Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 25 » Скачать Формирование институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике. Радославов, бесплатно
2:17 AM
Скачать Формирование институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике. Радославов, бесплатно

Формирование институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике

Диссертация

Автор: Радославов, Эдуард Мирославович

Название: Формирование институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике

Справка: Радославов, Эдуард Мирославович. Формирование институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 / Радославов Эдуард Мирославович; [Место защиты: Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева] Казань, 2007 211 c. : 61 07-8/4276

Объем: 211 стр.

Информация: Казань, 2007


Содержание:

Введение
1 Глава 1 Теоретико-методические основы исследования институтов социальной ответственности предпринимательского сообщества
11 Эволюция представлений о сущности и формах 15 реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса в рыночной экономике
12 Содержание и роль института корпоративной 72 ответственности бизнеса в рыночной экономике
13 Социальные инвестиции в системе социальной 101 ответственности предпринимательских структур
Глава 2 Направления развития институтов социальной 110 ответственности предпринимательского сообщества в современной российской экономике
21 Институты социальной инвестиционной активности 110 бизнеса и особенности их реализации в российской трансформационной экономике
22 Теоретические основы оценки эффективности 151 ^ социальных инвестиций
23 Факторы повышения социальной инвестиционной 173 активности бизнеса в современной российской экономике

Введение:

Актуальность темы исследования. Осуществляемые в России крупномасштабные структурные преобразования, поиск источников устойчивого экономического роста, ориентированного на достижение социального мира, благополучия граждан и реализацию долгосрочных интересов предпринимательского сообщества, активизация глобализационных процессов, требующих усиления информационной прозрачности деятельности предприятий и соблюдения единых норм и • стандартов предпринимательской деятельности, - все это обусловливает необходимость качественной трансформации взаимоотношений общества, институтов власти и бизнеса, предполагает приведение предпринимательской активности в соответствие с базовыми принципами социально ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности. Реализация этических норм поведения предпринимателей неизбежно влечет за собой повышение уровня и качества жизни населения, изменение отношения потребителя к социально ответственным корпорациям, обеспечит повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировых рынках и организацию эффективного взаимодействия бизнеса с социальной средой.
В настоящее время в российском обществе проявляется тенденция усиления социальной ответственности предпринимательских структур, что находит отражение в осознании прямой зависимости между финансовыми результатами деятельности предприятия и соблюдением принципов корпоративной этики, в принятии Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Социальной хартии российского бизнеса, в разработке социальных кодексов отдельных компаний, в представлении общественности корпоративных социальных отчетов и др. Для российского бизнеса на современном этапе его развития характерен переход от традиционной «хаотичной» модели благотворительности к социальному инвестированию. В 2006 году 213 российских компаний осуществляли более 350 социальных программ и проектов в сферах развития персонала и профессиональной подготовки, охраны здоровья и природоохранной деятельности, развития местного сообщества и внедрения корпоративной социальной отчетности1.
В то же время следует признать малочисленность компаний, идущих по пути корпоративного гражданства, что объясняется слабой разработанностью его принципов; отсутствием государственных и общественных институтов, деятельность которых была бы связана с координацией, контролем за деятельностью корпораций в рамках социальной ответственности перед всеми группами корпоративной аудитории, освещением (продвижением) социальной ответственности предприятий как в России, так и за рубежом, консультированием руководящих кадров по вопросам реализации социальных инвестиций; противоречивостью нормативных документов, определяющих содержание инвестиционной политики в данном направлении.
Эффективной реализации социальных инвестиций, основанных на неразрывности экономических принципов существования компании и ее ответственности перед обществом, в значительной степени мешает отсутствие глубоких разработок теоретико-методологических основ формирования и функционирования данного сектора отношений. В отечественной экономической науке отсутствует единая трактовка содержании корпоративного гражданства и форм его реализации, слабо изучена эволюция становления институтов ответственности, не разработаны этические индексы. Попытка переноса на российскую почву зарубежных принципов корпоративной социальной политики показывает, что без учета особенностей и традиций отечественной экономики такие
1 Данные Российской Ассоциации менеджеров. системы или не приживаются, или не дают ожидаемого быстрого решения проблем.
Настоятельная необходимость выработки эффективной государственной политики, направленной на формирование взаимной социальной ответственности корпораций и общества в условиях изменения ожиданий, адресованных бизнесу, увеличения требовательности со стороны потребителей, необходимости устойчивого роста макроэкономических показателей и обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на внутреннем и внешнем рынках обусловили актуальность данного исследования, предопределили его значимость в практическом и теоретическом аспектах.
Степень изученности проблемы. Основы концепции корпоративной социальной ответственности, или концепции корпоративного гражданства были заложены в западной экономической науке в середине XX века как реакция на растущие требования, предъявляемые к бизнесу общественностью. Однако начало исследованию этического фактора экономического развития было положено в трудах представителей классической школы политической экономии - А.Смита и Д.Рикардо, которые трактовали его как естественный закон, координирующий результаты своекорыстной деятельности экономических агентов в интересах общественного благосостояния. Ж.Симонд де Сисмонди впервые в научной литературе сформулировал проблему взаимоотношения общественного и частного интереса, а также проблему социальной ответственности работодателей.
В работах представителей неоклассического направления созданы необходимые предпосылки для включения принципов социальной ответственности бизнеса в научный анализ. Так, труды А.Маршалла, Ф.Найта и Г.Мюрдаля, посвященные вопросам методологии экономического анализа, представляют собой попытку утверждения системы ценностей исследователя в рамках научного анализа. Отдельные аспекты социальной ответственности в предпринимательской среде исследованы М.Фридманом и П.Хейне.
Исследование характера воздействия на экономические явления и процессы этических, религиозных, психологических и культурных факторов присуще системам взглядов представителей русской экономической мысли: С.Н.Булгакову, С.Л.Франку, М.И.Туган-Барановскому, В.Я.Железнову, И.М.Кулишеру, В.К.Дмитриеву и др.
Значительный вклад в процесс формирования концепции корпоративной социальной ответственности внесли представители институционализма - Т. Веблен, который в своих трудах рассматривал бизнес как особый фактор производства; К.Поланьи, который особое внимание уделял экзистенциальному аспекту и подчеркивал необходимость внедрения институтов, придающих рыночным процессам безопасный для общества характер; Дж.Р.Коммонс, который обосновал необходимость присутствия этических критериев в экономике. Проблема кризиса взаимного доверия во взаимосвязи с проблемой асимметричности информации рассматривалась в работах Дж.Стиглица, Б.Гринвальда, Б.Боссона, С.Маколэй.
Особое место в ряду современных отечественных публикаций по вопросу о деловой этике занимают работы, посвященные проблемам собственности. К таковым, в частности, относятся работы
Отдельные аспекты проблемы корпоративного гражданства представлены в трудах Л.И.Абалкина, А.Ф.Борисова, А.В.Бузгалина, Ф.М.Бурлацкого, А.Е. Бусыгина, А.А.Гагаева, Г.В.Горланова, А.П.Дубнова, Н.Ф.Дюдяева, Г.П.Журавлевой, П.А.Игнатовского, В.О.Исправникова,
A.М.Еремина, В.Я.Ельмеева, А.И.Колганова, Р.И.Капелюшникова, Н.Д.Колесова, В.В.Колесникова, В.В.Корнякова, В.В.Куликова,
B.Н.Лексина, Д.С.Львова. Н.П.Макаркина, Н.Я.Петракова, Н.П.Шмелева,
В.А.Пешехонова. Б.Н.Плышевского, М.Л.Портянко, А.Ф.Полякова, Н.В.Рыскина, В.Т.Рязанова, Ю.В.Сажина, В.Ф.Семенова, И.К.Смирнова, И.И.Столярова, В.Н.Черковца, К.А.Хубиева и др.
Вместе с тем, критический анализ указанных работ показывает, что среди отечественных и зарубежных ученых и практиков отсутствует единое понимание содержания и целей социальной ответственности бизнеса, проблемы деловой этики исследуются преимущественно во взаимосвязи с различными социально-экономическими явлениями и процессами, не являясь основным предметом изучения; не определена роль государства в становлении институтов ответственности предпринимательских структур перед обществом в трансформационной экономике и др. Все это делает необходимым проведение комплексного анализа этического фактора экономической деятельности и определения институциональных основ рассматриваемого феномена.
Целью диссертационной работы является анализ совокупности социально-экономических отношений между предпринимательскими структурами, их коллективами, деловыми партнерами, местными сообществами и обществом в целом по поводу эффективного использования результатов предпринимательской активности в соответствии с этическими, законодательными нормами и общественными ожиданиями, а также обоснование теоретических положений, позволяющих разработать практические рекомендации по формированию институтов их регулирования на современном этапе развития российской экономики.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Исследовать эволюцию взглядов на содержание этического фактора экономической деятельности, а также этапы становления институтов социальной ответственности бизнеса в экономической системе общества.
2. Определить содержание и особенности основных моделей корпоративной социальной ответственности и их влияние на приоритеты экономической политики государства.
3. Выявить сущность и особенности функционирования институтов корпоративного гражданства в российской трансформационной экономике;
4. Провести анализ источники и структуру социальных инвестиций как формы реализации корпоративной ответственности.
5. Разработать теоретические подходы к расчету индексов корпоративной социальной ответственности, адаптированных к российским условиям.
6. Обосновать необходимость государственного регулирования институтов социальной ответственности предпринимательских структур в российском сообществе на современном этапе его развития, исследовать формы и пределы государственного воздействия.
Предметом исследования выступают экономические отношения между предпринимательскими структурами и обществом.
Объектом исследования являются институциональные формы реализации экономических отношений между предпринимательскими структурами и обществом, а также методы их регулирования со стороны государства в условиях российской трансформационной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной, в первую очередь, институциональной экономической теории, труды представителей альтернативных отечественных и зарубежных экономических школ и направлений - сторонников синтеза этических и экономических ценностей в ' методологии экономической науки, разрабатывающих концепции устойчивого развития и принципы экономической политики государства.
Методологической основой исследования послужила материалистическая теория познания, включающая в себя диалектические принципы единства и различия формы и содержания, диалектики общего и частного, развития через противоречия, восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. В диссертационной работе наряду с общенаучными методами познания - системным, структурно-функциональным анализом, индукцией и дедукцией, группировкой, сравнением - обобщением использованы и частнонаучные: экономико-статистический, исторический. Теоретические аспекты, представленные в работе, имеют основой труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов по проблемам формирования институциональной среды предпринимательства, деловой этики и др.
Информационную базу диссертационной работы составляют сведения официальных федеральных и региональных статистических органов, зарубежных государств, данные Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации российских менеджеров и др. В ходе подготовки диссертационного исследования изучены законодательные и подзаконные акты Российской Федерации, в которых отражены принципы, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Новые научные результаты, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
1. Дано теоретико-методологическое обоснование эволюции представлений о сущности и роли этического фактора в социально-экономическом развитии как неформального института (неформального ограничения), структурирующего предпринимательские отношения, позволяющего в определенной степени преодолеть асимметричность информации, тем самым, уменьшая риск и неопределенность рыночного хозяйства. Обосновано, что особенности современных моделей корпоративной социальной ответственности определяются спецификой экономических и неэкономических (социальных, правовых, религиозных, исторических, культурологических, тендерных и др.) отношений, имманентных данному сообществу. При этом они отличаются степенью самостоятельности бизнеса и ролью формальных и неформальных институтов, нацеленных на согласование интересов, что находит отражение в обязательных требованиях к предпринимательству.
2. Выявлены противоречия в системе отношений корпоративной социальной ответственности: противоречия между менеджерами и собственниками (акционерами) компании, между производителями и потребителями (рост социальных инвестиций вызывает рост издержек и цены на продукцию), между предпринимательскими структурами и государством в лице фискальных органов, между работниками компании и малоимущими слоями населения, между группами получателей и распределителей социальных инвестиций и др.
3. Определены особенности формирующейся в российском сообществе социальной ответственности предпринимательских структур: ориентация на ближний круг стейкхолдеров - государство, собственников и сотрудников при отсутствии среди системных признаков местных сообществ, деловых партнеров, общественных объединений и др.; отсутствие долгосрочной программы социального инвестирования; преобладание в структуре социальных инвестиций расходов на развитие человеческого капитала компаний; отсутствие общепринятых стандартов публичной социальной отчетности компаний; участие в социально-экономическом развитии территорий своего присутствия; низкая эффективность правовых и социальных институтов, регулирующих процесс становления корпоративного гражданства, что вынуждает предпринимательский сектор отчасти замещать государство в социальной сфере и, как следствие, снижает его конкурентоспособность на мировом рынке и др.
4. Разработаны теоретико-методические подходы к определению показателей эффективности корпоративного поведения, которые основаны на выделении в системе социальной ответственности предпринимательских структур триады институтов (этико-правового института, институты мониторинга и институты благотворительности) и выявлении степени эффективности выполнения присущих им функций (ограничительной, контролирующей и филантропической).
5. Обосновано, что формой реализации корпоративной социальной ответственности в постиндустриальном обществе являются социальные инвестиции, т.е. материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства предпринимательских структур, которые направляются на выполнение социальных программ, разработанных с учетом противоречивых интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон и нацеленных на снижение социальных издержек.
6. Сформулирован методологический подход к выбору показателей эффективности социальных инвестиций, который исходят из выявления динамики социальных издержек; при этом социальные издержки трактуются как издержки обеспечения развития и совершенствования социально-институциональной матрицы экономики: человеческого потенциала, дохода государства, предпринимательского сообщества и отдельных граждан, объема социального капитала и социальной инфраструктуры.
7. Определены факторы активизации социальных инвестиций предпринимательского сообщества в современной российской экономике, в качестве которых выступают методы государственного регулирования экономики в сочетании с рыночными механизмами саморегуляции: введение единых правил управленческого и бухгалтерского учета, а также общепринятых стандартов публичной социальной отчетности; отказ от прямых и косвенных методов принуждения бизнеса к социальному инвестированию; эффективный контроль за выполнением всеми субъектами рынка социальных и иных обязательств, установленных законом; поддержка создания институтов гражданского общества с использованием прямых (законодательных) и косвенных (бюджетно-финансовых и денежно-кредитных) методов и др.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать:
• теоретико-методологической базой для дальнейшего исследования институтов корпоративного гражданства как фактора устойчивого экономического развития;
• исходной точкой при разработке государственных программ, направленных на поддержку институтов социальной ответственности российского предпринимательского сообщества;
• необходимыми для использования в учебном процессе в преподавании курсов «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Институциональная экономика», при разработке спецкурсов по проблемам предпринимательства и государственного регулирования экономки.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных, республиканских, межвузовских конференциях в 2006-2007 гг., в том числе на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономики. V Спиридоновские чтения» (Казань, 2007), межвузовской научно-практической конференции «Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики» (Казань, 2007) и др. Автором опубликовано 6 печатных работ, общим объемом 2,3 п.л., в том числе статья в журнале «Экономические науки», входящем в перечень рекомендуемых ВАК России изданий для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения, библиографии, включающей 160 наименований, и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 180 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30