Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства. Гаранина, Екатерина бесплатно
8:45 PM
Скачать Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства. Гаранина, Екатерина бесплатно
Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства

Диссертация

Автор: Гаранина, Екатерина Николаевна

Название: Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства

Справка: Гаранина, Екатерина Николаевна. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 1999 230 c. : 61 99-13/519-7

Объем: 230 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Глава 1 Проблемы подготовки менеджеров гостеприимства в системе туристского образования
11 Зарубежный опыт подготовки специалистов в области гостеприимства
12 Концепция технологии гостеприимства в профессиональной подготовке менеджеров туризма
13 Модель специалиста -«Менеджер гостеприимства»
Выводы по главе
Глава 2 Педагогические основы формирования профессиональных навыков :Щ обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства
21 Модель подготовки специалистов для туристских * предприятий по технологии гостеприимства
22 Методическая база обучения технологии гостеприимства
23 Опытно-экспериментальная работа и ее итоги
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования. В последнее десятилетие индустрия туризма в России стремительно развивается. Возникают новые гостиничные комплексы, предприятия питания, транспортные и экскурсионные предприятия, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы, а также все новые и новые учебные заведения туристского профиля. Складывается крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, в каждом из которых работает множество людей, которые, собственно говоря, и являются основой существования этого огромного механизма. От их знаний, умения и желания работать, напрямую зависит, будет ли для России и дальше туризм одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики.Новые социально-экономические отношения, обусловливают новые подходы к развитию туристской сферы, что в свою очередь, приводит к повышению требований к квалификации туристских специалистов. Квалифицированные кадры в туристском бизнесе выступают одним из ключевых факторов успеха деловой активности.Во многих европейских странах организация, работающая в сфере туристского бизнеса, не может получить лицензию, если весь ее персонал не имеет специального образования.Туризм - это сложная межотраслевая и межведомственная многоукладная система и одновременно уникальное социальное явление. Он увязывает потребности в человеческом общении, развитии личности и мышления с критериями социальной справедливости, охраны окружающей среды, возрождения исторического наследия, культуры и искусства, поэтому потребность туристской отрасли в настоящее время в России - это творческая личность, компетентный высоконравственный специалист с ft^ постоянным стремлением к совершенствованию своего мастерства.Причем данные критерии могут, и должны, относится к специалистам всех уровней от официан'.а, бармена, горничной, экскурсовода до управляющих (менеджеров высшего звена) отелем, рестораном, туристским комплексом и т. п. Этим и определяются новые образовательные потребности в сфере туризма в России.Безусловно, затронутые проблемы не могут не волновать профессионалов туристского бизнеса. Вопросы необходимости создания действенной системы образования, отражающей запросы отрасли, рассматриваются в трудах B.C. Леднева (концепция непрерывного образования), В. Д. Чепика (направления реформ системы туристского образования), В. Преображенского, А. И. Сеселкина, Н. И. Волошина, А. В. Дроздова, Е. Н. Ильиной, Т. А. Ирисовой, Л. В. Курило (образовательные стандарты подготовки специалистов для туристской деятельности), А.А.Колпакова (проблемы сертификационного обучения) и др.Научные основы подготовки специалистов для сферы туризма были разработаны в трудах В. А. Квартальнова, И. Д. Солодухина (методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма), И. В. Зорина (методика планирования карьеры в туризме) и др.Много внимания также уделяется анализу опыта подготовки специалистов для целей туризма в странах СНГ и дальнего зарубежья; результаты такого рода анализа изложены в работах В. А. Зоца (образовательные ресурсы стран СНГ), Е. В. Мошняги (использование зарубежного опыта при формировании системы образования в туризме Российской Федерации), Н. Т. Пироженко (опыт подготовки туристских кадров в России), М. И. Беляева, Л. Н. Яцуна, Н. В. Кудровой, И. В. Зорина (основные направления т. формирования комплексной системы непрерывного образования кадров для туристских учреждений) и др.С одной стороны, специализация знаний в туристской сфере делает подготовку туристских кадров работой, требующей серьезной проработки, осмысления, тонкой взаимоувязки учебных программ, длительной и серьезной практической подготовки студентов. С другой стороны, темпы развития туристских технологий ставят встречную задачу - готовить специалистов широкого профиля на базе новых образовательных программ, основанных на междисциплинарном подходе к обучению в разумно короткие сроки.Специфика подготовки менеджеров гостеприимства определяется многообразием знаний и умений, которыми должен обладать специалист в области технологии гостеприимства. Кроме знаний по общей методологии обслуживания туристов, ему нужны знания методов производства конкретных услуг, т. е. по технологии ресторанного обслуживания, по технологии обслуживания в отеле, по технологии предоставления транспортных услуг, по технологии экскурсионного обслуживания туристов. Необходимы также глубокие знания и навыки по внедрению информационных процессов и новых •А технологий в вышеперечисленные виды услуг.При существующей системе подготовки кадров общий срок обучения специалиста с высшим образованием только по одному из данных направлений, например, инженера-технолога предприятий питания, составляет примерно 9 лет, потому что подготовка повара 4 разряда в кулинарном училище осуществляется в течение года, техника-технолога в техникуме - в течение трех лет, инженера^ технолога в институте еще пяти лет. И это, не говоря уже о том, что, в принципе, при такой подготовке требуется еще второе образование по '41направлению «Менеджмент», а это еще примерно два года. Итого общая продолжительность обучения при существующей системе 11,5 лет. Нетрудно посчитать, таким образом, сколько лет понадобится для подготовки полноценного специалиста по менеджменту технологии гостеприимства. ^ Следовательно, необходимо создать такую концепцию подготовки менеджеров технологии гостеприимства, которая позволила бы за счет: • преемственности содержания общего и профессионального образования; • единства изучаемых технических, технологических, других процессов, создания на их основе интегрированных курсов обучения; • замены репродуктивных методов на продуктивные, ф, проблемно-исследовательские; • осуществления профессионального направления , общеобразовательной подготовки; • проведения максимально возможного количества практических занятий; • применения эффективных способов развития творческих способностей в процессе профессионального становления; , ^ • внедрения новых форм обучения (сертификационное обучение), совершенствования уже известных (переподготовка дипломированных специалистов, повышение квалификации); • ориентации на личностные ценности, потребности; • эффективного использования кадрового потенциала, материальных ресурсов базовых предприятий • готовить специалистов разных уровней для работы в индустрии туризма в значительно более короткие сроки и в рамках ^^ одного учебного заведения.4f. В этом, собственно, и состоит актуальность исследования.Необходимость компле.чсного подхода к обслуживанию туристов в наших предприятиях и отсутствие специальных знаний у работников т * руководящего звена по основам технологии гостеприимства, отсутствие научно обоснованных требований к квалификации менеджеров технологии гостеприимства, а, следовательно, стройной системы подготовки (обучения) специалистов определили проблему нашего исследования.Решение проблемы подготовки квалифицированных кадров по технологии гостеприимства требует научно-обоснованных подходов к формированию концепции гостеприимства в профессиональной подготовке менеджеров туризма. Необходимо также моделирование структуры обучения и формирования его содержания путем разработки учебно-тематических планов и учебных программ курсов, входящих в модельную структуру обучения технологии гостеприимства.Цель исследования заключаются в разработке концепции содержания, форм и методов организации эффективного обучения студентов технологии гостеприимства.Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов в процессе обучения технологии гостеприимства.Предмет исследования. Формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства (на примере Института технологии туризма).Гипотеза исследования предполагает, что профессиональная подготовка студентов по технологии гостеприимства станет эффективной, если: • научно обосновано понятие технологии гостеприимства и определено его место в стр /^ктуре учебного процесса; • определены требования к квалификации менеджера гостеприимства; ''•^ • найдено оптимальное соотношение и единство технических, технологических, управленческих и других дисциплин, а также теоретического и практического блоков обучения и на основе этого смоделированы и научно обоснованы структура, содержание и методы обучения студентов технологии гостеприимства; • содержание профессионального обучения по технологии гостеприимства будет включать в себя специальные знания по ресторанному и гостиничному обслуживанию, экскурсоведению, технологии транспортного обслуживания, информационным и телекоммуникационным системам в туризме, туристскому маркетингу, технологии создания туристского предприятия, правовым вопросам туристской деятельности, структурно распределенным по курсам обучения и по семестрам.Задачи исследования: 1. Проанализировать исходные условия и причины, обусловившие необходимость профессиональной подготовки специалистов в области технологии гостеприимства; 2. Провести сравнительный анализ подготовки менеджеров гостеприимства в экономически развитых странах мира; 3. Разработать теоретическую модель обучения студентов технологии гостеприимства; 4. Разработать и апробировать содержание, формы и методы обучения будущих менеджеров гостеприимства.Методы исследования.В соответствии с целью исследования применялись теоретические и эмпирические методы. ^ ! Теоретические методы: анализ педагогической, экономической, специальной литературы по проблеме нашего исследования; анализ анкет отдыхающих, анализ выпускных квалификационных работ студентов Института технологии туризма. •^ т ш ш л^ Эмпирические методы исследования: анкетирование туристов Учебно-производственного туристского комплекса «Раково», эксперимент по апробации учебно-тематических планов и программ, разработанных в рамках данного исследования, в Институте технологии туризма; тестовый контроль знаний и умений студентов разных курсов.Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Институте технологии туризма. В нем приняли участие около 180 студентов. Опрошено 28 выпускников Института технологии туризма на предмет трудоустройства в соответствии с профилем полученного образования, проанализировано 28 выпускных квалификационных работ выпускников Института технологии туризма 1998 года, проанализированы отчеты по ознакомительной производственной практике студентов Института технологии туризма в учебнопроизводственном туристском комплексе «Раково», проведено анкетирование туристов туркомплекса «Раково» по вопросам качества обслуживания их студентами Института технологии туризма, проведен анализ коньюнктуры рынка труда в сфере гостеприимства, проанализированы отзывы руководителей предприятий, на которых студенты Института технологии туризма проходили стажировку.Этапы работы.Первый этап (1994-1996) состоял из анализа существующей зарубежной практики поцготовки специалистов для сферы гостеприимства.На втором этапе (1996-1998) разработаны учебно-тематические планы и программы, а также организационно-нормативная база к открытию специальности «Менеджмент гостеприимства». На данном этапе проводилось также их внедрение в учебную практику Института технологии туризма.Третий этап (1998-1999) состоял в подведении итогов работы, обработке эксперимента] 1ьных данных, уточнении выводов, усовершенствовании ранее предложенных материалов и их (^ апробации в педагогической практике Института технологии туризма.Научная новизна исследования состоит в разработке модели подготовки специалистов по технологии гостеприимства, включающей: • концепцию подготовки менеджера гостеприимства в рамках одного вуза; • формы обучения, при которых сочетание теории и практики построено таким образом, что студенты являются одновременно работниками типового туристского комплекса, на базе которого ||: расположен институт, а преподаватели являются мастерами производственного обучения, что предоставляет дополнительные ^ возможности в организации учебного процесса; • научно обоснованные требования к квалификации менеджера гостеприимства.Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе разработанных пакетов программ соответствующих ^ курсов: «Технология ресторанного обслуживания», «Технология гостиничного обслуживания», «Основы гостеприимства», «Организация работы буфета», «Производство продукции на предприятии питания», «Менеджмент предприятий питания», «Менеджмент гостиничных услуг», «Маркетинг туристских комплексов», «Стратегическое планирование деятельности туристского комплекса», «Организация обслуживания на предприятии питания», «Экскурсионный менеджмент», «Организация работы гщ автотранспортного отдела», «Технология обслуживания в баре», «Технология приема и размещения туристов», ряда методических материалов и пособий для отдельных учебных курсов: «Сборник контрольных работ по ресторанному обслуживанию», «Практикум по *^ресторанному обслуживанию», «Ресторанное обслуживание», предложенная автором модель обучения студентов менеджменту гостеприимства может быть использована в качестве типовой для обучения в высших учебных заведениях. Материалы исследования могут быть положены в основу нового образовательного стандарта по подготовке менеджеров технологии гостеприимства.На защиту выносится: 1. Концепция технологии гостеприимства в системе профессиональной подготовки менеджеров туризма, включающая: - определение поня-^ия технологии гостеприимства; - место технологи гостеприимства в структуре учебного процесса.2. Модель подготовки специалистов с высшим образованием по технологии гостеприимства, включающая: - структурную схему подготовки специалистов по технологии гостеприимства, состоящую из описания уровней образования, видов профессиональной подготовки и типов образовательных учреждений; - структурную модель обучения студентов технологии гостеприимства, состоящую из ступеней образования и соответствующих этим ступеням специальных курсов по технологии гостеприимства.3. Пакет учебно-темс.тических планов и учебных программ по специальным курсам: «Технология ресторанного обслуживания», «Технология гостиничного обслуживания», «Основы гостеприимства», «Организация работы буфета», «Производство продукции на предприятии питания», «Менеджмент предприятий питания», «Менеджмент гостиничных услуг», «Маркетинг туристских комплексов», «Стратегическое планирование деятельности туристского комплекса», «Организация обслуживания на предприятии питания», «Экскурсионный менеджмент», «Организация работы автотранспортного отдела», «Технология обслуживания в баре», «Технология приема и размещения туристов», входящим в структурную модель обучения технологии гостеприимства. ф Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-методических советах Института технологии туризма, на научно-практической конференциях (Раково 1997, г.Воскресенск, г. Сергиезо-Посад 1999г.). Разделы данного исследования - структурная модель спецкурсов (интегрированные циклы) и их содержание - вошли в утвержденный учебный план подготовки бакалавриата по менеджменту гостеприимства.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. . ^

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 207 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930