Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 21 » Скачать Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми. Семанака, Светлана Ивановна бесплатно
8:01 AM
Скачать Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми. Семанака, Светлана Ивановна бесплатно
Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми

Диссертация

Автор: Семанака, Светлана Ивановна

Название: Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми

Справка: Семанака, Светлана Ивановна. Формирование профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1999 222 c. : 61 99-13/997-4

Объем: 222 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
11 Отклоняющееся поведение детей как психолого - педагогическая проблема
12 Агрессивность как одна из форм отклоняющегося поведения
13 Агрессивное поведение детей: диагностика и коррекция
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
21 Готовность будущего педагога к работе с детьми, имеющими агрессивное поведение, как одно из направлений его профессиональной подготовки
22 Характеристика модели готовности будущего педагога к коррекционной работе с детьми, имеющими агрессивное поведение
23 Особенности формирования готовности будущего педагога к работе с детьми, имеющими агрессивное поведение, в процессе его профессиональной подготовки

Введение:

В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности педагога, ориентированной на развитие личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в обществе, заставляют по-новому взглянуть на укрепившиеся подходы к педагогической деятельности. Кризисное состояние общества влечет за собой ряд социальных проблем, которые требуют безотлагательного решения. Контингент детей, приходящих в школу, стал разнородным. Педагоги все чаще отмечают трудности, которые они испытывают во взаимодействии с недисциплинированными, не поддающимися обычным мерам педагогического воздействия детьми. Рост отклонений в поведении детей обусловлен прежде всего обнищанием страны и народа, 'деградацией семейных отношений и общественного сознания, насилием по отношению к детям, отрицательным влиянием средств массовой информации, а также нецелесообразными методами обучения и воспитания. Общая нестабильность в обществе способствует тому, что деструктивное поведение берет свое начало еще в дошкольные годы. Среди многочисленных девиаций поведения ребенка мы в своем исследовании выделяем агрессивность. Острота и актуальность проблемы обусловлена тем, что в дошкольные годы формируются предпосылки отклонений, связанные с недостаточным жизненным опытом и отрицательным подкреплением, которые можно своевременно устранить.
Разрабатываемая нами проблема тесно связана с решением проблемы отклоняющегося поведения, которая имеет глубокие исторические корни. У истоков ее разработки стояли видные ученые дореволюционного и послереволюционного периода в России: П.П. Блонский, А.С. Выготский, П.Ф. Аесгафт, В.П.Кащенко, М.И.Сеченов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Н.В. Шелкунов и другие. Проблема профессиональной готовности студентов к коррекционной работе с агрессивными детьми рассматривается нами как часть общей проблемы профессиональной подготовки педагога к практической деятельности. К настоящему времени выполнен ряд исследований, раскрывающих теоретические основы формирования профессиональной готовности будущих педагогов: О.А. Абдулина, Ф.Н. Гоноболин, К.М. Ду-рай-Новакова, Н.В. Кузьмина, Н.И. Пинчук, М.Л. Паливандашвили,
A.Б. Романенчук, В.А. Сластенин, А.Ф. Спирин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и другие.
Ученые Д.Ж. Азимова, М.А. Арипов,У.Б. Агбаева, В.П. Бездухов, Р.Ж. Божбанова, А.А. Блохина, У.Р. Бурисов, Н.З. Еловая, З.И. Игуш-кина, М.А. Кувырталова, Л.В. Макарская, З.Д.Раевская, А.Б. Романенчук, Е.А. Сурудина, Л.И. Федорова, P.M. Хмурич и др. своими научными идеями и практическими исследованиями углубили данную тему и раскрыли теоретические основы подготовки педагога к осуществлению воспитательных функций.
Агрессивность в нашем исследовании рассматривается как одна из форм отклоняющегося поведения, поэтому мы считаем необходимым знакомить студентов с ее природой, типологией и способами коррекции. Эта проблема отражена в психолого-педагогических исследованиях А.С.Белкина, Н.В. Бердниковой, Е.Н.Винарской, Н.А.Головань, С.А. Завражина, Е.В. Заика, А.И. Захарова, A.M. Зюбина, Г.П. Медведева, В.Г. Маралова, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой, A.M. Печенюк, Т.А. Роголевой, В.Г. Сенько, В.А.Ситарова, С.С. Степанова, В.Г. Степанова, Т.А. Хвиюзовой, Н.В.Ялпаевой и других. В классификациях форм отклоняющегося поведения большинство авторов выделяют категорию агрессивных детей.
В настоящее время ряд ученых посвятили исследования проблеме подготовки специалистов к работе с трудными детьми: Р.Ж. Божбанова, В.Н. Барсуков, Г.М. Потанин, К.А. Жукенова, Л.П. Жадекайте,
B.Н. Ирхин, С.А. Завражин, В.В. Трифонов и другие. В своих работах авторы раскрывают содержание, формы, методы профессиональной подготовки к взаимодействию с данной категорией детей, но акцент делается преимущественно на младшем школьном и подростковом возрасте. Ученые подчеркивают ценность дошкольного возраста в предупреждении и устранении поведенческих отклонений, но решение проблемы подготовки специалистов к работе с личностными нарушениями в данный возрастной период не нашло должного отражения в научных исследованиях. Мы в своем исследовании рассматриваем проблему формирования профессиональной готовности к коррекции агрессивного поведения у детей 5-7лет. Данный возрастной период охватывает старший дошкольный возраст и начало младшего школьного возраста.
Сущности проявления агрессии у детей и агрессивности как свойства личности посвящены работы отечественных ученых В.В. Бойко, Ю.Ф. Егошкина, С.А. Соловьева, С.Ф. Сироткина, A.M. Семенкж, С.С. Степанова, И.А. Фурманова, В.Элисеос. По мнению этих ученых, агрессия, выражающаяся в стремлении ребенка причинить окружающим боль или ущерб, не является врожденной.
Большинством зарубежных ученых агрессия ассоциируется со злонамеренным поведением и рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, К. Бютнер, Г. Линденфилд, Г. Паренс, П. Поппер, Й. Раншбург, Д. Ричардсон, Б. Робинсон, Д. Фонтана, А. Фромм, К. Флейк-Хобсон и другие.).
Однако, агрессия у детей может выступать как защитная реакция на психо-травмирующие ситуации. Эта точка зрения находит отражение в работах З.Я. Горностаевой, Л.Р. Гребенникова, Л.В. Орловой, Р.В. Рахматшаевой, Е.С. Романовой и др.
Поведенческие отклонения, в том числе и агрессивность, рассматриваются нами в пределах нормы. Теоретическое обоснование нормы развития, поведения и отклонения отражено в психолого-педагогических исследованиях Л.А. Венгера, Л.Р. Гребенникова, О.А. Карабано-вой, В.П. Кащенко, М. Люшер, Я.М.Неплох, Б.Нинова, М. Раттер, С.С. Степанова, P.M. Хмурич, Д.Б. Эльконина.
Ряд исследователей связывают проявление детьми агрессии с эмоциональной неустойчивостью: И.П. Воропаева, Б.И. Кочубей, Е.М. Новикова, М. Мак-Кей, П. Роджерс, Т.А. Хвиюзова и другие.
Содержание, методы и формы профессиональной подготовки к формированию диагностических умений у будущих учителей отражены в исследованиях Л.А. Байковой, Л.А. Орлова, А.И. Кочетова ; пути совершенствования подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания к коррекционной работе исследованы Е.Б. Агеевой, содержание подготовки студентов педагогического вуза к воспита-тельно-коррекционной работе с несовершеннолетними раскрыто в работе Н.В. Прозоровой.
Теоретические положения гуманистического подхода к решению проблемы освещены в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Н.П. Вайзман, Д.А. Белухина, О.А. Казанского, В.А. Ситарова, В.Г. Маралова, А.Г. Коган, С.Н. Фокеевой и другие.
Изучение литературных источников выявило ряд исследований проблемы психологической и педагогической диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей, в том числе и в отношении путей коррекции детской агрессивности: Н.Я. Безбородова, И.П. Воропаева, Ю.В. Егошкин, A.M. Семенюк, С.Ф. Сироткин, Т.А. Хвигозова, В.Г. Маралов, В.М. Минияров и др.
Детская агрессивность рассматривается нами как социальное явление, поэтому мы считаем необходимым проводить специальную подготовку студентов к работе с агрессивными детьми, готовить специалистов, способных оказать им квалифицированную психолого-педагогическую помощь. Актуальность данной проблемы обосновывается и расширением профессиональных функций педагога на современном этапе, среди которых в качестве таковых, мы выделяем диагностические и коррекционно-развивающие.
Однако, как показали результаты теоретического анализа, проблема подготовки студентов к диагностике и коррекции агрессивного поведения детей, развивающихся в пределах нормы, не нашла своего достаточного решения в научных исследованиях. Таким образом, противоречие между необходимостью коррекции агрессивного поведения и отсутствием специальной подготовки студентов к коррекционно-педагогической работе с агрессивными детьми определило выбор темы исследования, проблема которого была сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной готовности студентов к работе с детьми, имеющими агрессивное поведение?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов к работе с детьми, имеющими агрессивное поведение.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс подготовки студентов к работе с агрессивными детьми будет более результативным и обеспечит необходимый уровень профессиональной готовности к осуществлению данного вида деятельности, если будут изучены психолого-педагогические основы агрессивного поведения детей и соблюдены следующие педагогические условия:
• обеспечение взаимосвязи между дисциплинами психолого-педагогического и специального циклов;
• использование активных форм и методов обучения студентов взаимодействию с агрессивными детьми;
• приобщение студентов к исследовательской деятельности по рассматриваемой проблеме.
Задачи исследования: * - выявить психолого-педагогические основы агрессивного поведения детей;
• разработать модель формирования профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми;
• определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога к работе с агрессивными детьми;
• разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки студентов педагогических учебных за* ведений к коррекции агрессивного поведения детей.
Методологическая основа исследования базируется на важнейших философских положениях о диалектике сущности и явления, общего, особенного и единичного; о единстве теории и практики; диа-лектико-материалистических положениях об условиях формирования и развития личности, об интеграции социальных и биологических факторов в воспитании и перевоспитании человека. т
Опираясь на идею личностно-деятельностного и комплексного подхода к решению поставленных задач, в ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ социологической, естественно-научной и психолого-педагогической литературы, моделирование; эмпирические: наблюдение значимых ситуаций, анкетирование и интервьюирование учителей начальных классов школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогического колледжа, педагогическая беседа, анализ результатов деятельности студентов, их самооценок; экспериментальные: педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились Ленинградский педагогический колледж Краснодарского края, дошкольные учреждения и средние школы №1, 2, 6 Ленинградского района Краснодарского края. На различных этапах экспериментального исследования приняли участие более 250 студентов школьного и дошкольного отделений Ленинградского педагогического колледжа и около 200 учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (теоретическом) /1993-1994 гг./ — определены цель и задачи исследования; проведен теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; разработана основная концепция исследования.
На втором этапе (экспериментальном) /1994-1997 гг./ — проведен пилотажный и констатирующий эксперименты; построена модель формирования профессиональной готовности студентов к взаимодействию с детьми, имеющими агрессивное поведение; выявлены уровни ее сформированности и система педагогических условий, обеспечивающих эффективность ее формирования; начата опытно-экспериментальная проверка построенной модели.
На третьем этапе (обобщающем) /1997-1999 гг./ - завершена реализация экспериментальной технологии формирования у будущих педагогов готовности к взаимодействию с агрессивными детьми; обработаны и проанализированы экспериментальные данные, завершено литературное оформление диссертации.
Научная новизна н теоретическое значение исследования:
• теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость специальной подготовки студентов педагогических учебных заведений к коррекции агрессивного поведения детей;
• выделена и обоснована детская агрессивность как одна из форм отклоняющегося поведения;
• определены содержание, структура, уровни и критерии готовности будущих педагогов к работе с агрессивными детьми;
• определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми.
Практическая значимость исследования заключается в создании методического обеспечения процесса подготовки студентов к работе с агрессивными детьми, повышающего эффективность деятельности преподавателей: учебная программа и пособие для студентов и педагогов — практиков « Теория и методика оказания педагогической помощи детям с отклоняющимся поведением»; коррекционно-развивающая программа «Уроки добра» для детей 5-7 лет; видеопередача «Незнайка и его друзья», включающая серию диагностико-коррекционных занятий для детей и видеоматериалы для проведения тренингов. Практическая значимость всех учебных материалов связана с возможностью их использования в педагогических учебных заведениях в процессе подготовки студентов к устранению агрессивного поведения детей, а также в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы, психологов и социальных педагогов.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечены его методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, реализацией комплексной методики исследования, подтверждены данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в уровне подготовленности студентов к работе с агрессивными детьми, внедрением результатов исследования в практику учебного процесса педагогического колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследования, обсуждения на педагогических чтениях и заседаниях кафедры дошкольной педагогики Армавирского государственного педагогического института, научно-методического совета Ленинградского педагогического колледжа. Основные выводы исследования доложены и получили одобрение на краевой научно-практической конференции инновационных проектов (г. Краснодар, 14-17 октября 1998г.).
Результаты исследования были внедрены в практику работы Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края, в режиме дня дошкольных учреждений, принимавших участие в экспериментальной работе, предусмотрена организация коррекционно-развивающих занятий с детьми с использованием новых технологий формирования ненасильственной позиции.
На защиту выносятся следующие положения:
• агрессивность как одна из форм отклоняющегося поведения, которая проявляется у детей во враждебности, злобности, мстительности и формируется в результате действия психо-травмирующих факторов;
• профессиональная готовность студентов к работе с агрессивными детьми определяется наличием соответствующих потребностей и личностных качеств; владением знаниями теории и методики осуществления педагогической диагностико-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении; умениями и навыками выявления и устранения деструктивной агрессии у детей;
• модель формирования профессиональной готовности студентов к работе с агрессивными детьми, включающая мотивационно-личностный, когнитивный и практический компоненты, обеспечивает достаточный уровень профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений к данному виду деятельности;
• совокупность педагогических условий, определяющих эффективное формирование профессиональной готовности студентов к взаимодействию с агрессивными детьми:
• обеспечение взаимосвязи между дисциплинами психолого-педагогического и специального циклов;
• использование активных форм и методов обучения студентов взаимодействию с агрессивными детьми;
• приобщение студентов к исследовательской деятельности по рассматриваемой проблеме.
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в работу включены схемы и таблицы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 289 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930