Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления. Чернышева, Елена Ивановна бесплатно
9:47 PM
Скачать Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления. Чернышева, Елена Ивановна бесплатно

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления

Диссертация

Автор: Чернышева, Елена Ивановна

Название: Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления

Справка: Чернышева, Елена Ивановна. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08, 13.00.01 Воронеж, 2005 182 c. : 61 06-13/208

Объем: 182 стр.

Информация: Воронеж, 2005


Содержание:

Глава 1 Теоретические подходы к формированию профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии технологическогомышления
11 Теоретическая сущность профессиональной компетентностипедагога
12 Характеристика и содержание понятий «технологическое мышление» и«технологическая культура»
13 Методические аспекты формирования профессиональной компетентностибудущих педагогов в развитии технологического мышления и технологическойкультуры 37Выводы к главе
Глава 2 Проектирование образовательного процесса по формированиюпрофессиональной компетентности будущих педагогов в развитиитехнологического мышления
21 Основные дидактические подходы к развивающему обучению будущихпедагогов
22 Специфика профессионального воспитания будущих педагогов
23 Организация процесса обучения по формированию профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии ТМ и ТК в форме творческойлаборатории
24 Построение модели выпускника педвуза, обладающего ТМ и ТК 85Выводы к главе
Глава 3 Экспериментальное исследование и оценка эффективностиразработанной методики формирования профессиональной компетентностибудущих педагогов в развитии ТМ и ТК
31 Опытно-экспериментальная оценка эффективности разработанной методикиформирования профессиональной компетентности будущих педагогов в развитииТМиТК 101Выводы к главе

Введение:

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширилиполе для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели,содержание и функции образования. В значительной мере расширяются функциипрофессионального образования как важного фактора социальной стабильности,преемственности культуры, воспитания творческой, активной и ответственнойличности в условиях развития наукоемких и информационных технологий.В соответствии с Концепцией модернизации российского образования напериод до 2010 года предполагается переориентация обучения в вузе не только наусвоение определенной суммы знаний, но и на профессиональное развитиеличности, ее познавательных и созидательных способностей. Чтобы статьэффективным, сам образовательный процесс в вузе должен быть приведен всоответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также суровнем развития технологий.Одной из сущностных особенностей современного специалиста в условияхтехнологической цивилизации является его профессиональная компетентность.Владение определенной суммой профессиональных знаний, умений и навыковсегодня уже не является достаточным условием востребованности выпускникапедагогического вуза на рынке труда.Профессиональная компетентность — это интегративное, многоаспектноепонятие, показатель личностного роста и профессионального мастерства. Подпрофессиональной компетентностью педагога мы понимаем уровень его знаний ипрофессионализма, позволяющие принимать правильные решения в каждойконкретной педагогической ситуации. «Компетентность» - это ситуативная категория.Специалисты, обладающие профессиональной компетентностью, способныуспешно адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и, какправило, прогнозировать свою жизнедеятельность. Но проблемы управленияобществом не имеют универсальных моделей и решаются неоднозначно, каждыйповорот в жизни общества влечет за собой модернизацию и активизацию5технологического мышления будущих специалистов. Сущность понятия«технологическое мышление» мы определяем как целенаправленный процессотбора и анализа информации для рационального решения технологических задачпутем творческого применения теоретических знаний.Широкое внедрение и использование новых технологий требуетперемещения «центра тяжести» человеческой деятельности с исполнительства натворчество как в духовном, так и в материальном производстве. Более того, речьидет не только о реализации через творчество возможностей личности, но ипроектировании новых возможностей, «новой» культуры. Такой «новой»культурой, на наш взгляд, является технологическая культура. Сущность понятия«технологическая культура» понимается как наличие технологических знаний испособов их применения в целях повышения профессиональной эрудиции,компетентности и личностного роста.Высокий уровень современных технологий требует высокогопрофессионального уровня специалистов, вовлеченных в технологическийпроцесс, их интеллектуального развития, критического, аналитическогомышления, умения принимать верные решения. Все перечисленные качества,характеризующие профессиональную компетентность, безусловно, должныформироваться во время обучения в вузе и постоянно развиваться во времядальнейшей трудовой деятельности.Организуя подготовку будущих педагогов, важно учитывать специфику идинамику изменения структуры содержания профессионального образования,которая должна быть направлена на формирование профессиональнойкомпетентности, повышение интеллектуального потенциала, образовательного ипрофессионального уровня выпускников, способных не только освоить, но итворчески использовать современные достижения научно-технического прогресса.Вопросам формирования профессиональной компетентности,совершенствования профессиональной подготовки специалистов в условияхвысшей школы посвящены работы В.А. Адольфа, А.Я. Алеевой, Н.Е. Астафьевой,Н.И. Вьюновой, СМ. Родника, А.Л. Денисовой, З.Д. Жуковской, И.А. Зимней,6Г.А. Козберга, Э.П. Комаровой, А.И. Концова, Ю.В. Койновой, Н.Е. Костылевой,Л.А. Петровской, Л.В. Самокрутовой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина,Г.М.Храмовой.Для научной организации процесса технологического образования,формирования технологического мышления и технологической культурыспециалиста вообще и будущего педагога в частности, фундаментальное значениеимеют труды П.Р. Атутова, Я. Батышева, О.А. Кожиной, К.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.Ф. Лосева, В.П. Овечкина, М.Б. Павловой, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, В.С. Соловьева, Ю.Л. Хотунцева и др.Анализ научной литературы и диссертационных исследований,посвященных проблеме формирования профессиональной компетентностибудущих педагогов в учебном процессе, показывает, что актуальность этойпроблемы постоянно возрастает. Тем не менее приходится констатировать, чтоинтересы исследователей зачастую сосредоточены лишь на общих проблемахформирования профессиональной компетентности выпускников педагогическихвузов или вопросах технологической подготовки будущих учителей технологии ипредпринимательства. Принимая во внимание результаты проведенныхисследований, необходимо отметить, что вопросы определения психологопедагогических условий процесса формирования профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии технологического мышлениятребуют дополнительного исследования и научного осмысления.Таким образом, есть основание утверждать, что в настоящее время имеетместо ряд противоречий:- между современными требованиями к качеству подготовки педагогов иреальными возможностями высших педагогических образовательныхучреждений обеспечить выполнение этих требований;- между наличием в образовательном процессе высшей педагогическойшколы инновационных технологий, способных обеспечить формированиетехнологического мышления будущих педагогов и недостаточностьюразработки и инструментария их применения;7- между потребностью современной школы в педагогах, профессиональновладеющих технологическим мышлением и недостаточным уровнем ихподготовленности к этому.Указанные противоречия подтверждают теоретико-прикладное значение иактуальность проблемы, поставленной в исследовании: каковы психологопедагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии технологического мышления.Работа выполнена в рамках межвузовской программы «Научное и научнометодическое, материально-техническое, информационное обеспечение системыобразования».На основе противоречий и проблемы была сформулирована темадиссертационного исследования: «Формирование профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии технологическогомышления».Цель исследования - разработка методики формированияпрофессиональной компетентности будущих педагогов в развитиитехнологического мышления.Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущихпедагогов.Предмет исследования - дидактические условия и особенности методики,обеспечивающие формирование профессиональной компетентности будущихпедагогов в развитии технологического мышления.В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитиитехнологического мышления будет более эффективным, если:- у студентов — будущих педагогов сформирована мотивация натворческую деятельность в процессе решения технологических проблем;- разработана методика обучения студентов технологии в условияхразвивающего обучения, обеспечивающая формирование профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии их технологического мышления(ТМ) и технологической культуры (ТК);- определены и экспериментально проверены дидактические условияэффективного формирования ТМ и ТК будущих педагогов;- разработана структурная модель формирования профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии ТМ и ТК;- разработано и внедрено в учебный процесс формирования ТМ и ТКбудущих педагогов соответствующее методическое обеспечение.В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования былипоставлены следующие задачи:1. Провести теоретический анализ состояния исследуемой проблемы инаучно обосновать понятия «профессиональная компетентность педагога»,«технологическое мышление» и «технологическая культура», раскрыть основныечерты, сущность, структуру, формы проявления ТМ и ТК у будущих педагогов.2. Разработать инновационную методику эффективного формированияпрофессиональной компетентности будущих педагогов в развитии ТМ и ТК вформе творческой лаборатории в условиях развивающего обучения и мотивации ктворческой деятельности по их овладению.3. Определить дидактические условия и особенности эффективногоформирования ТМ и ТК у студентов педагогического вуза - будущих педагогов.4. Разработать модель выпускника педагогического вуза, обладающего ТМ иТК, определить дидактические условия реализации модели и разработатьсоответствующее методическое обеспечение.5. Экспериментально апробировать инновационную методику формированияпрофессиональной компетентности будущих педагогов в развитии ТК и ТК приизучении дисциплины «Методика преподавания трудового обучения спрактикумом».Теоретико-методологической основой исследования являются трудыученых по направлениям: философские подходы к вопросам о соотношениидуховной культуры общества и цивилизации (В.Н. Ильин, Л.Н. Коган, Ю.М.9Лотман, Ж. Маритен, Ж.-П. Сартр, И. Хейзинга, О. Шпенглер и др.); вопросыпрофессиональной подготовки учителя (О.А.Абдуллина, Ю.К. Бабанский, Р. Берне, Н.Ф. Вишнякова, И.Ф. Исаев, А.И. Кочетов, Л.М. Лузина, А.И. Мищенко,Л.С. Подымова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Т.Шацкий и др.);положения о творческой инновационной педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, СМ. Годник, З.Д. Жуковская, В.И: Загвязинский, В.А. Кан-Калик,Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Пономарев, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман,А.И. Щербаков и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин и др.); дидактические особенноститехнологического образования, формирования технологического мышления итехнологической культуры (П.Р. Атутов, Я. Батышев, О.А. Кожина, И.Я. Лернер, В.П. Овечкин, М.Б. Павлова, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.).В исследовании использовалась комплексная система методов, адекватнаясложности изучаемого объекта. Для решения поставленных задач и проверкиисходных положений были использованы следующие методы: теоретическоеизучение и анализ философской, психологической, педагогической икультурологической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта коллективов высших и средних педагогических учебных заведенийи отдельных преподавателей, вузовской документации; системно-структурныйанализ фундаментальных понятий, используемых в исследовании;стандартизированное систематическое включенное наблюдение, анкетированиепреподавателей и студентов, беседы со студентами и преподавателями; методестественного констатирующего и формирующего экспериментов; методыобработки экспериментальных данных: статистический анализ, содержательная играфическая интерпретация результатов.Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базеВоронежского государственного педагогического университета. Исследованиембыли охвачены студенты вторых курсов в количестве более трехсот пятидесятичеловек.10Организация и этапы исследования.Исследование проводилось в три этапа.На первом этапе (2000 - 2002 гг.) была определена проблема, объект,предмет, цели, задачи, научный аппарат и база исследования; исследовалосьсодержание понятий «профессиональная компетентность педагога»,«технологическое мышление» и «технологическая культура»; рассматривалосьсостояние проблемы в теории и практике, а именно: осуществлялось изучение ианализ современных подходов к формированию профессиональнойкомпетентности педагога, развитию технологического мышления итехнологической культуры, исследовались психолого-педагогические условия исредства формирования профессиональной компетентности в развитиитехнологического мышления и технологической культуры. Конструировалисьразличные методики преподавания трудового обучения с практикумом; созданапрограмма и методика эмпирической проверки гипотезы. Выполненконстатирующий этап эксперимента.На втором этапе (2002 - 2003 гг.) были выявлены составляющие иосновные характеристики профессиональной компетентности педагога,технологического мышления и технологической культуры, проектировалась иапробировалась методика формирования профессиональной компетентности вразвитии технологического мышления и технологической культуры в условияхтворческой лаборатории. Разрабатывались модель формированияпрофессиональной компетентности педагога в развитии технологическогомышления и технологической культуры, дидактические материалы, лабораторнопрактические работы, содержащие технологические проблемы и задачи.Проводился формирующий этап эксперимента.На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) обобщены результаты опытноэкспериментальной работы по исследованию влияния разработанной методики наформирование профессиональной компетентности будущих педагогов в развитиитехнологического мышления и технологической культуры. Проводилсякачественный, количественный анализ и теоретическое обобщение результатов,иполученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Осуществленасистематизация, обобщение и статистическая обработка полученных данных.Сформулированы выводы.Научная новизна исследования состоит в следующем:определена сущность и дидактические особенности формированияпрофессиональной компетентности будущих педагогов в развитии ихтехнологического мышления и технологической культуры;- разработана модель выпускника педагогического вуза, обладающего ТМ иТК;- разработана структурная модель творческой лаборатории дляформирования профессиональной компетентности будущих педагогов вразвитии ТМ и ТК;определены дидактические условия и особенности эффективногоформирования ТМ и ТК у будущих педагогов в режиме развивающегообучения;- разработано функционально-ориентированное методическое обеспечениепроцесса формирования ТМ и ТК будущих педагогов.Теоретическая значимость исследования:- разработана инновационная методика формирования профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии ТМ и ТК в форметворческой лаборатории;- определены и обоснованы дидактические условия организации процессаобучения в форме творческой лаборатории;- выявлена системообразующая роль самостоятельной индивидуальной исовместной работы студентов как эффективного фактора при формированииТМ и ТК у будущих педагогов.Практическая значимость исследования состоит в том, что:1. Разработанная и экспериментально проверенная методика формированияТМ и ТК будущих педагогов в форме творческой лаборатории может бытьиспользована в практике работы средних и высших образовательных учреждений.122. Предлагаемая методика адаптивна и может быть использована приизучении других предметов естественно-научного и технологического циклов наразных ступенях системы непрерывного образования.3. Реализация структурной модели выпускника педвуза, обладающего ТМ иТК, позволит расширить функциональные возможности специалиста, егоспособность адаптироваться в обществе, что отвечает основной цели высшегообразования.4. Организация системы учебного процесса в условиях творческойлаборатории обеспечивает эффективное формирование ТМ и ТК педагога иможет быть успешно использована на курсах повышения квалификации работников образования.Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваетсяиспользованием методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования большого количества литературных источников для теоретическогоанализа и обобщения, апробацией в средних и высших образовательных учреждениях, количественным и качественным анализом уровня ТМ и ТК студентов наначальном и конечном этапе опытно-экспериментальной работы.На защиту выносятся:1. Инновационная методика формирования профессиональнойкомпетентности будущих педагогов в развитии ТМ и ТК в форме творческойлаборатории, осуществляемая в условиях развивающего обучения и мотивации ктворческой деятельности по их овладению.2. Модель выпускника педвуза, обладающего ТМ и ТК, включающаяфундаментальные, методические и технологические знания, определенныеличностные качества, потребность в саморазвитии, владение навыкамипреобразовательной деятельности, имеющей творческую направленность.3. Формирование ТМ и ТК с применением инновационной методики в форметворческой лаборатории, основывающееся на совместной деятельности студентовв группе для решения поставленных перед ними технологических проблем изадач творческого характера, на овладении преобразовательными технологиями,13умением ставить перед собой реальные цели и искать пути их рациональногодостижения.Апробация и внедрение результатов исследования.Теоретические положения и материалы, основные идеи и результаты исследования были изложены на заседаниях кафедры прикладной физики,астрономии и технологий, на аспирантских и научно-методических конференцияхпрофессорско-преподавательского состава Воронежского государственногопедагогического университета, в материалах региональной научно-практическойконференции «Колледж-2001», Воронеж: ВГТПК; на Всероссийской научнопрактической конференции Минобразования России «Одаренность. Рабочаяконцепция», (2002г), Воронеж; на межвузовской электронной конференции«Образовательные технологии. Методический аспект», (2002 г.), Воронеж; намежвузовской электронной конференции «Новые технологии в образовании»,(2001, 2002, 2003 г.), Воронеж; на VII Всероссийской научно-практической конференции «Колледж 2003». 2003 г., Воронеж ВГТРК.; на межрегиональнойнаучно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии впреподавании естественно-математических дисциплин», (2003г), Рязань; намежвузовской электронной конференции «Социально-педагогические проблемы:поиски и модели решения» (2004 г.), Воронеж; на II международной научно —практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования всистеме образования», (2004 г.), Тамбов; на международной научно-практическойконференции «Дни науки», (2005 г.), Днепропетровск.Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 7печатных работ, одно методическое пособие. Из них 2 работы без соавторов. Вработе, опубликованной в соавторстве [1], лично автором предложены методическиерекомендации по выполнению лабораторных работ №№ 2, 3, 5, 6. В работе [2] разработаны схема, отражающая этапы познавательной деятельности студентов итемы для самостоятельного изучения. В работе [3] лично автором подготовленматериал о значении самостоятельной работы в подготовке будущих специалистов,предложены различные формы учебной деятельности. В работе [4] - разработана14схема управления самостоятельной работой студентов на уровне преподавательстудент, предложены критерии оценки эффективности внедрения самостоятельнойработы в учебный процесс. В работе [5] - показаны роль дополнительногообразования в плане социальной адаптации учащихся и способы подготовкиучащихся к исполнению социальных ролей в обществе. В работе [7] лично авторомразработана программа государственного экзамена, вопросы и задания для студентовпо курсу «Методика преподавания трудового обучения с практикумом».Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения, списка используемой литературы из 182 наименований, 5приложений. Основная часть работы изложена на 116 страницах, включает 2рисунка, 2 таблицы, 2 графика, 3 диаграммы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 181 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031