Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся. Зацепина, Маргарита Алексеевна бесплатно
0:52 AM
Скачать Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся. Зацепина, Маргарита Алексеевна бесплатно
Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся

Диссертация

Автор: Зацепина, Маргарита Алексеевна

Название: Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся

Справка: Зацепина, Маргарита Алексеевна. Индивидуальная работа по литературе как средство нравственного воспитания учащихся : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Ленинград, 1985 211 c. : 61 85-13/1018

Объем: 211 стр.

Информация: Ленинград, 1985


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ• '
ГЛАВА I МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ шдаидуАльной
РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
§ I Индивидуальный подход к учащимся в процессе преподавания как проблема дидактики и методики литературы
§ 2 Состояние исследуемой проблемы в массовой учительской практике
§ 3 Единство нравственного и эстетического начал в индивидуальной работе с учащимися
§ 4 Проблемы "нравственного равенства" в индивидуальной работе учителя с учащимися
§ 5 Индивидуальный подход к учащимся как норма учительской деятельности
§ 6 Организация и стимулирование взаимопомощи учащихся как фактор индивидуального подхода в процессе преподавания
ГЛАВА П ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ
РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
§ I Проблема коллектива и личности в процессе индивидуальной работы с учащимися
§ 2 Словесное творчество школьников в системе коллективной и индивидуальной работы с учащимися 100 v
§ 3 Взаимодействие семьи и ученического коллектива в индивидуальной работе учителя-словесника с учащимися
§ 4 Взаимодействие классного и внеклассного коллективов в индивидуальной работе с учащимися
§ 5 Проблема индивидуального подхода в подготовке учителей-словесников

Введение:

Один из принципов всей воспитательной работы, осуществляемой в нашей стране под руководством Коммунистической партии, -индивидуальный подход к человеку. "Дойти до каждого" - это требование в равной степени относится к работникам идеологического фронта, к школьным учителям, преподавателям профессиональных учебных заведений, вузовским педагогам.
В партийных и государственных документах, определяющих основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, подчеркивается "необходимость совершенствования самого человека как главной производительной силы и высшей ценности общества", пристального внимания к его становлению и развитию в школьные годы.
Советская дидактика, опираясь на передовые традиции отечественной и мировой школы и педагогики, неизменно выдвигает принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы с классом (см.: Дидактика средней школы, 1975, 1982 и др.). Имеется большое число психологических и педагогических исследований, посвященных индивидуальному подходу к учащимся или отдельные аспекты этой проблемы (Мясищев, 1933; Горбунов, 1953; Колесова, 1956; Славина, 1958; Гурин, 1960; Теплов, 1961; Сухом-линский, 1967; Ильин, 1971; Николаева, 1972; Кузина, 1974; Ра-бунский, 1975; Унт, 1975; Абрамова, 1978; Верцинская, 1979; Селиванов, 1981; Петрова, 1981; Кирсанов, 1982).
Несмотря на длительное, обстоятельное изучение этой проблемы в дидактике, многие авторы отмечают, что далеко не всё в ней ясно и особенно - способы сочетания коллективной и индивидуальной работы. Анализ дида. ктических исследований по проблеме показывает, что наименее исследованным, по сути дела, даже не вычлененным, остается такой ее важный аспект, как воспитание ученического коллектива в духе интереса, внимания, помощи каждому члену коллектива. Материалы печати, педагогический опыт, наблюдения, проведенные автором диссертации, убеждают, что в практике школ и других типов учебных заведений остро ощущается дефицит внимания к отдельному ученику, вызванный не тем, что учителя недооценивают индивидуального подхода в педагогическом процессе, а тем, что они не всегда находят реальные пути осуществления этого подхода. Эти трудности усугубляются неразработанностью методики индивидуальной работы с учащимися в процессе преподавания определенного учебного предмета, во многих работах по методике литературы так или иначе речь идет об учете индивидуальных способностей школьников, их литературного развития, их читательского восприятия. Переломными в этом отношении явились труды М.А.Рыбниковой, которая впервые сказала об ученике, как "факторе методики", ввела в науку анализ культуры восприятия и деятельности конкретных учеников (1941, с.240-273). Вслед за Рыбниковой вся методика преподавания литературы постепенно обратилась к изучению учеников (работы Н.О.Корс-та, Н.И.Кудряшева, Н.Д.Молдавской, З.Я.Рез, М.Г.Качурина, В.Г.Маранцмана, Т.С.Веселовой, Н.А.Станчек, М.Ф.Лучановой, Л.С.Шакировой, Л.И.Коноваловой, О.И^Беловой и многих других). Но до последнего времени проблема индивидуального подхода к ученику в преподаваний литературы специально не ставилась и не исследовалась. В значительной мере именно поэтому и в методической науке, и в массовом преподавании индивидуальный подход остается скорее общепризнанным требованием, чем теоретически обоснованной и практически реализуемой системой действий учителя и ученического коллектива. Сказанное определяет, как нам представляется, актуальность данной работы и ее дель: теоретически обосновать, проверить и откорректировать в опытно-экспериментальной работе методику индивидуального подхода к учащимся, рассматривая этот подход в качестве действенного средства их нравственного развития на уроках литературы.
Цель определяет объект изучения: процесс эстетического и нравственного воспитания школьников 8-10 классов в преподавании литературы.
Предмет изучения - индивидуальный подход к учащимся как средство повышения эффективности данного процесса.
Рабочая гипотеза исследования складывалась из следующих предположений. Индивидуальный подход к учащимся в процессе преподавания любого предмета требует не только внимания учителя к каждому ученику, но и формирования классного коллектива (и других коллективов, с которыми работает учитель) в духе интереса к каждому своему члену, в духе стремления помочь его становлению и развитию.
Решающую роль в создании условий для плодотворного становления и развития каждого ученика в ученическом коллективе приобретает организация учебного и внеучебного труда по предмету -такая организация, которая побуждала бы ученика и позволяла ему утвердить себя добрым делом среди товарищей, обрести - в той или иной мере - общественное признание и уважение.
Специфика литературы как учебного предмета в индивидуальной работе с учащимися проявляется более всего в том, что словесное искусство и - шире - искусство вообще гуманистично по своей природе. "Человек всегда составляет центральный объект литературного творчества. В соотношении с изображением человека находится и всё остальное: не только изображение социальной действительности, быта, но также природы, исторической изменяемости мира и т.д. В тесном контакте с тем, как изображается человек, находятся и все художественные средства, применяемые писателем" (Лихачев, 1970, с.З).
Центральному положению человека в литературе соответствует личностный характер литературного творчества, личностный характер восприятия произведений словесного искусства, личностная природа учительской деятельности. Исходя из этого, любой момент классной и внеклассной работы по литературе может быть понят и соответствующим образом повернут к изучению растущего человека - школьника - в его учебной, читательской, общественно полезной деятельности, к воспитанию в нем самом и во всем классном коллективе внимания к каждому человеку, заботы о его судьбе, о его общем, нравственно-эстетическом и литературном развитии.
Цель и рабочая гипотеза определяют задачи исследования: изучить научные труды, в которых так или иначе рассматривается исследуемая работа; изучить опыт решения данной проблемы в школьном преподавании; теоретически обосновать концепцию индивидуального подхода к учащимся в процессе преподавания литературы, представить ее в виде методической системы и проверить в опытно-экспериментальной работе; выявить воздействие данной системы преподавания на нравственное и эстетическое развитие школьников: предложить рекомендации по применению индивидуального подхода в преподавании литературы для школьных учителей, вузовских преподавателей, готовящих учителей-словесников, для методистов,занимающихся повышением квалификации словесников.
Методология исследования определяется идеями марксистско-ленинской философии, которые относятся к изучению человеческой личности, к ее целенаправленному формированию в коммунистическом духе, в частности, понимание человека одновременно как продукта и субъекта истории, как совокупности общественных отношений данной эпохи, как деятеля, формирующего себя самого в процессе общественно преобразующего труда, и как высшей ценности в обществе, строящем коммунизм. На основе этих идей в советской психологии утвердился личностный принцип и принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн, 1934, 1973; Абульханова-Славская, 1980), которыми мы также руководствовались в нашей работе.
Методологическое значение для данного исследования имело также свойственное нашей идеологии представление об учителе как помощнике партии и государства в воспитании народа, как о "ваятеле духовного мира юной личности" (Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, 1984, п.30).
Методика исследования опирается на традиции советской психологии и педагогики в изучении личности школьника. Особенно ценным нам представляется известное суждение С.Л.Рубинштейна: "Мы изучаем ребенка, обучая его. Мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую, высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития детской психологии" (1946,с.40).
Нами использовались следующие методы: анализ педагогического опыта, творческое содружество с учителями-единомышленниками, преобразующее преподавание, осуществляемое самим исследователем и его сотрудниками - студентами и учителями, длительное включенное наблюдение, локальные эксперименты, анализы разнообразных творческих работ студентов и школьников, анкетирование и интервьюирование, учет непосредственных и отдаленных результатов школьного и вузовского преподавания.
Об одном из методов исследования необходимо сказать подроб
• - 9 нее, поскольку в данной работе он занимает особо важное место. Имеется в виду педагогический дневник, который велся исследователем на протяжении почти трех десятилетий. Некоторые фрагменты дневника публиковались (Зацепина, 1963, 1964, 1965, 1969, 1971, 1973, 1976), передавались по радио и телевидению (1959-1980), что помогало учитывать мнение педагогической общественности, апробировать выводы исследования. На основе материалов дневника выявлялись педагогические ситуации, создавались монографические характеристики школьников и студентов. В применении этого метода мы опирались на опыт А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, а также на работы А.Ф.Лазурского (1908, 1924), обосновавшего научное значение педагогического наблвдения и школьных характеристик.
В дальнейшем изложении хода и результатов исследования значительное место займут материалы педагогического дневника, характеристики учащихся в жанре педагогических очерков. Педагогические наблвдения записаны от первого лица, поэтому в тексте диссертации привычная форма "мы" переходит в изложение от первого лица. Мы считаем это возможным, более того, предполагаем, что именно такое решение позволит увидеть и понять не только ситуацию, но и личностное начало преподавания. Это человеческое "я" позволяет фиксировать и анализировать реальные ситуации. Мы оставляем также в большинстве случаев (за исключением особо оговоренных) подлинные имена и фамилии учеников и студентов.
Исследование охватило длительный период работы автора с учащимися средних школ и студентами педагогического института - будущими учителями-словесниками. Оно прошло через несколько этапов, являвшихся одновременно и этапами становления самого исследователя:
I. Ориентировочный этап. Вычленение и осмысление проблемы индивидуального подхода (преимущественно в аспекте воспитания "трудных" подростков) и поиски ее решения - 1955-1959 гг. (период работы в школах 1й№ 66, 49 г.Нижнего Тагила);,
2. Аналитический этап. Разработка основ методики индивидуального подхода - 1959-1974 гг. (период работы в Воронежской средней школе № I им. А.В .Кольцова и с 1966 г. в Воронежском педагогической институте);
3. Преобразующий этап. Теоретическое обоснование - экспериментальная проверка индивидуальной работы с учащимися в классном коллективе и студентами в учебной группе - 1974-1980 гг. (период одновременной работы в Воронежской средней школе № 5 им. К.П.Феоктистова и Воронежском педагогическом институте);
4. Контрольный этап. Проверка и корректировка концепции и методики индивидуального подхода к работе учителей, подготовленных автором диссертации или сотрудничавших с ним в исследовании - 1980-1985 гг. (период работы в Воронежском педагогическом институте и сотрудничества в исследовании с кафедрой педагогики Воронежского университета).
Избранная нами проблема потребовала проведения исследований не только в рамках класса, школы, но и более широком опыте преподавания. Для этой работы мы использовали педагогическую практику и сотрудничество с учителями, как правило, бывшими нашими учениками на факультете русского языка и литературы Воронежского педагогического института. В эксперименте особо активное участие принимали словесники школ города и области: заслуженный учитель школ РСФСР О.Н.Кургузова (5 ср.школа им.К.Феоктистова), Т.Г.Бабушкина (7 ср.школа), О.В.Алексеева (9 ср.школа), О.Н.Шепель (Нижнедевиц-кая ср.школа), А.А.Старчеус (Вязноватовская ср.школа Нижнедевиц-кого р-на), В.И.Вендина (Спасская ср.школа Верхнехавского р-на).
Основше положения, выносимые на защиту:
1. Дидактический принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях работы с ученическими коллективами, который понимался и характеризовался в основном как проявление внимания педагога к каждому учащемуся, учет его индивидуальных особенностей, должен быть развит и уточнен: как показало наше исследование, первостепенное значение приобретает воспитание ученического коллектива в духе действенного гуманистического интереса к каждому члену коллектива. При этом и для воспитания члена коллектива, нуждающегося в особой заботе, необходимо ориентирование его на внимание к товарищам, на оказание помощи другим.
2. Индивидуальный подход к учащимся, необходимый в преподавании всех предметов, на уроках литературы преобразуется под воздействием словесного искусства, специфики читательской деятельности, имеющей в идеале творческий, художественный характер; громадное воспитывающее значение приобретает гуманистическая направленность литературы, способная при определенной системе преподавания побуждать и развивать в учащихся активный, сочувственный интерес к товарищу,к человеку вообще, стремление быть полезным окружающим.
3. В изучении ученика решающее значение приобретает естест венное общение и сотрудничество с ним в классном коллективе, в разнообразных формах общей работы; отсюда - громадная роль целенаправленного, включенного педагогического наблюдения: особые способы изучения,выходящие за пределы обычного педагогического процесса,допустимы лишь в порядке исключения,в ввиде экстренной меры "по жизненным показаниям". При этом должно неукоснительно соблюдаться правило: учитель и ученик,существенно различаясь по жизненному опыту,знаниям,подготовке,равны в нравственном отношении.
4. В работе с учащимися существенное значение имеет учет его жизненных обстоятельств, особенно характера, психики, состояния здоровья, уровень общего и литературного развития, читательской деятельности, особенностей восприятия литературных произведений. Но в этом многообразии индивидуальных обстоятельств и свойств, учитываемых педагогом, в конечном счете определяющее значение имеет способность школьника к самосознанию под воздействием литературы в процессе читательской и иной деятельности, связанной с литературой. Именно на развитие этой способности и должны быть направлены усилия педагога при поддержке класса.
5. Индивидуальный подход к учащемуся в процессе преподавания требует не каких-либо особых приемов, а определенной направленности всей системы педагогических средств к пробуждению и развитию внимания коллектива и каждого ученика к человеку, стремления к гуманистической деятельности, соответствующего духу передовой литературы. Вместе с тем, в педагогической системе особенно ценны те средства, применение которых требует сотрудничества учителя и учащихся, объединения всего класса в решении общих задач и открывает широкое поле деятельности для каждого ученика.
6. Важнейшим средством развития личности ученика в процессе изучения литературы является его труд в сфере литературы, приобретающий общественное признание (первоначально - в условиях класса) и осознаваемый им самим в качестве общественно значимого; организация такого труда, приобщение к нему школьника, тактичная помощь в освоении культуры труда - первейшая забота педагога. В тенденции, в идеале этот труд приобретает гражданственный характер и формирует школьника как защитника и пропагандиста нравственных и эстетических ценностей, создаваемых искусством и - шире - творческой деятельностью людей.
7. Значение индивидуального подхода как средства нравственного воспитания школьников в преподавании литературы определяется тем, что внимание к человеку, имеющее гуманистическую направленность, соответствующее духу передового словесного искусства, служит соединительным звеном между нравственным и эстетическим. Исследование позволило выявить следующую зависимость: эстетические впечатления и переживания, возникающие у школьника-читателя, имеют положительное нравственное значение в той мере, в какой они пробуждают его самосознание как существа социального, формируют его гуманистический интерес к людям, его гражданскую, общественную позицию. Имеет место и обратная зависимость: нравственные убеждения, чувства, стремления школьника, освещенные гуманистическими идеалами литературы, приобретают для него эстетическое значение.
В целом плодотворная индивидуальная работа в преподавании литературы, осуществляемая средствами литературы, способствует утверждению в духовном мире школьников классического марксистско-ленинского положения о человеке как высшей общественной ценности.
Новизна и научное значение исследования. В итоге исследования предложена теоретическая концепция, развивающая и уточняющая научные представления о сущности индивидуального подхода к учащимся в процессе преподавания; на основе этой концепции разработана методическая система индивидуальной работы с учащимися в преподавании литературы, доказавшая свою жизненность в ходе многократной проверки и широкого использования учителями.
Практическое значение исследования определяется тем, что как теоретическая концепция, так и методическая система, обоснованные в диссертаций, могут служить (и реально служат благодаря публикациям материалов исследования и участию автора в подготовке учителей-словесников) совершенствованию преподавания литературы в школе, совершенствованию педагогического процесса на факультетах педагогических институтов, университетов, где готовятся учителя-словесники, а также содействуют повышению квалификации учителей.
Апробация исследования. Автор выступал с изложением идей диссертации на Центральных педагогических чтениях в Москве (1962 г.), на Герценовских чтениях в Ленинграде (1970, 1974, 1978, 1984 гг.), на вузовских конференциях Воронежского педагогического института (1971-1984 гг.), на семинарах руководящих работников школ, на теоретических конференциях учителей г.Воронежа, на августовских совещаниях в ряде районов области: Канте-мировском, Панинском, Таловском, Верхнехавском, Рамонском, Ниж-недевицком, Павловском, Подгоренском и др. (1968-1984 гг.). В Воронежском ИУУ ежегодно, начиная с 1974 г., читаются лекции по ознакомлению учителей с методикой индивидуальной работы по литературе.
В 1978-1979 уч.году автор принял участие в конкурсе учительских докладов, проводимых АПН СССР. Доклад о методике индивидуальной работы по литературе был отмечен дипломом Академии педагогических наук СССР и первой премией (1980 г.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 275 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031