Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Формирование культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов. Макаренко, Татьяна Семеновна бесплатно
11:15 PM
Скачать Формирование культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов. Макаренко, Татьяна Семеновна бесплатно
Формирование культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов

Диссертация

Автор: Макаренко, Татьяна Семеновна

Название: Формирование культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов

Справка: Макаренко, Татьяна Семеновна. Формирование культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов : диссертация кандидата педагогических наук : 05.25.03 Москва, 1984 261 c. : 61 85-13/758

Объем: 261 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические туры и методологические основы 20-100 20-70 изучения культуры чтения научной литера§I Развитие культуры чтения научной литературы за годы Советской власти §
2 Определение понятия "культура чтения научной литературы" Факторы, влияющие на развитие культуры чтения
Глава
II Основные результаты исследования культуры чтения научной литературы специалистов §I, Анализ данных социологического исследования культуры чтения научной литературы у специалистов §
2 Зависимость приемов чтения и работы с научной литературой от активности использования приемов мыслительной деятельности специалистов §3, Пути совершенствования библиотечного обслуживания специалистов на основе данных изучения культуры их чтения
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Акт:9адьнооть п р о б л е м ы Необходимость разработки проблем к;ульТ5ры чтения и ее воспитания вызвана программными задачами коммунистического строительства, особенностями социального и налчно-техяического прогресса, возрастающей ролью непрерывного образования. Воплощение в жизнь решений ХХП съезда КПСС, одиннадцатого пятилетнего плана развития страны во многом зависят от идейной зрелости, образованности советских людей, от их умения использовать весь арсенал современных научных знаний. Решения съезда, Постановления Ц К С о дальнейшем улучшении идеологической и полиК ПС тико-воспитательной работы (1979 г о библиотечном деле (1974 г и их реализация обусловливают постоянное и глубокое формирование умения самостоятельно приобретать знания. Еще ва Х У съезде говоХ рилось о том, что "В современных условиях, когда объем необходимых для человечества знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Тут нас ждет большая работа". (16.93). Одним из основных и важнейших элементов самостоятельного пополнения знаний является чтение, в организаций которого главное место отводится библиотеке. Нашу страну называют читающей страной: в пользовании литературой участвует 80-85 городского населения и 50-70/ сельского (398.120). Такой же интенсивный рост числа читателей характерен и для всех социалистических стран здесь, как свидетельствуют •Обобщенные средние данные, читателя? являются 70-80 взрослого населения, в то время как в развитых капиталистических странах распространенность чтения находится на з»ровне 30-35 (398). В cTpKTipe чтения специалистов науки и производства, ведущее место занимает научная литература, использование которой все интенсивнее приобретает массовый характер. Научная и прежде всего общественно-политичес1сая, естественно-научная, техническая и сельскохозяйственная литература, отражает развитие и достижения науки и техники в СССР и за рубежом, способствует повышению производительности и 1{ультуры труда, квалификации работников, внедрению новой техники в социалистическое производство. В нашей стране постоянно возрастает поток этой литературы. Так, только выпуск научно-технической литературы за 20 лет (I958-I978 ГГ.) по числу изданий увеличился в 4,4 раза, по тиражу в 3,3 раза (462.308), а за 1982 г. в нашей стране издано узкоспециальных научных книг и брошюр 7.803 печатных единицы,тиражом 29 208,3 тыс.экземпляров, в то же время производственной 12.812 печатных единиц тиражом 194 792,4 тыс. экземпляров 322.22-23). В этих условиях особенно острой становится проблема использования научной литературы, эффективного ее чтения специалистами, так как возможность специалиста быть на уровне требований современной науки и техники в значительной мере зависит от уровня культуры чтения, умения полно извлечь и использовать заложенную Б научной литературе информацию, К сожалению, как отмечается в ряде исследований, значительная часть специалистов не обладает необходимой кзльтурой чтения, эффективность чтения низкая (185, 186). "Нез1мен0е самостоятельно полз/чать новые знания из технической литераторы, соотвегствз/ющие реальным зюловиям практической работы, подчас приводит к TOMJ, ЧТО начинающие специалисты затрачивают творчесЕЗ/ю инициативу и довольствзюгся ролью посредственных исполнителей, которые могз/г быть полезны только при наличии старшего по возрасту и опытного рз1 ководигеля" (298.20). Подобное положение отрицательно сказывается как на производстве, так и на общем кзльгз/рно-техническом з/ровне специалистов. Между тем, в сфере науки сейчас работают более 4-х миллионов грудящихся нашей страны (82.24), среди которых 1,3 миллиона научных работников (364,6). Читательская аудитория научной литературы состоит из десятков миллионов работников промышленного, сельскохозяйственного производства, работников культуры и исвусства, сферы обслуживания. На конец 1979 года численность населения с высшим и средним полным и неполным) образованием составила 140 млн. человек (409.20), В наступившем П-ом пятилетии число квалифицированных рабочих со средним образованием возрастет на 12,5 миллиона человек, а специалистов с высшим и средним специальным образованием будет подготовлено 10 миллионов человек 17.134); Все это свидетельствует об актуальности выдвинутой в данном исследовании проблемы. Ц К С в 1974 году поручил министерствам и К ПС ведомствам, имеющим высшие и средние специальные учебные заведения, принять меры, обеспечивающие "овладение студентами и учащимися основами библиотечно-библиографических знаний" (15. 23). эта работа в настоящее время ставится повсеместно в ранг государственных задач страны. Над ней работают специалисты в области библиотековедения, библйографоведения,информатики, психологии, педагогики и других отраслей науки. В нее включилась широкая сеть библиотечнобиблиографических учреждений, осуществляющих ее специфическими средствами и ставших основными звеньями ее организации. Соответственно возрастает потребность в научной разработке проблем целенаправленного управления самостоятельной деятельностью специалистов науки и производства в чтении, выявления оптимального варианта библиотечных методов и средств, способствующих повышению уровня культуры чтения. Р а з р а б о т а н н о с т ь темы. Вопросы библиотечной работы по развитию у трудящихся 1ультуры чтения в целом и чтения научной литературы специалистами стали предметом широкого обсуждения и разработки с первых лет советской власти. Основополагающее значение при этом имели работы Б.И.Ленина, решения КПСС, статьи и выступления Н.К.Крупской по вопросам развития социалистической культуры и библиотечного дела в стране. Уже в первые годы Советской власти отмечалось, что в условиях нашей действительности лозунг "Книгу в массы!" осуществляется в полной мере только работой, которая бы содействовала тому, чтобы хорошая, нужная литература читалась этой массой, ч и т а л а с ь рационально" (201.51). Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что "умение самостоятельно, рационально читать и пользоваться библиотекой" необходимая основа читательской деятельности, что воспитание таких умений забота библиотек. В работах Н.К.Крупской содержатся много советов о том, как практически ставить эту работу. В советский период эта проблема получила определенное отражение в ряде опубликованных работ. Прежде всего, большой вклад в ее развитие внесли такие видные советские библиотековеды как В.А, Невский, И.А.Мохов, О.С. Чубарьян, А.Трубников, Н.С.Карташов, Ю.Н.Столяров, И.К.Кирпичева, Ю.С.Зубов, Т.Д. Полозова, В.Д.Стельмах, Н.Е.Добрынина, Ю.М.Тугов, И.П.Осипова. Значительный материал о работе библиотек в данном направлении содержится вах библиотек. Были также предприняты попытки дать психологическое обоснование чтения научной литературы и сделать выводы по методике библиотечного руководства им. В этом плане кифоров ой. Особая группа изданий посвящена методике чтения в целом и научной литературы в частности, к ним принадлежат работы И.Поваршша, А.П.Примаковского, Н.Е.Бахарева, Г.Г.Гецова, Н.А.Ковынева, А.К.Львова. Как видим, проблема чтения научной литературы трудящимися, в том числе специалистами, широко и многоаспектно освещалась в печати--. Вместе с тем, в настоящее время нет цельной научной работы, в которой были бы обобщены данные по изучению и формированию у специалистов культуры чтения научной литературы в условиях теки, Еще не сложились в полной мере теоретические основы сутствует приемлемое определение понятия библиои сиинтересны работы А.П.Нечаева, Д.А.Валики, Я.М.Шафира, Л.П.Доблаева, Л.И. Беляевой, 0.И.Нив отчетах и архистема библиотечной деятельности в этом направлении. К тому же от"культура чтения" в целом и "культура чтения научной литературы", в частности. Существенным недостатком разработок прошлых лет является и разрозненность психологических, соц,Л10логических, библиотековедческих гих аспектов проблемы без сведения их в единую опШШального, целостного воспитательного воздействия и друсистему в целях на читателей § I. I) См. специальный историографический очерк в главе I научной литературы, повышения эффективности ее чтения. Многие рекомендации и положения отдельных авторов требуют переосмысления в свете современных данных науковедения, библиотековеден о в и з н а состоит в том, что в дисния, психолого-педагогических наук. Н а у ч н а я сертации исследовано одно из малоразработанных направлений советского библиотековедения формирование культуры чтения научной литературы у специалистов. Уточняется понятие "культура чтения научной литературы", а таюке его аспекты библиотечно-библиографический, науковедческнй, педагогический, психологический, логический, лингвистический, организационно-гигиенический; впервые в полном объеме изучены знаний, умений факторы, влияющие на формирование культуры чтения научной литературы в условиях библиотек; определен комплекс и навыков, необходимых специалисту для эффективного чтения и рациональной работы с книгой; на основе всестороннего анализа существтощей библиотечной систеглы формирования культуры чтения научной литературы выявлены дальнейшей активизации. Объект человека. П р е д м е т исследования проявление и формцровалие в процессе исследования культура чтения в целом и обоснованы пути ее как средство всестороннего развития личности советского у специалистов культуры чтения наухшой литературы библиотечного обслуживания.Цель исследования заключается в выявлении с марктеоретических культуры чтения вопросов современного уровня систско-ленинских методологических позиций и практических научной литературы, а также основных направлений формирования у специалистов в условиях библиотеки культуры чтения научной литературы. Задачи литературы"; выявление основных v3TanoB развития культуры чтения научной литературы и факторов, влияющих на её формирование в современный период; изучение научных работников и специалистов производства как читателей, определение путей формирования у них культуры чтения научной литературы в условиях библиотеки; анализ и оптимизация традиционных и новых форм и методов библиотечной работы, применяегшк в процессе формирования у специалистов культуры чтения научной литературы,; ния выявление основных приемов чтения и работы с научной исследования: "культура чтения научной раскрытие сущности понятия литературой, а также закономерности и активности их применев процессе чтения специалистами читателями библиотек.М е т о д о л о г и ч е с к о й кой основами и т е о р е т и ч е с диссертации являются идеи основополояс- ников марксизма-ленинизма, а такнсе теоретические положения по вопросам кз!льтз1ры и воспитания, нашедшие свое отражение в решениях ХХУ1 съезда КПСС и Пленз1мов ЦК КПСС, Программе КПСС, Консгигз;ции Основном законе) СССР, в постановлениях партии и правительства по бйблиогечномз! дел5 и просвещению. Был использован широкий круг литературных источников по вопросам библиотековедения, педагогики, психологии, социологии и другим наукам. По вопросам развития культуры чтения в целом и научной литературы в частности, выявлено и изучено около 600 публикаций, осуществленных за годы Советской власти. В дополнение к этому, были использованы отдельные неопубликованные материалы, главны! образом, отчеты библиотек г Москвы. Исследование проводилось по разработанной нами программе и методике. Поставленные в диссертации задачи решаются на основе изучения особенностей чтения специалистами текстов научных книг и журналов, осуществляемого под влиянием и в целях совершенотвования библиотечного руководства чтением. Главное внимание уделено общим вопросам изучения культуры чтения научной литературы специалистов, занимающихся научныли исследованитш в НИИ, на производств е Специфика культуры чтения научной литературы по различны отраслт науки и техники автором не рассматривается, а делаются лишь отдельные замечания о такой специфике в ходе исследования II темы. Выбор специалистов науки и производства в качестве исследуемой категории читателей определен прежде всего потому, что сам характер трудовой деятельности научных, инженерно-технических работников особенно в период ускорения научно-технического прогресса таков, что в нем в наибольшей степени сконцентрированы интеллектуальные творческие процессы совокупного производственного труда (392.12). К категории специалистов относятся люди профессионально владеющие какой-ибо специальностью или обладающие специальными знаниями в какой-либо области науки, технике, искусстве, имеющие высшее или среднее специальное (по профилю работы) образование (396.500). Современная научно-техническая революция приводит к коренному изменению взаимосвязи науки и производства. Наука становится непосредственной производительной силой, а производство выступает "как технологическое применение науки" (1.206). Специфической чертой наших дней является непрерывный процесс образования и самообразования специалистов науки и производства, одним из важнейших элементов которого является чтение. В связи с этим, советскими библиотековедами и книговедагли ставится задача проникнуть в глубины читательского восприятия, изучить механизмы формирования читательских потребностей, измерить эффективность чтения" (подчеркнуто Т.М.) (390.15). Естественно, в этих условиях возникает потребность в более полном, оперативном и действенном восприятии информации из книг, статей, из всего массива опубликованной и неопубликованной документации. Исследование процессов восприятия научной информации позволит построить оптимальную систему их библиотечного обслуживания. Именно эта цель является главной для данного диссертационного исследования. В диссертации исследуется чтение научных работников, а также производственников, использующих научную книгу для целей НИР и организации производственных процессов в народном хозяйстве. Основной массив фактического, статистически значимого материала был собран в результате эмпирического исследования, проводившегося в группе специалистов читателей Государственной публичной научно-технической библиотеки СССР, Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А.Некрасова г. Москвы, технической библиотеки Московского специального конструкторского бюро (МСКБ). Ведущими методами прикладного исследования явились анкетирование, эксперимент, анализ документов и, как вспомогательный метод, наблюдение. В соответствии с программой исследования была составлена "Анкета индивидуального заполнения по изучению культуры чтения научной литературы специалистами науки и производства". (См. приложение). При определении основного содержания анкеты мы стремились твердо соблюдать некоторые обязательные условия, а именно: включать в анкету только вопросы, во-первых, обязательные для выполнения намеченной программы исследования; во-вторых, на которые нельзя найти ответ в имеющейся библиотечной документации; и, втретьих, на которые удобнее, рациональнее получить ответы именно этим методом. Данное экспериментальное исследование проводилось для выявления закономерностей применения приемов чтения и I В дальнейшем читателей специалистов науки и производства мы будем называть сокращенно "специалисты".работы с научной книгой. Была разработана и применена методика экспериментального исследования. Для осуществления программы исследования были; 1. Выбрана группа библиотек различных типов и, соответственно, группы читателей специалистов науки и производства в этих библиотеках. 2. Определен набор текстов для экспериментального выявления зависимости качества применения приемов чтения и работы с научной книгой, соответствующие программе исследования. 3. Составлены шкалы и вопросы-индикаторы к ним, позволяющие выявить по показателям экспертных оценок качество применения приемов чтения и работы с научной книгой. В ходе настоящего исследования осуществлялись лабораторные и массовые исследования. Лабораторное исследование проводилось на группе специалистов-читателей технической библиотеки Московского специального конструкторского бюро (МСКБ) в I977-I978 гг. (56 читателей) и Центральной городской публичной библиотеки им. Н.А.Некрасова г. Москвы (27 читателей) в 1980 г. Данное исследование позволило провести корректирование и редактирование методики исследования с целью применения ее в последующем массовом исследовании. Массовое исследование проводилось на базе Государственной публичной научно-технической библиотеки СССР (197 читателей) в 1980 г. В нашем исследовании применен метод непосредственного наблюдения. Наблюдение было кратковременным и направлено на те группы читателей, среди которых проводились анкетирование и эксперимент. Данные, полученные методом наблюдения, дополняли и уточняли те сведения, которые были получены при анкетировании и эксперименI) Таким образом, разработанная нами специальная методика позволила получить, на наш взгляд, репрезентативные, достоверные данные о культуре чтения научной литературы читателей-специалистов науки и производства и на С т р у к т у р а этой основе определить пути улучшения системы их библиотечного обслуживания. диссертации включает введение, две главы и заключение общим объемом 184 страницы основного текста. Логика изучения развития культуры чтения научной литературы в процессе библиотечного обслуживания специалистов предопределило в первую очередь разработку теоретических и методологических основ культуры чтения научной литературы. Б связи с этим первая глава посвящена рассмотрению культуры чтения научной литературы как сложного социально-исторического явления. Первый

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 202 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031