов;
• интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов, которая включает в себя идеи, принципы и критерии, обеспечивающие системность, преемственность, перспективность, оптимальное сочетание эвристического и технологического подходов как в проектировании дидактических комплексов, так и в процессе обучения студентов.
2. Теория и практика проектирования дидактических комплексов требует более фундаментальной дидактической подготовки вузовского преподавателя, систематического повышения его профессионально-педагогического мастерства, особенно развития его проектировочных, коммуникативных умений, методологической культуры и непрерывного творческого саморазвития.
3. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов является одним из приоритетных направлений совершенствования качества обучения студентов в вузе, так как на основе вышесформулированных идей, принципов и условий ведется отбор, конструирование целей, содержания, форм и методов обучения студентов, что позволяет более эффективно осуществлять педагогическое управление студентами в познавательной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, стимулировать творческое саморазвитие студентов (самопознание* самоопределение, самоуправление, самосовершенствование), а в итоге - получить более высокое и устойчивое качество обучения студентов.
Проектирование дидактических комплексов требует целевого применения принципов и критериев с учетом специфики тех компонентов дидактического комплекса, которые усовершенствуются или разрабатываются вновь.
4. На защиту также выносится определение понятий "дидактическое средство", "дидактический комплекс", "дидактический подход'.' -(опреде-яения^тих понятий даны на последующих страмщах-автореферата).
Поскольку в проектировании дидактических комплексов большое внимание уделяется дидактическим принципам, то их систематика потребовала анализа дидактических концепций и соответствующих современных подходов в совершенствовании процесса обучения.
В связи с этим в исследовании дан анализ деятельностного, личностного, проблемно-модульного, контекстного и других подходов применительно к дидактике высшей школы, а также с учетом целей и задач настоящего исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031