Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Формирование профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования. Воловик, бесплатно
2:01 AM
Скачать Формирование профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования. Воловик, бесплатно

Формирование профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования

Диссертация

Автор: Воловик, Николай Васильевич

Название: Формирование профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования

Справка: Воловик, Николай Васильевич. Формирование профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Чита, 2004 177 c. : 61 04-13/1989

Объем: 177 стр.

Информация: Чита, 2004


Содержание:

Глава 1 Научно-теоретические основы процесса формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров
11Деятельностный подход методологическая основа построения модели процесса формирования '» профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров
12Сущность и содержание профессионально-педагогического интереса как основы творческой направленности в образовательно-воспитательной деятельности офицера
13Основные показатели и возможные уровни развития профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров
Глава
II Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования
21Экспериментальная программа формирования профессионально-педагогического интереса У будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования
22Методика реализации экспериментальной программы

Введение:

В период коренных социально-экономических преобразований общества, когда происходит разрушение старых и формирование новых социальных институтов и систем, особую значимость приобретает задача всемерного обогащения и постоянной активизации интеллектуального, нравственнокультурного, военно-патриотического, духовно-творческого потенциала профессионально подготовленных кадров, в том числе и военных. Это связано с формированием нового мышления на основе новых ценностных установок, определяющих ментальность, мировоззренческий статус личности, осознание ею своей роли в происходящих социальных преобразованиях. В этих условиях в число приоритетных выдвигается задача совершенствования системы высшего профессионального образования.Высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся процесс разделения труда, благодаря расширенному воспроизводству профессионально подготовленных кадров. Выполняемая ими профессиональная деятельность должна информативно задавать содержание и системную организацию образовательного процесса в высшей школе Подготовка офицеров в системе высшего гражданского образования в этом случае не является исключением.Педагогическая наука сегодня призвана разрабатывать новые подходы к моделированию профессионально-образовательных программ подготовки специалистов высшей квалификации с учетом современной социально- экономической ситуации, перспектив развития страны, конъюнктуры рынка образовательных услуг с учетом, что большинство выпускников являются потенциальными офицерами российской армии.Наши исследования показали, что в Вооружённых Силах сложилась ситуация, которая характеризуется массовыми увольнениями офицеров с военной службы. На желание молодых офицеров сменить профессию в значительной мере оказали влияние систематические невыплаты денежного довольствия, проблемы квартирного обеспечения, невыполнение требований законодательства о социальной защите военнослужащих и членов их семей, а также порой отсутствие защиты от произвола должностных лиц. Сложившееся положение ещё более усугубилось из-за уменьщения социальной защищенности, в частности свободного проезда, подзаконными актами. Неуверенность в том, что в ближайший период времени социальная защищенность военнослужащих поднимется на высокий уровень, а денежное довольствие станет соизмеримым с вложенным воинским трудом и стоимостью прожиточного минимума на семью, заставляет офицеров принимать нелёгкие для их семей решения.Поскольку увольнения офицеров из Вооружённых Сил превышают возможности военно-учебных заведений по подготовке профессиональных военных, для их замены в войсках в настоящее время используются другие источники комплектования кадров.В настоящее время одним из основных источников комплектования воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, стал призыв на военную службу граждан, завершивших обучение на военных кафедрах (факультетах военного обучения) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее именуются гражданские вузы). К настоящему времени в Вооруженные Силы Российской Федерации призвано из запаса более 8 тыс. офицеров. В 2004 году планируется призвать на военную службу около 15 тыс. офицеров запаса. В условиях сокращения поступления в войска выпускников военно-учебных заведений призыв офицеров запаса на военную службу приобретает особое значение для поддержания войск и сил флота в боевой готовности. (Из приказа Министра обороны Российской Федерации № 206 от 2 июня 2003 г «О недостатках в подготовке офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») Министерством обороны РФ определены актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Большое внимание уделяется необходимости совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса.Это обусловливает необходимость дальнейшего качественного совершенствования подготовки офицерского состава, осуществляемой в настоящее время в системе военного образования и на военных кафедрах, факультетах военного обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ в интересах комплектования всех видов Вооруженных Сил РФ и воинских формирований других министерств и ведомств, а также накопления необходимого мобилизационного резерва.Правительством Российской Федерации принято решение об организационных, структурных и качественных изменениях в системе военного образования. В соответствии с данным решением постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года № 352 утверждена Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», с изменениями к данной программе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2003 года №251.В условиях сокращения (почти в 2 раза) поступления в войска выпускников военно-учебных заведений призыв офицеров запаса на военную службу приобретает государственное значение для поддержания боевой готовности войск (Из директивы Командующего войсками Сибирского военного округа № Д-3 от 16 февраля 2004 г «Анализ состояния и пути повышения уровня профессиональной подготовки офицеров запаса в период обучения на военных кафедрах, факультетах военного обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования»), В частности, на военной кафедре Читинского государственного университета сразу же после окончания университета были призваны в 2002году 94 человека, в2003 году - 133 человека и дополнительно из запаса 50 человек, план призыва на 2004 год составил 161 человек.Одним из источников пополнения рядов военнослужащих является призыв в Вооружённые Силы РФ выпускников высших учебных заведений, закончивших обучение на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса. Поскольку в ближайшие годы такая категория граждан будет активно привлекаться к выполнению воинского долга, то представляется необходимым рассмотреть вопрос о процессе обучения граждан на военных кафедрах (военных факультетах) при высших учебных заведениях по военноучётной специальности.Обучение студентов дневного отделения государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки не профессиональных военных специалистов, а специалистов запаса Вооружённых Сил РФ и является системой дополнительного обучения и подготовки офицеров запаса.Вопросы обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса и вопросы, связанные с присвоением им офицерских званий, порядком прохождения ими военной службы, регулируются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, Положением о военном обучении студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также актами военного управления.После принятия нового Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.98 г. резко возросло количество студентов, желающих получить при обучении в высшем учебном заведении и военную специальность. Это можно объяснить тем, что новый закон вернулся к ранее существовавшему порядку прохождения военной службы гражданами после обучения по программам подготовки офицеров запаса. Определив срок военной службы в 24 месяца (ч.1 ст.38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), такую категорию граждан приравняли по льготам к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, что, безусловно, стало большим движущим фактором.И всё же представляется, что призыв офицеров запаса на военную службу следует рассматривать как временную и вынужденную меру на период реформирования Вооружённых Сил.В связи с реформой в Вооружённых Силах Российской Федерации нуждаются в преобразовании и организация и содержание образовательного процесса на военных кафедрах (факультетах). Военная школа должна давать обучаемым не только теоретическую и научную базу, но и формировать эти знания в чёткую систему, которая могла бы эффективно использоваться на практике в войсках. Значительную помощь в этом может оказать прохождение сборов (стажировок) студентами не на военных кафедрах, а в войсках.Это формирует наглядное представление о Вооружённых Силах, а не по рассказам товарищей. Практика показывает, что даже 30 суток сборов в войсках дают будущему офицеру неизмеримо больше, чем усвоение теоретического материала месяцами без ясного представления перспектив.При обучении у студента должно развиваться самостоятельное мышление, вырабатываться творческие начала, качества организатора, необходимые в бою, умение самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях. В конечном итоге офицер должен знать основы работы с людьми, психолого-педагогические основы управленческой деятельности, уметь воспитывать подчиненных, поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, уметь сплачивать личный состав, В результате этого офицер должен профессионально заниматься военно-педагогической деятельностью.Представляется необходимым отметить особую роль патриотического воспитания студентов. Последние годы ярко показали падение нравственности в молодёжной среде и негативное отношение к выполнению воинского долга. Военно-патриотическое воспитание студентов должно быть составной частью военного обучения. Оно должно формировать у обучаемых высокие моральные, профессионально-боевые, психологические качества, необходимые для выполнения конституционного долга по защите Отечества. Студенту в процессе занятий должны прививаться любовь к Родине, глубокое уважение к Вооружённым Силам, её традициям, готовность в любое время встать на защиту государства. Поднять престиж военной службы в Российской Федерации сейчас необходимо, как никогда.Результатами пренебрежения к патриотическому воспитанию молодежи стали многочисленные дичайшие случаи варварского разрушения памятников и могил, пренебрежение своей историей и страной и преклонение перед ценностями и традициями иноземных стран и народов. Резко упал престиж службы в армии. Число уклоняющихся от службы ныне по стране исчисляется десятками тысяч. Все это, совершенно естественно, не могло не оказать своего негативного влияния и на морально-психологическое состояние Вооруженных Сил.Все это, вместе взятое, заставило по-новому взглянуть на рассматриваемую проблему - проблему формирования профессиональнопедагогического интереса у будущих офицеров, которая тесно связана с патриотическим воспитанием всего населения страны.События последнего десятилетия послужили толчком для возрождения патриотического воспитания народа и прежде всего молодежи.Принятая Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы нашла живой отклик и практическую отдачу во всех 16 субъектах РФ, на территории которых дислоцируется Сибирский военный округ. Программа помогла нам и содействовала в общем направлении развития молодежной политики.Общеизвестно: патриотизм не вырастает на голом месте. В краевых, республиканских и областных администрациях были разработаны целевые программы патриотического воспитания молодежи, учитывающие особенности регионов.Молодежные комиссии при Советах ветеранов изучали опыт патриотического воспитания, отбирая крупицы полезного.В работу по выполнению целевых программ активно включились комитеты по физической культуре и спорту, органы образования, военкоматы.Большую работу по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения проводят 42 ветеранские организации, имеющиеся на территории Сибирского военного округа и насчитывающие в своих рядах более 2,5 миллионов человек.Маяками в реализации программы патриотического воспитания являются ветеранские организации Иркутской, Читинской, Омской, Новосибирской областей. Красноярского края.Ветераны встречаются со школьниками, учащимися училищ, вузов, протягивают мосты памяти между поколениями. Они являются завсегдатаями уроков мужества, слетов «Юнармейцев», частыми гостями воинских коллективов. В ходе этой работы отношения юности и мудрости опыта строятся на гордости и доверии.Министр обороны РФ Сергей Иванов, находясь в трехдневной рабочей поездке в Сибирском федеральном округе, 13 января 2004 года в г. Иркутске, встречаясь с руководителями ветеранских организаций области, приятно был удивлен, когда узнал от председателя Комитета ветеранов войны и военной службы Федора Болотина, что в Иркутске уже разработан и принят собственный план подготовки к празднованию 60-летия Победы. Представители ветеранских организаций поделились с МО РФ своими успехами и проблемами в работе.Необходимо отметить что, несмотря на все трудности и сложности «смутного времени», в большинстве регионов удалось сохранить большую часть составляющих патриотической работы.Так, например, в столице Забайкалья г. Чите по-прежнему продолжает действовать, причем на постоянной основе. Пост № 1 у Вечного огня на Мемориале Славы в парке Победы. Таких постов в России осталось всегонавсего пять на всю нашу страну.Созданный благодаря энтузиазму и настойчивости ветерана Великой Отечественной войны А. Семихатова, этот Пост и сегодня продолжает оставаться хорошей школой патриотической закалки, строевой выучки, дисциплины и морально-психологической подготовки для сотен мальчишек и девчонок г. Читы.В большинстве регионов Сибири при поддержке местных руководителей власти, ветеранских организаций удалось сохранить военнопатриотические клубы, более того, в последнее время к ним стали добавляться и новые - в частности. Забайкальский казачий кадетский корпус, отметивший свое 3-летие 15 февраля с.г.Заслуженным авторитетом пользуются кадетские корпуса в городах Омске, Иркутске, Бийске.Далеко за пределами Приангарья известны славные традиции Иркутского гвардейского кадетского корпуса РВСН. По предложению Главкома РВСН, губернатор Иркутской области Борис Говорин взял на себя функции общего содержания.В прошлом году кадеты успешно выступили на Всероссийском слете воспитанников кадетских корпусов России в г. Туапсе.За высокие показатели в учебе, достижения в области военных дисциплин и спорте Президент РФ В.В. Путин лично вручил иркутянам ключи от новенького автомобиля УАЗ. Четверо лучших воспитанников стали стипендиатами Фонда ветеранов Вооруженных Сил Голландии. Так что многим подросткам есть с кого брать пример.Во многих городах созданы и успешно действуют лицейские классы военного профиля. Созданы эти классы благодаря исключительной настойчивости, упорству и энтузиазму многим офицеров запаса, ветеранов военной службы и при поддержке командования воинских частей округа. Выпускники этих классов вот уже несколько лет ориентируются (и соответственно готовятся) к поступлению в избранные военные вузы.Министр обороны Иванов 14 января в ходе совещания в Красноярском краевом военном комиссариате, отметил, что несмотря на реформирование Вооруженных Сил и переход на контрактную основу комплектования, нам пока от воинской повинности отказываться рано. В 2003 году край, как и большинство других регионов Сибири, полностью выполнил установленное задание по призыву на срочную службу.И в этом большая заслуга местных органов самоуправления, ветеранских организаций, которые проводят систематическую работу по привитию молодежи гордости за свою страну и ее ВС. В Красноярске уже давно создан и успешно работает Центр военнопатриотического воспитания молодежи. Это бывший кинотеатр - заброшенный, разломанный, на восстановление которого администрацией и общественными организациями края были затрачены немалые средства. А результат надо просто видеть! Тут вам и парашютная вышка, и рабочий макет танка, и учебное оружие. Спортзал, где у ребят есть возможность позаниматься рукопашным боем, боевыми видами искусств, покачать мышцы. И аудитории, куда приходят и «на полном серьезе» беседуют с собравшейся молодежью представители милиции, армейские офицеры, ветераны. Иными словами, это такой Центр, который замыкает на себя весь город. Подобные центры есть и в других городах Красноярского края. Проводятся «Горячие линии», «Прямой эфир» по вопросам призыва.И здесь застрельщиками выступают представители ветеранских организаций. Члены комиссий по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи - частые гости в учебных заведениях. На встречи с учащимися наряду с участниками войны приглашают нынешних солдат и офицеров, такие совместные мероприятия более интересны и поучительны.Так, например, в Читинской области в прошлом году прошла уже 31 областная Спартакиада допризывной молодежи, которая была посвящена 350-летию вхождения Забайкалья в состав Российского государства. Финальные соревнования проходили на базе окружного, спортивного клуба армии, при поддержке областной и городской администрации участвуют в спланированной военно-патриотической программе.В соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации № 235 от 19 мая 2001 года «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах РФ постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124 и от 21 сентября 2000 г. № 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» в округе издан приказ Командующего войсками округа.В Приказе Командующего войсками округа № 163 от 18 июня 2002 года «О зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части Сибирского военного округа» определен перечень воинских частей округа, которым разрешен прием и содержание воспитанников. Сегодня свыше 100 обездоленных ребятишек взяли под крыло военные, сделав их своими воспитанниками. «Сыновьями полка», как говорили раньше.Объективное содержание новых социально-политических, экономических и духовно-нравственных изменений позволяет утверждать, что на рубеже веков российское общество не только имеет видимые и возможные средства преодоления кризисных явлений, но и может предложить миру образцы высокой духовности и культуры, раскрыв весь арсенал своего интеллектуального потенциала.Очевидно, что образование в российском обществе обусловлено не только стратегическими и цивилизационными целями в динамике исторического развития мирового сообщества, но и межсоциумными формами общения идей, образовательного опыта.Стало заметным, что многие негативные процессы в современном российском обществе имеют корни в сохраняющейся до сих пор недооценке, а часто и пренебрежении к региональным, полиэтническим особенностям образовательного пространства. Оно деформировано, разорвано, но без учета и использования их образовательного, интеллектуального уровней нельзя разрешить накопившиеся негативные проблемы, а в итоге обеспечить грамотную, долгосрочную образовательную политику.Опросы, проведенные нами среди преподавателей и офицеровпреподавателей высшей школы, подтвердили, что полная коммерциализация обучения в вузах резко меняет социально-психологический климат в сообществах абитуриентов, студентов и преподавателей, соответственно перед образовательными учреждениями разного уровня, осуществляющими подготовку офицеров в системе гражданских вузов, возникают объективные проблемы, экономические, научно-методические, управленческие, воспитательные. В соответствии с этим крайне важно найти наиболее оптимальное сочетание средств и факторов поддержания активного развития образования в аспекте подготовки офицеров в гражданских вузах, прежде всего формирования у них профессионального интереса к образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения.В настоящее время теория педагогического образования, которая применима в профессионально-педагогической подготовке офицеров, располагает значительным научным фондом.В основу разработки научной концепции исследования процесса формирования личности офицера положены фундаментальные положения теории личности, деятельности и общения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И.Божович, В.Д.Данилов, К.К.Платонов, Л.Рубинштейн и другие), идеи о механизмах персонализации и самореализации личности (К.А. Абдульханова-Славская, Л.П.Буева, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Э.К.Маркова, А.В .Петровский и другие), идеи об индивидуальности и её развитии в деятельности (Е.А.Климов, В.СМерлин, Б.М.Теплов и другие).Достаточно большое количество исследований посвящено формированию педагогической культуры, профессионально-ценностных ориентации (И.Д.Богаева, Е.В.Бондаревская, М.Я.Виленский, Э.А.Гришин, Б.Блинов, И.Ф.Исаев, В.А.Кан-Калик, В.Г.Максимов, А.В.Мудрик, В.А.Крутецкий, П.А.Просецкий, Б.А.Сосновский, Е.Н.Шиянов и другие).Внимательное изучение указанных работ показало, что многие вопросы, связанные с формированием профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования в теории и методике профессионального образования, не разработаны.Поэтому появляется противоречие между объективно возникающими потребностями общества в формировании у большей части будущих офицеров профессионально-педагогического интереса и отсутствием в настоящее время в теории и методике профессионального образования соответствующей научно обоснованной педагогической технологии. В то же время накопленный в педагогике и психологии научный потенциал даёт возможность разрешить это противоречие.С учетом данного противоречия и возможности его решения был сделан выбор темы нашего исследования «Формирование профессиональнопедагогического интереса у будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования».Проблема исследования - каковы сущность, структура, уровни возможного развития профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров и методика его формирования. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих офицеров в системе гражданского вузовского образования.Предмет исследования - процесс формирования профессиональнопедагогического интереса у будущих офицеров в условиях обучения их на военной кафедре гражданского высшего учебного заведения.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи.1. Раскрыть сущность и содержание профессионально-педагогического интереса офицера как основы его творческой направленности в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения.2. Определить основные показатели и возможные уровни развития профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров.3. Разработать программу и методику формирования профессиональнопедагогического интереса у будущих офицеров в условиях обучения их на военной кафедре гражданского высшего учебного заведения.Общая гипотеза исследования основана на предположении о том, что: - профессионально-педагогический интерес офицера как основа его творческой направленности в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения есть единство двух сторон одного и того же явления. С одной стороны он представляет совокупность связей будущего офицера с подчиненными, коллегами, воинским коллективом, то есть объектами и субъектами профессионально-педагогической деятельности, а с другой - положительное эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности. То есть профессионально-педагогический интерес есть не только состояние сознания, направленность мысли и внимания, что является субъективной формой его существования, но и объективно существующие явления, содержанием которого является профессионально-педагогическая деятельность и потребность в ней; - основными составляющими профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров могут быть: 1) совокупность общественных связей будущего офицера с подчиненными, старшими начальниками, коллегами, воинским коллективом; 2) положительное эмоциональное отношение к подчиненным, коллегам и к самой педагогической деятельности; 3) интеллектуально-познавательное отношение будущего офицера к профессионально-педагогическим знаниям; 4) волевая активность офицера в профессионально-педагогической деятельности с личным составом подразделения; - в динамике развития профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров можно выделить следующие уровни развития: 1) безразличного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 2) любознательного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 3) увлеченного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 4) определившейся устойчивой склонности заниматься образовательновоспитательной деятельностью; 5) профессионального призвания в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения; - основными исходными положениями методики формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в условиях их обучения на военной кафедре гражданского высшего учебного заведения могут быть: научно обоснованная и планомерно организованная совместная деятельность по профессиональной подготовке будущих офицеров в системе «образовательная школа — военная кафедра гражданского вуза»; формирование мотивационно-целостного отношения будущего офицера к образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения; соблюдение единства общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего офицера, создание условий для его творческой самостоятельности; непрерывность и преемственность общего и профессионального развития будущего офицера; рационализация содержания, форм и методов обучения и воспитания будущих офицеров в системе «школа-вуз»; ориентация технологии процесса формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров на диагностируемые и программно-целевые установки; осуществление периодической педагогической диагностики уровня сформированности профессиональнопедагогического интереса у будущих офицеров.Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о социальной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития. Методологическим ориентиром исследования выступает системный подход как наиболее адекватный анализируемой реальной целостности «личность» и профессиональная деятельность офицера ВС РФ, включающая единство личностного и деятельностного подходов к анализу развития личности офицера.Опытно-экспериментальной базой были: военная кафедра Читинского государственного университета, военная кафедра Забайкальского государственного педагогического университета. Читинские средние школы № 10,12,25, лицей ЧитГУ, кадетская школа №1.Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап (1995-1998) - поисковый. Сбор и обобщение материала.Второй этап (1998-2000) - теоретический. На этом этапе был накоплен необходимый материал, сформулирована проблема исследования, определены его объект, предмет, научный аппарат, методология и методы.Третий этап (2000-2002) - опытно-экспериментальный. Он был направлен на моделирование и реализацию педагогических условий, обеспечивающих эффективность технологического обеспечения образовательновоспитательного процесса в щколе и на военной кафедре вуза.Четвертый этап (2002-2004) — обобщающий. На этом этапе были осуществлены теоретический анализ, систематизация и интеграция результатов исследования, сформулированы научно-методические рекомендации, проведено литературное оформление диссертации.Основные положения, выносимые на защиту: - профессионально-педагогический интерес офицера как основа его творческой направленности в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения представляет собой, с одной стороны, совокупность связей будущего офицера с подчиненными, коллегами, воинским коллективом, то есть объектами и субъектами профессиональнопедагогической деятельности, а с другой — положительное эмоциональное отношение к ним и к самой деятельности. То есть профессиональнопедагогический интерес есть не только состояние сознания, направленность мысли и внимания, что является субъективной формой его существования, но и объективно существующие явления, содержанием которых является профессионально-педагогическая деятельность и потребность в ней; - основными составляющими профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров являются: 1) совокупность общественных связей будущего офицера с подчиненными, старшими начальниками, коллегами, воинским коллективом; 2) положительное эмоциональное отношение к подчиненным, коллегам и к самой педагогической деятельности; 3) интеллектуально-познавательное отношение будущего офицера к профессионально-педагогическим знаниям; 4) волевая активность офицера в профессионально-педагогической деятельности с личным составом подразделения; - в динамике развития профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров выявлены следующие уровни развития: 1) безразличного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 2) любознательного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 3) увлеченного отношения к образовательно-воспитательной деятельности офицера; 4) определившейся устойчивой склонности заниматься образовательновоспитательной деятельностью; 5) профессионального призвания в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения; - в методике формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров непременным условием является создание специальной педагогической системы «школа - военная кафедра вуза». Это связано с тем, что, во-первых, формируемое качество по своей сущности сложное, многоплановое и требующее продолжительного времени, включающего школьные и вузовские годы обучения; во-вторых, разработанная нами методика формирования данного качества требует единой системы содержания, форм и методов педагогического воздействия на личность будущего офицера, соблюдения принципа непрерывности и преемственности в их реализации.Научная новизна исследования. Полученные в нем результаты в своей совокупности содержат решение важной задачи формирования личности будущего офицера вооруженных сил Российской Федерации. В работе: - раскрыта сущность и структура профессионально-педагогического интереса офицера как основа творческой направленности в образовательновоспитательной деятельности с личным составом подразделения; - выявлены основные компоненты профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров и уровни его развития как исходные положения в разработке программы и методики его формирования.Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты вносят реальный вклад в общую теорию профессиональной ориентации молодёжи. В работе определены основные теоретические положения построения методики формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров в процессе их обучения на военной кафедре гражданского высшего учебного заведения. Раскрыто содержание понятия «профессионально-педагогический интерес офицера» как основы творческой направленности в образовательно-воспитательной деятельности с личным составом подразделения, выявлены основные его компоненты и уровни развития.Практическая значимость исследования. Она определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно обоснованная методика формирования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров способствует совершенствованию практики профессиональной подготовки офицеров в системе гражданского высшего образования. Многократно проведенные в ходе исследования методики диагностирования уровня развития профессионально-педагогического интереса у студентов, а также программа формирования данного качества у будущих офицеров позволяют строить учебно-воспитательный процесс на военной кафедре вуза практически на диагностируемой и прогнозируемой основе.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической оснащенностью исходных параметров исследования, применением комплексной методики, предусматривающей сочетание разных уровней анализа явлений с взаимодополнением и взаимокорректирующими процедурами их наблюдения, репрезентативностью и статистической значимостью массива эмпирических данных, сопоставимостью результатов теоретического и экспериментального исследования с массовой педагогической практикой.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в публикациях, включающих 4 статьи, экспериментальную программу и 3 методических указания для студентов непедагогических специальностей: «Педагогика», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе». Результаты исследования внедрены в учебный процесс военной кафедры Читинского государственного университета и военной кафедры Забайкальского государственного педагогического университета. Читинских средних школ № 10, 12, 25, лицея ЧитГУ, кадетской школы №1. Основные выводы и положения исследования докладывались и обсуждались на семинарах-совещаниях, проводимых отделом военного образования и гражданской обороны в городах Владивосток, Санкт-Петербург, Екатеринбург; ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Читинского государственного университета, семинарах и совещаниях по вопросам совершенствования профессионально-педагогического интереса у будущих офицеров на военной кафедре Читинского государственного университета.Структура диссертации отражает логику содержания научного поиска и результатов исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 164 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30