Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога : На примере обучения студентов психологов для работы с девиантными бесплатно
9:42 PM
Скачать Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога : На примере обучения студентов психологов для работы с девиантными бесплатно

Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога : На примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками

Диссертация

Автор: Дериглазова, Роза Борисовна

Название: Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога : На примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками

Справка: Дериглазова, Роза Борисовна. Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога : На примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ижевск, 2002 197 c. : 61 03-13/1287-5

Объем: 197 стр.

Информация: Ижевск, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Состояние разработанности проблемы 1 1 коммуникативной компетентности в философской, психолого-педагогической, социально-психологической литературе
12 Девиантное поведение как предмет 32 педагогического анализа
13 Место и роль коммуникативного компонента 67 в системе деятельности педагога психолога
14 Традиционные пути и методы формирования 80 коммуникативной компетентности у студентов-психологов
Выводы по первой главе
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
21 Формы коммуникативной подготовки студентов- 95 психологов к работе с девиантными подростками
22 Содержание экспериментальной программы 104 педагогической подготовки студентов психологов
23 Этапы и организация экспериментального 122 исследования
24 Результаты экспериментального исследования 141 Выводы по второй главе

Введение:

Ориентация на гуманизацию межличностных отношений, гуманизацию педагогического процесса, на установление субъект-субъектных взаимоотношений между его участниками определяет интерес самых разных представителей гуманитарного знания к проблеме коммуникативной компетентности, которая находится в поле зрения исследователей и остается актуальной не одно десятилетие.
Анализ научно-теоретической литературы по проблемам, связанным с коммуникацией, общением, коммуникативной компетентностью личности, позволяет судить о том, что структура, функции, генезис общения и отношений межличностного взаимодействия достаточно хорошо изучены и детально освещены в теоретических трудах философов (Л.П.Буева, М.С.Каган, Б.Д.Парыгин, В.М.Соковнин, и др.), психологов (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.В.Рыжов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, И.М.Юсупов, В.Я.Якунин и др.), социальных психологов (Е.С.Кузьмин, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская), педагогов (Н.В.Кузьмина, В.И.Гинецинский, Г.И.Михалевская, Г.С.Трофимова и др.), социальных педагогов (Б.З.Вульфов, Г.А.Кудрявцева, Ф.А.Мустаева, В.А.Фокин и др.).
Проблема коммуникативной компетентности исследовалась С.Л.Братченко, Ю.Н.Емельяновым, Г.А.Кудрявцевой, О.П.Санниковой, Г.С.Трофимовой, В.Д.Ширшовым и др. Определена структура коммуникативной компетентности, которая считается изоморфной структуре общения и состоит из трех компонентов: когнитивного, поведенческого и эмотивного, а также источники коммуникативной компетентности, которые условно подразделяют на субъективные ( психологическая установка на субъект-объектную или субъект-субъектную модель межличностных отношений; положительная мотивация; уровень культуры, обученности, воспитанности; жизненный и профессиональный опыт, опыт межличностного общения) и объективные ( социальную среду, условия социализации личности, учебно- воспитательный процесс в той или иной педагогической системе.)
Анализ теоретической литературы позволяет отметить, что коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности педагога- психолога в работе с девиантными детьми. Потребность в психологах, способных занять гуманную позицию по отношению к девиантным детям и реализовать свои профессиональные функции через корректно созданную систему общения, выдвигает в разряд актуальных проблему формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста, сегодняшнего студента. В современной педагогической деятельности существует ряд трудностей, которые связаны с противоречием между требованиями личностно-ориентированого образования и реальными профессиональными (прежде всего коммуникативными) возможностями педагога- психолога, между творческой природой педагогической деятельности - и массово- репродуктивным характером подготовки психологов, между осознанием студентом необходимости и значимости развития своей коммуникативной компетентности — и недостаточным опытом и уровнем его научных знаний по данному вопросу.
Необходимость формирования у студентов готовности к работе с девиантными подростками отражена во многих исследованиях (С.А.Андреев, Е.В.Прозорова, В.Н.Рязанцева, С.К.Эйюби). Однако, отдавая должное проделанной в этом направлении работе, мы должны констатировать недостаточную разработанность средств, путей и методов коммуникативной подготовки студентов психологов.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что студенты, сталкивающиеся на психолого-педагогической практике с проблемами девиантных подростков, проявляют теоретическую некомпетентность и низкий уровень сформированности практических навыков, не владеют конкретными технологиями взаимодействия.
В системе высшего образования специальная задача формирования коммуникативной компетентности будущего педагога- психолога для работы с девиантными подростками либо не ставится, либо решается частично в отдельных аспектах.
Анализ вышеуказанных противоречий позволил сформулировать проблему исследования: каковы методы и средства формирования коммуникативной компетентности студентов психологов. Из этого вытекает цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности педагога -психолога для работы с девиантными подростками в процессе его обучения в вузе.
Сложность проблемы заключается в том, что она интегрирует ряд аспектов:
• социальный - влияние объективных социально-политических процессов на деятельность психолога и его отношения с различными клиентами, вызывающее необходимость формирования коммуникативной компетентности у студентов в стенах вуза;
• психологический - формирование потребности будущего психолога в личностном росте, совершенствовании коммуникативных качеств и профессионального мастерства, обеспечение психологической грамотности работы с девиантными подростками;
• коммуникативный - развитие умения психолога строить общение на основе субъект- субъектных отношений, диалога, на способности расположить к себе, организовать эффективное общение;
• педагогический - раскрытие теоретических основ и условий профессионально-личностного развития коммуникативной компетентности специалиста в процессе его вузовской подготовки, выявление путей и средств такого развития, разработка методических рекомендаций, направленных на решение проблемы.
Исходя из важности и актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога (на примере обучения студентов психологов для работы с девиантными подростками ) ».
Объектом данного исследования является процесс обучения будущего педагога психолога в университете.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетентности студентов психологов для работы с девиантными подростками.
Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность понятия коммуникативная компетентность, его структуру и статус в понятийно-терминологической системе педагогики.
2. Разработать и внедрить модель процесса формирования коммуникативной компетентности студентов для работы с девиантными подростками в условиях традиционного обучения.
3. Обосновать процесс формирования коммуникативной компетентности будущего педагога -психолога и его специфику, определив пути коммуникативной подготовки студента для работы с девиантными подростками.
4. Провести экспериментальную проверку разработанных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности.
Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы: процесс формирования коммуникативной компетентности студентов психологов будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий:
•содержание этого процесса включает в себя совокупность развиваемых компонентов коммуникативной компетентности: личностного, когнитивного, эмоционального, поведенческого;
•процесс формирования коммуникативной компетентности студента психолога для работы с девиантными детьми дидактически обеспечен адекватными средствами: активными методами обучения, сценариями сюжетно-ролевых игр, специальными видеоматериалами;
•на успешность формирования коммуникативной компетентности влияет положительное отношение студента к работе с девиантными подростками;
•у студентов будет сформирована готовность к решению педагогических задач в рамках специально организованной программы психолого-педагогических практик.
Методологическую основу исследования составляют современные идеи диалектики общего, особенного и единичного при формировании коммуникативной компетентности; личностный (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович,
A.В.Мудрик, В.Н.Мясищев), деятельностный (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн) и задачный (Н.В.Кузьмина) подходы, понимание образовательного процесса как коммуникативного (А.А.Реан, Г.И.Михалевская,
B.А.Якунин), концепция формирования коммуникативной компетентности обучаемых (Г.С.Трофимова).
Опираясь на идею личностного и комплексного подхода к решению поставленных задач в ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретические: анализ научной литературы по педагогике, психологии и другим смежным областям знаний относительно исследуемой проблематики, системный подход.
2. Эмпирические: наблюдение значимых ситуаций, анкетирование студентов, педагогические беседы (индивидуальные и групповые), с преподавателями вуза, студентами и практикующими психологами школ, анализ результатов деятельности студентов, модифицированный вариант методики измерения педагогической коммуникативной компетентности Г.С.Трофимовой, методика по определению уровня эмпатии И.М.Юсупова.
3. Педагогический эксперимент.
4. Статистические - количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка экспериментальных данных.
Новизна исследования :
• В работе определены концептуальные положения формирования коммуникативной компетентности педагога- психолога в работе с девиантными подростками и предложена комплексная программа формирования их коммуникативной подготовки;
• Разработана и экспериментально проверена модель научно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности студентов, как способ осознанного понимания ими своих педагогических действий при взаимодействии девиантными подростками;
• Апробирована программа формирования коммуникативной компетентности, включающая три подструктуры: систему психолого-педагогических практик, спецкурсы, коммуникативный тренинг для работы с социально дезадаптивными детьми.
Теоретическая значимость работы:
Теоретически обоснован интегративный подход к решению коммуникативных проблем образования и содержания деятельности педагога-психолога. Это позволило рассмотреть во взаимосвязи проблемы, возникающие у педагога- психолога в работе с девиантными подростками; в работе уточнены представления о коммуникативной компетентности, определены место и роль коммуникативного компонента в системе педагогической деятельности психолога, определена специфика коммуникативной компетентности педагога-психолога в работе с девиантными подростками.
Практическая значимость исследования состоит в разработанности технологического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности в условиях традиционного обучения. Представленная модель позволяет проводить лекционные и семинарские занятия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров для различных педагогических систем, использованы психологами реабилитационных центров и школьными психологами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концептуальные положения формирования коммуникативной компетентности педагога- психолога для работы с девиантными подростками в соответствии с гуманистической парадигмой, которые рассматриваются в контексте субъект-субъектных отношений.
2. Модель содержания коммуникативной подготовки студентов, построенная на основе структурно-компонентного состава, направлена на осознание педагогических задач на основе знаний и конкретных технологий коммуникативного взаимодействия с девиантными подростками.
3. Авторская программа формирования коммуникативной компетентности оказывает положительное влияние на процесс формирования коммуникативной компетентности по личностному, содержательному и операциональному компонентам.
Базой исследования стал факультет психологии и педагогики Удмуртского государственного университета.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались проведением формирующего эксперимента в соответствии с целями и задачами исследования; использованием методов математической статистики. Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Материал изложен на 184 страницах, содержит 12 таблиц. Библиографический список

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031