Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : На примере классической бесплатно
2:03 AM
Скачать Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : На примере классической бесплатно

Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : На примере классической музыки

Диссертация

Автор: Бессонова, Татьяна Ивановна

Название: Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : На примере классической музыки

Справка: Бессонова, Татьяна Ивановна. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента : На примере классической музыки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Липецк, 2002 141 c. : 61 03-13/783-9

Объем: 141 стр.

Информация: Липецк, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
11 Отражение проблемы формирования слушательской культуры в философской и психолого-педагогической литературе
12 Слушательская культура как условие духовного развития личности студента
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
21 Педагогические условия, способствующие формированию слушательской культуры
22Методические основы формирования слушательской культуры студентов
23Организация педагогического эксперимента по формированию слушательской культуры студентов

Введение:

Актуальность исследования. Одним из созидающих свойств личности является духовное богатство, культурный уровень человека, что неразрывно связано с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность. Ведущая роль в системе духовного воспитания принадлежит искусству и одному из его наиболее популярных видов - музыке. Разностороннее гармоническое развитие, эффективность учебной деятельности студена возможны только при единстве и паритете эмоционального и рационального в этой деятельности. На современном этапе, к сожалению, этот паритет нарушен в сторону рационального.
Многие исследователи утверждают, что музыка не может дать никаких конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, но под ее воздействием развивается эмоциональная и чувственная сфера человека, что, с одной стороны, активизирует интеллектуальную деятельность индивида, формирует нравственное начало, а с другой - защищает организм от умственных и шумовых перегрузок, связанных с научно-техническим прогрессом (Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая).
Известно, что знания безболезненно приобретаются в любом возрасте, а нравственное начало, если его заложить с опозданием, очень трудно воспитать. Но музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия и переживания музыки является слушательская культура. Слушательская культура рассматривается нами как основное свойство, обеспечивающее музыкальное развитие человека; пути ее формирования в процессе учебной музыкальной деятельности; уровень развития музыкальных способностей, их индивидуальные особенности, что практически не учитывается преподавателями на занятиях музыки, и предлагаются некоторые изменения содержания этих занятий. Мы также рассматриваем формирование слушательской культуры как условие духовного развития личности. К сожалению, в музыкально-педагогической литературе практически отсутствуют работы по формированию слушательской культуры как специфического свойства личности и как условия его духовного развития. Но зато существует достаточно литературы о развитии отдельных компонентов: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А.Ветлугина, Г.Н.Кечхуашвили).
Мы придерживаемся мнения, что формировать слушательскую культуру можно у всех студентов (исключая патологию), но при этом достигать наибольших успехов в условиях проблемного обучения, применяя целый комплекс средств воздействия, направленных на одновременное и целенаправленное развитие всех компонентов слушательской культуры.
Слушательская культура - это индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему с иерархическим соподчинением элементов структуры.
Структуру слушательской культуры образуют общие и музыкальные способности: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память; творческое воображение; чувство целого; эмоциональность.
В условиях педагогических вузов формирование слушательской культуры должно быть логическим продолжением духовного развития личности будущего учителя. Однако в настоящее время нет работ, в которых бы рассматривался процесс формирования слушательской культуры как условие духовного развития студента, не владеющего основами музыкальной грамотности.
Анализ практики формирования слушательской культуры студентов в вузе, отраженной в научно-педагогической литературе, позволил вскрыть основное противоречие. Это противоречие между массовым, хаотичным внедрением различных ( по содержанию) программ и технологий по культурологии в вузе и недостаточной изученностью как вопросов формирования слушательской культуры, так и педагогических условий духовного развития личности будущего учителя.
Таким образом, возникает проблема рассмотрения процесса формирования слушательской культуры как педагогического условия духовного развития личности будущего учителя.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловила цель исследования - выявить педагогические условия духовного развития личности в процессе формирования у нее слушательской культуры.
Объектом исследования является музыкальное воспитание студента педагогического вуза.
Предметом исследования - духовное развитие студентов в процессе формирования их слушательской культуры.
Гипотеза исследования: духовное развитие личности студента будет протекать успешно, если:
• организовать процесс формирования слушательской культуры студентов;
• организовать процесс формирования слушательской культуры с учетом музыкальных интересов студентов;
• создать условия для развития творческой познавательной активности студентов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) провести ретроспективный анализ исследуемой проблемы;
2) определить педагогические условия для формирования слушательской культуры студента;
3) разработать систему уровней и критериев развития слушательской культуры студентов;
4) разработать и апробировать методику преподавания музыки, способствующую формированию слушательской культуры.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
• философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности (Аристотель, Гегель, Гельвеций, Платон, Н.А.Бердяев, Ю.А. Борев, М.С. Каган, В.П.Крутоус, А.Ф. Лосев и др.);
• психолого-педагогические основы, базирующиеся на психологических теориях личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, М.А. Вейт, JI.C. Выготский, В.В.Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Ломов, В.Н., Мясищев, А.В.Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.);
• основы психологии творчества и музыкальных способностей (Н.А.Гарбузов, А. Л. Готсдинер, А .Я. Зись, М.С. Каган, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Ярошевский и др.);
• труды современных педагогов-исследователей, в которых достаточно полно раскрыта педагогическая ценность учебных занятий, включающая различные виды творческой активности (П.Н. Андрианов, Ю.К. Ба-банский, Ю.К.Васильев, Б.И. Додонов, Г.Л. Ермаш, В.Г. Злотников, И.П. Короленко, Б.М. Неменский, М.П. Пальянов, В.Г. Разумовский и др-);
•педагогические аспекты музыкального образования (Б.В. Асафьев, Л.Г.Арчажникова, Г.А. Баренбойм, В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Остроменский, А.Н. Покровская, С.Х. Раппопорт, Т.Д. Суслова, Г.М. Цыпин и др.).
Для проверки выдвинутой теории и решения поставленных задач в исг** следовании использовались следующие методы:
• теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• социально-психологический метод наблюдения за процессом обучения, фиксирование изменений в достижениях студентов, анализ их работ;
• опытно-экспериментальное исследование: проведение констатирующих срезов и формирующего эксперимента;
• математическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента. Опытно экспериментальная работа проходила на базе Липецкого государственного педагогического университета (ЛГПУ). Всего экспериментом было охвачено 250 студентов.
Методологические основы исследования и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое условно можно разделить на три этапа.
Первый этап (1997-1998гг.) - поисково-теоретический, связан с выбором и теоретическим осмыслением темы; теоретической и методологической основы исследования; определением его целей задач; формулировкой рабочей гипотезы.
Второй этап (1999-2001гг.) характеризуется как опытно-экспериментальный. На этом этапе продолжалась разработка гипотезы исследования, разрабатывался план формирующего эксперимента, уточнялись подходы к содержанию и особенностям организации процесса обучения. Проводился констатирующий и формирующий эксперимент с последующим анализом его результатов.
Третий этап (2002 г.) - аналитико-обобщающий, в ходе которого проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, подведены итоги результатов исследования и оформлены в виде диссертации.
Степень новизны исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что:
• введено и научно обосновано новое понятие «слушательская культура»;
• рассмотрена научная идея формирования слушательской культуры как условие духовного развития личности студента в рамках известной в философии, психологии и социологии научной концепции;
• разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации по формированию слушательской культуры студентов и их духовного развития;
• выявлены и научно обоснованы уровни восприятия музыки, являющиеся показателем сформированности слушательской культуры и духовного развития студента.
Объективность, достоверность исследования обусловлены:
• опорой на научную методологию;
• использованием комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам;
• логикой проведения эксперимента;
• анализом специальной литературы по избранной теме;
• сочетанием количественного и качественного анализа материала. Репрезентативность экспериментальных данных подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, в ходе которой была доказана эффективность поставленных научно-практических задач. Теоретическая значимость.
В исследовании использованы ведущие методы научного мышления при разработке теории формирования слушательской культуры и духовного развития личности студента: анализ, синтез, гипотеза, обобщение.
Сформулировано понятие «слушательская культура», под которой мы понимаем степень совершенства музыкального вкуса, достигнутого в процессе музыкального воспитания и познавательной деятельности по изучению и освоению музыкальных произведений.
Основные положения диссертации отражают теоретические и практические подходы к формированию слушательской культуры, определяющей духовное развитие личности студента.
Изучена связь процесса формирования слушательской культуры с духовным развитием студента - будущего учителя.
Практическая значимость предложены диагностические методики изучения слушательской культуры и уровня духовного развития студентов педагогического вуза; разработана методика формирования слушательской культуры студентов; результаты экспериментальной работы служат основанием для корректировки программы раздела «Музыка» в курсе «Художественно-эстетическая культура». Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Липецкого государственного педагогического университета. Основные положения диссертации на разных этапах были обсужде-^кь* на заседаниях кафедры теории и истории педагогики, кафедры профессиональной культуры учителя ЛГПУ, а также нашли свое отражение в ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на научных и научно-практических конференциях. Положения, выносимые на защиту:
1. Организация обучения основам музыки дает возможность преподавателю сформировать слушательскую культуру, которая способствует духовному развитию личности студента.
2. Процесс формирования слушательской культуры выступает как условие духовного развития личности студента.
3. Педагогические условия, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к обучению, включают: содержание учебного материала, индивидуальную форму организации учебной деятельности, работу студента по личной программе овладения знаниями по изучаемой ди сциплине. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 193 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30