Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса бесплатно
10:23 AM
Скачать Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса бесплатно
Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе

Диссертация

Автор: Данилова, Марина Михайловна

Название: Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе

Справка: Данилова, Марина Михайловна. Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 / Данилова Марина Михайловна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 374 с. Санкт-Петербург, 2009 374 c. :

Объем: 374 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА КАК ПРИНЦИПА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
11 Исторический анализ проблемы гуманитаризации образования
12 Сущность гуманитарного подхода как принципа организации развития у студентов вузов профессиональной культуры
13 Потребности современной общественной практики в гуманитаризации процесса подготовки специалистов
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛОГИКЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
21 Профессиональная культура как общепедагогическая категория и цель гуманитарно-образовательной подготовки специалистов
22 Содержание гуманитарно направленной образовательной подготовки студентов вузов
23 Педагогические принципы развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода
24 Методическая система развития у студентов вузов профессиональной культуры
ГЛАВА III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
31 Обеспечение личностно - ориентированного менеджмента образовательной деятельности студентов вузов
32 Создание комфортной гуманитарной образовательной среды
33 Повышение субъектности обучающихся в ходе профессионального становления
34 Развитие партнерских отношений между преподавателями и студентами
ГЛАВА 1У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
41 Содержание и методика экспериментальной работы
42 Критерии оценки эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода
43 Анализ итогов экспериментальной работы по развитию у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода

Введение:

Актуальность исследования. На рубеже XX - XXI веков, в период вступления общества в постиндустриальную эпоху развития, становятся всё более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов, определяющих общественное развитие. В частности, наиболее ярко начинает проявлять себя феномен «переакцентации» источников создания национального благополучия с выкачивания природных ресурсов, использования в больших объемах физического труда и финансового капитала на максимальное включение наукоёмких технологий и интеллектуального потенциала.
В этих условиях изменяется и роль образования, от которого в первую очередь зависит, сможет ли общество обеспечить себя необходимым для эффективного развития интеллектуальным и нравственным ресурсом, дать возможность своим гражданам в полной мере развить и раскрыть свой потенциал. Особое внимание при этом уделяется подготовке специалистов для сферы «человек-человек» (это — и работники сферы туристского бизнеса, и служащие банковской сферы, работающие с клиентами, и государственные служащие, и работники собесов, и менеджеры организаций разного уровня и
Однако более 80% (из 326 опрошенных) руководителей организаций указывают на относительно низкую профессиональную культуру значительной части менеджеров, обучавшихся в высших учебных заведениях, которая проявляется в их недостаточной философской, культурологической, моральной, правовой, экономической и психолого-педагогической компетентности, неумении анализировать сложившуюся ситуацию и прогнозировать ее развитие, находить нестандартные решения, осуществлять эффективное деловое и профессиональное общение.
Изучение сложившейся ситуации, опросы представителей образования и науки (более 250 человек) свидетельствуют, что одной из основных причин такого положения дел является отсутствие современной концепции развития у будущих специалистов профессиональной культуры в ходе образовательного процесса в вузе, учитывающей реалии нового времени. В то же время изучение философской, социологической, культурологической, исторической, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что современной наукой и практикой накоплен богатый фонд плодотворных идей, опираясь на которые можно успешно решить эту проблему.
Состояние научной разработанности проблемы.
Общеизвестно, что к проблеме культуры, законов ее развития обращались практически все великие мыслители прошлого как в России (Бердяев H.A., Ленин В. И., Соловьев В. С., Флоренский П. А. и др.), так и за рубежом (Гегель Г., Кант И., Конт О., Маркс К., Ницше Ф., Руссо Ж.-Ж., Спенсер Г., Фуко М., Шпенглер О., Энгельс Ф. и др.).
В наше время вопросы культуры рассматривали в своих трудах многие отечественные философы: Беллер Э. А.; Боголюбов Е.В.; Гончаренко Н. В., Гуревич П.С., Выжлецов Г. П.; Давидович В. Е., Жданов Ю. А.; Иконникова С. Н.; Каган М.С.; Кардаш Е. Ю.; Клименкова Т.А.; Лотман Ю.М.;
Орлова Э.А.; Пелипенко А. А.; Яковенко И. Г. и др.
Профессиональную культуру и пути ее формирования исследовали: Барабанщиков A.B., Муцинов С.С., Седова Н.В., Сластенин В.А. и др. (педагогическую культуру); Гладилин А. П. (профессиональную культуру руководителя органа внутренних дел); Горовая В. И., Уляев С. И. профессиональную культуру специалиста); Жуков А. А., Закорин Н. Д. (инновационную культуру управленческой деятельности менеджера); Игнатов В. Г. (профессиональную культуру государственного служащего); Комбаров В. С. (профессиональную культуру как способ реализации личности); Рыбин С.С. (профессиональную культуру организаторов театрально-концертной деятельности) и др. Данные исследования проводились с позиций системного, процессного, дифференцированного, личностного, деятельностного, проблемного, практико-ориентированного, развивающего, интегрированного и других подходов.
Однако в современных условиях, когда изменяется взгляд на человека и он начинает рассматриваться как «мера всех вещей», когда формируется установка на приоритет качественных показателей во всех областях жизни общества и возникает необходимость в подготовке менеджеров гуманистической, духовно-нравственной ориентации, искренне озабоченных судьбой России, способных компетентно применять, творчески осмысливать и пополнять полученные в ходе учебы в вузе знания и умения в постоянно меняющихся условиях, - актуальным становится вопрос о поиске такого подхода к организации процесса развития профессиональной культуры будущего специалиста, который бы выступил системообразующим среди других подходов, интегрируя их в единое целое, и в то же время учитывал веления времени. Таким подходом является гуманитарный подход к организации образовательного процесса (Бордовская Н.В., Бордовский Г.А., Гершунский Б.С., Зинченко В. П., Козырев В.А., Лернер И. Я., Сластенин В.А., Тряпицына А.П. и др.).
Следует отметить, что проблеме гуманитаризации образования в последние годы уделяется достаточно много внимания. В частности, как принцип государственной политики в области образования гуманитаризация провозглашена в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
Но, несмотря на это, пока отсутствует единое толкование этого богатого по содержанию феномена. Он представляется как: изменение содержания обучения посредством увеличения количества изучаемых гуманитарных дисциплин (Кузьмина Т. В., Расстальной А. С.); насыщение предметов естественно-научного, технического и физкультурного циклов гуманитарным смыслом (Черняев В. В.); установление гармонического равновесия между естественно-математическим и гуманитарным циклом в обучении (Лихачев Б. Т.); применение гуманитарно-ориентированных образовательных технологий (Бордовская Н.В., Карякина Г. И.); научение внимательному и вдумчивому чтению текстов культуры (понимаемых в широком плане), содержащих гуманитарное знание (Арапов М. В.); система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования (Зинченко В. П.); сочетание учебных дисциплин гуманитарно-теоретического профиля с дисциплинами культурного цикла: хореография, вокал, живопись, актерское мастерство (Костецкий В. В.); форма проявления гуманизации образования (Русинова С.А., Смирнов
И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В.); основной путь, способ гуманистического преобразования образовательного процесса (Коханович Л. И.); включение в содержание образования человеческого измерения, личностного начала, субъективизация научного знания (Касьян А. А.) и Т.д.
Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между объективной необходимостью изменения подхода к решению задачи повышения эффективности развития профессиональной культуры будущих специалистов (работающих в системе «человек-человек») в ходе образовательного процесса в вузе и уровнем проработанности современных способов решения данной задачи.
Проблема исследования заключается в определении сущности, структуры и роли гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов; определении механизмов. обеспечивающих его реализацию в современном образовательном процессе вуза. Поэтому в диссертационном исследовании обобщается, систематизируется, теоретически осмысливаются представления о гуманитаризации образовательного процесса, разрабатывается концепция гуманитарного подхода к организации процесса развития профессиональной культуры специалистов в ходе их образования в вузе.
Объектом исследования избран процесс развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе; а его предметом - гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры будущих специалистов в сфере «человек-человек» в ходе образовательного процесса в вузе.
Цель исследования состоит в разработке педагогической концепции гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что модернизация высшей школы России должна сопровождаться изменением качественных и количественных характеристик развития профессиональной культуры студентов вузов. Источником такого развития может выступить гуманитарный подход как методологический принцип организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса. Реализация гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса будет эффективной в том случае, если: а) выявить общественно-исторические предпосылки необходимости разработки гуманитарного подхода к организации подготовки специалистов и формирования их профессиональной культуры с позиций его требований; б) определить структуру профессиональной культуры будущего специалиста как общепедагогической категории, в которой гуманитарная составляющая займет центральное, системообразующее место, а успешное развитие обеспечивается при условии соблюдения общепедагогических закономерностей; в) разработать целостную концепцию гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса: раскрыть его сущность, понятийный аппарат, функции, требования и технологии; г) обосновать систему педагогических условий реализации гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса. д) экспертизу изменений в профессиональной культуре будущего специалиста осуществлять по критериям, отражающим гуманитарную направленность ее развития.
Цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. Выявить общественно-исторические предпосылки необходимости разработки гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса.
2. Определить сущностные характеристики профессиональной культуры будущего специалиста как общепедагогической категории и цели образовательного процесса, организованного с позиций гуманитарного подхода.
3. Разработать концепцию гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса в вузе.
4. Проанализировать современную практику развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе.
5. Определить педагогические условия реализации гуманитарного подхода как прршципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов в ходе образовательного процесса.
6. Экспериментальным путем исследовать эффективность развития у студентов вузов профессиональной культуры в ходе образовательного процесса с позиций гуманитарного подхода.
Ведущая идея исследования заключается в том, что научная реализация гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры студентов вузов, обеспечивая целостность учебно-воспитательного процесса, ведет к восприятию содержания образования сквозь призму интересов и потребностей как общества, так и личности будущего специалиста, гармонизируя их, способствует не только развитию системы ценностной стороны личности, но и формированию способности трансформировать усвоенные ценности в собственную профессиональную деятельность, поднимая будущего выпускника на качественно новый уровень личностного и профессионального развития. Методологическую основу исследования составляют идеи: диалектической связи между компонентами образовательного процесса; исторического подхода к изучению культуры и механизмов ее создания; системного изучения психолого-педагогических феноменов; аксиологической обусловленности социокультурных явлений; антропоцентрического характера процесса подготовки специалистов; гуманизма, права человека обладать своей индивидуальностью, самому определяться в мире культуры и социальных отношений.
Теоретическую базу исследования составили положения о: гуманистическом характере процесса образования (Амонашвили Ш.А., Зинченко В.П., Иванов С.А. и др.); компетентностном подходе к профессиональной подготовке (Козырев В.А., Елагина J1.B., Радионова Н.Ф., Зеер Э.Ф. и др.); проектировании образовательных систем нового вида (Квартальное В.А., Тряпицына А.П. и др.); развитии субъектности преподавателей и студентов (Бондырева С.К., Борытко Н.М., Глуханюк JI.C., Гогоберидзе А.Г., Рябушкин Б.С. и др.); гуманитаризации образовательной среды (Горовая В.И., Данилюк А. Я., Козырев В.А., Коханович Л.И., Уляев С.И. и др.); инновациях, научно-педагогическом обеспечении качества образования, гуманитарных технологиях в вузовской образовательной практике (Бордовская Н.В., Бордовский Г.А., Жуковская З.Д., Заир-Бек Е.С., Лаптев В.В., Пидкасистый П.И., Сластенин В.А. и др.); теории культуры (Бенин В. Л., Выжлецов Г. П.; Иконникова С.Н.; Каган М.С. и др.) и профессиональной культуры (Барабанщиков A.B., Горовая В. И., Уляев С.И., Седова Н.В. и др.).
Методы и база исследования. Выбор методов исследования определялся многоплановым характером исследовательских задач.
В качестве ведущего использовался метод сравнения в двух его формах: «продольного» (лонгитюдинального) и «поперечного» срезов. Из системы общетеоретических методов применялись анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и др. Среди эмпирических методов центральное место отводилось педагогическому эксперименту в его констатирующем и формирующем вариантах. Кроме него, в данную группу входили наблюдение и самонаблюдение, выраженные в формах самооценки, беседы, анкетирования, опроса, изучения результатов деятельности и др. При работе с нормативными документами требовалось обращение к контент-анализу, экспертной оценке. Проверка выдвинутых теоретических положений осуществлялась с помощью верификационных методов (публикационного, консультационного и др.). Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью статистических методов первичной и вторичной обработки результатов.
Опытно-экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе НГОУ «Балтийская академия туризма и предпринимательства» (Санкт-Петербург) и одного из крупнейших туроператоров Северо-запада России «Актис». Кроме того, исследовательский материал был получен из Национальной академии туризма, ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», ГОУ «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела», НГОУ «Российская международная академия туризма» (Москва), НГОУ «Санкт-Петербургский институт гостеприимства», ряда образовательных учреждений Великобритании, США, Франции, Швейцарии.
Основные этапы и организация исследования. Исследование проводилось с 2002 года по 2008 год и включало три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2002 - август 2003 г.г.) изучалось состояние проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, анализировались нормативные документы, опыт работы вузов, осуществляющих подготовку специалистов; выявлялись причины, снижающие эффективность учебно-практической деятельности студентов, а также опыт гуманитаризации процесса образования. Апробировались конкретные личностно-ориентированные педагогические средства в ходе преподавапия учебных дисциплин. Определялись основные характеристики профессионального педагогического сообщества и образовательной среды, соответствующие современной социально-культурной ситуации. На этой основе были определены концептуальные основы исследования, изучены основные тенденции развития образования в России и за рубежом, построена теоретическая модель процесса развития профессиональной культуры специалистов с позиций гуманитарного подхода, разработан замысел ее экспериментальной реализации в условиях жизнедеятельности конкретного вуза. Был разработан соответствующий комплекс диагностических методик.
На втором этапе (сентябрь 2003 - август 2006 г.г.) - реализовывался замысел экспериментальной работы, в ходе которого проверялась выдвинутая диссертантом гипотеза. Отрабатывался арсенал наиболее эффективных педагогических средств реализации гуманитарного подхода в ходе развития профессиональной культуры специалистов. Выявленные закономерности соотносились с гипотетическими предположениями, определялась степень их соответствия.
На третьем (август 2006 г. - апрель 2008 г.) этапе работы -осуществлялись формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в процессе развития профессиональной культуры у студентов на основе гуманитарного подхода, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов в ходе конференций, семинаров, совещаний, методических сборов и т. д. Было закончено литературное оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения, совокупность которых рассматривается как концепция гуманитарного подхода к организации развития профессиональной культуры студентов вузов.
Характеристика гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры студентов.
В современных условиях возрастание роли гуманитарной составляющей в подготовке специалистов обусловлена; во-первых, расширением зоны межкультурного взаимодействия обществ, социальных групп и индивидов; во-вторых, тенденцией к стремительному расширению коммуникационных возможностей внутринационального и глобального характера, создающей новый тип мироощущения, связанного с формированием глобального единства человечества в его разнообразии; в-третьих, растущим значением образовательного и коммуникативного аспектов производства; в-четвертых, спецификой самой профессиональной деятельности во многих сферах, связанной с организацией деятельности в маленьких творческих группах, в которых ключевым моментом является «наложение» на профессиональное общение личностного аспекта, когда на первый план выходит необходимость осуществления совместных коллективных действий на основе сотрудничества.
Гуманитарный подход к организации развития профессиональной культуры будущих специалистов в ходе образовательного процесса в вузе интегрирует системный, процессный, компетентностный, культурологический, аксиологический, деятельностный, личностно-ориеитированный подходы.
Сущность гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов выражается в реализации системы требований, педагогических условий и способов, определяющих выбор содержания профессионального образования и образовательных технологий, взаимодействие преподаваемых дисциплин и субъектов образовательного процесса, организацию в вузе образовательной среды и деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.
Гуманитарный подход как принцип организации процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов в вузовском образовательном процессе выступает конкретной формой выражения антропоцентрической парадигмы и включает в себя:
• требования, предъявляемые к организации процесса профессионального развития студентов вузов;
• педагогические условия организации процесса развития профессиональной культуры студентов;
• способы реализации подхода.
Система требований включает в себя необходимость обеспечения: а) по отношению к целевой составляющей процесса профессионального роста: устойчивого развития гуманитарных ценностей будущих специалистов; целостности и гармоничного взаимодействия различных компонентов и уровней профессиональной культуры; развития потенциала профессиональной самореализации студентов; б) по отношению к содержательной составляющей: вариативности содержания; представления естественно - научной и культурной картины мира как живого процесса поиска, открытий, изобретений, как исторической драмы идей и людей, как глобальных проблем человеческого сообщества; недопустимости явной или завуалированной регламентированности знаний, их тенденциозного отбора; в) по отношению к технологической составляющей: диалогичности процесса овладения знаниями; рефлексивности и творческо-познавательного характера саморазвития студентов; заинтересованной поддержкой педагога профессионального саморазвития обучающегося; индивидуализированного подбора методов, средств и форм, обеспечивающих развитие профессиональной культуры; освоения учебных предметов на основе личностной значимости знаний.
Педагогическими условиями организации процесса развития профессиональной культуры студентов являются:
• внедрение личностно - ориентированного менеджмента образовательной деятельности студентов;
• создание гуманитарной образовательной среды;
• обеспечение субъектности обучающихся в ходе профессионального становления;
• наличие партнерских отношений между преподавателями и студентами.
К основным способам реализации гуманитарного подхода относятся:
• ориентация на поддержку профессионального самоопределения студента (способности эффективно функционировать в не заданной полностью системе жизненных координат, успешно решать задачи самосохранения, противодействия деструкции и самобытной профессиональной самореализиции);
• взаимодействие с обучающимся как суверенной личностью, обладающей внутренней свободой,
• создание относительно автономной социокультурной среды с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей, в которой осуществляется непосредственная образовательная активность обучающегося, имеются условия для развития его субъектности и гармоничного сочетания освоенного естественнонаучного и гуманитарного знания;
• изменение ролевой позиции обучающегося путём установления партнерского характера его отношений с преподавателем.
Применение названных способов связано с активным использованием в образовательном процессе следующих стратегий и технологий: стратегии', модульного обучения - разбивка учебных задач на определенные составляющие (темы можно изучать на разных уровнях: введения в проблему; изучения проблемы и принятия решений типовыми методами: на уровне творческого подхода к решению стоящей задачи); создания кейсов (изучение дисциплины путем рассматривания большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях); социокультурного взаимодействия в группе (групповое обсуждение, мозговой штурм и др.); проектного обучения (самостоятельное решение проблемы, начиная с ее формулировки и заканчивая анализом полученных результатов); технологии: когнитивно-ориентированные (диалогические, проблемные, задачные, информационно-коммуникативные); деятельностно-ориентированные (проектные, игровые: организационно-деятельностные, имитационно-игровые моделирование, учебная фирма); личностно-ориентированные (рефлексивные, интерактивные игры, тренинги развития и др.)
Основными категориями гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры студентов выступают: гуманитаризация профессионального развития будущего специалиста; единство гуманитарной и специальной культуры, культурологического и компетентности ого подходов; индивидуальная личностная модель мира; индивидуально-личностный характер развития; активная и ответственная образовательная и педагогическая позиция студентов и преподавателей; преодоление одномерности личности; субъект-субъектные отношения; гуманитарные технологии, диалог; сотворчество; партнерство; комфортный характер развивающей образовательной среды; рефлексия; самоактуализация и самореализация; самопознание; самоорганизация; осознанный и ответственный выбор и др.
Сущность профессиональной культуры будущего выпускника вуза как общепедагогической категории.
Теоретическое осмысление сущностных характеристик профессиональной культуры опирается на общественно-исторические предпосылки: социокультурные (изменения в культурном пространстве, проявляющиеся в формировании нового типа культуры и типа личности; изменения в позиции государства, общества и личности в отношении целей образования), социально-экономические (возникновение новых сфер производства и услуг, пересмотр требований к качеству подготовки специалиста), психолого-педагогические (формирование антропоцентрической парадигмы образования), этнокультурные (активное взаимодействие национальных и конфессиональных социокультурных групп).
Понятие «профессиональная культура будущего специалиста», рассматриваемое с общепедагогических позиций, предстает как интегративпое качество личности, обобщающее ее различные типы (технократический, гуманитарный, культуросообразный в соответствии с местом и ролью в культуре гуманитарной составляющей). Базис профессиональной культуры, формируемой на основе гуманитарного подхода, составляет гуманитарная культура, на основе которой происходит становление специальной культуры. Системообразующим в профессиональной культуре выступает ценностно-ориентационный компонент, составляющий ядро гуманитарной культуры и обеспечивающий осознанную реализацию в деятельности будущего специалиста социальных и профессиональных смыслов, значений, нормативов, избирательно-оценочное отношение к обьектам профессиональной деятельности, к самой деятельности как средству самовыражения и достижения профессиональных целей, к себе как субьекту профессиональной активности, к сложившимся условиям профессиональной деятельности.
Профессиональная культура как результат вузовского образовательного процесса проявляется в виде целостного, многоуровневого и полифункционального феномена, отражающего единство научно-познавательного, ценностно-ориентационного, побудительно-волевого, эмоционально-оценочного и творчески-созидательного компонентов в психологической структуре выпускника вуза, взаимодействие которых составляет характерологическую сущность данного явления и определяет его функции (познавательную, аксиологическую, побудительную, рефлексивную, творческую).
Логика развития профессиональной культуры студентов как следствие реализации гуманитарного подхода.
Логика развития профессиональной культуры отражает закономерности и этапы развития компетентности студента в контексте гуманитарного подхода: от формирования универсальных компетентностей на основе освоения гуманитарных ценностей и знаний к формированию профессиональных компетентностей посредством развития специальных умений и навыков, а также взглядов, убеждений и идеалов, определяющих избирательно-оценочное отношение студента объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности, к себе как субъекту профессиональной активности, к условиям профессиональной деятельности.
Основные параметры оценки развития профессиональной культуры будущих специалистов с позиций гуманитарного подхода.
С позиций гуманитарного подхода профессиональная культура специалиста характеризуется и оценивается по следующим параметрам:
• уровень гуманитарной и специальной образованности;
• осознанность выбора способов действий и поведения в разнообразных профессиональных ситуациях, отражающая их гуманистическую направленность;
• включенность в социально значимые процессы профессиональной деятельности;
• стремление к реализации своих профессиональных возможностей;
• открытость для восприятия нового опыта, постоянное его пополнение в ходе образовательного процесса и профессиональной деятельности;
• рефлексия профессионального саморазвития.
Проблемы, негативно влияющие на процесс развития у студентов вузов профессиональной культуры.
К таким проблемам прежде всего следует отнести: необходимость переосмысления роли и миссии высшего профессионального образования, выработки новых подходов к его организации и приоритетов его дальнейшего развития; недостаточно высокое качество образовательного процесса в вузах; необходимость повышения профессионального педагогического уровня преподавателей; отсутствие системности в проектировании содержательно-целевого компонента образования; недостаточно оперативное внедрение передовых образовательных технологий; необходимость создания современных учебно-методических, а также научно-исследовательских и материально-технических комплексов; значительная инерционность образования и др.
Характерные черты развития профессиональной культуры сгудентов в логике гуманитарного подхода.
Реализация гуманитарного подхода: обеспечивает личностно-ориентированный характер развития профессиональной культуры, позволяет будущим специалистам взглянуть па окружающее социокультурное и профессиональное пространство как на целостное культурно - интеграгивное поле жизни, в котором человек и мир неделимы; ориентирует обучающегося на свободный творческий поиск, давая ему право на ошибки; позволяет так выстраивать процесс развития профессиональной культуры, чтобы обучающийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов; гармонизирует культурологическую и специально-профессиональную составляющие личности студента; повышает эффективность развития у студентов профессиональной культуры.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: выдвинуто предположение и доказана возможность повышения эффективности развития профессиональной культуры студентов вузов посредством его организации на основе гуманитарного подхода; проанализировано и раскрыто с общепедагогических позиций понятие «профессиональная культура будущего специалиста», как целостного, многоуровневого и полифункционального феномена; разработана и получила научно-методическое подтверждение целостная концепция гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов в ходе образовательного процесса в вузе; смоделирован и описан процесс развития у будущих специалистов профессиональной культуры в ходе образовательного процесса в вузе, основанный на логике гуманитарного подхода; обоснованы основные параметры оценки развития профессиональной культуры будущих специалистов с позиций гуманитарного подхода; выявлены проблемы, негативно влияющие на процесс развития у студентов вузов профессиональной культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть квалифицировано как решение крупной научной проблемы, связанной с разработкой целостной концепции гуманитарного подхода как принципа организации процесса развития у будущих специалистов профессиональной культуры, обеспечивающей инновационный путь построения современной системы подготовки студентов вузов. Раскрыты его методологические, теоретические и практические основы, что вносит существенный вклад в философию образования (посредством определения педагогических механизмов реализации антропоцентрической парадигмы), дидактику и теорию воспитания (через обоснование условий, повышающих эффективность развития личности будущего выпускника). Доказывается необходимость и раскрываются условия, стратегии и технологии и раскрываются условия, стратегии и технологии реализации гуманитарного подхода.
Определены сущностные характеристики профессиональной культуры будущего специалиста как общепедагогической категории, раскрыты ее строение, функциональная структура и тенденции развития. Установлена зависимость развития профессиональной культуры будущего специалиста от реализации комплекса педагогических условий, входящих в состав гуманитарного подхода и направленных на ее изменение.
Исследование вносит существенный вклад в развитие категориального аппарата педагогической науки. В частности, раскрыто содержание ряда терминов: «гуманитарный подход как принцип организации процесса развития у студентов вузов профессиональной культуры», «характерные черты развития профессиональной культуры студентов в логике гуманитарного подхода», «параметры оценки развития профессиональной культуры будущих специалистов с позиций гуманитарного подхода».
Результаты работы открывают дополнительные возможности для проведения дальнейших исследований фундаментального и прикладного характера в области общей педагогики, а полученные эмпирические данные могут использоваться в роли нормативов при диагностике и оценке параметров качества и результативности образовательного процесса в вузах.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных научных результатов в различных прикладных целях. Так, предложенная концепция гуманитарного подхода как принципа организации развития у специалистов профессиональной культуры в ходе образовательного процесса в вузе может быть полностью или частично положена в основу деятельности по совершенствованию существующей практики подготовки студентов, включена в новые исследовательские или организационно-педагогические проекты. Самостоятельную ценность имеет созданный научно-методический инструментарий, который может быть использован как в научно-исследовательских целях, так и в процессе повышения профессиональной квалификации и подготовки специалистов и преподавателей вузов. Разработанные методики могут быть применены в полном объеме или частично в практической деятельности высших учебных заведений и хозяйствующих организаций.
Кроме того, содержание диссертации может быть включено в необходимом объеме в состав лекционных курсов по педагогике.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечивались выверенностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, культурологии, истории, психологии и др.); логичностью общей структуры исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; многоаспектной экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов; строгостью использования понятийного аппарата; комплексным применением разнообразных методов исследования; широкой эмпирической базой данных; одобрением основополагающих концептуальных идей исследования в процессе их обсуждения в компетентных аудиториях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в: четырех монографиях; 46 научных статьях, в т.ч. 7 статьях в рецензируемых ВАК журналах; учебном пособии (с грифом УМО).
Результаты исследования обсуждались на международных, общероссийских, межвузовских и региональных конференциях, учебно-методических сборах профессорско-преподавательского состава, а также посредством использования рекомендаций в деятельности вузов туристской направленности.
Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом более 70 печатных листов. Личный вклад автора состоит в том, что: разработана авторская концепция гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры будущих специалистов; смоделирован и описан процесс развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода, определены основные тенденции его изменения, критерии и показатели; раскрыто содержание ряда педагогических категорий: «профессиональная культура специалиста», «гуманитарный подход как принцип организации процесса развития у студентов вузов профессиональной культуры», «характерные черты гуманитарного подхода как принципа организации развития у студентов вузов профессиональной культуры», «система педагогических условий организации процесса развития профессиональной культуры студентов на основе гуманитарного подхода»; организован экспериментальный этап исследования, обобщены и изложены его результаты; подготовлены и изданы: одна личная монография («Теоретические основы и методика формирования профессиональной культуры у студентов вузов туристского профиля» - 2007), три коллективные монографии («Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма» - 2005, «Формирование экономического дискурса в ходе подготовки менеджеров для сферы туризма» - 2006; «История туризма в России» - 2007), учебное пособие («Профессиональное и деловое общение в сфере туризма» - 2007 - в соавторстве), 46 научных статей. Общий объем публикаций составляет более 70 печатных листов.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы (329 наименований) и 10 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 161 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031