Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией бесплатно
10:03 PM
Скачать Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией бесплатно

Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа

Диссертация

Автор: Грибакин, Николай Викторович

Название: Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа

Справка: Грибакин, Николай Викторович. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2000 194 c. : 61 01-13/273-4

Объем: 194 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава
I Методологические основы проблемьг формирования об1^зного мышления у студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией по живописи пейзажа
11 Теоретические основы композиции пейзажа
12 Психолого-педагогические основы проблемы преподавания композиции в живописи пейзажа ' Глава
II Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа V 21 Констатирующий этап педагогического эксперимента ill* ^^ ^ 22 Предлагаемая модель методической системы формирования | образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа
23 Формирующий этап педагогического эксперимента
Заключение |, '; ^

Введение:

Проблема исследованш! и ее а]а7йльшс1ъ^^ Организация обучения композиции в живописи пейзажа, в соответствий с концепцией развивающего обучения, должна обеспечивать не только усвоение программных знаний и умений, но и разностороннее развитие личности студентов, в частности, развитие их познавательных способностей, познавательной самостоятельности и творческого подхода к учению, т.е. целью художественного образования является приобретение студентами профессиональных форм мышления, повышение зфовня гфофессиональной подготовки и развитие творческих способностей, образного мышления.Термин «образное мьппление» отражает процесс художественного познания во взаимосвязи эмоционально-чувственного, логического и интуитивного его компонентов. (Н.Н. Волков, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростов^ цев и др.). Продуктом художественно-образного мышления является изображение, выполненное в художественном материале, отражающее способность личности анализировать, выделять в предметах и явлениях окружающей действительности наиболее значимое, существенное, обобщать, сочинять художественно значимый образ и переводиггь идеально сложившиеся образы на язык живописи, графики.Практика показывает, что в методиках обучения пленерной живописи недостаточное внимание уделяется вопросам развития наблюдательности, видения образа композиционного характера, конкретно - выбора точки зрения, изображения, проблемы целостности. В практике преподавания сделан акцент на «грамматическую» сторону изобразительного язьпса при его изучении, т.е. обучение, безусловно, направлено на изучение закономерностей композиции, внутренней структуры композиции, однако безотносительно к функщмм изобразительного искусства (познавательно-оценочная, коышутшш • # • катирная, вск;питательная, эвристическая). Не учитьгоается, на наш взгляд, взаимосвязь наиболее сущтетвенных сторон композиции в живописи пейзажа - идейного замысла, обусловленного мировоззренческой позицией художника, структурно-пространственной характеристикой образа и убедительной репрезентацией на картинной плоскости предметнйго, протяженного трехмерного пространства, подверженного влиянию световоздупшой среды.Предполагаем, что по этой причине в учебном процессе доминирует репродуктивный уровень деятельности. В меньшей степени раскрывается смысловая природа язьпса искусства, не формируются навыки и умения творческого применения изученных закономерностей композиции. Раскрытие этой стороны язьпса искусства в обучении мы связываем с формированием положительных мотивов учения, поддаюпщхся педагогическому руковолоту. Практика обучения слабо ориеншрована на диалектические принципы единства формы и содержания, языка и мышления.Думается, не вызывает сомнений, что успешное обучение композиции в живописи пейзажа возможно лишь при условии использования различного наглядного материала, наряду с работой с натуры, с оценкой и корректировкой изобразительного материала, как методического характера, так и с анализом произведений мастеров, собсгеенных работ студентов. Основным метгодом изучения и корректировки изобразительного материала является проблемно-поисковый. Поэтому проблемное изложение в словесной форме требует коммуникации на языке изобразительном, перекодирования его на естественный язык слов и предложений, теоретической интерщ)етации произведений искусства, что, в свою очередь, требует привлечения арсенала логических средств обучения. Практика обучения показывает, что корректуры в вьппеизложенном их понимании по существу выпадают из учебного процесса. Очевидно, по этой причине имеет место недооценка роли дисциплин специального цикла в подготовке художников-педагогов.Мы рассматриваем язык (естественный и изобразительный) как фактор системообразующий, концентрирукдащй сущностные знания, в кратком и обзорном виде раскрываюпщм структуру теоретических знаний, понятий, определений. Здесь особо важно, на наш взгляд, заострить внимание на композиционной специфике пейзажного жанра, имея ввиду его особые структурные свойства, с точки зрения проблем, возникающих при работе на пленере, в процессе развития навыков художественного образного мышления и рассматривать композиционную деятельность как фактор наиболее мопщый и эффективный в плане развития творческих способностей в целом и, прежде всего, художественно-образного мышления. На это утсазьюает обширное эпистолярное наследие педагогов и художников Фаворского В.А., Чистякова П.П., Кардовского Д.Н, Крымова Н.П, Ростовцева Н.Н., Шорохова Е.В. и др.Дрзпгой фактор, объективно не способствующий успешному решению задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов по изобразительному искусству, связан с не до конца разработанной теорией живописной композиции, как в отечественной, так и зарубежной литературе. : В связи с этим опгсутствуют единые взгляды на вопросы методики преподавания композиции, имея ввиду разницу понимания целей, задач, форм, метх)дов обучения. f Отсутствие единых взглядов по вопросам, касаклцихся методики преподавания композиции, теории и методики отдельных жанров отрицательно сказывается на процессе дальнейшего совершенствования системы обучения и развития творческих способностей и, прежде всего, образного мышления студентов.В настоящее время в философской, научно-теоретической, ись^гсствоведческой и, в том числе, в методической литературе находят отражение раз5 личные трактовки понятия «художественный образ», имея в виду его содерJГ«» жательную сторону. Фактор этот немаловажный, прежде всего потому, что 11| различные трактовки понятия «художественный образ» ведут к различному : пониманию форм и методов художественного воспитания. S Тевдёшщя реалистического понимания ПОНЯТИЯ <о^доя№с^ раз» является для нас основополагающей, строится она на переосмыслении лучших традиций отечественной педагогики. Приведем определение понятия «художественный образ», которое дает, например, Еремеев А.Ф. «Художественный образ - диалектическое единство мира и человека, духовного и материального, рационального и эмоционального, типичного и индивидуального, объективного и сз^ъективного. В этом его специфика и даже можно сказать уникальность.» /60, с. 204/ Реалистическая трактовка художественного образа предполагает видение образа как высшего проявления духовности и практической деятельности художника. Воплощенный в материале замысел средствами изобразительного искусства и свойственной ему образностью соединяет в себе воедино понятие общего, особенного и единичного. I Таким образом, структура художественноч)бразного мышления предji/l ставляется нам в динамике развития, и достижение образа связано со значительным уровнем развития изобразительных способностей, с повышением уровня знаний, умений и навыков в области изобразительной техники.Заостряя внимание на композиционной специфике пейзажного жа1фа, имея ввиду его особые структурные свойства с точки зрения проблем, вознигающдх при работе на плейере, в плане развития навыков художественно- образного мышления, речь пойдет о системе упражнений и заданий в создании эскизов композиций, что позволяет рссматривать в дальнейшем композиционную специфику эскиза как метгод и средство, формирующие и развивающие навыки художественно-образного мышления. Д.Н. Кардовский пишет: «Вот эти три области - упражнения в создании ЭСРОИЗОВ И их обсуждение, г. jj , посещение выставок, музеев и занятия по истории искусств - помогают уясI нению, а иногда и зарождению у художника образа, который может явиться зарождением будущей работы художника на всю жизнь. Упражнения в эскизах я считаю важным еще и потому, что это развивает способность работать «от себя», но только, - еще раз повторяю, -на основании упражнений с натуры по законам реализма» /86,с. 254/.Некоторые правила композиции едины и обязательны для всех видов изобразительного искусства. Понятия эскиз и композиция - два понятия нерасторжимых. В тоже время в композиционной специфике эскиза, имея ввиду пейзажный жанр, наряду с обпщми композиционными закономерностями имеются и свои, только ему присущие признаки, которые выражаются в выборе точки зрения, в том или ином размещении изображаемых предметов, в принципе отбора деталей, коснуться здесь необходимо и проблемы целостности изображения в процессе подачи образа. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать произведение искусства. Через композищпо художник выражает то, что заинтересовало, привлекло его внимание в пейзаже, то из-за чего он стал его изображать. И закон искусства состоит в том, чтобы сказать мало, а вьфазить много. I I . В настоящее время сложилась теоретическая база по вопросам физиологии зрения, психологии зрительного восприятия, психологии творчества, психологии изобразительных способностей. В области вузовской художественной педагогики и методики сделан значительный вклад в отечеств венную науку трудами таких исследователей, как Г.В. Беда, В.П. Зинченко, СЕ. Игнатьев, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Н.Я. Маслов, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, М.М. Стариков, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин.Практическую и теоретическую ценность для нашего исследования представляют работы ученых в области психологии - Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, А.Я. Пономарева, Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе. В вопросах психофизиологии зрения П.К. Анохина, П.П. Лазарева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова. I | Способности к изобразительной деятельности исследовались Н.Н. Вол- Щ ковым, Е.И. Игнатьевым, B.C. Кузиным, В.И. Кириенко.Реализация принципов современного обучения связана с совершенствованием и изменением методических подходов к изучению предмета композиции, формированию и развитию навыков композиционной работы. Методика этого процесса должна строится на основе материалистического миропонимания и особенностей отражения окружающей действительности в языке искусства с ее функционально-целевым назначением в этом процессе.Язык изобразительного искусства, композиционная деятельность должны быть рассмотрены и использованы в обучении как средство и метод познания, как оператор действия с понятиями и как основа творчества обучающихся. Они должны стать фактором повьппения образования, развития и воспитания студентов в процессе предметного обучения.Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что реализация принципа развивающего обучения в плане вузовской подготовки художников-педагогов имеет не только наз^ чное значение (связанное с рас• 11 укрытием методологии, концептуальных положений, целей, содержания и операционально-процессуального обеспечения), но и социальное (связанное с подготовкой профессионально-компетентной личности, готовой к дальI I нейшему самосовершенствованию, самореализации, самообразованию в т ^ I дожественном и педагогическом творчестве). .'t'-f От нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает каг Ul чество подготовки специалистов - учителей изобразительного искусства.Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и экспериментальной проверке эффективности модели метгодической системы формирования образного мыпшения у студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией в живописи пейзажа.Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях композицией в живописи пейзажа, в ходе которого у студентов формируется | й художественно-образное мышление.Предмет исследования: методическая система формирования образ^й!«; т. J;,-Syf йоги мъшшенияЕ студентов ХГФ на занятиях композицией в зшвописи пейзажа и условия ее реализации. Изучение литературы, затрагивающей проблему исследования, самостоятельная творческая и педагогическая деятельность, экспериментальная работа по данной проблеме позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов ХГФ на занятиях по композиции в живописи пейзажа, которая включает в себя: 1) цели, задачи, содержание; 2) принципы, методы, формы обучения; 3) средства обеспечения учебно-воспитательных и развиваюпщх процессов, то это позволит активизировать процесс формирования образного мышления студентов ХГФ на занятиях по композиции /живопись пейзажа/ на 2 курсе, а также в процессе проведения пленерных практик на 2 и 4 курсе и в процессе выполнения дипломньсс работ потому, что предлагаемая метгодическая система будет обладать такими ценными 1сачествами, как: - поэтапное усложнение учебно-твор^юских задач; - оригинальное взаимодействие известных в педагогике методов и методических приемов с диалоговыми формами организации обучения; - интеграция обучения композиции в живописи пейзажа с другими дисциплинами (рисзпнок, живопись, история и теория искусства, эстетика, психология зрительного восприятия); - тесная взаимосвязь теоретических знаний и практичесюйк. умений в работе с различными художественными материалами, организации изобразительного материала на картинной плоскости.Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1) На основе анализа философской, научно-теоретич«;кой и учебнометодической литературы определить методологические основы и методические подходы проводимого нами исследования, выявить на основе анализа состояния преподавания композиции (по разделу живопись пейзажа) на ХГФ педвузов противоречия в существующей системе вузовского художественного образования.2) Разработать и научно обосновать методологические основы модели методической системы формирования образного мьппленоия студентов ХГФ на занятиях композицией (по разделу живопись пейзажа).3) Разработать методическую систему, направленную на формирование образного мышления студентов ХГФ на занятиях композицией пейзажа, исходя из особенностей отражения окружающей действительности в языке искусства, с учетом его функционально-целевого назначения в этом процессе.4) Экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической системы для образовательного и воспитательного процессов на занятиях по композиции в живописи пейзажа и выявить ее развивающее вли5шие на личность студента.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - изучение и анализ философской, научно-теоретической, психологопедагогической, учебно-методической литературы, освещающей состояние изученности проблемы исследования; - изучение и анализ учебных программ, пособий и рекомендаций по изобразительному HcigrccTBy; - наблюдение; - изучение и анализ опыта работы художников, преподавателей; -собеседование; - моделирование методической системы обучения с использованием соче•л и тания эаюмеятов совмесгаой творческой деятельности педагога и студентов; - педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий); - статистическая обработка результатов педагогического 3Kcnq)HMeHTa и их методический анализ.Исследование проводилось с 1995 по 1999 г.г. и включало три этапа: На первом этапе (1995 - 1996 г.г.) были проведены изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования и констатирующий I 3KcnqpHMeHT.На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) были определены методологичеI ские основы исследования и проведен поисковый эксперимент.На третьем этапе (1997 - 1999 г.г.) были проведены формирующий .. эксперимент, методический анализ результатов эксперимента, который по1« ij{ ЗБОЛИЛ уточнить методику творческого овладения языком искусства на занятиях по живописи пейзажа, сформулировать окончательные выводы и разработать методические рекомендации для студентов и преподавателей спецдисщгалин. ! Научная новизна исследования заключается в следующем: - создана эффективная методическая система формирования образного ^ мыпшения студентов ХГФ на занятиях по композищш в живописи пейзажа, которая включает в себя цели, задачи, содержание, принципы, методы, формы обучения композиции и формирования образного мышления; - средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях композицией (ГСО, наглядные пособия и т,д.); 1« - выявлены возможности использования сочетания элементов совместной творческой деятельности педагога и студентов для организации личностно-ориентированного обучения. » Тёорепвпсеская Э№1ЧйМ0Сть; исследования: Созданная научно-обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования образного мыпшения студентов ХГФ на занятиях композицией (раздел пейзаж) дает ценный научно-педагогический материал для проведения исследований и разработки смежных проблем и дальнейшего совершенствования процесса подготовки научно-педагогических кадров.Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практике преподавания дисциплин изобразительного цикла, а также при разработке учебных программ и различных видов учебной литературы.Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены теоретической базой, а также данными, полученными в ходе проведения педагогичеиюго эксперимента, выразившимися более высоким уровнем специальной подготовки студентов ХГФ и умением самостоятельно создавать выразительные живописные эскизы композиции пейзажа.Апробация и вне/фение результатов исследования проходили на научных и практических конференциях ЛГПИ (1995-1999 гг.).Основные результаты исследования внедрены в практику обз^ения композиции на ХГФ ЛГПИ, отражены в статьях.На защиту выносятся следующие положения: - теоретико-методические основы формирования образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией в живописи пейзажа; - модель и методическая система творческого овладения языком живописи в ходе изучения теоретического материала композиции пейзажа, условия их реализации; - позитивные результаты педагогического эксперимента и выводы исследования. {* Глалва I Методологические основы проблемы формирования образного Мышления студентов ХГФ на занятиях композицией по живописи пейзажа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 157 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031