Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля. Абросимова, Людмила Феликсовна бесплатно
9:53 PM
Скачать Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля. Абросимова, Людмила Феликсовна бесплатно
Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля

Диссертация

Автор: Абросимова, Людмила Феликсовна

Название: Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля

Справка: Абросимова, Людмила Феликсовна. Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 / Абросимова Людмила Феликсовна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т] - Кисловодск, 2009 - Количество страниц: 195 с. ил. Кисловодск, 2009 195 c. :

Объем: 195 стр.

Информация: Кисловодск, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
11 Становление педагогической категории «мировоззренческая культура личности»
12 Сущность и структура мировоззренческой культуры студентов
Резюме по первой главе
ГЛАВА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
21 Педагогическое проектирование модели мировоззренчески развивающего обучения в вузе гуманитарного профиля
22 Технология формирования мировоззренческой культуры в условиях изучения студентами гуманитарных учебных дисциплин
Резюме по второй главе
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
31 Организация процесса формирования мировоззренческой культуры в системе профессионального образования будущих специалистов гуманитарного профиля
32 Результаты опытно-экспериментальной работы
Резюме по третьей главе

Введение:

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в нашей стране определила новые направления развития общества, что объективно требует кардинальных изменений в духовно-психологическом облике людей, уровне развития общей и профессиональной культуры. Современному человеку необходимо обладать не только развитыми адаптационными способностями, помогающими осуществлять ту или иную деятельность, но и способностями изменять, радикально перестраивать сами жизненные условия, управляя при этом собственным развитием и обеспечивая самостоятельность в разрешении сложных ситуаций в условиях быстро меняющейся социальной действительности. Сегодня общество, как никогда нуждается в гражданах, которые осознают свою профессиональную деятельность и свое место в ней, у которых сформировано чувство психологической защищенности и активное отношение к наблюдаемым явлениям. На практике нередко личность не осознаёт и не принимает объективной цели как субъективный желаемый мотив своей деятельности ; не способна к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива ; предстаёт с несформированными моральными чувствами, необходимыми привычками поведения.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России и во всем мире, привели к необходимости разработки новых подходов к процессу формирования мировоззренческой культуры, теоретических представлений о механизмах, факторах и условиях ее становления в студенческом возрасте, что понимается нами как проблема исследования.
Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки, создающие условия для решения проблемы формирования мировоззренческой культуры студентов.
Первую группу составляют исследования особенностей мировоззрения в целом, молодежи в частности, а также исследовательской деятельности, как одного из способов формирования мировоззренческой культуры: В.А.Совалев мировоззренческая природа экологического сознания); А.Ф.Малышевский (научное мировоззрение и современность); В.Ф.Сбытов (формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения); Л.С.Коновалец (познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения), Г.И.Школьник (процесс формирования убеждений школьников) и др.
Вторая группа исследований посвящена изучению особенностей индивидуально-личностного становления в юношеском возрасте: Л.И.Столярчук (по-лоролевая социализация школьников); Х.Ремшмидт (особенности подросткового и юношеского возраста в аспекте проблемы становления личности); В.И.Кузин В.Н., Н.В.Чигиринская и др. (качества личности, определение ее функций, структуры, признаков, уровней сформированности личности).
Третью группу составляют исследования особенностей и специфики исследовательской и познавательной деятельности в индивидуально-личностном становлении студента: В.И.Андреев (диалектика перехода учебно-творческой деятельности студентов в научное творчество); Б.М.Кедров (о теории научного открытия); А.Ф.Лазурский (естественный эксперимент и его школьное применение); А.Р.Лопатин (создание ситуаций успеха в воспитательно-образовательной работе с подростками); Г.И.Щукина (педагогические проблемы формирования познавательных интересов).
К числу практических предпосылок решения проблемы формирования мировоззренческой культуры, относятся: принятие национальной доктрины и концепции модернизации российского образования до 2010 г., федеральной программы воспитания в системе образования России, разработка и утверждение стандартов высшего профессионального образования, нарастание инновационных процессов в образовании.
К сожалению, эти предпосылки не получили еще должного теоретического осмысления. В практике отечественного образования все более обнаруживаются противоречия между:
• потребностью общества в активных, инициативных, творчески мыслящих, социально адаптивных гражданах и выраженной дезадаптацией выпускников вузов в реалиях действительности;
• творческим характером учебно-исследовательской деятельности и репродуктивными методами обучения в массовой образовательной практике, приводящими к социокультурной дезориентации студентов;
• стремлением педагогов оказывать педагогическую поддержку в формирования мировоззренческой культуры студентов в процессе исследовательской деятельности и неразработанностью соответствующих дидактических условий.
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Формирование мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля».
Цель исследования - определение и научное обоснование педагогических условий и технологии формирования мировоззренческой культуры студентов вуза гуманитарного профиля.
Объект исследования — образовательный процесс в вузе гуманитарного профиля.
Предмет исследования — формирование мировоззренческой культуры студентов как неотъемлемой части их общей культуры.
Гипотеза исследования. Формирование мировоззренческой культуры студентов вуза гуманитарного профиля будет более эффективным, если:
• формирование мировоззренческой культуры является приоритетным направлением образовательного процесса и рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности мотивационно-целевого, эмоционально-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивного компонентов ;
• моделирование процесса формирования мировоззренческой культуры будет осуществляться на основе ведущих идей системного и синергетического подходов с опорой на дидактические принципы ( целеполагания, интеграции, функциональной полноты, минимизации, преемственности, профессиональной направленности, непрерывности, личностной ориентации) организации образовательного процесса в вузе гуманитарного профиля ;
• разработана и внедрена в образовательный процесс научно обоснованная технология формирования мировоззренческой культуры студенческой молодёжи ;
• разработан критериально-диагностический инструментарий, позволяющий оценивать эффективность предложенной модели и технологии формирования мировоззренческой культуры студентов.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить понятие «мировоззренческая культура» и проанализировать основные тенденции развития проблемы формирования мировоззренческой культуры личности в истории психолого-педагогической мысли.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективности формирования мировоззренческой культуры личности.
3. Определить критерии и уровни фсормированности мировоззренческой культуры студентов.
4. Спроектировать модель формирования мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля, на основе которой разработать и внедрить в образовательный процесс вуза технологию формирования мировоззренческой культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: целостный подход к изучению педагогического процесса (Н.М.Борытко , В. С. Ильин, В.В.Краевский, Н.К.Сергеев и др.) ; идеи личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательном процессе о путях взаимодействия педагогов и учащихся (Е.А.Крюкова, Е.В.Коротаева, В.В.Сериков, И.С.Якиманская ) ; положения о феномене человека в его личностных, субъектных проявлениях в поисках смыслов, целей (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.) ; современные теории личности и деятельности о проблемах формирования личности в психологии (А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы, моделирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы, педагогическое наблюдение за работой студентов и преподавателей, анализ результатов учебной и профессиональной деятельности студентов, педагогический эксперимент),математические методы обработки экспериментальных данных.
Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна исследования:
• уточнена сущность понятия «мировоззренческая культура» с позиции системного подхода, определяющего направленность личности на усвоение и критичное осмысление ценности знаний в целях ее самосовершенствования и учитывающего ее индивидуальность; определены его функции и структурные компоненты ;
• выявлены педагогические условия способствующие эффективному формированию мировоззренческой культуры личности ;
• разработана и научно обоснована модель формирования мировоззренческой культуры студентов; уточнены принципы организации образовательного процесса вуза гуманитарного профиля, способствующие формированию мировоззренческой культуры студентов ;
• разработано технологическое обеспечение процесса формирования мировоззренческой культуры студентов на основе изучения комплекса гуманитарных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования:
• конкретизировано понятие «мировоззренческая культура» применительно к студенческой среде, выявлена его психолого-педагогическая структура по критериям проявления духовно-нравственной зрелости личности, социальной и профессиональной компетентности в деятельности специалиста гуманитарного профиля;
• разработаны теоретические основы построения модели формирования мировоззренческой культуры студентов в условиях обучения в вузе гуманитарного профиля;
• сформулированы и опытно-экспериментальным путём проверены педагогические условия , которые приводят к более эффективному процессу формирования мировоззренческой культуры будущих специалистов гуманитарного профиля.
Диссертационное исследование вносит вклад в дальнейшее развитие теории целостного педагогического процесса в вузе, направленного на формирование мировоззренческой культуры студентов и может служить теоретической основой для выявления оптимальных условий, обеспечивающих успешное становление у студентов социокультурной направленности и активно-мировоззренческого саморазвития личности с позиций самостоятельной творческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• разработан и экспериментально проверен диагностический инструментарий определения уровней сформированности мировоззренческой культуры студентов;
• разработана и апробирована на практике гуманитарного вуза авторская программа дисциплины «Философия социальной работы» и её методическое сопровождение, которая обеспечивает рост мировоззренческой культуры и может использоваться в процессе подготовки специалистов.
Практическая ценность работы связана с возможностью использования разработанных методических рекомендаций и результатов исследования в учебно-воспитательной практике вузов. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для создания организационных, содержательных и методических основ конструирования учебно-воспитательного процесса учреждений по формированию мировоззренческой культуры студентов.
Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», филиал в г.Кисловодске.Всего в экспериментальное исследование было вовлечено 16 преподавателей и 305 студентов.
Исследование проводилось с 2003 по 2008 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (2003 — 2005 гг.) — поисково-теоретический : изучалась философская, социологическая, психолого-педагогическая и методическая литература; проводился ее сравнительный анализ, осуществлялось изучение передового опыта, соответствующего проблеме исследования, происходила первичная апробация дидактических средств, выполнялся констатирующий этап эксперимента, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и научный аппарат.
Второй этап (2006 — 2007 гг.) — экспериментальный : проводился формирующий этап эксперимента, в ходе которого осуществлялись проверка достоверности и научной обоснованности исследования и проверялись показатели технологичности процесса формирования мировоззренческой культуры студентов вуза гуманитарного профиля, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных фактов.
Третий этап (2007 — 2008 гг.) — завершающий : проводилась заключительная оценка всех данных, полученных в ходе экспериментальной работы, итоговая математическая обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сравнение с данными массового опыта, формирование выводов исследования, литературное оформление диссертации. Осуществлялся анализ складывающегося опыта, проводилась оценка эффективности процесса разработанной системы средств, корреляции системы, уточнялись выводы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на практические данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мировоззренческая культура-это многокомпонентное и интегративное личностного образование, неотъемлемое от общечеловеческой культуры и характеризующееся наличием достаточного запаса знаний, убеждений, навыков и норм деятельности, поведения в совокупности с опытом творческой деятельности. Структура мировоззренческой культуры личности представляет собой единство пяти компонентов : мотивационно-целевого, эмоционально-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивного ; функции мировоззренческой культуры : познавательная (направлена на приобщение индивида к духовно-социальным ценностям общества), ценностная (способствует превращению совокупности знаний в убеждения через деятельность, а также нравственно-ценностному самоопределению личности) , культурообра-зующая (направлена на сохранение,развитие культуры и саморазвитие личности), адаптивная( выражается в социальной активности личности, приспособлении индивида и повышении конкурентоспособности), интегратив-ная9проявлется во взаимосвязи со всеми компонентами общей культуры личности).
2. Комплекс педагогических условий ( структурирование содержания обучения по критериям развития мировоззренческой культуры студентов; установка на целостное мировосприятие, системное миропонимание и гибкое миро-отношение; личный опыт социокультурной деятельности студентов в гуманитарной сфере; ценностно-ориентированный диалог в учебной и внеучебной работе; контроль проявлений мировоззренческой культуры студентов по заданным критериям; поддержка и коррекция проявлений мировоззренческой культуры студентов), способствующих эффективному формированию мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля.
3.Критериями сформированности мировоззренческой культуры являются научно-теоретическая готовность; духовно-нравственная зрелость; поведенче-ско-волевая готовность; профессиональная компетентность; социальная компетентность, в соответствии с которыми выявлены уровни, характеризующие её степень у студентов : бессистемный (низкий), сознательный (средний), творческий ( высокий).
4.Структурно-функциональная модель формирования мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля представляет собой конструкцию, отражающую взаимосвязь следующих составляющих: компоненты мировоззренческой культуры студентов, этапы формирования мировоззренческой культуры, уровни ее сформированности, условия, обеспечивающие эффективность формирования мировоззренческой культуры студентов в вузе гуманитарного профиля, отражающие основные требования к педагогическому процессу и указывающие основные направления, обеспечивающие целостную организацию образовательного процесса в вузе и результат.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления автора на всероссийских и региональных научных, научно-практических и методических конференциях, совещаниях и семинарах: на кафедре общеобразовательных и гуманитарных дисциплин в Кисловодском филиале Российского государственного социального университета (2005 — 2007 гг.), в Волгоградской государственной академии физической культуры (2005, 2007 гг.), в Челябинском государственном университете (2007 г.). Материалы исследования используются в организации учебно-воспитательного процесса в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института, Южном Федеральном университете (филиал в г. Учкекен), Кисловодском филиале Российского государственного социального университета. Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 153 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031