Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект). Орлова, Елена Александровна бесплатно
1:47 AM
Скачать Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект). Орлова, Елена Александровна бесплатно

Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект)

Диссертация

Автор: Орлова, Елена Александровна

Название: Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект)

Справка: Орлова, Елена Александровна. Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект) : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 / Орлова Елена Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"] - Москва, 2010 - Количество страниц: 160 с. 2 ил. Москва, 2010 162 c. :

Объем: 162 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
Глава I Инновационные университеты
11 Высшее образование как объект государственного регулирования
12 Понятие инновационного университета
13 Критерии инновационного университета
14 Этапы инновационной деятельности
15 Источники финансирования инновационного университета
Глава II Международный опыт финансирования инновационных вузов
21 Исследовательские университеты мира
22 Сравнительный обзор финансирования высших учебных заведений в России и за рубежом
Глава III Опыт и проблемы финансирования региональных инновационных университетов
31 Проблемы становления многоканального финансирования инновационных вузов
32 Региональный опыт инновационных университетов
33 Новая модель финансирования

Введение:

Актуальность темы исследования. В Основах государственной инновационной политики РФ установленной целью является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях»1.
Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства2, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах Правительства РФ, министерств и ведомств . Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2% ВВП, причем более 50% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6-2,7% ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7% до 3,1%) от ВВП4.
В построении инновационной системы роль вузов огромна и связана с развитием следующих направлений деятельности: воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
1 Кортов С. В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО / С. В. Корюв // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 1(30). С. 61-68
2 Интенсивный тип экономического воспроизводства (фр. Intensif - напряжение) — повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. При данном типе расширенного воспроизводства появляется новый фактор экономического роста— повышение эффективности всех традиционных факторов.
3 Письмо Президента РФ № ПР-576 от 30.03.2002-0сновы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 и дальнейшую перспективу.
4 Наука России в цифрах: 2002. Стат. Сб. М.: ЦИСН, 2002. 3 производство инновационной продукции и услуг собственными силами; инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с вузом; формирование инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности региональной инновационной системы; подготовка кадров для инновационной деятельности; формирование инновационной культуры в бизнес-среде.
Инновационный университет — это, во-первых, вуз предпринимательского типа, основными видами деятельности которого являются научная и образовательная на основе инновационных подходов и методов управления. Во-вторых — это вуз, который создает условия для формирования у выпускников деловой культуры, стиля жизни, способности решать сегодняшние проблемы, готовить свои организации к будущему в условиях постоянных изменений (инноваций), обеспечивающих их конкурентоспособное развитие. В-третьих — это вуз, непрерывно создающий точки роста на основе эффективного использования интеллектуального потенциала и обеспечивающий привлечение финансовых ресурсов для собственного развития и конкурентоспособное развитие потребителей инноваций, инициированных университетом. В-четвертых — это вуз, в котором научный и профессорско-преподавательский состав занимает лидирующие позиции в своих областях деятельности и способен обеспечить научное и консультационное сопровождение предпринимательских структур.
Анализ формирования инновационных университетов Европы и США показал, что идея предпринимательства стала главной и основополагающей идеей их становления и развития3. Недостаточное государственной
5 Исследовательские университеты: интеграция науки и образования. Материалы Российско-американской научной конференции. М., 2006. финансирование, постоянное изменение внешней среды потребовали от университетов принять предпринимательскую концепцию и решать сложную задачу интеграции академических ценностей и предпринимательской культуры для сохранения своей академической сущности, автономности и независимости от всякой экономической и политической силы.
Основные базовые принципы трансформации традиционных университетов в структуры инновационного типа и их отличительные особенности могут быть сформулированы следующим образом: развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий; создание системы элитной подготовки специалистов на базе научных школ; интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности в университете; формирование дискреционной многоканальной базы финансирования; развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней отечественной и зарубежной актуальной средой; формирование корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды университета; создание адекватной новым задачам организационной структуры и методов управления и самоуправления.
Общемировая тенденция свидетельствует о том, что прежде стабильные отношения между государством и университетами становятся менее устойчивыми. Государство начинает по-новому интерпретировать свою роль: от доверительных обязательств по поддержке системы высшего образования как общественного блага, обеспечивающего научное, культурное и социальное развитие страны, к определению себя в качестве крупнейшего и значимого заказчика и покупателя образовательных и научных услуг университета. Свидетельством этого является динамика финансирования вузовской пауки, изменением приоритетов финансирования в сторону актуальности проблемного контекста и большей прикладной направленности научной работы вузов. Государство использует имеющиеся в его распоряжении финансовые механизмы с целью вовлечения университетов в решение задач регионального и национального экономического развития.
Университетам, в ситуации дефицита финансовых средств, перед лицом новых задач, пришлось брать на себя ответственность за финансирование своей деятельности, при этом используя все имеющиеся возможности для расширения круга внешних заказчиков своих услуг. Одним из важнейших активов для привлечения дополнительного финансирования является научно-исследовательская деятельность и создаваемые в процессе ее инновационные продукты, которые необходимы для обеспечения собственно научной работ и для поддержания экономической стабильности всего университета в целом.
В современных условиях необходима новая формализация отношений между университетом и внешними заказчиками, прежде всего, с инновационным сектором, наукоемким бизнесом, которая будет гарантировать более высокую степень институционального контроля, и серьезный пересмотр сложившейся практики вузов в управлении научно-исследовательской деятельностью. Возрастающая конкуренция в распределении ресурсов требует структурной адаптации к изменившимся моделям образовательного процесса и процесса создания инновационного продукта. Создание качественного инновационного продукта связано со значительными инвестициями и кадровым обеспечением. Однако использование инновационного продукта вузов в качестве дополнительного источника финансирования носит разовый и бессистемный характер. Необходимо совершенствовать государственное регулирование высшего образования. Все это определяет актуальность разработки комплексного подхода, позволяющего выделить и увязать в систему все аспекты, имеющие важное значение для финансирования создания инновационного продукта вузовской науки.
В качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, в настоящее время выступают: бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
• средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются инновационными предприятиями, региональными органами управлениями;
• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
• финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ);
• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; конверсионные кредиты для инновационных предприятий оборонного комплекса;
• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
• средства национальных и зарубежных научных фондов;
• частные накопления физических лиц.
В условиях социально-экономического кризиса страны, как показывает опыт функционирования отечественной системы высшего образования, наиболее стойкими и жизнеспособными оказываются те вузы, которые проводят активную инновационную политику: практикуют новые технологии обучения, вводят новые специальности, новые учебные программы, расширяют диапазон образовательных и научно-технических услуг. Несмотря на это существующая система финансирования высшей школы направлена лишь на поддержание и воспроизводство традиционной структуры деятельности. Видно очевидное противоречие между провозглашаемыми . целями развития образования и реальным финансированием высших учебных заведений.
На сегодняшний момент одной из главных проблем является изменение методологии экономической поддержки образования, предполагающей отказ от остаточного принципа финансирования и переход к концепции инвестирования образования. Решение этой проблемы должно строиться на серьезном научно-практическом обосновании методов и механизмов финансирования образования, ориентированного на развитие инновационной экономики.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Государственное управление финансированием инновационных вузов (экономический аспект)».
Степень разработанности проблемы. Проблемы становления системы финансирования вузов, адекватной принципам рыночной экономики, находятся в сфере внимания целого ряда отечественных учёных. К ним относятся, в частности, И.С. Агапова, С.А. Беляков, A.A. Воронин, Н.Я. Гарафутдинова, В.И. Ерошин, Ю.К. Итин, М.Л. Левицкий, Б.Е. Мисиков, E.H. Попов, О.В. Репина, Н.В. Фадейкина, В.П. Щетинин, К.В. Якушева и другие учёные. Общие вопросы теории и практики становления инновационной деятельности вузов рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди работ отечественных исследователей следует отметить труды Б.Л. Аграновича, С.Ю. Глазьева, А.О. Грудзинского, Н.В. Дрантусовой, В.М. Жураковского, А.П. Лунева, Ю.П. Похолкова, Р.Г. Стронгина, В.Е. Шукшунова, Ю.В. Яковца и др. Развитию инновационной деятельности посвящены работы зарубежных авторов: М. Гиббсона, Дж. Ван Дейна, Б.Р. Кларка, Ф. Котлера, Т. Менша, К. Фримэна, А. Й. Шумпетера.
Работы перечисленных авторов имеют большое значение для анализа конкретных явлений в финансировании и управлении научно-инновационной деятельностью высшей школы. Тем не менее, в научной литературе непосредственно вопросы изучения, обобщения опыта и их теоретическое осмысление государственного управления финансированием инновационных вузов недостаточно изучены и разработаны, что обуславливает необходимость проведения теоретико-методологических исследований в этом направлении.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью вопросов, связанных с государственным управлением финансирования инновационной деятельности высших учебных заведений и выявление проблем и путей решения этих проблем, касающихся финансирования инновационных университетов, что обусловило выбор темы диссертационной работы.
Цель работы - разработка теоретических положений и практических рекомендаций по государственному управлению финансированием инновационных вузов.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач: определить необходимость государственного регулирования высшего образования; исследовать содержание понятия «инновационный университет»; выделить критерии, согласно которым университет можно отнести к инновационному; выявить особенности финансирования инновационных вузов за рубежом; выделить проблемы становления инновационных вузов в России; предложить новую модель финансирования инновационных вузов России на современном этапе.
Объектом исследования является механизм государственного управления финансированием инновационных вузов.
Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты механизма государственного управления финансированием инновационных вузов.
Теоретическая и методологическая основа работы. Диссертационное исследование основано на концептуальных методологических и теоретических положениях, представленных в современных работах отечественных и зарубежных ученых.
Методологическую основу исследования составляет системный подход. Основные результаты исследования получены на основе применения общенаучных методов: структурного, логического, статистического и сравнительного анализов, а также традиционных приемов экономического анализа (наблюдения, группировки, обобщений).
Информационную основу исследований составили законодательные и нормативные правовые акты РФ, статистические и методические материалы Министерства образования и науки РФ, статистические данные Росстата, законодательство зарубежных стран, статистические данные ОЭСР, печатные и электронные публикации, опубликованные и собственные материалы эмпирических исследований, личные наблюдения и выводы автора, полученные в период работы.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: определена необходимость государственного регулирования высшего образования; уточнено понятие инновационный университет; систематизированы критерии инновационного университета; проанализирован опыт финансирования инновационных вузов за рубежом и возможность его применения в российской действительности; выделены проблемы становления инновационных вузов в России; предложена модель финансирования инновационных вузов России на современном этапе.
На защиту выносится: необходимость государственного регулирования высшего образования; расширенная трактовка понятия «инновационный университет»; критерии инновационного университета; опыт финансирования инновационных вузов за рубежом; проблемы становления инновационных вузов в России; современная модель финансирования инновационных вузов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется потребностью в теоретико-методологическом обосновании и разработке методических рекомендаций по становлению и совершенствованию механизма государственного управления финансированием инновационных вузов в Российской Федерации в целом.
Положения данной работы могут применяться при разработке учебно-методической литературы для образовательных учреждений, а также в рамках преподавания экономических дисциплин.
Апробация работы осуществлена в виде представления, публичных докладов, статей, участия в конференциях: I Всероссийской научной конференции «Региональная специфика развития бизнеса и экономики» (Астрахань - 2008), Научно-методической конференции «Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета» (Астрахань - 2009); II Всероссийской научной конференции «Региональная специфика развития бизнеса и экономики» (Астрахань -2009) и Круглом столе: «Национальные исследовательские университеты: перспективный инструмент развития высшего образования в России» (Москва-2009).
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 9 научных статей. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 3,54 п.л., в том числе 0,6 п.л. в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Работа объемом 161 страницы, состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 154 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30