Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека. Сазбандян, Тамара Валерьевна бесплатно
9:58 PM
Скачать Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека. Сазбандян, Тамара Валерьевна бесплатно

Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека

Диссертация

Автор: Сазбандян, Тамара Валерьевна

Название: Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека

Справка: Сазбандян, Тамара Валерьевна. Функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 / Сазбандян Тамара Валерьевна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса] Москва, 2008 143 c. : 61 08-9/136

Объем: 143 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
АФОРИЗМОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1 Особенности применения афоризмов в исследовании бытия человека
§ 2 Роль афоризмов в раскрытии незримой сущности
§ 3 Афоризмы в исследовании проблем повседневности
Глава 2 АФОРИЗМЫ КАК ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1 Структурно-логическая модель афоризмов и их познавательная эффективность
§ 2 Афоризмы в познании творческой деятельности человека
§ 3 Значение комплексного подхода к афоризмам в познавательной деятельности человека

Введение:

Актуальность темы исследования
В современной культуре проблема развития познавательной деятельности человека приобретает исключительную важность. Это связано с тем, что включение научно-исследовательской (творческой) деятельности в контекст знания повлекло изменение предмета науки: им считают теперь как объективную реальность, так и субъективно задаваемый концептуальный и операциональный срез. Осознание относительности объекта познания к средствам и методам познания стимулировало- поворот науки от изучения вещей к изучению условий существования и их восприятия человеком.
В* связи с этим необходимым компонентом всестороннего исследования становится язык как проявление творческой1 активности человека в познавательной деятельности. Изучая новые явления» в языковой реальности, современная философия намечает контуры переосмысления этих фактов, осознает необходимость глубокого анализа народных афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.
Это необходимо, во-первых, для- того, чтобы, осмыслить народные афоризмы, мобилизующие наши нравственные и умственные способности в познании мира; во-вторых, оценить и использовать в реальной действительности те советы и наставления, которые дают нам афоризмы; в-третьих, как народные афоризмы, будучи краткими и выразительными изречениями, способствуют обобщающему умозаключению.
Познавая реальный мир, человек стремится выделить основные законы. В интроспекции, сложные объекты внешнего мира, в силу динамичности самого субъективного мира, представляются человеку как цепь, без системного нагромождения явлений и предметов. Целью познания является. выявление1 содержания понятий о мире. Понятие имеет тем большую научную значимость, чем больше обобщает объекты по самым существенным параметрам.
Субъект является познающим, т.к. он интуитивно стремится создать в своем сознании упорядоченную картину реального мира, опираясь на полученную информацию, на опыт и знания, в том числе и языка. В связи с этим исследование влияния народных афоризмов на процесс оперирования мысленными образами в современной теории познания; исследовано недостаточно и требует более глубокого анализа.
Кроме того, непосредственное соприкосновение данной философской проблемы с лингвистикой, филологией, психологией, психолингвистикой, культурологией и другими науками усиливает актуальность данной темы.
Степень научной разработанности проблемы
Сложность и противоречивость предметной области исследования обусловливает многообразие направлений, стратегий исследования, большой объем публикаций, в которых высказываются различные идеи о процессе познавательной деятельности человека. На различных аспектах проблемы становления научного знания и функции языка в структуре познания сосредоточивалась деятельность Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, H.A. Бердяева, B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, В. Зинченко, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Андрея Белого, Ю.А. Тынянова, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, К. Леви-Стросса, К.Г. Юнга, М. Фуко и других авторов.
Непосредственно анализу природы понимания языка в процессе познавательной деятельности человека посвящены работы Л.Б. Баженова, В.А. Лекторского, А.Л. Никифорова, B.C. Степина, М.С. Каган, Л.Н. Митрохина, В.А. Кутырева, В.Д. Диденко, A.M. Коршунова*, Т.Б. Кудряшовой, З.С. Беловой, Г.А. Югая и др.
Проблемам сущности языка и ее философскому аспекту посвящены работы В.И. Даля, Д.С. Лихачева, В.В. Виноградова, A.A. Потебня, Г.Л. Пермякова, В.Я. Проппа, Л.Б. Савенковой, В.В. Колесова, В.В. Розанова, Г.В. Колшанского и других.
Тем не менее различные стороны обсуждаемой многогранной проблемы освещены не полностью. Весьма недостаточно изучены герменевтические процессы в современной науке, реализующей нетрадиционные установки на отказ от обособления предмета из связей, с окружающей действительностью; признание образного мышления и его функционирования в познавательном процессе; динамизации языковых элементов в акте научного мышления и функций афоризмов в.структуре и динамике познавательной деятельности человека.
Еще недостаточно полно изучена сама природа образования афоризмов в рамках теории познания, которую нужно рассматривать как сложный процесс взаимодействия чувственного и рационального в творческой деятельности человека.
Необходима систематизация афоризмов в познавательной деятельности, раскрытие гносеологического значения афоризмов в познании реальной действительности. Для- этого необходимо единство различных научных рассмотрений, интегрирующих представления специалистов в комплексную модель взаимодействия языка, элементов языка и-познания в процессе исследования мира.
В качестве непосредственно предмета исследования выступают русские народные афоризмы, а объектом исследования являются функции афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.
Цель диссертационного исследования - раскрыть значение афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть общую гносеологическую природу афоризмов в познавательной деятельности человека;
• определить специфику афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека;
• анализировать критерии использования афоризмов в познавательной деятельности;
• определить, познавательную эффективность афоризмов в структуре и динамике мыслительной деятельности человека.
Методологической основой диссертации служат принципы и методы философско-методологического анализа явлений науки, базирующиеся; на современном понимании мира и языка, обогащающие представления* о закономерностях, особенностях функционирования, развития феноменов познавательной- сферы человека. Среди них — методы логического- и исторического восхождения от абстрактного к конкретному, структурно-функциональный, деятельностный и др. В систему методов исследования вошли также историко-описательный и сравнительный методы, анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции и моделирования; которые в процессе работы над диссертацией выполняли не только вспомогательную роль, но и вошли в структуру исследования как эвристические средства. На различных этапах работы для решения конкретных задач применялись данные, наблюдения^ сравнения* и факты, содержащиеся, в классической научной и философской литературе.
Научнаяновизнаполученных результатов состоит в следующем:
• раскрыта общая гносеологическая природа афоризмов- в познавательной деятельности человека: Дано философское определение афоризма как краткого выразительного изречения, содержащего обобщающее умозаключение;
• определена специфика афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека. Возникший в процессе познания образ может походить на реальный объект или* выглядеть как объект в. самых разных смыслах,, начиная- от простых предметов- быта до сложных социальных явлений. Используя афоризмы* в^ исследовании мира^. человек может представить их как образы, соотносящиеся с чем-то;
• проанализированы критерии использования афоризмов, применяемых в познавательной деятельности. Задача афоризма - раскрытие незримой сущности, получение результата от рассуждения;
• * определена познавательная эффективность афоризмов в структуре и динамике мыслительной деятельности человека. Создавая проблемную ситуацию, афоризмы стимулируют человеческое сознание к новой познавательной деятельности. Выдвигая на первый план существенные аспекты интересующего объекта, они облегчают процесс познания мира.
Достоверность и надежность полученных результатов,обеспечены* методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам и логике изложения диссертации, а также фактами, взятыми из конкретных работ научной, философской литературы.
Положения, выносимые на защиту:
1*. Гносеологическая природа афоризмов познавательной деятельности человека неоднозначна. Субъект воспринимает афоризмы как« условное отражение действительности. Смысл условности заключается в том, что народные афоризмы позволяют взглянуть на реальность с разных сторон, дают максимальную возможность раскрыть глубинные, сущностные причины явления. Отражая сложные и запутанные проблемы реальной действительности, афоризмы формируют у человека стремление к творчеству и истине, внося тем самым серьезный вклад в теорию познания и развитие культуры.
2. Специфика афоризмов в познании различных сфер жизнедеятельности человека проявляется в том, что эти краткие изречения шлифуют, обогащают и систематизируют знания о реальной действительности. Разум человека в процессе познания выступает как система, но, имея, одни лишь понятия, эта система будет бедной, поэтому афоризмы обогащают разум и способствуют всестороннему освещению реальной действительности в ее существенных аспектах.
Афоризмы, изреченные в лаконичной, запоминающейся текстовой форме, многократно воспроизводятся людьми. В них достигается предельная концентрация непосредственного сообщения. В онтогенезе под влиянием афоризмов происходит формирование рефлексивного сознания, посредством которого человек учится отличать реальность от вымысла и находить логические противоречия.
3. Афоризмы в познавательной деятельности человека используются прежде всего для раскрытия незримой сущности, для получения конкретного результата от рассуждения. В процессе познания мысли субъекта отталкиваются от явлений, лежащих на поверхности, к сущности, скрытой за этими явлениями. При этом выявляется целая группа косвенных данных, ведущих к определению- невидимой причины, вызывающей видимые следствия. В процессе познания человек не только воспринимает мир, но и делает умозаключения.
Умозаключения позволяют различать части на фоне нераздельной целостности, а ум не только рассекает на составные части, но и объединяет разрозненные, внешне не связанные друг с другом факты в единую систему. Афоризмы, выдвигая на первый план существенные аспекты исследуемого объекта, облегчают процесс познания. Элиминирование деталей, не входящих в состав сущности, усиливает пропускную способность восприятия, детерминированного научным мышлением.
4. Эффективность афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека состоит в-создании проблемной ситуации, которая стимулирует человеческое сознание к новой мыслительной деятельности.
В процессе познания человек стремится определить подлинное бытие через его осмысление с помощью афоризмов. Следующая функция афоризмов состоит в том, что они устанавливают связь между научным знанием и тем реальным миром, который является объектом исследования. Причем, не только научное исследование, но и усвоение готовых знаний, являясь своеобразной формой познания, нуждается в подкреплении яркими образами. Такое сближение научного мышления с реальным миром наиболее эффективно происходит через образное мышление с помощью афоризмов.
Изучив структурно-логические элементы афоризмов, можно их подразделить по категориям: замкнутость — незамкнутость, образность — необразность, обобщенность - необобщенность.
Теоретическое и практическое значение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, состоит в философском анализе* и осмыслении функций народных афоризмов в структуре и динамике познавательной деятельности человека. Впервые раскрыто влияние афоризмов на процесс оперирования субъектом мысленными образами в процессе познания реальной действительности. В этом отношении афоризмы удобны своей лаконичностью и краткостью, устойчивостью, широким употреблением.
Данные этого, исследования могут быть использованы в преподавании курса философии по темам: «Чувственное и рациональное 'познание», «Научное,, обыденное, религиозное знания», «Познание как отражение действительности» и др.
Апробация результатов исследования проведена в процессе обсуждения на семи научных конференциях:
• ГУ-я, У-я, У1-я, УП-я межвузовские научно-практические конференции (МГУС, ИИТ, 2004, 2005, 2006, 2007);
• П-я, Ш-я научно-практические конференции «Россия: перспективы экономического и гуманитарного прорыва» (МФЭИ, 2005, 2006);
• ГУ-я научно-практическая конференция «Влияние современных условий социально-экономического развития России на подготовку профессиональных кадров» (МФЭИ, 2006).
Диссертационная работа обсуждалась на заседании- кафедры философии ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» и рекомендована к защите. По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 5,02 п.л.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031