Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности. Трыкова, Светлана Анатольевна бесплатно
2:37 AM
Скачать Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности. Трыкова, Светлана Анатольевна бесплатно
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности

Диссертация

Автор: Трыкова, Светлана Анатольевна

Название: Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности

Справка: Трыкова, Светлана Анатольевна. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2000 211 c. : 61 01-13/141-X

Объем: 211 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности
11 Интерес к изобразительной деятельности в теории психологии и педагогики
12 Особенности познавательных интересов младших школьников к изобразительной деятельности
13 Причины снижения интереса к изобразительной деятельности к концу начального обучения
14 Критерии оценки детских рисунков, с целью выявления сформи-рованности познавательного интереса к изобразительной деятельности 53 Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Исследование проявлений познавательного интереса в процессе изобразительной деятельности младших школьников
21 Выявление первоначального уровня сформированности познавательного интереса у учеников 1 -3 классов к изобразительной деятельности
22 Формирование познавательного интереса у учеников начальных классов к изобразительной деятельности 93 Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 Методика формирования познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности
31 Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности при помощи метода эмоционально-образного воздействия

Введение:

В условиях современных преобразований, перед начальным звеном общеобразовательной школы стоит комплекс задач по воспитанию и обучению школьников. Особое место отводится формированию творческой личности младшего школьника, главной направленностью которой является стремление к познанию не только науки, но и искусства, в особенности изобразительного. Поэтому одна из задач, стоящих перед учителем изобразительного искусства - формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности.
Формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности является одной из основных проблем повышения качества художественного образования в современной школе. Интерес к рисованию признается одним из значимых мотивов обучения, так как, во-первых, его затруднительно полностью удовлетворить, поскольку накопление опыта, обновление знаний, умений, навыков побуждает к дальнейшим поискам в интересующей области, а во-вторых, интерес порождает творческое отношение к деятельности. Поэтому рассматриваемая проблема формирования познавательного интереса как мотива обучения изобразительной деятельности чрезвычайно важна и актуальна в современных условиях реформирования образования в начальном школьном звене.
О сущности интереса, его психологических основах в науке накоплен значительный материал. Проблема интереса получила широкое освещение в трудах Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, С.И.Ананьина; в советское время ею занимались Б.Г.Ананьев, Л.И.Благонадежина, Л.И.Божович, В.А.Крутецкий, Н.Д.Левитов, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Н.Г.Морозова, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина и др. Несмотря на многочисленные исследования, следует отметить, что сложность и многогранность проблемы не позволяет достаточно глубоко и полно изучить данный феномен. Психологи рассматривают интересы в контексте мотивов, потребностей, склонностей. способностей, отношений, направленности личности; педагоги как мотивы, средства обучения и качества личности. В этих и других исследованиях интересы трактуются как стимул для избирательной активности по отношению к определенным объектам действительности; наиболее важными его характеристиками являются широта, устойчивость, динамичность и интенсивность. Во многих исследованиях, посвященных интересам, большое внимание уделяется периоду обучения как специально организованному процессу усвоения знаний, умений, навыков, когда имеется возможность создавать педагогические условия для их целенаправленного формирования.
Практика показывает, что обучение младших школьников изобразительному искусству в современной школе не всегда соответствует требованиям времени и нуждается в совершенстве. В результате к окончанию начального обучения интерес к изобразительной деятельности постепенно угасает, а в подростковом возрасте нередко вообще сходит на нет. Почему дети не хотят учиться по интересу, а учатся потому что надо? Ответ на этот вопрос пытались найти психологи, педагоги, методисты.
Причины снижения интереса к изобразительной деятельности рассматривали в своих трудах многие исследователи детского творчества: А. В. Баку шине кий, Е.И.Игнатьев, Л.С.Выготский, А.Д.Алехин, В.С.Кузин, Е.А, Флерина и др. Они высказывали различные предположения, однако, единого мнения до настоящего времени не существует.
Исследованию интереса к учебному предмету, мотивации учения посвящено немало диссертационных исследований в области педагогики, психологии и методики, в которых авторы представляли разнообразные пути решения проблемы: через совершенствование и углубление содержание предмета (авторские программы); через взаимосвязь видов деятельности (Заир-Бек Е С.); через организацию совместной учебной деятельности (Садыкова Н.У.); через интеграцию учебных дисциплин (Пайгусов А Н ); через организацию учебной деятельности по предмету (Орг А О ); через индивидуальные творческие задания (Милехина Т В.) и др. В области изобразительной деятельности интерес рассматривали Сатарова J1. А., Полы некая И.Н.
В исследовании Л.А.Сатаровой «Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительном искусстве» предлагается обучение творчеству.
И.Н.Полынская рассматривает интерес к урокам изобразительного искусства в связи с решением проблемы формирования интереса к национальной культуре хантов.
Вопросы, затрагивающие формирование познавательного интереса и активизации изобразительной деятельности в той или иной степени находили отражение в следующих диссертационных работах: А.И.Васильева, рассматривающего использование наглядности на уроках изобразительного искусства, И.Л.Головановой, раскрывшей возможности освоения детьми различных художественных материалов, С.Ш.Евтых - через обучение работе с графическими материалами; О.Холиной - в процессе формирования видения цвето-тоновых отношений, В.С.Бадаева - через обучение кистевой росписи др.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал что: интерес - один из самых важных мотивов обучения изобразительному искусству младших школьников; интерес к изобразительной деятельности тесно связан с психологическими особенностями младшего школьника его эмоциональной, познавательной, волевой сферой; интерес связан с потребностями, а основные потребности данного школьного возраста - потребности в познании, действии, в выражении своих чувств, впечатлений; интерес возникает при преодолении трудностей, в процессе поиска решения какой-либо проблемы, например поиск способа создания выразительного образа в рисунке.
В решении исследуемой проблемы особое значение придается методике преподавания в начальных классах, которая непременно должна совершенствоваться с учетом новейших исследований, посвященных изобразительной деятельности младших школьников. Младшие школьники располагают большими резервами развития. При правильном обучении дети в младших классах способны усваивать и более сложный материал по изобразительному искусству чем тот, который дается по действующей программе обучения. Для того чтобы природные резервы ребенка были правильно использованы, для того чтобы сформировать познавательный интерес к учению необходимо; во-первых, пересмотреть и усовершенствовать содержание учебного материала. Учебная программа по изобразительному искусству должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Во-вторых, решить вопрос психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению изобразительной деятельности. В первый класс многие дети приходят не только с разной подготовкой к рисованию, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивациях. Это делает учение на уроках изобразительного искусства для одних школьников легким, неинтересным делом, для других непосильно трудным (что также снижает интерес) и для третьих, которых незначительное количество в классе, соответствующим их способностям.
Здесь возникает необходимость подтягивания отстающих учеников до уровня хорошо успевающих.
Таким образом, решение проблемы формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности находится в совершенствовании методической системы преподавания.
В основу преподавания изобразительного искусства должно быть положено целенаправленное развитие у школьников способности к познанию окружающей действительности и творческого ее отражения в виде художественных образов. Необходимо так организовать уроки изобразительного искусства, чтобы они возбуждали у детей потребность в новых знаниях, создавали бы условия для непроизвольного обогащения памяти ребенка, для ярких впечатлений и эмоциональных переживаний в процессе творческой изобразительной деятельности. Изобразительное искусство должно преподаваться -как предмет, непосредственно связанный с жизнью детей, с использованием разнообразных видов деятельности и различных художественных материалов. Необходимо учесть, что интерес к учебному материалу возникает тогда, когда ребенок понимает цель выполняемой им творческой работы и осознает значимость этой цели и того учебного материала, который ему предстоит освоить.
Для формирования познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности необходимо вызвать интерес объекту, процессу изображения и его результату.
Интерес детей к объекту (теме) изображения способствует более активному протеканию процесса восприятия натуры, активизации памяти и впечатлений, развитию фантазии и творческого замысла.
Интерес к процессу создания рисунка вводит ребенка в поиск выразительного способа решения рисунка. Для этого он должен уметь использовать выразительные свойства линии, цвета, композиции, способы работы различными художественными материалами.
Следует учитывать и большое значение практического использования выполненного рисунка. Интерес вызывает установка выполнить рисунок для кого-то (например, в подарок маме, учителю, для выставки и пр.). Таким образом, изобразительная деятельность представляется ребенку не забавой и развлечением, а серьезным занятием, а ее результат приобретает определенный смысл и назначение.
Однако, несмотря на научные изыскания в области интереса, целенаправленного исследования проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности не нашло должного отражения в литературных источниках.
Недостаточная разработанность проблемы интереса к изобразительной деятельности в начальный период обучения ИЗО обусловили выбор темы исследования: «Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности».
Объект исследования: младшие школьники в процессе изобразительной деятельности.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности.
Цель исследования: определение содержания и разработка системы методов, обеспечивающих возникновение интереса у младших школьников к объекту, процессу изображения и его результату.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ психологической, педагогической, методической и искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме,
2. Определение сущности, структуры и специфики познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших школьников.
3. Разработка критериев оценок детских рисунков, направленных на выявление у младших школьников сформированности познавательного интереса к изобразительной деятельности.
4. Определение содержания, методов и приемов, обеспечивающих возникновение интереса у младших школьников к объекту, процессу изображения и его результату.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности возможно, если в процессе обучения использовать специально разработанную систему, обеспечивающую возникновение интереса к объекту, процессу изображения и его результату, и основанную на методах проблемного обучения и эмоционально-образного воздействия.
Методологической основой являются психологические положения о чувственном познании и художественном освоении действительности, о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, о закономерностях развития потребностей, интересов, установок, о творческих и художественных способностях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических и искусствоведческих литературных источников; изучение и анализ учебных программ по предмету «Изобразительное искусство»; наблюдения за детьми в процессе занятий изобразительной деятельностью на уроках; анализ продуктов детского творчества (рисунков); педагогический эксперимент; анкетирование; тест «Неполные фигуры»; обработка данных, полученных в результате констатирующего и формирующего этапов эксперимента, их сравнительный анализ;
Научная новизна и теоретическая значимость:
Определены характерные особенности познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших школьников, выявлена его структура.
Разработаны критерии оценки детских рисунков с целью определения сформированности познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших школьников.
Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность специально разработанной системы, обеспечивающей возникновение интереса у младших школьников к объекту, процессу изображения и его результату.
Практическое значение исследования.
Результаты проведенного экспериментального исследования необходимы для повышения качества художественного образования в начальных классах общеобразовательной школы, могут быть использованы в системе обучения студентов художественно-графических факультетов педвузов, подготовки и повышения квалификации учителей изобразительного искусства, а также при разработке учебных программ и литературы.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается полнотой анализа различных концепций и подходов к изучаемой проблеме, применением взаимодополняющих методов исследования, валидно-стью используемых диагностирующих методик, статистическим анализом эмпирических данных, положительными результатами длительной работы с экспериментальными классами младших школьников.
Апробация результатов исследования:
Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения МГ1ГУ, на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МПГУ. Материалы настоящего исследования отражены в 3 публикациях по проблеме.
На защиту выносятся следующие положения;
1. Методика формирования познавательного интереса у младших школьников включает в себя преобразование содержания учебного материала по предмету «Изобразительное искусство» и использование специально разработанной методической системы.
2. Основой методической системы является обеспечение возникновения интереса у младших школьников к объекту, процессу изображения и его результату.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 287 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031